Общественная независимая газета в защиту культуры. Основана в октябре 2001 года в г. Владивостоке |
НЕБЕСНАЯ БЛАГОДАТЬ… |
Фото К. Павленко |
25 и 27 декабря 2005 г. в лютеранской кирхе звучала Рождественская оратория И.С. Баха.
Уникальность этого исполнения в том, что оно продолжает баховскую традицию. Дух, обстановка, акустика именно лютеранской церкви вдохновили в своё время великого немецкого композитора. Известно, что все три оратории, как и большинство кантатно-ораториальных произведений, Бах создал в бытность кантором Томаскирхе в Лейпциге – для нужд протестантского богослужения.
Рождественская оратория – самая масштабная; в ней шесть частей-кантат (каждая длится около 30 минут), в общей сложности 64 номера. Строится она в соответствии со старинным церковным обычаем, когда Рождественские праздники составляли “большой цикл”, а службы шли шесть дней. Каждому дню праздничных действ соответствует своя небольшая кантата из хоров, речитативов и сольных ариозных номеров.
Бах исполнил их впервые в конце декабря – начале января 1734-1735 гг.; части с первой по третью – в три дня Рождества, 25, 26 и 27 декабря; четвёртую – 1 января, в первый день нового года; пятую – в первое воскресенье нового года, 2 января; последнюю – 6 января, в праздник Богоявления, соответствующий православному празднику Крещения. Если сравнивать ораторию с баховскими же более ранними рождественскими кантатами, то становится очевидно, что каждая из её частей превосходит кантаты по масштабам. Протяжённость Рождественской оратории, Пассионов по Иоанну и по Матфею, явно превышающая обычные нормы и потребности протестантской литургии, объясняется тем, что Бах хотел соответствовать масштабу грандиозного события, которому посвящалось произведение.
И вот впервые во Владивостоке прозвучала большая часть “Рождественской оратории” – 36 номеров, более полутора часов музыки! Это полностью, без купюр, 1, 2 и 3 части, предназначавшиеся композитором для собственно рождественских дней, и торжественно-ликующий хор №43 из 5-й части “Ehre sei dir, Gott”. Три первые части, исполняющиеся в первые три дня праздника, объединены сюжетно, музыкально и замкнуты тонально: крайние, торжественные по характеру, написаны в Ре мажоре, средняя – пасторальная – в Соль мажоре. Именно эти три части в современной концертной практике нередко звучат подряд, в один вечер.
Во времена Баха его вокально-инструментальные сочинения исполнялись хором учеников кантората. Из учащихся – мальчиков и юношей от 10 до 18-20 лет – составлялись хоровые ансамбли по 12-14 человек, внутри которых выделялись солисты. В особых случаях к исполнению привлекались бывшие ученики, профессиональные музыканты или студенты университета.
Хор мальчиков господствовал в литургической практике Германии вплоть до последней четверти XVIII века, но его постепенно вытеснил смешанный хор, существовавший параллельно уже с начала столетия. Вначале женщины исполняли солирующие партии, затем вошли в состав хора. Таким образом, сегодня кантатно-ораториальные сочинения Баха исполняются как хором мальчиков, так и смешанными коллективами.
Состав, который представил нам Рождественскую ораторию в лютеранской кирхе, количественно и качественно следует традиции: небольшой смешанный хор церкви Св. Павла и инструментальный ансамбль, где представлены практически все группы инструментов баховского оркестра – струнные, духовые, клавишные: А. Боргардт, А. Зверева, Т. Кузнецова и О. Темирбаева (скрипки), А. Дека и А. Петрова (альты), Т. Ерёмина (виолончель), С. Новицкая и Г. Колпакова (гобои), Е. Пащенко (флейта), А. Лукаш (труба), Л. Кузина (фортепиано). Солисты – участники хора: С. Борисевич (сопрано), И. Валл (тенор), Ю. Иванов (тенор), М. Брокман (бас) и артистка краевой филармонии Е. Морозова (меццо-сопрано). Художественный руководитель и дирижёр – Т. Кирилович. Конечно, среди этих инструментов не хватает органа, но пастор М. Брокман уверяет, что вскоре он будет установлен.
Рождественская оратория исполняется этим коллективом несколько лет. Вначале были отдельные фрагменты, их становилось всё больше – и вот наконец удалось воссоздать целостную картину грандиозного творения великого мастера. В качестве солистов до сих пор выступали приглашённые певцы. На этот раз для хористов С. Борисевич и И. Валла это был дебют, который, по общему мнению, оказался более чем удачным. Кстати, многие участники концерта серьёзно интересуются немецкой культурой, музыкой, изучают язык; это позитивно влияет на результат, создаёт ощущение непосредственности и аутентичности.
Ирина ГРЕБНЕВА, музыковед, преподаватель ДВГАИ.