Общественная независимая газета в защиту культуры. Основана в октябре 2001 года в г. Владивостоке

“…ЗОЛОТОЕ ТЕЧЕНИЕ ВЛЕЧЁТ ЛАДЬЮ”


Статуя Будды

Не раз мы слышали высказывание “жизнь – мудрая штука”. Возможно, кто-то из нас сам это повторял. А в чём её мудрость? Сразу и не ответишь… Разве что стоит попытаться отыскать ответ в “архивах” истории, в примерах жизни великих мира сего.

Учение Гаутамы Будды, Гаутамы Благословенного… Ведь, по большому счёту, это не учение, а образ жизни, который, если следовать ему, сделает человека свободным от страданий, приведёт к счастью. Учение Будды правдиво – потому-то и поверили ему, пошли за ним – этот человек всей своей жизнью доказал состоятельность выдвигаемых им идей. И мы тоже можем легко проверить его постулаты, применив их для себя.

Главная суть этого Учения, так сказать, “ключик” к нему — это стремление учиться у самой жизни, видеть в ней путеводный маяк, что посылает спасительные сигналы.

“ТАКОВА ДАННОСТЬ ВЕЩЕЙ”

Одна из главных идей Учения Будды – воспринимать неприятности и беды как данность.

Предположим, вы заболели. У вас сильно болит голова. Принимайте это как данность тела – спокойно, не конфликтуя с болезнью. А приняв, согласившись с фактом, оставьте свой недуг в покое, постарайтесь забыть о нём, мысленно переключитесь на что-то другое. Что тогда будет происходить?..

Всё дело в том, что когда человек борется с чем-то, его энергия тратится попусту, рассеивается: часть её идёт на подпитку этой проблемы (вы же постоянно думаете о ней), а другая часть тратится на борьбу. Таким образом, возникает конфликт, разверзается пропасть… Но когда принимаете факт боли: “Да, болит. Ну и пусть болит!”, перестаёте жаловаться и страдать, вы объединяете свои внутренние силы, перебрасываете “мостик через пропасть”. В результате освобождается много энергии – она излечивает вас. Не таблетки и уколы (они лишь подспорье) – но включаются собственные резервные силы организма. Стоит лишь сказать себе слова: “Такова данность вещей” и хорошо прочувствовать их.

Эта формула работает очень глубоко, и с её помощью можно победить любой недуг – телесный, психологический, умственный, духовный. Приняв идею, вы оказываетесь как бы над ней, вне её, выходите на более высокий уровень. И само это состояние становится источником исцеления. Вы больше не страдаете – проблема исчезла, потому что она была не в факте, а в неспособности его принять. Вам бы хотелось, чтобы жизнь сама подстроилась под ваши желания. Ан нет! Не жизнь следует за человеком, а человек за жизнью.

Чтобы слышать жизнь, надо идею данности впитать в себя, в своё сознание, тогда всё ваше существование станет гармоничной данностью. Приняв реальность, как она есть, вы делаете свою жизнь счастливее – никто и ничто не может причинить вам страдания.

Полное удовлетворение (притча)

В парикмахерскую пришёл человек с тремя волосами на лысине и попросил помыть ему голову и сделать укладку. Парикмахер принялся за работу, и тут, когда он заканчивал, один волос выпал.

Мастеру стало неудобно, но клиент сказал:

— Ну и что? Похоже, мне придётся сделать пробор посередине!

Парикмахер осторожно зачесал один волос на правую сторону и уже принялся за другой, однако и он выпал. Мужчина воспринял всё спокойно:

— Что ж! Теперь, видимо, придётся ходить с неопрятной причёской.

Это и есть полное принятие реальности. А человек, который всегда находит способ оставаться довольным, постигает внутреннюю сущность вещей, видит всё насквозь. Постигает мудрость жизни.

СРЕДНИЙ ПУТЬ

Гаутама Будда первым сказал: “быть посередине”. Что это такое?

А это значит — “Ни прибой, ни отлив – а золотое течение влечёт ладью”… Золотое течение – стремнина потока жизни, самая его середина. “Прибой” и “отлив” — это метания человека, крайности в его поведении. Проще говоря, человек, снедаемый эгоизмом, самолюбием, стремится перехитрить жизнь, взять от неё всё, что считает нужным (глупый, ему кажется, что такое возможно). В надежде удовлетворить свои желания люди делают выбор сообразно своим поверхностным представлениям о богатстве, счастье, любви. Но в них нет правды жизни, потому и страдаем от порождённых нами же предрассудков и кривотолков. Все эти действия и желания оказываются заводящими в тупик крайностями – правыми, левыми ли – нет разницы.

Но как встать на “срединный” путь? Жизнь удивительно мудро сама подсказывает, посылает знаки, вехи. Иногда она так больно бьёт за нерадивость, за лень, за чрезмерную любовь к удовольствиям, но слепец продолжает уныло тащиться по своей жизненной колее, не замечая очевидных “подсказок”, которые подбрасывает ему мудрость бытия.

Жизнь можно сравнить со струнным инструментом. Слишком большое напряжение струн убивает музыку, слишком слабое – не позволяет ей родиться. Струны жизни нужно держать в правильном натяжении. А крайности – чрезмерные чувственные страсти, или озлобленность, осуждение и т.д. – лишь расстраивают инструмент.

Это удачное сравнение жизни с музыкальным инструментом привёл Гаутама Будда. Он по сути дела был одним из величайших психологов, которых знал мир. И был в “золотой середине” на протяжении всей своей жизни – всегда следовал мудрости золотого течения, а оно влекло его “ладью” к постижению Истины и освобождению духа от пут материальности.

“ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС”

Ещё одно средство освободиться от страданий, от дискомфорта обстоятельств – принять на вооружение формулу “здесь и сейчас”.

Вот пример из жизни Благословенного. Как-то он шёл с учениками, они о чём-то оживлённо разговаривали.

Тут муха села на голову Будды, и он непроизвольно согнал её, продолжая беседу. Вдруг замолчал, остановился и сделал движение рукой, как бы прогоняя надоедливое насекомое. Ученики удивились:

— Учитель, но ведь муха уже улетела…

Благословенный ответил:

— Надо всегда следить за собой, чтобы всё делать осознанно.

Как раз формула “здесь и сейчас” призывает к осознанности человеком своих действий, мыслей и желаний. Допустим, вы не любите мыть полы, но надо, а вам в этот момент хочется смотреть интересный фильм по видеомагнитофону. Тогда вы, предвкушая наслаждение от просмотра фильма, механически делаете уборку, тем самым “стираете” из памяти и реальности неприятный вам процесс наведения чистоты в квартире. Вы насильно вторгаетесь в будущее, вычёркивая себя из настоящего, — в итоге создаёте конфликтную ситуацию с жизнью и, как следствие, причиняете себе страдания. Постарайтесь осознавать себя “здесь и сейчас” всегда, полнокровно проживая каждое мгновение настоящего, пробуя его на “вкус”, и вы убедитесь, что этот вкус довольно приятный. Тогда любые неприятные моменты действительности перестанут быть бременем и обузой, если ещё к тому же вы попытаетесь понять, на что намекает вам жизнь…

Уместно идеи буддизма сравнить с даосизмом. В нём есть понятие увэй (“недеяние”) – оно означает следование естественным законам и ненарушение их своей волей. Увэй – это не полное бездействие, а скорее действие особого рода, когда поступки человека соотнесены с законами Природы и естественной необходимостью.

ПРИНИМАТЬ “ПОДАРКИ”…

Многие из нас очень часто страдают от грубости и хамства отдельных людей. Подобные личности встречаются, можно сказать, повсюду. Мы ведь живём в мире несовершенном – это факт. Не можем запереться в квартире и никого не видеть – тоже факт. Ну и как мы обычно реагируем на грубость? Высказываем невеже, причём очень откровенно, что о нём думаем. А давайте поучимся у Будды.

Однажды он с учениками пришёл в деревню. Жители встретили Благословенного бранью и злобными насмешками. Каждый из них изголялся, как мог, пытаясь перещеголять другого. Будда спокойно ждал, когда потоки злословия иссякнут, и вёл себя так, как будто ему говорили приятные вещи. Потом обратился к хулителям:

— Мы сейчас были в соседней деревне, и жители встретили нас приглашением вкусно покушать. Но так как я ем всего один раз в день и к тому времени уже поел, то отказался от подношений. Как вы думаете, что сделали жители той деревни с кушаньями, от которых мы отказались?

Ответ был:

— Наверное, забрали себе домой или раздали своим соседям.

Будда сказал:

— Мне это очень печально слышать. Что же вы теперь будете делать? Потому что я не принимаю ваших “даров” так же, как я не принял их в той деревне. Если я не приму вашу непристойную брань, гадкие и грязные слова, что вы сделаете? Что вы будете делать со всем этим мусором, которым встретили меня? Вам придётся забрать его назад домой к своим жёнам, детям, соседям. Вам придётся раздать его, потому что я отказываюсь принять ваш “дар”. Вы не можете разозлить меня – если только я не приму ваши ненависть и унижение.

Царевич Гаутама уже к тому времени стал Благословенным, ему открылся смысл жизни. Он знал, что оскорбитель, пытаясь унизить другого человека, выявляет свою проблему. “Мусор” в нём самом, а окружающим нет до него никакого дела – мы можем попросту послушать и спокойно двигаться дальше своей дорогой. Встреча с таким человеком – что-то вроде проверки на наличие “мусора” в нас самих. Если наше эмоциональное “поле” не замутнилось, значит, мы (как когда-то Будда) не приняли в душу “грязь” встречного грубияна.

ЧТО ЕСТЬ ЖЕЛАНИЕ?

Всякое желание есть надежда. Желание всегда опережает нас. Оно – в будущем.

Но бывает желание возвышенное, благородное – это мечта. А надежды – меркантильные, суетные – это мечтания о собственности, богатстве, об удовлетворении чувственных наслаждений. Желание такое ненасытно, оно не может быть осуществлено, потому что по своей природе должно оставаться неосуществлённым и переноситься в будущее. Оно всегда где-то на горизонте. И здесь можно привести массу примеров ненасытности желания…

Вы можете бежать к горизонту сколько угодно, но никогда его не достигнете. Дистанция сохраняется.

И Будда говорил:

— Оставьте надежду, оставьте желание.

Забыв о ненасытных надеждах и желаниях, вы окажетесь “здесь”. Избавившись от желаний, вы сможете достичь совершенства. Желания – великие обманщики. Они – источники бесконечных страданий. Но стоит постичь природу желания, и вы вырветесь из западни лишь материальных представлений о жизни, получите духовную свободу.

И вот ещё что: стоит присмотреться, и вы убедитесь – жизнь очень справедлива и сама даёт то, что вам необходимо, что заслужили, она вознаграждает, жалеет и… наказывает по делу.

Мы размышляли здесь о мудрости жизни, бытия. Но не сказали о том, что жизнь человека – это дар ему Свыше. Дар драгоценный! И Тот, Кто подарил, — Ему не безразлично, каким образом этот дар расходуется: по назначению или нет…

“Река” жизни течёт, люди барахтаются в ней… Поток бытия представляется живой, мудрой, мыслящей реальностью. Из её глубин исходят отчётливые сигналы, цель которых – удержать человечество на “золотой” стремнине, чтобы его не отнесло в мертвящий покой “болота” или не засосал суетными и разгульными страстями губительный “водоворот”…

Ольга АЛЁШИНА.

По книге Ошо “Будда. Его жизнь и Учение”.


Вы просматриваете АРХИВ сайта. Актуальная версия сайта находится по адресу www.svetgrad.ru
© 2006-2008 "Светоград"