Общественная независимая газета в защиту культуры. Основана в октябре 2001 года в г. Владивостоке

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ТЕОСОФИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА ВО ВЛАДИВОСТОКЕ

К 175-летию со дня рождения
Елены Петровны Блаватской,
основательницы теософского движения в мире

В 1920 году во Владивостоке было организовано Теософическое общество, которое размещалось в доме №14, кв. 9 по ул. Набережной. Здесь собирались интересующиеся духовными науками люди, брали в бесплатной библиотеке книги, слушали лекции членов ТО. В частности, профессор Е.Н. Скаредов читал в своё время лекцию на такую интересную тему, как “Корни большевизма с точки зрения индийских йогов”. (К сожалению, до нас дошло только название лекции.)

Владивостокские теософы выпускали журнал “Новые мысли, новые пути” под девизом “В доме Отца моего обителей много”. Печатались в нём и статьи дальневосточных теософов.

…Через некоторое время по всем нам известным причинам последний оплот теософии в России прекратил своё существование. В архиве г. Владивостока сохранилось четыре номера журнала “Новые мысли, новые пути”: №№ 7, 8, 9 (в одной обложке) за 1920 г. и №11, №12, №13 за 1922 г. В журнале №12’1922 дан обзор деятельности ТО за 1920-1921 годы. Ниже он приводится в сокращённом варианте.

Обзор деятельности Теософического общества
во Владивостоке за 1920-1921 годы

Кружок лиц, уже давно интересовавшихся теософией и распространявших её учение, организовал в августе 1920 г. во Владивостоке Теософическое общество. Устав общества был утверждён Владивостокским Окружным Судом 12 ноября 1920 года. Первый Президиум общества состоял из профессора Е.Н. Скаредова, А.М. Миндалевич, Е.Г. Зариной, В.Я. Спекторского, д-ра М.Д. Твёрдого и постоянного секретаря общества Е.Ф. Масленникова.

Работа общества быстро завоевала симпатии приморцев и привлекла к себе довольно большой круг членов и слушателей. Имея в своём распоряжении в центре города уютное помещение с библиотекой и лекционной комнатой, Теософическое общество организовывало циклы лекций по всем вопросам религиозно-философского и научного характера.

Несмотря на оторванность Владивостока от книжных центров России, обществу удалось собрать довольно большую и ценную библиотеку (в несколько сот томов). В журналах №№7, 8, 9 приведён перечень книг, имевшихся тогда в библиотеке.

Подтвердились сведения из центра России о разрушении там теософского движения. Весь Дальний Восток оказался в этом плане в полной изоляции. Тогда Владивостокское ТО постановило: временно, до соединения с центральными теософскими организациями, принять на себя обязанности Генерального Общества, возложив на своего секретаря Е.Ф. Масленникова почётную обязанность установить от имени общества тесную связь со всеми зарубежными Теософскими центрами (также организацию филиалов общества в близлежащих районах).

Председательница Международного Теософского Общества Анни Безант в своём журнале “Теософист”, издаваемом в Адьяре (Индия), с удовольствием отметила как приятный для неё сюрприз возникновение и рост молодого общества во Владивостоке и выразила уверенность в его будущих успехах. Также дружеские отношения завязались с Лондоном и Шанхаем, причём оттуда на берега Тихого океана стала поступать теософская литература. Подотделы общества возникли в русских колониях не только Шанхая, но в Пекине, Таньцзине, Ханькоу, Харбине, а ещё в г. Никольске-Уссурийском, ст. Пограничная. Росли симпатии к Владивостокскому обществу в среде населения края.

Ежедневно приходили на ул. Набережную, 14 люди, увидевшие в теософии Свет Истины, приходили то поменять книги и получить разъяснения, то прислушаться к тому, что читается здесь для широкой публики по средам, или поучаствовать в общей беседе, как это всегда бывало по субботам. Обычно начинались мероприятия вечером, в 17.00.

И многие выражали благодарность устно и в письмах на имя ТО и просили новых и новых книг, и с нетерпением ждали появления свежих сборников – такие письма присылались в общество со всего громадного пространства от Камчатки до Пекина… Так, в журналах №12 и №13 в разделе “Теософическое движение в области” напечатаны письма, приходившие в адрес Владивостокского ТО Среди них есть три письма Б.Н. Абрамова и два письма А. Каменской (приведены ниже в сокращении).

…С радостью увидела ваш журнал, пересланный мне г. Гаррисоном. Конечно, вы можете вполне пользоваться материалом “Вестника Теософии” и наших сборников и книг... Когда у нас в Западной России литературная деятельность совершенно замерла, хорошо, что она возродилась в Восточной Окраине и что вы её продолжаете, вдохновляясь тем же идеалом братства и служения.
Бог в помощь, дорогие далекие братья!

А. КАМЕНСКАЯ (Alba).
(Из журнала №12).

…Шлю самый душевный привет Т.О. во Владивостоке. Спасибо за обещание присылать теософ. литературу, а также за предложение и готовность помочь. Как русские беженцы, мы с Ц.Л. Гельмбольдт, моей преданной сотрудницей (председ. Ордена Служения в России), конечно, живём как птицы небесные, но до сих пор Карма всегда чудесно приходила нам на помощь. Со своей стороны мы здесь организуем отправку посылок нашим братьям русским. Было радостно собрать на 14 посылок к Пасхе.
Всего светлого и доброго!
Шлю вам мысли света, мира и любви.

А. КАМЕНСКАЯ,
г. Женева, 5 апреля 1922 г.
(Из журнала №13.)

НОВОМУ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ – НОВЫЕ ЗАПОВЕДИ

1. ...Знай, что ты Вечный Дух – Искра Божественного Пламени, Дитя Божие.

2. Не думай, что Бог где-то далеко в небе, нет – Он внутри тебя. Он ближе к тебе, чем самый близкий Друг твой, Он и есть самый близкий и Высочайший Друг твой, который любит тебя так, как ты не можешь себе и представить.

3. Отвечай Ему на эту великую любовь такою же любовью и преданностью – и ты станешь подобен Ему, ибо Он есть твоё Высшее Я, ты сам – часть Его.

4. Не забывай, что ты Божественного происхождения и не унижай Бога в себе, а сердцем, мыслью и делом стремись подняться до Него.

5. Не презирай твоего тела и не попадай в рабство к нему. Оно орудие твоего Духа и должно быть в полной исправности и готовности к службе: сильным, здоровым, покорным.

6. Не думай, что ты – отдельное, нет, ты – часть Единой Божественной жизни, одушевляющей всю Вселенную. Поэтому уважай Единую Жизнь в самых малых её проявлениях и относись к ним с любовью, ибо все существа – братья твои.

7. Не думай, что ты нечто отдельное от другого человека, не думай, что ты выше и святее его, не отворачивайся с отвращением от человека, который кажется тебе дурным: он – это ты, ибо все люди – одно. Святость или грех каждого – есть святость или грех всех.

8. Не предавайся самообольщению, что, оставаясь и действуя одиноко и обособленно, ты сможешь улучшить своё положение. Нет, прочный успех можно получить, лишь работая для общего блага. Тогда твоё положение улучшится само собой.

9. Не думай, что другие люди ненавидят тебя и желают тебе зла, а смотри на них ласково и дружелюбно, ибо они братья твои, и не только братья твои, а ты сам.

10. Бог есть Творец и неустанно трудится, ты должен подражать своему Отцу: исполняй твоё дело лучше, чем оно исполнялось прежде, вложи в него своё творчество. Тогда ты будешь сотрудником своего Божественного Отца и одним из творцов Нового Мира.

Проф. Е.Н. СКАРЕДОВ.
(Из журнала №12).

К РУССКОМУ НАРОДУ

О, ты, народ безгласный, тёмный,
Гонимый вечно роком злым,
В нужде униженный, голодный,
И нет числа скорбям твоим.
Покайся с верой, со слезами,
Прости обиды всей душой…
ОН Истины святой лучами
Разгонит мрак душевный твой.
Ты будешь сыт земли плодами,
Обрящешь радость и покой.
А гордецы друг друга сами
Сотрут с поверхности земной.

П. ХУДЯКОВ, теософ
г. Владивостока.
(Из журнала №12).

Материал подготовлен ТО г. Владивостока, 2006 г.


Вы просматриваете АРХИВ сайта. Актуальная версия сайта находится по адресу www.svetgrad.ru
© 2006-2008 "Светоград"