Общественная независимая газета в защиту культуры. Основана в октябре 2001 года в г. Владивостоке

ЧАСТИЦА ТВОЕГО ВНУТРЕННЕГО МИРА

Худ. по металлу В. Ефименко.
Памятник корабельному коту

В самый разгар нынешнего лета во Владивостоке, в двух залах Дома художника, проходила необычная выставка под названием “Город, море. Ветер, парус”. По традиции посвящённая дню рождения Владивостока, она стала первой в серии выставок под общим названием “Гармония среды”.

Её участники, а их было более 50, экспонировали свои работы, созданные в различных жанрах – это монументально-декоративная живопись и декоративно-прикладное искусство, а также архитектурные и дизайн-проекты. Побывавшие на выставке корреспонденты “Светограда” встретились с одним из её организаторов – Владимиром Фёдоровичем Косенко. Так как главная идея и тема экспозиции заключена в ключевом слове – гармония, мы решили не ограничиваться одной беседой и продолжить наш разговор с организаторами и участниками выставки в других номерах газеты. А сегодня мы публикуем первое интервью из этой серии. С художником Владимиром КОСЕНКО беседует Галина ЯКУНИНА.

Г.Я. Основная задача выставки, как я поняла, – привлечь внимание горожан к малым пластическим формам, способным изменить облик города в лучшую сторону.

В.К. Да, вы правы. Мы уже делали раньше выставку прикладного искусства, где выставлялись произведения из керамики, дерева, мозаики. А сегодня попытались показать, как произведения, выполненные художниками, становятся органичной частью городского и интерьерного дизайна, что в настоящее время бывает, к сожалению, очень редко.

Союз художников и дизайнеров в современном городе, на мой взгляд, совершенно необходим. Именно профессионалы способны создать в городе гармоничную среду и придать ему неповторимое лицо. Человек в таком месте и сам невольно гармонизируется, становится совершенно другим. Более того, художник, опираясь на свои знания, опыт и новые технологии, способен создать, скажем, в кабинете психотерапии больницы рыбаков, такой интерьер, который заставит пациентов стационара забыть о своей болезни, поскольку искусство, как это давно доказано, обладает явственно выраженным терапевтическим эффектом. Или, допустим, вот этот гобелен. Он создавался для определённого человека, с учётом его положительных качеств.

Г. Добрынина. Тотем Владивостока

Г.Я. Как талисман, который заряжается индивидуально?

В.К. Да, именно так. Сейчас в корне меняется подход к произведениям искусства, к роли художника. Мы обсуждали это на фестивале архитектуры и дизайна, который проходил во Владивостоке в мае этого года. Народ, конечно, в массе своей не готов ещё к восприятию новых реальностей, но надежда на перемены есть. Художник, дизайнер может сделать жильё человека, офис, где он работает, улицы, по которым он ходит с работы домой, той средой, где людям легко и приятно жить.

Г.Я. Если я правильно поняла, именно художник может сделать дом таким, что человек будет чувствовать себя окружённым энергетической защитой и сможет исцеляться от любого негатива, полученного вне его?

В.К. Конечно. Потому что он не просто украшает дом, а создаёт интерьер индивидуальный – с учётом особенностей хозяина, его пристрастий, характера. Когда человек осознаёт, что дом – это как бы частица его внутреннего мира, у него возникает совершенно особое восприятие и мироощущение.

Г.Я. А вы не пробовали устроить аукцион идей, чтобы свести художников и потенциальных заказчиков? Ведь людей надо просвещать, они просто не знают ничего этого.

В.К. Собственно, наш проект – одна из таких попыток. Должны быть выставки именно архитектурных и дизайнерских идей, которые ждут своего воплощения, причём проекты должны привязываться к определённому месту. Вот мы не просто выставили аппликации и коллажи Елены Шлык, но и дали фотографии их в интерьере. То же самое и со многими другими работами. Отражён на выставке и замечательный опыт реставрации железнодорожного вокзала, восстановления Арки цесаревича. Мы глубоко убеждены, что внешняя среда города сейчас особенно нуждается в профессиональном художественном оформлении. Необходимы особые акценты, например, скульптуры малой формы.

Г.Я. Вот я прошлась сейчас по Набережной. Помпезно, богато, но души нет. Просто глазу не за что зацепиться.

В.К. Абсолютно верно. Те малые формы, которые были раньше, развалились и реставрации не подлежат. А новых скульптур, масштабных человеку, – нет. А если нет такого промежуточного момента, как масштаб, человек чувствует себя подавленным среди каменных громад и становится закомплексованным либо агрессивным. Отсутствие малых форм рождает самое страшное – дисгармонию и страсть к разрушению. Этот переход от большого к малому учитывался во все времена, у всех народов. В современной Японии и Китае таким скульптурам уделяется большое внимание. Это же очень важный психологический момент!

Г.Я. Я вспомнила статую Будды, которая была подарена нам и установлена на Орлиной сопке, а вскоре жестоко изувечена. Да, это был не наш бог, но подарен он был с добрыми чувствами…

В.К. В негармоничной среде человек деградирует и становится дикарём. Ему ничего не жаль, ни своего, ни чужого. …А художник должен нести свет, чтобы создавать гармонию вокруг и тем самым стабилизировать психологию человека. Следующая наша выставка (она состоится через год) будет посвящена гармонии среды.

Г.Я. Как педагог я хотела бы выразить пожелание: эти выставки нужно показывать детям – начинать с них, они более податливый материал для формирование нового сознания. И проводить такие выставки нужно не летом, а осенью или весной.

В.К. Вы правы, наверное, надо пересмотреть сроки… У нас в мае идёт ежегодный фестиваль “Архитектура и дизайн”, мы отбираем лучшие работы, а потом уже делаем выставки, где отражена совместная деятельность художника, архитектора и дизайнера в среде. Подчёркиваем синтез этого творческого союза, создающего гармонию среды. Один из примеров такого плодотворного союза – наш железнодорожный вокзал, где 10 лет назад проводились работы по реставрации фасада. Здесь такой творческий союз состоялся, потому что заказчиком был понимающий, умный человек – начальник Владивостокской железной дороги Валерий Трофимович Тарабаров. Вот кому надо низко поклониться. В то время это было настоящим мужеством – собрать немалые средства и вложить их не куда-нибудь, а в реконструкцию вокзала, лучше которого по архитектуре нет в России.

Назову ещё двух таких самоотверженных руководителей – это ректор ДВГТУ, профессор Геннадий Петрович Турмов, который находит возможность вкладывать деньги в строительство таких прекрасных памятников архитектуры, как храм-часовня св. Татьяны; в реставрацию Пушкинского театра, создание памятника Пушкину и Дома музеев, где разместилась галерея “Арт-этаж”. Другой меценат – Александр Васильевич Ермолаев, директор компании “Алгос”, вложил свои средства в строительство Триумфальной арки цесаревича и, к сожалению, разорился. Я считаю, что в наших условиях – это просто геройство. Это духовный подвиг.

Вот о чём надо говорить. Мне кажется, что если ты хозяин – ты делаешь свой собственный дом (тут о меценатстве речь не идёт) и должен подумать, к кому обратиться. Что делают состоятельные люди, которые решили построить дом? Они привлекают архитектора – одного, второго, третьего, затем дизайнера – четвёртого, пятого… тут уже начинается эклектика. Затем привозят скульптуру из Китая, допустим, статую Свободы. И в этой так называемой среде, созданной самим хозяином, специалист вынужден “подкладываться” под заказчика. (Не всегда бывают в нашем цеху профессионалы высшей пробы, которые могут сказать “ты не прав” и объяснить, почему это плохо).

Продолжение следует


Вы просматриваете АРХИВ сайта. Актуальная версия сайта находится по адресу www.svetgrad.ru
© 2006-2008 "Светоград"