Общественная независимая газета в защиту культуры. Основана в октябре 2001 года в г. Владивостоке

ИЗЫСКАННЫЕ ПОДАРКИ ОТ ДНЕЙ НЕМЕЦКОЙ КУЛЬТУРЫ

Фолькмар Ценер, Изольда Земскова
и Ирина Гребнева (справа налево) в кирхе

Дни немецкой культуры прошли в конце сентября с.г. в продолжающем реставрироваться здании Евангелическо-лютеранской церкви св. Павла (кирха г. Владивостока). Великолепная акустика церкви позволяет проводить здесь инструментальные и вокальные концерты ведущих музыкантов Приморья. Это место давно уже полюбилось поклонникам классической музыки, да и пастор церкви Манфред Брокманн всеми мерами способствует развитию приморской культуры.

Его доброжелательная улыбка, беззаветная любовь к высокой музыке снискали большую симпатию и популярность, а самое главное, что привлекает в нём, – его неугомонный нрав. Вот и на этот раз пастор приготовил владивостокцам приятный сюрприз – пригласил на Дни немецкой культуры органиста (высочайшего ранга А) г-на Фолькмара ЦЕНЕРА из лютеранской церкви Гамбург-Фолькдорф.

Другим подарком – весьма весомым (в буквальном смысле слова) – стал орган фирмы “Роджерс”, США (самого знаменитого мирового производителя электронных органов) – это подарок лютеранской церкви св. Павла от американских, немецких и швейцарских друзей и знакомых Манфреда Брокманна. Звук органа практически такой же, как в трубном органе, — монументальный, неудержимо возвышенный с широчайшим спектром полифонии.

В том смогли убедиться счастливцы, посетившие органные концерты, где звучали божественные произведения Баха, Мендельсона, Шумана и Бёльманна. Неблагодарный труд пытаться описать состояние слушателей, когда прелюдии и фуги Баха “растворили” в себе без остатка всех, кто тогда находился в зале…

После концерта Фолькмар Ценер любезно согласился ответить на несколько вопросов. Участвовала в разговоре музыковед Ирина Владимировна Гребнева, помогая переводить с английского ответы гостя из г. Гамбурга. (Она в те “немецкие” дни, как всегда, интересно вела все музыкальные вечера в церкви св. Павла.)

Корр. Во втором отделении концерта в вашем исполнении прозвучали так любимые публикой токката и фуга ре-минор Иоганна Себастьяна Баха – мы, слушатели, буквально вознеслись к Богу, к звёздам. А потом музыка Леона Бёльманна опустила на грешную землю… Бах – это Бах! А Бёльманн – нечто светское…

Ф.Ц. Да, более светская музыка. В период барокко музыканты и композиторы не делали разницы между светской и религиозной музыкой. Они ощущали всемирную гармонию. Однако Земля тоже создана в математических пропорциях – и нужно в ней искать красоту. Потому барочная музыка демонстрирует нам гармонию всего Мироздания.

Бах достигает в каждой своей композиции гармонического равновесия, позволяет очень реально почувствовать безбрежность мира – и мы переполняемся этим ощущением. А в романтический период внимание композиторов более фокусировалось на человеке, на его внутреннем мире; для них все вещи – символы вечности. Поэтому музыка Бёльманна – тоже религиозная, но более личная, в сравнении со стилем Баха. В этом между ними большая разница.

Корр. Когда вы чем-то расстроены, какую музыку стремитесь играть, чтобы восстановиться?

Ф.Ц. Однозначно Баха. Равновесие души даёт мне его музыка. Конечно, она драматична, там много дисгармоничных мест, нет просто тихих, спокойных, безмятежных… Барочная музыка и Бах – это не безмятежная музыка, где не существует потрясений, но важно, что в конечном счёте гармония композитором находится, достигается.

Корр. Я предполагала, что как раз в произведениях Баха великая гармония.

И.Г. Да что вы! Считается, что барокко – это единство и борьба противоречий. А барокко – это Бах!

Корр. Вы путешествовали по миру, бывали во многих странах. Как вы видите и чувствуете, разгул массовой культуры сейчас заглушает классическую музыку, интерес к высокой музыке угасает?

Ф.Ц. Серьёзным музыкантам приходится очень много работать, чтобы снискать признание публики… Популярные пьесы созданы достаточно просто, примитивно в плане гармонии, ритма, мелодии. И молодые люди, слушая такую музыку, воспитываются на подобных облегчённых образцах. Я не говорю, что это плохо, ведь среди поп-композиторов есть немало талантливых.

Классическая музыка основана на гораздо более богатых, сложных структурах, и нам надо воспитывать молодых людей, открывать им волшебный мир неповторимо прекрасного языка классических мелодий. Прекрасный язык – это прекрасная музыка.

Корр. Что вас поразило на концертах во Владивостоке?

Ф.Ц. Для меня приезд сюда – это большой опыт. Здесь я совершенно не известен, однако состоялись три концерта при переполненных залах, три “биса” – это очень хорошо!

Не только органными вечерами запомнились Дни немецкой культуры. На импровизированной сцене церкви св. Павла блистали своими способностями молодая южно-корейская скрипачка Чан Ти Хе (Партита №2 для скрипки соло И.С. Баха) и уже хорошо известная пианистка Приморья Наталья Исаева, завоевавшая первую премию на Международном конкурсе пианистов во Франции (она сыграла “Карнавал” Р. Шумана). Манфред Брокманн (бас) исполнил на немецком языке “Цикл песен” Шумана на стихи Г. Гейне под аккомпанемент пианистки Изольды Земсковой, заслуженной артистки РФ…

В концертной программе гитариста Григория Баранова прозвучали произведения западноевропейских композиторов.

Порадовал своих поклонников ансамбль “Кончертоне” под руководством Александра Боргардта, заслуженного артиста РФ. Приятно бросалось в глаза, что в этот вечер особенно много было в зале студенческой молодёжи. Неужели полюбили классику? – музыканты исполняли сочинения А. Хачатуряна, П. Хиндемита, В. Зубицкого, новые пьесы М. Брокманна и А. Пьяццолла. Оказалось, именно произведения последнего — два танго из цикла “Времена года”, Фугата — вызвали бурный восторг и шумные овации публики, а затем музыкантов “Кончертоне” не отпускали, пока они не исполнили другие страстно-томные танго Астора Пьяццолла, известные и любимые…

Дни немецкой культуры во Владивостоке, длившиеся с 20 сентября по 1 октября, закончились “Большим заключительным концертом” с участием Камерного оркестра Пушкинского театра и хора Евангелическо-лютеранской церкви св. Павла. И снова меломаны наслаждались бессмертными шедеврами Моцарта, Гайдна, Шумана, Шостаковича.

А деньги за входные билеты на все концерты пошли на реставрацию старинного здания церкви св. Павла.

Алёна СТАРЧИНОВА.


Вы просматриваете АРХИВ сайта. Актуальная версия сайта находится по адресу www.svetgrad.ru
© 2006-2008 "Светоград"