Общественная независимая газета в защиту культуры. Основана в октябре 2001 года в г. Владивостоке

Человекознание

ТРАДИЦИОННАЯ СИСТЕМА ЦИГУН В КИТАЕ

Представляем читателям газеты “С” интересную статью Г.Б. ДАГДАНОВА (в сокращении) из сборника научных статей под общим названием “Психологические аспекты буддизма”, подготовленного сотрудниками отдела востоковедения Бурятского института общественных наук СО АН СССР (1991). Книга из серии изданий, посвящённых философским и психологическим аспектам буддизма, вопросам влияния буддизма на идеологию и культуру Востока.

В культурном наследии стран Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии сохранилось немало систем психофизической тренировки человека. Некоторые из них, например индийская йога, изучены в большей степени, другие — в меньшей. Система цигун, возникшая в глубокой древности в Китае и развивавшаяся в течение многих веков, оказалась малоизученной, хотя это немаловажная область культурного наследия прошлого, требующая многоаспектного изучения с точки зрения социальной, истории медицины, психологии, философии.

На улице в центре Шанхая

Занятия цигун — ныне поистине массовое явление в Китае: ранним утром сотни тысяч людей по всей стране в разное время года в любую погоду выходят в парки, на стадионы, бульвары, набережные, чтобы посвятить занятиям цигун 30-60 минут. Почти всегда это — коллективные занятия с наставником. Подавляющее большинство занимающихся — люди средних лет и пожилые. Молодёжь из традиционных оздоровительных систем обычно отдаёт предпочтение гораздо более динамичному у-шу. По всей стране ныне действуют сотни обществ цигун: от национального уровня до провинциального, городского и т.д. Конечно, активно привлекаются практикующие представители живой традиции.

Материалы литературы по цигун неоднозначны по своему содержанию и объективности. Цигун в таких работах рассматривается в самых различных аспектах, интересующих современную науку: от философско-психологических и медицинских аспектов до конкретных практических рекомендаций с разъяснением техники воздействия того или иного упражнения на организм человека, что практически невозможно встретить в старых книгах по цигун. Но все авторы сходятся в том, что ныне цигун можно квалифицировать как искусство укрепления здоровья, играющее активную роль в профилактике и излечении ряда заболеваний, сохранении и укреплении здоровья, предотвращении преждевременного наступления старости и в продлении жизни. Именно поэтому, отмечают современные исследователи, ещё в древности система цигун была названа “методом излечения заболеваний и продления жизни”.

Цигун своими корнями уходит в глубокую древность. Первые упоминания о цигун можно встретить в ранних китайских медицинских трактатах. Так, в знаменитом “Хуанди нэйцзин” (“Лечебник императора Хуанди”) упоминается о том, что самому Хуанди — легендарному Жёлтому императору (середина III тысячелетия до н.э.) — уже было известно о цигун. В “Хуанди нэйцзин” говорится, что эффективность результата прямо связана с качеством выполняемых упражнений, то есть техника требовала постоянного совершенствования. Целью упражнений называлось “строительство ци” или “воспитание правильного ци ”. Обладать правильным “ци” — значит обладать отличным здоровьем. “Воспитание правильного ци” может быть выполнимо при следующих условиях: вдыхании сущностного и жизненного “ци”; сохранении определённого постоянного ментального состояния; содержании органов тела в гармонии. Эти три условия имеют своей целью регуляцию “сосредоточения мыслей”, “дыхания”, “формы”, которые можно назвать тремя основополагающими принципами цигун. “Ци” традиционно понималось китайцами как некая энергия — воздух внутри человеческого тела, а цигун (дословно “работа дыхания”) — как система тренировок, которые помогают правильной циркуляции “ци” в теле (при условии гармонии сил Инь — Ян), что, в свою очередь, развивает физические и духовные способности. С древнейших времён наряду с народной медициной цигун была предметом интереса Лао Цзы, Конфуция, Чжуанцы. А если говорить о более достоверных фактах, то в позднеханьский период (Восточная Хань, 25-220 гг. н. э.) врачеватель Хуа То составил трактат, в основе которого лежал принцип правильной циркуляции “ци”.

В традиционной китайской медицинской (более 20 тыс. трудов) и философской литературе вопрос о понятии “ци” и его толковании многократно освещался в самых различных аспектах. Древнекитайская философия наряду с идеями натурфилософов о пяти первостихиях, о делении всего сущего на противоположные начала — женское и мужское (Инь — Ян) — включает и учение об эфире (“ци”), “который, сгущаясь, образует тяжёлые, женские частицы (инь-ци), а воспаряясь, очищаясь, — лёгкие, мужские частицы (ян-ци), взаимодействие их порождает сначала пять первостихий, а затем всё сущее”.

“Ци”, вызывающее всеобщее движение, — это энергия определённого качества, определённого направления в пространстве, определённой классификации или структуры. Исследователи полагают, что существует до тридцати истолкований “ци”. Таким образом, цигун понимается как: 1) часть космической энергии, связанной с индивидуальным дыханием; 2) космическая энергия, которая непосредственно ассимилируется дыханием.

С древних пор цигун означала для китайцев способ продления жизни и борьбы против болезней (а скорее, профилактики заболеваний). Письменных источников, посвящённых непосредственно цигун, сохранилось поразительно мало, а имеющиеся разрозненны. Поэтому длительная история существования и сохранения цигун до наших дней — во многом результат передачи в устной традиции: учитель — ученик, отец — сын. Цигун пустила глубокие корни именно в народной среде и в разных районах страны существует в самых разнообразных формах, течениях, направлениях. По всей видимости, начиная с раннего средневековья, основным средоточием сохранения и развития цигун обычно становились монастыри (чаще всего буддийские), а позднее — многочисленные народные секты различного толка.

Традиционно система цигун подразделяется на пять школ: даосскую, конфуцианскую, буддийскую, медицинскую и китайского бокса (цюань). Даосская школа основной своей целью считает “усиление как тела, так и духа”. Этот метод сохраняет своё традиционное название как “совершенствование тела и своей внутренней природы” через практику цигун и созерцание внутренней природы. Буддийский метод основой считает саморегуляцию сознания, когда оно достигает способности полностью контролировать тело. Конфуцианская школа делает упор на выработку правильного духа, достижение “искренности” и совершенствование моральных качеств, то есть практика цигун рассматривается здесь как инструмент достижения состояния спокойствия. Для медицинской школы первоочередная задача практики цигун — излечение от болезней, их профилактика и продление жизни. Школа цюань имеет скорее прикладное значение, когда укрепление физического состояния и овладение упражнениями направлены против моральной и физической агрессии извне, когда практические упражнения цигун с характерной пластикой способны трансформироваться в систему защитных блоков и контратаки. Эти школы в настоящее время (за исключением школ цюань — у-шу) мало чем различаются и не выходят за рамки трёх основных видов: статической системы цигун, динамической и статико-динамической. Все они связаны с тремя вышеизложенными основными принципами цигун, состоящими в тренировке духа, дыхания и тела. Тренировка духа должна способствовать развитию ментальных способностей, когда сознание обретает способность сосредоточиться на одном объекте, возникает состояние своеобразного транса, когда “сознание находится в специфическом, заторможенном состоянии”. Дыхательные упражнения технически представляют собой систему вдоха — выдоха, глубокого выдоха, “дутья”, придыхания и задержки дыхания. Упражнения для тренировки тела включают шесть различных видов: передвижения, стойки, сидения, положения лежа и на коленях и массаж.

Систему цигун можно считать и своеобразной лечебной гигиенической гимнастикой, терапевтическим средством. В результате занятий происходит улучшение работы всех внутренних и внешних органов тела, причём выполняемые упражнения строго направленны, когда то или иное упражнение оказывает воздействие на тот или иной орган. С точки зрения цигун человеческий организм представляет собой определённую систему, в которой функционируют связанные между собой двенадцать основных каналов (“цзин”) и восемь дополнительных. Двенадцать основных каналов делятся на шесть каналов “инь” (“инь-цзин”) и шесть “ян-цзин”. “Инь-цзин” и “ян-цзин” называют “энергетическими каналами”, образующими магистральные линии по всему организму и имеющими широкую разветвлённую сеть (“ло”), проходящую по всему телу, что и делает человеческий организм единой системой. Существуют определённые правила взаимодействия и соединения каналов, имеющих выходы на поверхности тела, согласно строгим схемам.

Традиция цигун большое значение придаёт сторонам света, связывая с ними время, наиболее оптимальное для занятий, имеющих целенаправленный характер. Так, например, упомянутые выше двенадцать каналов, а именно: желчного пузыря, печёночный, лёгочный, большой кишечный, желудочный, селезёночный, сердечный, малый кишечный, мочевого пузыря, почечный, околосердечной сумки и “саньцзяо” — делятся на двенадцать отрезков времени, начиная с 23 часов, когда “ци” совершает полный цикл обращения по всему организму, подобно тому, как Земля совершает полный круг обращения за 24 часа. Скажем, в сердечном канале “ци” концентрируется, проходит этот канал с 11 до 13 часов – это оптимальное время для целенаправленных занятий цигун, когда можно излечивать заболевания сердца. Более “грубое” деление связывается со сторонами света, когда идёт накопление внешнего “ци”. Так, утром “ци”, идущее с востока, именуемое “шаоян”, “контролирует” правильное дыхание и т.д.

Цигун на протяжении многих веков подвергалась влиянию различных философских воззрений (пока ещё недостаточно изученных именно в связи с цигун) и оперирует известными терминами древнекитайской философии: 1) “Дао” — первый принцип Вселенной, откуда всё выходит и куда всё возвращается; порождает все формы, всё сущее; 2) “Инь—Ян” — равновесие, но в постоянном движении; 3) “увэй” — недеяние как безмятежность, умение избегать ненужных волнений (“осознание” того, что смысл, истина — в спокойствии и уверенности); 4) “цзыжань” — естественность; 5) Человек-Вселенная — едва ли не самое основное проблемное понятие в системе цигун. С точки зрения цигун космический порядок Вселенной обусловливает и определяет повседневную жизнь, и очень важно придерживаться этого порядка.

Человеческий организм рассматривается в цигун (и в китайской традиционной медицине) не как нечто обособленное, находящееся вне окружающего мира, а как целая сложная система, в которой все элементы составляют единое целое и функционально связаны. Считается, что появление какого-либо заболевания есть результат нарушения связей Инь — Ян, то есть нормального взаимодействия элементов в самом организме и организма с окружающим миром.

В “Хуанди нэйцзин” отмечается, что “когда сознание находится в состоянии покоя и непривязанности, правильное “ци” управляемо, обеспечена безопасность от заболеваний”. Цигун призвана обеспечить нормальное функционирование этих связей, то есть может рассматриваться как система психофизического тренинга, когда занимающийся приобретает возможность и навыки самостоятельно и вполне сознательно управлять нервно-психическим состоянием. Это, в свою очередь, повышает общую жизнеспособность организма и обеспечивает достаточно высокое психическое и физическое состояние, что оказывает влияние на все сферы деятельности. Даже без учёта достижения конечного результата (по традиционным воззрениям), а именно единства с самим Дао, постижения гармонии и единства микро- и Макрокосма, постижения всего сущего подобный психофизический тренинг помогает вырабатывать и совершенствовать такие свойства, как физическая и моральная выносливость, спокойствие, душевное равновесие, сдержанность и т.п.

В данной статье не представляется возможным приводить целиком фактические упражнения, но хотелось бы привести ряд очень образных названий некоторых упражнений: “небо хватает земного тигра”, “необъезженный конь поднимается в гору”, “цепь гор ладоней”, “поддерживать небо, стоя на земле”, “два дракона выходят из пещеры”, “железный бык обрабатывает землю”, “крадущийся тигр распрямляет сухожилия”. В практических рекомендациях этого комплекса обращается большое внимание на индивидуальное состояние человека с учётом его физических возможностей, возраста и т.д. Например, упражнение “крадущийся тигр распрямляет сухожилия” рекомендуется выполнять с мышечным усилием в соответствии с индивидуальными особенностями каждого занимающегося. Очень желательно, особенно на первом этапе, наставничество учителя. Заниматься этим комплексом цигун рекомендуется на открытом воздухе три раза в день: на восходе солнца, в полдень и на закате, причём занимающийся должен быть обращён лицом к солнцу. Все физические упражнения должны сочетаться с дыхательными и никогда не выполняются до ощущения усталости.


Вы просматриваете АРХИВ сайта. Актуальная версия сайта находится по адресу www.svetgrad.ru
© 2006-2008 "Светоград"