Общественная независимая газета в защиту культуры. Основана в октябре 2001 года в г. Владивостоке

Требование времени

“РОССИЯ ИСЦЕЛИТСЯ СВОИМИ ДЕТЬМИ!”,
или Человекосозидательная миссия учителя

Организаторы семинара Шалвы Амонашвили

Во Владивостоке с 7 по 12 ноября с.г. в Морском государственном университете им. адм. Г.Н. Невельского в рамках программы “Гуманная педагогика” прошли II Педагогические чтения и Авторский семинар Ш.А. Амонашвили. Для участников чтений большим подарком стал приезд в наш город Шалвы Александровича, академика Российской академии образования, доктора психологических наук, профессора, основоположника гуманно-личностного подхода к детскому воспитанию. Шалва Амонашвили в рамках программы ГП провёл 5-дневный семинар для педагогов, школьных психологов, директоров и завучей, собравшихся со всего Приморья и из городов Владивостока и Хабаровска. (О семинаре мы более подробно расскажем в следующем номере “С”.)

У монахов Валаама. Участники экспедиции "Русь изначальная" принимают крещение в Ладожском озере

Вторые Педагогические чтения, в отличие от Первых Чтений прошлого года, состоявшихся также в МГУ им. Невельского, прошли очень мобильно, по-деловому кратко: выступило сравнительно небольшое количество докладчиков. Однако все их сообщения были глубоки по мысли, а многие зрелищны – сопровождались электронными презентациями. Например, доклад Е.В. Юматовой, преподавателя ИЗО средней школы №12 г. Владивостока, не оставил никого равнодушным. Оказывается, уже несколько лет подряд педагоги и ученики этой школы летом путешествуют по историческим, святым местам России. На этот раз участники Детской культурно-исторической экспедиции по древнерусским монастырям и городам “Русь изначальная” побывали в Свято-Сергиевой лавре, Валаамском монастыре и во многих древних храмах, жемчужинах русской православной культуры. Ребята беседовали с монахами, писали художественные этюды с натуры – они привезли домой множество замечательных рисунков (лучшие заняли достойное место в зале заседаний МГУ им. Невельского). И эта благодатная атмосфера русской святой старины, в которую во время экспедиции погрузились дети, сыграла свою замечательную роль! Педагоги наблюдали, как постепенно менялось выражение глаз учеников, они начали по-иному говорить, мыслить. Это путешествие как бы стряхнуло со всех мирскую суету – заметно стало, как пробуждается совесть, когда прикасаешься к святости Древнерусской земли…

Т.Д. Лавриненко, директор гимназии №2 г. Владивостока (слева), и О.В. Чурилова, завуч этой гимназии (справа), с Ш.А. Амонашвили (в центре) на его семинаре

Участники чтений, выходившие к микрофону, делились своими опытом и мыслями, убеждениями. Они задавались вопросом: “Что такое учитель на современном этапе?” И отвечали: “У учителя есть миссия – человекосозидательная”. Ведь в какой сложной духовно-нравственной атмосфере живут наши дети! Что этому можно противопоставить? Культуру. Учитель – носитель культуры, защитник культуры. А истинная культура несёт в основе своей добро, знания и красоту.

Подчёркивалась святость профессии учителя. Ведь святой – это подвижник, который должен “поставить себя в позицию самопреодоления, это носитель человеколюбия. И если мы хотим спасти страну, спасти народ от духовно-нравственной деградации и равнодушного омертвения, надо в учительской среде развернуть широкое, великое педагогическое движение – объединить усилия преподавателей как общеобразовательных школ, так и вузов. Развернуть движение учителей-подвижников возможно на основе гуманно-личностного подхода к детям, суть которого не сводится лишь к доброму, гуманному отношению к школьникам и студентам. Вот как этот подход характеризует Шалва Амонашвили: воспитать человека обычного, смертного, ищущего в себе бессмертие. А что это значит, докладчики раскрывали в своих сообщениях.

Много говорилось о горящем сердце учителя. Чтобы работать в школе, надо самому гореть! Детская душа хорошо чует, у какого учителя сердце пылает неугасимым огнём, а у кого оно потухло. И цель воспитательного процесса – возродить в душах школьников чувство соборности, всеединства, непреходящие ценности Общего Блага. Не раз повторялось с высокой трибуны: “Россия исцелится своими детьми!”

В этом ключе шёл разговор о так называемых детях нового сознания (“индиго”), которые сейчас рождаются на Земле, приходят в мир сплошным “потоком”. Такие дети – творчески одарённые, и они сильно ощущают связь с Высшим миром. Каждый такой ребёнок пришёл исправить мир взрослых: людей со старыми, уходящими в небытие авторитарными взглядами. Поэтому по отношению к детям надо чутко проявлять мудрую любовь.

На чтениях ставились неутешительные оценки современному обществу – оно, к сожалению, ещё не осознало факт существования Детей нового сознания (кое-кто из педагогов называет их “гиперактивными”, трудными). То есть общество оказалось не готово к приходу таких детей – нет учебников, дети сталкиваются в школах, и в семьях тоже, с бесцеремонностью взрослых. И Шалва Александрович советует педагогам: “У вас в классе гиперактивный ребёнок? – тогда сами станьте гиперактивным учителем!”

Ж.А. Гайдукова, руководитель Информационно-методического центра по гуманной педагогике МГУ им. Г.И. Невельского, сжигает все негативные качества участников семинара (их поджёг самый юный его участник)

Вот ещё один интересный вопрос, прозвучавший с трибуны: “Сколько стоит детская благодарность?” А к нему добавим: “Почему в детских глазах не горят искорки радости?..” Очень много вопросов, на которые иной педагог ищет ответы всю жизнь… Как сделать, чтобы дети поверили учителю, — дети, уже потерявшие надежду увидеть в нём сердечного, мудрого старшего товарища. Вот в чём кроется суть болезни отечественной школы – не надо выдумывать какие-то особые образовательные программы, потому что в школе первично не образование – как это ни странно звучит – а воспитание. Учитель-математик, допустим, ведёт урок алгебры, и он своим примером, поведением, своей энергетикой, мыслями естественно формирует пространство, среду урока, в “облаке” которого находятся ученики. Процесс воспитания проходит совсем незаметно – но результаты!.. В том и заключается магическая сила личности педагога. Она может быть как созидательной, так и разрушительной. Мы все хорошо ощущаем результаты разрушительной силы – они в зажатости и агрессии ребят, шуме на уроках, боязни детей, что их не поймут. Поэтому нынче только сам учитель в состоянии помочь школе, изменяя к лучшему качество своих мыслей, отношение к детям. Так постепенно будет формироваться “школа четвёртого измерения”, — говорил в своём выступлении на Чтениях Ш.А. Амонашвили.

За годы перестройки житейские неурядицы погасили у многих учителей “творческое брожение” духа. Ограничивают свободу действий инструкции, спускаемые “сверху”, — противостоять этому рутинному “потоку” трудно, опускаются руки. И Шалва Александрович призывает учителей к духовному героизму – искать оптимизм в своём сердце, сдружиться с понятием духовность , в конечном итоге стать новым педагогом. Новый педагог постоянно проверяет себя: “Какого качества мысли в моей голове? Каковы мои чувства по отношению к ученикам? Есть ли во мне радость, когда вхожу в класс? Изменяюсь ли я сам? Совершенствуюсь? Как из моего духовного мира смотрю на внешний мир?”

И Шалва Амонашвили заключает: надо учителям объединиться вокруг прекрасной идеи – воспитание Благородного Человека. Объединимся – тогда возникнет самая стратегически мощная сила, способная развернуть страны и народы на путь духовного обновления. Человек – изначально духовное существо, и если облагородить его дух, жизнь превратится в чудесную сказку. Людьми, сотворившими такое чудо, будут на первый взгляд обычные рядовые жизни – учителя, но именно они способны заронить искорки будущего чуда в сердца своих учеников…

Ольга АВИЛОВА.


Вы просматриваете АРХИВ сайта. Актуальная версия сайта находится по адресу www.svetgrad.ru
© 2006-2008 "Светоград"