Общественная независимая газета в защиту культуры. Основана в октябре 2001 года в г. Владивостоке

Культура и общество

КАКОЙ ТЫ СЛЕД ОСТАВИШЬ?..

Начатый в прошлом номере нашей газеты разговор с художником Владимиром Косенко продолжают журналисты Галина Якунина и Алла Мещерякова.

В.К. Не всегда бывают в нашем цехе профессионалы высшей пробы. В приморском крае художников, работающих со средой, – раз, два… и обчёлся. Некоторые раньше времени ушли из жизни, и одна из главных причин – профессиональная невостребованность. Это серьёзная травма для художника. Ведь у нас на тысячу человек населения нужен не один художник-профессионал, а в сто раз больше. Но в последние 20 лет таковые, к сожалению, отсюда только уезжают…

Отдельной строкой…

Владимир Фёдорович предлагает пройтись по залам выставки, чтобы мы смогли увидеть воочию, на что способны наши мастера. Он обращает наше внимание на стенды, где разместились фотографии с фрагментами работ по реконструкции Владивостокского железнодорожного вокзала.

Установленный на вершине сопки памятник Св. Кириллу и Св. Мефодию венчает видовую площадку ДВГТУ над фуникулёром

– 10 лет прошло с тех пор, – замечает В.Ф. Косенко, – но и сейчас многие могут вспомнить, что этот проект делали итальянцы. Да, известно: основные строительные работы делала итальянская фирма. Но архитектор-то русский, нашенский – это Анатолий Иванович Мельник. Как, впрочем, и художники, выполнявшие весь комплекс работ. Но где о художниках хоть что-нибудь сказано? Нет информационной таблички с именами – ни слова, ни полслова вы нигде не увидите. Спросите, кто создатель этих произведений, ответят: итальянцы. Все же думают, что и художественную керамику восстанавливали они же. Значит, опять же “в своём отечестве нет пророков”… А кто они, эти “итальянцы”? Это наши российские художники Татьяна Лимоненко, Людмила Смирнова, Веналий Санников, Николай Большаков, Валерий Максимов. (Вот и ещё один из авторов – перед вами.) Все художественные акценты на фасаде комплекса сделаны нашими художниками профессионально и, по-моему, удачно. Но кто об этом знает… (Кстати, Людмила Смирнова вынуждена была уехать в Питер, она не выдержала этого ощущения невостребованности и равнодушия).

А.М. Видимо, не все руководители сознают, что гармоничную среду можно создать только с помощью настоящих специалистов своего дела, иначе не было бы к этой проблеме такого безразличия, а порой и пренебрежения…

В.К. Надо признать, что нам до сих пор не удалось отрегулировать взаимоотношения с властью и работать вместе над решением остро необходимых проблем в улучшении среды обитания человека. Отсутствие должного контакта с профессионалами и знаний в этой сфере ведёт к проблемам, создающим хаос и дисгармонию в городском пространстве.

А.М. Посмотрите, во что превратили наш город! Владивосток, неповторимый по своей архитектуре, сегодня застраивается, по-моему, бездарно. Рядом с прекрасными старинными зданиями вырастают однотипные коробки. И хотя отделаны они на современный лад, нет в них изюминки. Нет очарования… Как может влиять на горожанина такая внешняя среда и о какой гармонии тут может идти речь? А деревья? Зачем их уничтожают, режут “по живому”? Чтобы застроить прежние зелёные уголки одинаковыми “супермаркетами”? Может, потому и человек не находит здесь своего места, ищет другую среду обитания...

В.К. Да, несмотря на то, что появляется в городе много новых зданий, на мой взгляд, не все они увязаны должным образом с пространством, с историческими комплексами, и создаётся ощущение временного поселения. Только временщики могут так застраивать Владивосток. Разумный человек это понимает, и он вынужден, как ему ни больно, покинуть город. То есть вопрос тут не только эстетический, но и политический. И наша задача найти такую убедительную форму, чтобы подсказать тем, от кого это зависит, как спасти положение. А зависит оно от ума руководителя, его образованности и культуры, и также от заказчиков, у которых есть конкретные финансовые возможности. Магазин строишь, или свой дом, или серию домов – ты обязательно должен думать о будущем города и его жителей. Настоящий архитектор, художник, понимает, что большая архитектура не может без художественных акцентов, без индивидуального знака, связывающих человека и городское пространство. Нет такого сознательного отношения к застройке, и город становится скучным и дисгармоничным, а вместе с ним и человек начинает “нервничать”, болеть душевно. А затем и физически. Причём это очень быстро происходит.

Г.Я. Слушаю вас и вспоминаю фразу Мольера, который говорил, что все ошибки полководцев, все просчёты политиков происходили единственно от неумения танцевать. Если перефразировать, то получается, что основные проблемы нашего времени, в том числе и основные проблемы нашей современной архитектуры, идут от неумения понять культуру, традиции своего народа и привлечь художников к тому, чтобы эту культуру гармонично разместить в окружающей среде и помочь людям – всей нации в целом – оздоровиться.

Отдельной строкой…

Выставка “Город, море, ветер, парус”, которая проходила в рамках проекта “Гармония среды”, оставила немало интересных впечатлений. Особо хотелось бы выделить памятник Кириллу и Мефодию (скульптор Эдуард Барсегов, архитектор Валерий Моор). Этот проект и на бумаге замечательно смотрится, а теперь есть ещё и возможность убедиться в том, какое впечатление производит в реальном воплощении этот глубокий по содержанию и прекрасно выполненный памятник.

Удивительно гармонично смотрится и гипсовая модель сооружения под названием “Храм души”. Этот воздушный храм, действительно, устремлён к небу и будто изнутри пронизан светом. Чувствуется в работе некая недосягаемая высота. “Автор проекта, Надия Шайморданова – истинный профессионал, – делится с нами В.Ф. Косенко. – Она — человек глубоко верующий, но её вера не принадлежит безраздельно христианству, буддизму или иному течению. Она верит в возвышенное. В Создателя, в Творца. Ведь и мы созданы по Его подобию – и тоже творим. Значит, и мы прикасаемся к Божественному промыслу”.

А.М. Всё сказанное здесь и показанное на вашей выставке касается проблемы души, от которой пытаются отгородиться, а порой и вообще отказываются слышать так называемые “деловые”, рационально мыслящие люди. Мы видим, что выставка затрагивает не только местные проблемы…

В.К. В России есть достаточно художников, способных работать профессионально, но, к сожалению, в больших проектах мы редко видим их участие. Упрощённая “оформиловка” зачастую представляется взамен настоящих произведений – причём повсеместно. И эта тенденция не может не волновать, так как она касается формирования среды, а стало быть, и воспитания нового человека.

Г.Я. Всё взаимосвязано: чем мы дальше от истоков, тем всё более безграмотное растёт поколение...

А.М. Но мы же видим молодых художников – они совсем иначе мыслят, прогрессивнее. Почему же их “задвигают”, а выдвигают тех, кто ближе к власти?

Г.Я. Этот процесс идёт “под водой” – колокола звучат, а наверх, к народу звук не может вырваться…

В.К. Развитие региона, как и государства, невозможно без развития в первую очередь культуры, в том числе изобразительной, о которой, собственно и идёт у нас речь. Власть должна понимать такие элементарные вещи. И если вернуться к тому, с чего начался наш разговор, то видимо, неслучайно мы затронули здесь вопросы взаимосвязи художника, архитектора, заказчика, власти. Можно сказать, что эти вопросы в какой-то степени и политические. Искусство – это тоже форма политики. Если творение художника качественно выполнено, то и политику проще – он оставляет свой добрый след в истории. Он лучше защищает своё государство, потому что профессиональной культурой достойно представляет его всем, кто приезжает в нашу страну.

А.М. А народ? Кто его защитит?.. Разве это не первейшее дело и политиков, и художников – всех, кто влияет на сознание людей?

В.К. А народ, даже если он не понимает всех тонкостей искусства, но видит, чувствует, как это сделано, – у него сразу появляется ощущение гордости: вот что может родить моя земля!

Подготовила Алла МЕЩЕРЯКОВА.


Вы просматриваете АРХИВ сайта. Актуальная версия сайта находится по адресу www.svetgrad.ru
© 2006-2008 "Светоград"