Общественная независимая газета в защиту культуры. Основана в октябре 2001 года в г. Владивостоке |
Дмитрий Лихачёв: “МЫ ДОЛЖНЫ СДЕЛАТЬ КУЛЬТУРУ ЦЕЛЬЮ, РАДИ КОТОРОЙ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ЖИВЁТ”
12 февраля 2006 года в Приморском государственном объединённом музее им. В.К. Арсеньева завершила свою работу уникальная выставка картин художников Николая и Святослава Рерихов, привезённая из Международного Центра Рерихов (г. Москва). Почти два месяца жители и гости Владивостока и Приморья имели возможность соприкоснуться с удивительным миром творений великих мастеров-мыслителей. В эти незабываемые дни была широко развёрнута культурная программа, организованная культурно-просветительским центром “Орифламма”. По инициативе этой общественной организации 1 февраля с.г. состоялся Круглый стол по теме “Защита культурного наследия”. В уютном салоне “Клио” музея им. В. Арсеньева собрались представители образования, культуры, общественные деятели, чтобы обсудить насущные проблемы нашей действительности и попытаться найти пути оздоровления общества. В первую очередь речь шла о том, как защитить школьников и студентов от разлагающего души влияния безнравственной политики “рынка”. В основу идей проведения Круглого стола лёг Пакт Рериха – Пакт Мира, исторический документ, призывающий к охране памятников истории и культуры и носителей культуры. Этот призыв более чем актуален в наше время, когда власти в центре и на местах закрывают библиотеки, музеи, детские центры и клубы, на произвол судьбы бросают ветшающие исторические памятники былой славы России. До начала разговора был показан фрагмент из документального фильма режиссёра Валерия Шатина “Время собирать камни”. Открыла собрание Марина Ивановна Яцук, зам. директора Приморского объединённого музея им. В. Арсеньева (выступления всех участников даны в сокращении): — Пакт Рериха, в котором основной нитью проходит идея сохранения культурных ценностей, как никогда актуален в наше время. Но сохранить культурное наследие – это значит кому-то дальше передать “эстафетную палочку”. Поэтому очень важный аспект нашего разговора – просвещение и воспитание детей и молодёжи через приобщение юношества к культурным ценностям на базе учреждений культуры и образования. Тамара Григорьевна Шилова, главный специалист департамента образования и науки Администрации Приморского края: — Так получается, что проблемы образования решаются в учреждениях образования, а проблемы культуры – в учреждениях культуры. А вот состыковки их почему-то чаще всего не происходит. Видимо, пришло время музею в сотрудничестве с городским и краевым комитетами образования, со школами, с общественностью города создать единую воспитательную программу, чтобы совместными усилиями решать обозначенные проблемы. Елена Витальевна Юматова, председатель культурно-просветительского центра “Орифламма”: — Я коснусь концепции культуры в представлении Николая Константиновича Рериха. Что это за явление – культура? Часто употребляя это слово, мы не всегда задумываемся над его философским смыслом. Культуре посвящено большое количество исследований, возникла особая научная дисциплина культурология. Приводятся десятки и даже сотни определений фундаментального понятия “культура”. Вот одно из них: “Культура – краеугольный камень, прочный фундамент всего сущего в человеческих сообществах: морали, законов, государственных структур, экономики, финансовой системы”. Один из глубоких философов русского зарубежья Николай Бердяев сказал так: “Культура... из религиозного культа развивается… Всякая культура, даже материальная культура, есть культура духа. Всякая культура имеет духовную основу. Она есть продукт творческой работы духа над природными стихиями”. Новую идею объединения через культуру принёс Н.К. Рерих. Художник, общественный деятель, гуманист, он понимал смысл истинной культуры в её космическом значении эволюции человечества. Рерих смело заявил, что мировой кризис – в наших сердцах, кризис – в потере смысла жизни. Давайте кратко рассмотрим понятия культура и цивилизация. Источники культуры и цивилизации различны, хотя одна без другой часто не могут существовать. Цивилизация, в первую очередь, есть обустройство жизни человека, она возникает в конкретном времени и пространстве, подвержена умиранию и забвению. Культура же есть энергетическое явление человеческого духа. Она носит природный характер, возникает вместе с человеком и является самоорганизующейся системой. Николай Рерих писал: “Где зародилась культура, там её уже нельзя погасить. Можно убить цивилизацию, но культура как истинная духовная ценность бессмертна”. Цивилизация имеет дело с внешними формами обустройства жизни, в то время как культура есть пространство бессмертного человеческого духа. Надо помнить, что культура лежит в основе цивилизации, и если такой основы нет, цивилизация становится бездуховной. Были моменты в истории человечества, когда цивилизация и культура сближались, синтез культуры и цивилизации – предпосылка построения лучшего будущего. А в ХХ веке наблюдается сильное разъединение культуры и цивилизации. Небрежение к культуре в ХХ – начале ХХI веков приняло размеры планетарного масштаба. Редкая страна выводит её на первостепенное место, обычно её сводят к сомнительным ценностям масскультуры. Многие не понимают, что любой кризис в стране (экономический, социальный, политический, научный и т.д.) есть, прежде всего, кризис самой культуры. Выход из кризиса должен начинаться с понимания эволюционной роли духовной культуры и создания благоприятных условий для её развития. Николай Рерих большое значение придавал воспитанию подрастающего поколения через Красоту, через средства культуры. Он постоянно писал и говорил, что нужно насаждать в человеческом сознании понятие истинной культуры, чтобы люди воспринимали её как нечто священное. Сотрудничество на культурном поприще приносит народам мир. А чтобы привить людям стремление к Красоте, нужно работать в этом направлении с подрастающим поколением уже со школьного возраста. Гибель культуры повлечёт за собой уничтожение человечества, поэтому именно в наши бедственные дни значение Пакта Рериха, значение Знамени Культуры во сто крат возрастает! Ведь Пакт Рериха – не просто слова, написанные на бумаге, — это действия, направленные на защиту культурных ценностей от невежества и разрушения.
Михаил Николаевич Невзоров, доктор педагогических наук, профессор, директор Института педагогики ДВГУ: — Я очень горжусь званием учителя. И рассуждаю так. Поскольку ты принял на себя миссию учителя как профессиональную деятельность, естественно, ты зовёшь детей куда-то… А вот куда – ты должен чётко осознавать. Я в своей докторской диссертации так определил культуру – это энергия духосозидания. Поэтому для меня вопрос культуры человека очень важный и болезненный на сегодняшний день вопрос. Можно не знать этикет, можно не знать искусства, но творческой личностью быть обязан. И каждый вправе спросить: “Скажи, человек, что ты создал в своей жизни? Ты хотя бы себя создал?” Такой вопрос задаю себе я, посвятивший всю свою жизнь образованию, потому что не создавший себя – не создаст другого. Это первый постулат. Второе. Посмотрите, собрались здесь за редчайшим исключением одни женщины. Почему? Культура – это дух, это глубина. Дух может понять человек тонкой организации, и это дано Богом женщине. Так устроила нас природа. Поэтому мужчина о духе говорить не будет, он будет созидать, но на строительство его энергию направляет кто-то – в первую очередь женщина. Это относится к гендерному вопросу о культуре… Последние 10 лет я работаю с директорами школ. И глубоко убеждён: если в школе нет музея или эстетического центра, в создании и работе которых принимают живое участие сами учителя и школьники, – значит, нет школы! А смысл простой: такое образовательное учреждение не имеет духа. Вот почему я с таким пиететом отношусь к библиотеке – кладезю нашего духа… Надо не только призывать школы к этому шагу, а помогать им… Людмила Кузьминична Редько, главный библиограф сектора информации по культуре и искусству Приморской публичной библиотеки им. М. Горького: — Мною сделан анализ печатных изданий, которые выписывает краевая библиотека имени Горького, на тему: как отражаются проблемы культуры города Владивостока на газетных страницах. Вот какая картина получилась. Освещают вопросы культурной жизни Владивостока все краевые газеты и журналы. Большинство статей, напечатанных в 2005 году, посвящено картинным галереям и художникам. Почему о художниках так часто пишут журналисты? Наверное, потому, что выставки картин – довольно частое явление в нашем городе. А писать, например, о театре, можно сказать, некому, кроме Галины Островской, – очень мало театральных критиков. Отмечу, очень много места в газетах отводилось Международному кинофестивалю “Меридианы Тихого”… Почти все газетные материалы – информационные, они сообщают о культурном событии: прошла выставка, премьера… Редко встречаются очерковые зарисовки. Есть и проблемные статьи – в основном о трагичной судьбе старейшей в крае библиотеки имени Горького. А вот публикаций, где бы авторы размышляли о тенденциях культурной жизни города, о перспективах её дальнейшего развития, практически нет. Также нет материалов, в которых красной нитью проходила бы мысль, что культура – это духовная сфера жизни людей. Выгодно в этом смысле отличается от всех других СМИ общественная независимая газета “Светоград”. Под заголовком “Жить ли искусству Приморья в ХХI веке?” эта газета – единственная – опубликовала полемическое, полное подлинного неравнодушия к судьбам родной приморской культуры выступление Г.В. Алексеевой, доктора искусствоведения, профессора Гуманитарного института ДВГТУ, на конференции “Новое видение культуры мира в ХХI веке”. Галина Васильевна говорила о многом, в том числе об изменении в законодательстве, об отмене многих важных для жизнедеятельности культуры и культурных учреждений статей, в частности о законе 122 ФЗ, который создал условия для изъятия из бюджета учреждений культуры огромных средств… Докладчик сравнивала развитие культуры в Приморье и в Хабаровском крае – разумеется, это сравнение не в нашу пользу. В том же смысле сравнила наш край с соседним Китаем – к сожалению, та же картина, подтверждающая, что в Приморье культура не в чести. В заключение Галина Алексеева подвела грустный итог об отсутствии в крае общей выверенной культурной политики. Это приводит к тому, что развитие культуры в Приморье осуществляется не за счёт целенаправленных государственных культурных программ, а благодаря инициативе частных лиц, групп людей, вузов. И как подтверждение, мы не видим здесь сегодня представителей ни краевого, ни городского управлений культуры… Мы с вами неравнодушны к тому, что происходит в городе и крае, но мы мало что можем изменить или решить без участия этих лиц. Хочу напомнить о публикации “Премьеры. Выставки. Фестивали” (газета “Владивосток”). Эта статья в некотором смысле оценила культурную жизнь нашего города за 2005 год. Подвели итог известные деятели культуры, среди авторов – А. Макаренко, директор Приморской филармонии, он заметным событием года назвал Международный джазовый фестиваль. Художественный руководитель Краевого театра молодёжи В. Галкин вспомнил о молодых актёрах, которые пришли в его театр, — на них возлагаются большие надежды. Вера Глазкова, директор картинной галереи “Арка”, упомянула проект “Двери”. Ефим Звеняцкий, глава Краевого академического театра имени Горького, сказал, что его театр – центр всех событий городского и краевого масштаба. Больше всего мне импонирует ответ Александра Лобычева, директора галереи “Портмэй”, который сказал, что все привозные культурные проекты, включая “Меридианы Тихого”, он оставил бы в стороне, а в первую очередь отметил культурные явления, выросшие на нашей приморской почве и питающиеся её талантами… Как видим, опять все рассуждали о культурных событиях, к сожалению, никто не коснулся духовной составляющей культуры. В заключение обзора “Премьеры. Выставки...” слово было дано начальнику Краевого управления культуры Петру Сёмину, он порадовался: учреждения культуры осваивают рынок услуг. Культура учится зарабатывать деньги… Понятно, такая ситуация возникла не от хорошей жизни, и радоваться тут нечему, — это моё мнение. Алла Трофимовна Храмцова, зам. директора Приморского объединённого музея им. В. Арсеньева: — Наши краевые учреждения культуры сейчас находятся под большой угрозой. Приведу в качестве примера наш музей. Мы – методический центр 180 музеев Приморского края. И так сложилось, что все музейные проблемы стекаются к нам. Какие это проблемы? Вот несколько зарисовок. Докладная, написанная заведующим Музеем истории города Дальнереченска, нашего филиала: “Довожу до вашего сведения, что здание музея продаётся администрацией города и наша дальнейшая судьба неизвестна”. Потом сообщили из Лесозаводска: “Здание наше, наверное, будет продано за долги администрации”… А у нас душа болит, мы ничего не можем сделать… Так и новый закон о культуре не оставил муниципальным образованиям никакой возможности поддержать свои музеи, нет даже строки о том, что власти на местах имеют право выделять деньги на эти цели. Все совестливые руководители схватились за голову: как быть?.. Более того, мы с ужасом ждём, что может хлынуть поток исторических ценностей из закрывающихся музеев к нам, чтобы мы их сохранили. Но где мы всё это сможем разместить?.. Сотрудники нашего музея и музейные работники Хабаровска написали совместное письмо в Министерство культуры РФ. Есть надежда, что кто-то ещё в России отреагировал… Такие действия – хоть маленький, но всё-таки шаг в защиту нашего достояния культуры. Мы руки не опускаем и пытаемся помочь музеям – как методический центр – публикацией материалов и законов, законодательных актов, делимся опытом, даём опыт других музеев в нашем печатном издании “Вестник”. Также у нас в активе обширнейший массив музейных программ, с которыми мы работаем с населением. И школам предлагаем более тесное сотрудничество – наши коллекции могут богато иллюстрировать уроки по истории для всех школьников края, студентов и т.д. Ещё я коснусь “рынка”. Мы обязаны взять с того, кто бы ни пришёл в музей, деньги. Сейчас очень жёстко отслеживаются наши доходы, требуется, чтобы они возрастали и т.д. Конечно, ничего плохого в таком подходе к работе музея нет – если бы это происходило в благополучном государстве, где высокий уровень жизни. Но у нас такая политика приводит зачастую к тому, что дети не могут участвовать в серьёзных интеллектуальных конкурсах, потому что везде и за всё надо платить – с нашим-то уровнем жизни! Я уже не раз сталкивалась с подобными ситуациями. Считаю, что для всех детей, школьников услуги в учреждениях культуры должны быть бесплатными. Сегодня я ехала в трамвае и увидела, как группа молодых людей несла лозунги: “Мы – за Храм!”, “Нет – очередному торговому центру!” Это внушает мне надежду, что молодёжь понимает, что надо противостоять беззаконию, не оставаться в стороне… Валентина Андреевна Алексеева, ведущий специалист комитета по образованию Администрации города Владивостока, озвучила результаты анализа анкетирования, которое сотрудники центра “Орифламма” провели в рамках выставки картин-подлинников Николая и Святослава Рерихов. Анкету заполняли как многочисленные посетители выставки, так и студенты-культурологи вузов Владивостока, и называлась она “Наша культура – моё дело”. Ответы на вопросы показали, что активное большинство составляют опять же женщины. И ещё характерна такая деталь: перемены к лучшему в культурной политике, – считают многие, – зависят лишь от действий властных структур, а не от воли народа, то есть нас самих… Ведущая Круглого стола Жанна Алексеевна Гайдукова, начальник Центра по гуманной педагогике МГУ им. адм. Невельского: — Хочу заострить внимание на одной из насущных идей, которую проводил в жизнь Николай Рерих. Он мечтал, чтобы во всех школах воспитывалась новая традиция возвышенной и утончённой культуры. (А она очень востребована в наше время!) Николай Константинович надеялся, что вместе с азбукой и арифметикой детей будут знакомить с ценностями, плодами человеческого гения. И он предлагал, как можно это сделать. Так, День культуры, введённый в школах, будет направлять сознание подрастающего поколения на дела, полезные миру. Предлагаю сейчас обсудить идею проведения Дня культуры в образовательных учреждениях Владивостока и Приморского края. Лидия Ефимовна Петрова, руководитель общественной библиотеки им. Н.К. Рериха: — День культуры, о котором мечтал Николай Рерих ещё в 30-е годы ХХ столетия, проводят у себя школы С.-Петербурга вот уже 10 лет – в этом красивом городе с вековыми культурными традициями, где так много носителей культуры и созидателей культуры. Именно учителями Петербурга Л.И. Уваровой и Т.И. Поляковой, отличниками народного образования РФ, разработано пособие для педагогов по проведению школьного Дня культуры “День единения в культуре”. (Рецензент – доктор педагогических наук, профессор Л.Г. Татарникова.) Что явилось толчком для организации в школах Петербурга Дня культуры? Ещё 4 октября 1995 года общественность города на Неве приняла Манифест в защиту культуры. Люди забили тревогу, выяснив, что за годы перестройки в условиях “дикого рынка”, тотальной приватизации угрожающе сузилось культурное пространство. В “Манифесте…” содержится призыв ко всему народу России противостоять злу, а подписали этот документ 47 известнейших деятелей науки и культуры, в их числе группа нобелевских лауреатов. В манифесте говорится о том, что потребительские и утилитарные интересы человечества привели современное общество к искажённому пониманию его эволюционного пути, к развалу науки, деградации нравственности. Ещё в 1995 году академик Д.С. Лихачёв разработал “Декларацию прав культуры”, где расширил понятие культурных ценностей. Он к национальному достоянию отнёс также деятелей науки и культуры, как это давно принято в других странах мира. А в 1996 году по инициативе МЦР и общественности С.-Петербурга была создана Международная Лига Защиты Культуры с одним из её отделений в С.-Петербурге. Они-то и организовали в школах города День культуры. Переслали это пособие к нам во Владивосток. Мы распространили его по 17 городам и посёлкам Приморья. Конечно, передавали в те школы, где педагоги могут активно отозваться на эту гуманную идею. В чём возникает сложность? Сейчас учитель должен сознательно овладеть новым пониманием культуры – с позиций духовного развития личности. Идти путями духа, путями культуры – иного совершенствования для человека нет. Николай Константинович говорил после окончания Второй мировой войны: “Армагеддон войны окончен, теперь человечеству предстоит Армагеддон культуры, ещё более трудный”. Мария Борисовна Сердюк, преподаватель кафедры культурологии ДВГУ: — Из всего, что здесь обсуждалось, можно сделать один серьёзный вывод. Нам надо сделать культуру знаковой. С чем обычно ассоциируется Приморье? Это рыба, лес и т.д. И мы даже не задумываемся: культурная ли мы провинция?.. У нас в Приморье потрясающие памятники культуры, которые надо не только охранять, — надо, чтобы они работали. Такие встречи нужно продолжать. И поводов очень много – так, в марте с.г. планируем Краевую олимпиаду школьников по культурологии, её проводим уже 7-й год подряд. Также наша кафедра скоро проведёт День культуролога – пожалуйста, приходите, будем общаться. Впереди Международный день охраны памятников истории и культуры, Международный день музеев. Вообще этот год – юбилейный для Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. На осень совместно с Приморским отделением ЮНЕСКО планируется Международная конференция по охране и пользованию памятниками истории и культуры. Давайте объединять усилия, регулярно проводить конференции, круглые столы, подключать средства массовой информации и, конечно, школьников, студентов. Методы и возможности – всё в наших руках. Говорить не только о проблемах, но и о возможных вариантах их решения. А они есть! И выносить итоги наших обсуждений на широкую публику. Тогда и люди нас услышат. Нужно властям предлагать конкретику: что именно можно сделать, как сделать, даже на чём можно заработать деньги. Итак, давайте общаться дальше. Мы попытались передать читателям компетентное мнение большинства участников Круглого стола, но своих выводов решили не делать. Пусть всё, что было озвучено за этим февральским “столом”, послужит информацией к размышлению и стимулом к активным действиям по возрождению в Приморье духовной культуры. Подготовила Ольга АЛЁШИНА. |