Общественная независимая газета в защиту культуры. Основана в октябре 2001 года в г. Владивостоке

Резонанс

“НОВАЯ ЖЕНЩИНА” В СТИХАХ ГАЛИНЫ ЯКУНИНОЙ

1. О женской поэзии

Говоря о мужской и женской поэзии, я хотела бы подчеркнуть условность этого разделения. В рамках настоящей литературы оно не может быть оскорбительным: ведь нас не оскорбляет, что на белом свете живут не только мужчины, но и женщины. И в материальном, и в духовном мире нам не должно быть тесно. Мы не должны друг друга заменять и тем более — драться за первенство.

Поэзия, созданная мужчинами за время существования мира, представляется мне духовным полем в десятки раз более могучим по сравнению с тем, что создали женщины. Фактически мировую поэзию сформировали мужчины. Скорее всего, такое соотношение останется навсегда, что никак не отвергает возможности женщин вносить свою лепту в общий поэтический фонд человечества.

Я училась у мужчин-поэтов и глубоко убеждена в том, что поэтессы должны ориентироваться не на Ахматову и Цветаеву (наших великих предшественниц), а на Пушкина и Лермонтова. То, что знали женщины, знаем и мы. Нельзя останавливаться на этом знании.

У женской поэзии – огромный потенциал. Нам есть что осваивать, есть куда развиваться. Однако было бы ошибкой предполагать, что женская поэзия “возьмёт” какие-то качественно иные, доныне неведомые, высоты. Вот почему всякие споры о соревновании по половому признаку бессмысленны.

Однако у термина “женская поэзия” есть ещё один аспект. Дело в том, что женщинам вообще свойственно романтизировать чувства. Даже если эти чувства и эмоции самые рядовые, женщины не хотят признавать своей заурядности: слишком бессмысленной и приземленной стала бы тогда их жизнь.

Пушкинская Татьяна на заре юности воображала себя “Клариссой, Юлией, Дельфиной”, и её письмо к Онегину проникнуто “женской поэзией”: “Твой чудный взор меня томил, в душе твой голос раздавался”. (Это у Онегина-то чудный взор!) Мужчины позволяют женщинам такой романтический взгляд на себя, но не воспринимают его всерьёз. Татьяна оказалась из разряда незаурядных женщин, она сумела отказаться от романтизации, свойственной её окружению до самой старости (“Кузина, помнишь Грандисона?”), и тем самым обрекла себя на известное духовное одиночество. Но именно этим она и интересна.

Множество женщин создают стихи, которые, по сути дела, являются романтизацией их бытовых ощущений. Такая “поэзия” носит прикладной характер, и к ней нельзя относиться серьёзно. Это нормальное жизнеотправление, никак не влияющее на развитие поэзии вообще. Между тем, настоящие поэтессы не красовались в своих женских чувствах и умели их “отфильтровать” как сор (“Когда б вы знали, из какого сора...”).

2. О “женском вопросе”

В литературе женщины, достойные восхищения, так же редки, как и в жизни. Однако наличие их в природе – не повод для возвеличивания всех женщин вообще и унижения мужчин (достойных мужчин, кстати, тоже немного). “Женский вопрос” испортил человечество. В природе его нет, это искусственное изобретение, и отнюдь не всецело женское.

Но умные мужчины умеют его разрешать. Некрасов, боровшийся за эмансипацию женщин, писавший о крестьянке как о бесконечно униженном существе, которому выпало “быть рабою раба”, в поэме “Мороз — Красный нос” дал такой образ женщины, который снимает всякие разговоры о неравенстве.

Некрасовскую героиню Дарью испошлили иронией по поводу того, что она “коня на скаку остановит”, свели на уровень какой-то бой-бабы (а многие ли разухабистые бабёнки остановят коня на скаку или войдут в горящую избу? они, как правило, бойки только на словах). Между тем поэт вёл речь о редком и бесценном человеческом материале, о женщине, которой выпало родиться со всем богатством своей натуры не в палатах белокаменных, а в крестьянской избе, где каждый день надо воевать за жизнь.

“Коня на скаку” — это ведь о способности человека не растеряться в экстремальной ситуации, и физическая сила тут не при чём. “Пройдёт — словно солнце осветит” — многие ли женщины годятся под это определение? Пресловутая “гламурность” тут отдыхает: в некрасовском контексте “солнце осветит” крепостного раба. Наверное, проходит по жизни эта крестьянка при всей своей несвободе как свободная женщина, оттого и явление её радостно для окружающих.

И после этого мы продолжаем мусолить какой-то женский вопрос! Неравенство! Полагаю, что корыстным лукавством политиков это можно как-то объяснить: они любят играть на низменных чувствах. Но писатель, знаток литературы и человеческой души, на мой взгляд, не имеет никаких оснований задаваться вопросом о неравенстве или угнетении женщин. Это несерьёзно.

3. Матриархат возвращается?

Парадокс современной жизни состоит в том, что мужчины, всячески осмеивающие матриархат как допотопный уровень существования человечества, фактически сами же его и насаждают.

По некоторым данным, половина детей в нашей стране оставлена отцами. Детей воспитывают матери-одиночки — при помощи бабушек, сестёр и подруг, то есть женское сообщество, как это и было при матриархате. Педагоги в школе — на 98 процентов женщины. Не побоюсь сказать, что и во многих полных семьях, где у детей есть отец, женщина ощущает себя как мать-одиночка, потому что мужчина спился, деградировал или просто выключился из семейной жизни.

По большому счету, Россия сегодня — это страна матерей-одиночек. Матери-одиночки “челночат” с тяжёлыми сумками, в стужу и зной торгуют на рынках, снуют по коридорам офисов, соглашаются на любые унижения и на любую работу за гроши, потому что им надо растить и поднимать детей, а помощи ждать неоткуда.

Психология матери-одиночки заслуживает отдельного изучения. Весь ужас состояния души такой женщины не понять тому, кто не побывал в её шкуре. И вот мужчины с оторопью констатируют, что женщины жестоки, безжалостны, циничны, агрессивны; что на просторах нашей страны за какие-то 15 лет выковалось племя женщин, которые не остановятся ни перед чем.

Многие женщины этого “племени” вытеснены из своих изначальных профессий и вынуждены конкурировать с мужчинами в политике, в бизнесе и даже в военном деле. Мужчины вдруг обнаруживают феномен “белых колготок” — женщин-киллеров. Шахидки, “чёрные вдовы”, начинённые динамитом, идут на смерть ради своих детей (потому что кому нужна такая жизнь!). Солдатские матери, матери Беслана заявляют о себе как самостоятельная протестная сила (почему не отцы Беслана, почему не солдатские отцы?)

Я далека от намерения возложить всю ответственность на мужчин. Это было бы слишком примитивно и неправильно. Мужчины и физически, и интеллектуально сильнее нас. Они умеют так врезать под дых, что долго потом не можешь разогнуться. Хочется упасть и плакать, а надо распрямляться и молча идти вперёд. Да ещё и спасибо сказать за эту бесплатную тренировку.

Светлана СЫРНЕВА, поэтесса, г. Киров.


Вы просматриваете АРХИВ сайта. Актуальная версия сайта находится по адресу www.svetgrad.ru
© 2006-2008 "Светоград"