Общественная независимая газета в защиту культуры. Основана в октябре 2001 года в г. Владивостоке

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО

Настоятелю Свято-Покровского прихода игумену Никите Зеленюку (г. Лесозаводск)

Уважаемый игумен Никита!

Ваше крайне негативное и однобокое суждение о Николае Рерихе, об Учении Живая Этика и, в частности, о деятельности Центра “Альтаир”, общественной организации г. Лесозаводска, можно объяснить очень просто. Оно шито, образно говоря, белыми нитками. И я намерена здесь осветить главную причину ваших нападок на них.

Мне хорошо врезалось в память, как на заре перестройки, когда уже была сметена идеология марксизма-ленинизма, а людям надо было во что-то верить, подавляющее большинство обратилось к церкви, к нашей Русской Православной Церкви. Самое показательное, именно молодые люди толпами приходили в уцелевшие храмы, крестились, молились, причащались – помню, негде было встать. Приходили целыми семьями, приводили детей, бескорыстно предлагали свои услуги для обновления обветшавших зданий. Наблюдала всё собственными глазами.

Но эта волна интереса к православной вере быстро накатила и так же быстро схлынула. Потому что люди, надеявшиеся в православии обрести для своей души надёжный духовный фундамент, не найдя его там, разбрелись кто куда, ища опору теперь уже в других конфессиях и духовных учениях.

В тот переломный момент не получилось у вас, православных священников, заинтересовать народ, разбудить их сердца к принятию православия. В то время идеологическая ниша, какой-то срок пустовавшая, стала постепенно заполняться другими верованиями и философскими учениями, оттесняя Православную Церковь в разряд второстепенных. Особенно громадный всплеск интереса у людей вызвало духовное наследие Рерихов и Е.П. Блаватской. От него исходила удивительная свежесть идей, опирающихся на древнюю восточную мудрость и западную научную мысль, поражала их основательная целостность.

Как раз наследие Рерихов и явилось тогда для Православной Церкви главным “конкурентом” на право “первосвященства” в России. И если православным священникам сразу не удалось завладеть умом и душой потенциальной паствы – на добровольных началах! – вы стали применять другую, причём безотказно сработавшую, тактику поведения. Тактику – бичевать “конкурентов”, развенчивать и предавать их анафеме. Что с успехом, громогласно и повсеместно применил дьякон А. Кураев.

Так к “позорному столбу” был пригвождён Николай Рерих, величайший гуманист эпохи, один из лучших сынов России, известный всему миру художник и общественный деятель, которого в Индии, где он прожил остаток своих дней, почитают как великого святого и называют Махатмой (Великой Душой). С величайшим уважением относится индийское правительство к памяти о Н.К. Рерихе и членах его семьи.

К сожалению, всегда, во все времена жестоко преследовались и уничтожались философы и мудрецы, которые несли людям Свет Истины, — невежественная и враждебная тьма стремилась погасить этот Свет! Как видим, не избегли такой участи светлые мечты Николая Рериха о радости повсеместного культурного строительства во имя общего блага

Однако во всех этих преследованиях и запретах прослеживается старчески-догматическая немощь Русской Православной Церкви. Она не смогла перестроиться со всей страной, со всей государственной структурой – сориентироваться на обновлённое и продолжающее обновляться сознание российского народа. Православные священники не смогли всколыхнуть стихию духа молодёжи, дать ответы на самые животрепещущие вопросы бытия. Откройте им суть существования человека и Мироздания, удовлетворите их пытливое любопытство, отнеситесь к ним с сердечным участием, и они пойдут за Церковью! Но насильно навязывать неокрепшим сознаниям, тем более школьникам, догмы христианской веры… Ещё до Октябрьской революции в гимназиях преподавался Закон Божий, и — общеизвестный факт! — ученики ненавидели эти уроки (обратитесь к мемуарам тех лет). Думается, это обстоятельство стало одной из главных причин развития массового атеизма в николаевской России. Об опасности неумного навязывания веры предупреждал в своих трудах Иоанн Кронштадтский. (Кстати, этот великий святой как-то сказал мальчику Николаю Рериху: “Не болей! Много ещё для Родины придётся потрудиться”.)

Люди равны перед лицом Божиим, — говорил пророк Амос. И каждый человек идёт к вере своим путём. Этот сокровенный путь не терпит суеты, а тем более насилия в виде указаний и ударов идеологического “кнута”. Русское православие по слабости своей выбрало кнут, которым безжалостно хлещет сейчас всех инакомыслящих, пытаясь загнать в свою веру. Что это, как не следствие тёмного эгоизма, чувства собственной исключительности?! Святость так не поступает!

В наши дни, когда всё продаётся и покупается, взрослые, в большинстве своём, поклонение Богу превратили в моду, в политическое кредо, они научились притворяться и лгать. Но дети и молодёжь ещё чисты душой, поэтому идут туда, куда ведёт их сердце и огонь желания познать неизведанное.

Православная Церковь культурно-просветительские организации, ориентирующиеся на мировоззренческую позицию Николая Рериха, называет в ослеплении своём “религиозными сектами”. Это понятие, выбранное для характеристики рериховского движения в России, просто некорректно! Все смыслы слова “секта” здесь никак не подходят, а тем более основной его смысл – закрытость. Право, странно звучит идея закрытости в сопоставлении с широкой культурно-просветительской деятельностью общественных объединений, направленной на защиту культурных и исторических ценностей страны, детских учреждений, против разграбления и уничтожения библиотек и музеев (опираясь на международный документ Пакт Мира – Пакт Рериха). В их действиях прослеживается неослабная забота о лучшем будущем, где исчезнёт всё мерзкое — нищета, пьянство, злоба, зависть и т.д. Культурное созидание – вот цель этих общественных организаций – ориентировано на торжество Общего Блага! И этим всё сказано.

Также непонятно, почему Рериховские объединения — “религиозные”? Например, в книгах Учения Живая Этика, как и в письмах Елены Рерих – величайшего философа современности, чётко прослеживается научно-философская мировоззренческая позиция. Но вы же не относите кафедры философии вузов к религиозным образованиям! Или, например, философа Н. Бердяева, который много размышлял о Божественном, – к религиоведам… Короче, цель ваша ясна – в борьбе за власть над паствой все средства хороши! Главное – привесить ярлык, а там “свои” люди (многие даже не разбираясь) подхватят его и дополнят.

Культурно-просветительские организации очень озабочены нынешней глобальной проблемой растления молодых душ, увеличением в детской среде наркоманов, бомжей, убийц… Они направляют все свои усилия на уменьшение социального зла. А вы, вместо того, чтобы совместными действиями способствовать искоренению этих язв, бьёте общественность по рукам, устраиваете “охоту на ведьм”. Свою энергию тратите на необоснованные обвинения тех, кто мог бы стать вашими деятельными помощниками в борьбе за становление высокой нравственности в России.

И последнее. Видимо, вы не достаточно знакомы с книгами Учения Живая Этика. В них собрана вся мудрость Земли – как Запада, так и Востока. Мудрость, накопленная за все века существования человека. И к Учению можно применить известное изречение Иисуса Христа: “Я Пришёл не нарушить, а исполнить”. Исполнить – значит вновь напомнить сбившемуся с Пути человечеству о высших ценностях Духа: доброте, любви, сострадании, милосердии, приоритете творческого начала в человеке – о ликующей романтике творчества! Учение Живая Этика отвечает на все вопросы, касающиеся сути Вселенной, её жизни и многого другого, чего как раз не в силах дать православие. В этих книгах, которые есть поистине неисчерпаемый кладезь знаний, говорится о Духе человека как главной мощной силе, способной преобразить Землю. Из больной и экологически истерзанной планеты – в цветущую, радостную, прекрасную.

В Учении Живая Этика – новизна взглядов на мир и их цельность. И вновь вспоминается время, когда только-только люди, освободившись от советского прессинга, стали широко знакомиться с духовным наследием Рерихов – как будто форточка открылась в затхлую комнату. Вдруг прояснился смысл бытия, мысль о беспредельности Мироздания раздвинула пределы земного утлого мирка! Но Православная Церковь постаралась закрыть эту “форточку” — и вновь унылая серость прагматизма и равнодушие вползли в жизнь.

Поэтому вам и всем, кто хочет дышать полной грудью целебным воздухом познания Истины, я советую не нападать на книги Учения Живая Этика, а глубоко и основательно вникнуть в их мудрое содержание.

С пожеланиями добра, правды и взаимопонимания!
Ольга АВИЛОВА, гл. редактор газеты “Светоград”.


Вы просматриваете АРХИВ сайта. Актуальная версия сайта находится по адресу www.svetgrad.ru
© 2006-2008 "Светоград"