Общественная независимая газета в защиту культуры. Основана в октябре 2001 года в г. Владивостоке

“ТРЕУГОЛЬНИК СЕМЕЙНОГО СЧАСТЬЯ”, ИЛИ О КВАНТАХ ЛЮБВИ


Однажды пришлось наблюдать такую картину. Молодые люди, явно муж и жена, шли по тропинке друг за другом. Нетрезвый парень грязно ругался, женщина, почти девчонка, огрызалась сзади тем же образом. Потом он повернулся и стал её бить – я уже не смотрела в их сторону – только слышались бессильные женские рыдания…

В другой раз на автобусной остановке обратила внимание на молодую пару влюблённых. Их лица не блистали особым интеллектом, и весь их вид почему-то напомнил предыдущий случай, начертил ту же безрадостную перспективу семейных отношений…

Хочется говорить о красоте в семье, о гармонии общения между взрослыми и детьми, между мужчиной и женщиной, между пожилыми и молодыми. Как правило, удачные семьи в поучениях особо не нуждаются, а неудачные – они обычно не прислушиваются к советам, исправляющим положение.

И всё-таки, думаю, стоит поразмышлять, как устранить из жизни проблему неблагополучия в семье. Наверное, сначала надо проследить изменчивую динамику эволюции внутрисемейных отношений.

Совсем недавно познакомившись с фундаментальным трудом “Политика” античного философа Аристотеля, была буквально поражена его трактовкой семейного уклада. Там расстановка “сил” такова. Мужчина – властелин, монарх, “верховная власть”. Ему подчиняются все домашние. Так как в то время рабство было в порядке вещей, автор рассматривал поведение домохозяина на фоне рабовладельческих взглядов на жизнь – отношение к рабам как к своей собственности. В том числе женщина, жена вводится в ранг собственности, подвластного мужчине существа. А с детьми уж и подавно вопрос ясен…

Известно, что аристотелевская “Политика” в дальнейшем легла в основу становления государственности, многие положения были взяты оттуда, углублены, доработаны. И этот принцип семейных отношений — то есть доминирующее влияние мужчины как “властной структуры” — дошёл до наших дней. Конечно, минули тысячелетия с момента написания “Политики”, но этот принцип “мужской доминанты”, кажется, никто не стремился опровергнуть. Вопрос семьи, естественно, не раз рассматривался многими глубокими мыслителями с позиций происходивших в мире исторических, экономических и политических преобразований, но вот эта принципиальная позиция подчинённой роли женщины и детей в семье продолжает, в среднем, оставаться как неписаный закон, как аксиома.

Где-то во второй половине прошлого века психологи разработали такую наглядную картинку, хотя подобный семейный уклад существует с незапамятных времён:


Схема 1

Как видим, мужчина осуществляет здесь некую оборонительную тактику по отношению к внешнему миру. Под его опекой и защитой находятся женщина и дети. Что же касается женщины – она собой, своей энергетикой заполняет всё внутреннее пространство семьи, создаёт уют в доме и напитывает своими личностными качествами домочадцев. И дети, в первую очередь, находятся под её неусыпным контролем. Все эти мысли изложены в схематичной, упрощённой форме, так как всё, что происходит в жизни, намного сложнее и непредсказуемее, однако в данную схему укладывается и не противоречит ей. Поэтому пойдём в наших размышлениях дальше.

Такая схема, думается, сформировалась, что называется, не от хорошей жизни – внешняя агрессивная среда заставила мужчину – как воина, как физически сильного человека – выдвинуться на передние рубежи. А женщина и дети были полностью зависимы от него, от его воли и желаний. Как говорится, кто зарабатывает деньги, тот и музыку заказывает…

Но исторический процесс движется вперёд – времена меняются. И женщины постепенно стали занимать активную жизненную позицию. Они – предприниматели, государственные и общественные деятели, судьи и т.д. Стали ли они от этого счастливее – это уже другой вопрос.


Схема 2

Однако стоит отметить ещё одну ярко выраженную тенденцию современности – неполная семья. Появился новый термин, в какой-то мере уничижительный, презрительный: “биологический отец”. То есть женщины рожают детей, самостоятельно растят их, а задача мужчины проявляется чаще в роли “быка-производителя”, потом он становится негодным (в роли мужа и отца), по мнению матери ребёнка, и она безболезненно расстаётся с ним. То есть женщина уже находит в себе силы сама и воспитывать ребёнка, и как-то противостоять внешней среде, обеспечивать экономически и себя и детей. Думается, внешняя среда обнаружила тенденцию постепенно снижать свою агрессивность, раз женщина находит в себе мужество и силы отказываться от опеки мужчины, выходить из замкнутого мирка семьи на простор больших масштабов…

Итак, женщина уже научилась чувствовать и проявлять свои независимость и свободу. А дети? Дети ещё не вышли из зависимого положения, можно даже сказать, из-под двойного прессинга – отец + мать. Опять же, такая постановка вопроса очень усреднённая, ведь в жизни столько семей, и каждая не похожа на другую. Например, сейчас социологи бьют тревогу: огромен процент семей, где родителям нет никакого дела до ребёнка, он растёт, как сорная трава на огороде, предоставленный полностью своей собственной свободе, лишь материальная зависимость от взрослых поневоле сохраняется…

Мы все вышли из детства, и кто из нас не помнит несправедливого отношения к себе, даже порой жестокого и унизительного. К большому сожалению, так было всегда. Бесправие ребёнка введено в ранг естественного порядка вещей – и я здесь предлагаю разрушить этот ненормальный порядок.


Снова обратимся к схеме – на этот раз равнобедренному треугольнику, где все “углы” — мать, отец, дети – равны.

Целостность таких семейных отношений предполагает не подчинённое положение домочадцев друг к другу, а дополняющее . Каждый здесь – личность, полноценная “величина”, имеющая право голоса в общесемейном “хоре”.

Семья – ячейка общества. Из этих ячеек складывается страна, государство. Политика семейная накладывает свою печать на политику государственную. И если политика давления, несвободы, авторитарности в семье постепенно сойдёт на нет, то и “климат” в государстве намного потеплеет. Многое, да почти всё зависит от семьи… И хочется, чтобы быстрее холод несвободы заменился общинными отношениями, где каждый член общины-семьи есть полноправная личность, где все проблемы обсуждаются и решаются сообща без скидки на возраст и ещё что-либо.

Члены семьи – общинники, друзья, единомышленники, они и радости и тревоги делят между собой, стараются не причинять друг другу боль, смягчать удары и неприятности, получаемые кем-нибудь из них от окружающих, в школе, на работе, на улице. Сказано: счастье – когда тебя понимают. Именно такое счастье должно обосноваться в семьях, прорасти и дать чудесные всходы.

Наверное, кто-то скажет: утопия всё это! И совсем не вяжется с тем, о чём рассказывалось в самом начале. Но ведь те молодые люди тоже вышли из семьи, от своих родителей они заразились матерщиной, злобой, пьянством. Похоже, у них детей пока ещё нет. Ну, а будут?.. И опять через лет этак 20-25 будет идти пара и… всё повторится вновь? Как известно, подобное порождает подобное, а совершенствоваться человек не хочет. Однако он будет поневоле исправляться, так как принудят его к этому страдания. И когда пролетят годы, поймёт ли та молодая женщина, пройдя через муку побоев и унижений, что именно она в той ситуации была неправа? Неправа тем, что уронила честь женщины. Видимо, уронила давно, но ещё не осознала этого. А вот когда приобретёт вновь?.. Тогда, как знать, и семья перестанет “болеть”…

Равнобедренный треугольник “муж—жена—дети” сложился по системной триаде Рэма Баранцева*: рацио—эмоцио—интуицио. И мне захотелось (в упрощённом виде) расставить всех героев по местам. Рацио – это, конечно, мужчина; а эмоциональная компонента – дети. Интуиция же свойственна женщине – матери, жене, любимой. Так мне кажется, но это не конечный вариант. Эти составляющие могут меняться местами и ролями в зависимости от обстоятельств. Неизменной остаётся мысль о равновеличии мужа, жены и детей и их взаимодополнении единого целого – гармоничной семьи.

Очень часто в публикациях прослеживается показательная деталь, когда речь заходит о семье, — рассматриваются отношения между мужчиной и женщиной, а детей как будто и не существует, или наоборот, говорится только о воспитании. Поэтому представим цельную картину семьи, чтобы проследить гармонию существующих в ней отношений, опять же по системной триаде Баранцева и с подсказки самого Рэма Георгиевича (см. схему 2).

Что это нам даёт? Такая наглядная целостная структура семьи позволяет проследить, где допущена ошибка или просчёт. Какой-то “угол” не достроен – и семью начинает лихорадить, появляются разлад и непонимание.

Но легко сказать “не достроен”! Тогда какой “материал” годится для подобного строительства? Думается, самый чудодейственный – любовь, доброта, сострадание. И если уж начались эти размышления с примера из жизни, другим живым примером и закончим (случай записала журналист Светлана Шарапова).

…Кроликов кормили специальной высокохолестериновой (чрезмерно жирной) пищей, чтобы проследить, как в них развивается атеросклероз, вызванный неправильным питанием. Действительно, вскоре у животных значительно повысилось содержание холестерина в крови, развилось характерное поражение сосудов.

Однако у части экспериментальных животных это повреждение сосудов оказалось на 60 процентов меньше, чем у остальных. Учёные начали доискиваться, в чём же причина. В конце концов выяснилось: молодой ассистент, ухаживавший за группой кроликов, что показали нестандартный результат, перед тем как кормить животных, вынимал их из клеток, гладил, ласково трепал за уши, разговаривал с ними.

Этого, при прочих равных условиях, оказалось достаточно, чтобы более чем вполовину нейтрализовать действие разрушительной диеты. Защитой от смертельных доз холестерина послужили КВАНТЫ ЛЮБВИ, положительные эмоции, которые и помогли уберечься от неизбежной болезни.

Уж если для животных так велико значение ласкового слова и прикосновения, то для человека?!..

Подготовила Ольга АЛЁШИНА.

Рисунки Насти ЗЕБНИЦКОЙ.

Рэм Георгиевич БАРАНЦЕВ – известный в России и за рубежом учёный из г. Санкт-Петербурга, доктор физико-математических наук, профессор С.-Петербургского госуниверситета. Он лауреат Государственной премии СССР (1973), автор около 400 научных работ, в том числе монографий, член РАЕН, Международной украинской Академии оригинальных идей, Профессорского клуба ЮНЕСКО и т.д. За свои передовые научные взгляды в 80-х годах прошлого века подвергся репрессиям со стороны правящей идеологии, был изгнан из С.-Петербургского университета и какое-то время жил и преподавал во Владивостоке.

Рэм Баранцев – основоположник отечественной тринитологии, вывел и обосновал универсальную формулу тринитарного мышления – системную триаду: рацио—эмоцио—интуицио. Этот учёный стал отцом науки тринитологии (методологии триадного синтеза), обобщив и систематизировав тот объём знаний, которые выработало человечество за тысячелетия своего существования.

Тринитарное мышление – мышление синтеза – присуще человечеству будущего, оно позволяет мыслить понятиями, образами и символами; раздвигает границы познаний человека и его представлений обо всём существующем в мире.

В марте 2006 года во Владивостоке прошёл трёхдневный СЕМИНАР “Тринитология – наука о синтезе” с участием Р.Г. Баранцева и состоялась презентация его новой книги

“Становление тринитарного мышления”.

КНИГУ МОЖНО ЗАКАЗАТЬ по тел. 52-06-52.


Вы просматриваете АРХИВ сайта. Актуальная версия сайта находится по адресу www.svetgrad.ru
© 2006-2008 "Светоград"