Общественная независимая газета в защиту культуры. Основана в октябре 2001 года в г. Владивостоке |
ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ – НАША ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА!
В первый день весны 2006 года состоялась конференция с несколько сложным названием “Профилактика отклоняющегося поведения подростков в условиях семьи, школы и социума”. Если короче – речь здесь шла о так называемых трудных детях. Инициатива организации этого очень важного мероприятия, проводимого во Владивостоке впервые, исходила от группы общественников во главе с Ларисой Александровной ЛУКЬЯНЧУК, руководителем Центра “Искусство семейного воспитания”. В конференции приняли участие педагоги-психологи, завучи по воспитательной работе общеобразовательных школ города, психотерапевты, социальные психологи. А действенная поддержка пришла со стороны Комитета образования администрации Первое же эмоциональное и насыщенное фактами выступление врача-психотерапевта Людмилы Ветровой настроило всех на рабочую волну. Оказывается, проблема трудного подростка изначально исходит из нарушений, случившихся во время беременности и родов. Вдуматься только! – негативное воздействие на нервную систему плода в 99,9 процентах случаев оставляет тяжёлые последствия. Оказывается, большие бедствия несут широко практикуемые сейчас “планируемые роды”, когда врачи-акушеры искусственно вызывают роды, делают “кесарево сечение” там, где можно обойтись и без операции (для новорожденного ребёнка полученный при этом стресс равносилен падению с седьмого этажа); увеличивается число черепно-родовых травм (раньше их правила бабка-повитуха). А через годы у ребёнка развивается синдром гипервозбудимости, если вовремя не обратиться к специалисту (психотерапевту, мануальному терапевту), можно запустить болезнь и… одним словом, последствия будут плачевными. Не менее заинтересованным было сообщение Галины Суходоловой, профессора кафедры педагогики и психологии ПИППКРО. Она видит проблему в школьном воспитании детей, в отношении учителей к детям. Если ребёнку плохо в семье – почему он бежит к приятелям, на улицу, а не к классному руководителю, учителю? В том-то и вся беда! Трудных детей не будет, когда педагоги станут по-настоящему необходимы детям. Галина Михайловна рассказала о документе “Минимальный социальный стандарт по воспитанию”, который был принят 1 сентября 2003 года. Там, в частности, делается упор на воспитание учеников в процессе обучения – на уроке в среднем треть времени и внимания отдаётся “зубрёжке”, а остальные две трети посвящаются формированию личности ребёнка, воспитанию общечеловеческих ценностей. Также в документе есть пять моментов, на которые надо обратить пристальное внимание: 1) человек как ценность; 2) ребёнок – выходец из семьи; 3) обеспечение трудом; 4) мир на Земле; 5) “береги Землю, на которой живёшь”. В этом “…стандарте по воспитанию” также указывается на создание в школе дополнительного воспитательного пространства: кружков, клубов, факультативных занятий по интересам. То есть надо организовать детям правильную жизнь в школе. И выходит, что школьные проблемы коренятся в отношении самих учителей к воспитательному процессу. Пока ещё оно развивается по принципу: “Работаю – как платят”. Конечно, хотелось бы, чтобы уменьшилось в школе число случайных людей, да и вся система образования требует корректирования. Затем с высокой трибуны выступила Лариса Лукьянчук. Она как практикующий педагог-психолог поделилась своим опытом работы с трудными детьми. Сейчас она занимается с 12 так называемыми трудными классами, где учителя “поставили крест” на учениках. И эти ребята уже привыкли к привешенным к ним ярлыкам, сами про себя с бравадой говорят: “А мы балбесы”. Такое поведение детей – вынужденная защита от агрессии взрослых, их непонимания, неприятия. Лариса Александровна на опыте убедилась, что это нормальные, умные ребята, с ними можно ладить, если выработать свой подход к ним – относиться с восхищением и уважением. Каждый ребёнок имеет свою жизненную программу, задачу, и важно педагогу нащупать её и постараться развернуть, раскрыть для самих детей. Дети очень податливы, они хотят быть хорошими и нужными, только надо помочь им – чуткий психолог подсказывает, и школьники быстро перестраиваются. Показательно, что воспитанники Л.А. Лукьянчук с нетерпением ждут её занятий, любят их… Труднее с педагогами, именно их сложнее организовать, а эгоизм взрослых – та самая пропасть, которая разделяет учеников и их учителей. В заключение докладчик выразила надежду, что проблема воспитания трудных детей объединит школу и родителей, в таком сотрудничестве всё будет успешно решаться. В перерыве Лариса Александровна Лукьянчук ответила на наши вопросы: — Какую цель преследовали вы, организуя эту конференцию? — Тема трудных подростков очень больная, и положение в обществе просто катастрофическое. Но его не так трудно исправить. Нужно только показать людям выходы из тупика. Сейчас социальная статистика даёт ужасающие цифры! – миллионы детей наркоманят, не живут дома, сотни тысяч детей в колониях для малолетних убийц… Во-вторых, я работаю с трудными детьми. И хочу эту проблему постичь. Я вижу, что это замечательные дети, но их уже списали, забраковали. А в том виноваты семья, школа, но не сами дети – вопрос этот нужно поднимать на всех уровнях! Сегодня – первый уровень, первая проба. —Здесь кто-то из выступавших сказал: “Нужно что-то решать!” А вот как решать? — К сожалению, здесь нет тех, кто мог бы сделать что-то на высоком уровне. Однако все выступления вносят ясность, как, допустим, можно повлиять на школу, ведь с семьёй дело обстоит сложнее. Чтобы трудные дети именно в стенах школы постепенно исправлялись, то есть не тиражировалась проблема... — Вы уверены, что школа справится с этой задачей? — Отвечу так. Каждый год в августе проводятся среди учителей конференции, где подводят итоги работы за год и ставят задачи на следующий год. На последней такой конференции была поставлена задача – улучшение качества воспитания. Как раз в свете решения этой задачи у нас организовано нынешнее собрание. Не всё делается сразу, к сожалению… — Вокруг вас формируется активное ядро общественных деятелей, которые видят, что вы поднимаете очень важное и нужное дело. И нужно широко доносить до людей, что сейчас происходит с нашими детьми. Ведь одной школе, думаю, не справиться с этой тяжелейшей задачей, когда в нашей стране чуть ли не две трети семей больны, и они выпускают в мир неблагополучных детей, а те в свою очередь несут своё неблагополучие в школы. Информация до людей доходит через конференции, сообщения в газетах, на радио, телевидении. Думаю, надо активнее подключать средства массовой информации… — Хороший вопрос! В прошлом году мы проводили конференцию для педагогов и в помощь родителям на тему воспитания детей. Мы приглашали СМИ, но они не откликнулись. Создаётся ощущение, что кроме нас, общественности, это никому практически не интересно, ни властям, ни журналистам. Но мы не хотим молчать о страшных фактах, о нынешнем вопиющем положении детей в России. Мы убеждены, что работа наша даром не пройдёт, и наши шаги, пусть даже микроскопические, постепенно разбудят всех. Подготовила Алёна СТАРЧИНОВА. |