Общественная независимая газета в защиту культуры. Основана в октябре 2001 года в г. Владивостоке

БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ БИБЛИОТЕКЕ?

27 мая – Общероссийский день библиотек

Общество вошло в новый век с определённым багажом знаний, ценностей и идеалов. Нужны ли они будут в том виде как есть или должны измениться? Что нас ждёт: торжество технократии или гуманистических идеалов? Спорят и размышляют историки культуры, философы, книговеды, социологи, писатели, библиотековеды…

На наших глазах в мире происходят глобальные перемены. То, что считалось незыблемым, вдруг перестало им быть. Казалось, библиотека с её тысячелетней историей будет всегда. А между тем, “гамлетовский вопрос” — быть или не быть библиотеке? — прозвучал не сегодня. В данном случае речь не о судьбе какой-то конкретной библиотеки — под угрозой судьба библиотеки как культурного института.

В 60-х годах прошлого столетия впервые возник прогноз, что библиотеки своё отжили. Резкий рывок в освоении информационных технологий, развитие электронных коммуникаций дали повод думать, что дальнейшее развитие общества возможно без библиотек.

Наступили 80-е, затем 90-е... Велись дискуссии о грядущем информационном обществе. Его апологетам будущее представлялось эрой знаний, ему придавалось такое большое значение, что вместо термина “информационное общество” они стали использовать термин “образованное общество”. Но “образованному обществу” необходимы “навигаторы знаний” — то есть библиотекари?.. Предполагалось, что реальная библиотека будет заменена центром виртуальных знаний. Тогда не нужно отдельного здания — лишь доступ к ресурсам Интернета. Интернет же в свою очередь станет огромной мультимедийной библиотекой, где каждый найдёт своего “личного библиотекаря”, который обеспечит книгами, музыкой, видеофильмами. Традиционное определение “библиотекарь” объявлено бессмысленным.

…“Романтический взгляд на библиотеки как на хранилища материальной и духовной культуры, запечатлевшие мудрость веков, уходит в прошлое, отступает перед холодной реальностью Интернета”, — пессимистически заметил Р. Чейз.

Многоликий образ библиотеки

Тема и образ библиотеки, книги и читателя в истории мировой культуры и сегодня являются одними из главных в размышлениях интеллектуалов. И образы эти не всегда окрашены в нежные тона. Резко негативное отношение к книжной культуре, процессу чтения было подмечено ещё в художественной литературе XX века. Поэты “серебряного века” противопоставляли “живую жизнь” и “мёртвую книжную культуру”. Книги, домашняя библиотека ставились ими в один ряд с бренностью жизни, пылью веков. Негативно изображается и образ читателя. Человек заворожён, очарован книгой – таков герой новеллы Г. Гессе “Книжный человек”. Он читает всю свою жизнь и только в конце понимает, что проживал чужие судьбы. Жил за стеной книг, а рядом бушевала настоящая жизнь.

Примечателен роман У. Эко “Имя розы”. Страшная смерть постигнет того, кто прочтёт уникальную книгу, хранящуюся в монастырской библиотеке. А библиотека эта удивительна – она “защищается сама, она непроницаема как истина”. Автор изображает её в виде запутанного лабиринта, миража. Колоритны образы библиотекарей, вот, например, как представлен один из них: “Облик его дышал скорбью и суровостью…”

Новелла “Вавилонская библиотека” Х.Л. Борхеса созвучна роману У. Эко. Здесь библиотека – Вселенная… “Я утверждаю, что библиотека беспредельна… необитаемая, бесконечная, абсолютно неподвижная, наполненная драгоценными томами, бесполезная, нетленная, таинственная…”

Читала эти строки и испытывала какой-то необъяснимый трепет, страх… Библиотека-вселенная — необитаемая, в ней “недоступные и близкие книги, сокровенные и ясные как звезды”, — вызывает гнетущее впечатление! И вот ореол святости, поклонения, которым была окружена библиотека, уходит в прошлое. Если раньше книги с благоговением изображали на иконах в руках святых, то теперь их просто не читают.

Бессловесный мир

Вряд ли надо много говорить о том, что тема чтения сейчас актуальна как никогда. Чтение в лучшем случае остаётся средством для получения деловой информации – то есть для работы. Неуклонно уменьшается эстетическая роль печатного слова. Мир становится бессловесным. И это касается не только России.

В 32 странах регулярно проводятся исследования среди 15-летних подростков. Так вот, 42% всех наблюдаемых подростков в Германии никогда не читали книгу ради удовольствия — для души. Все исследования последних лет в России подтверждают, что растёт число не любящих читать. Сегодня о своей нелюбви к чтению говорят 10-12% молодых людей, но их на самом деле гораздо больше. Особенно среди младших групп школьников – каждый пятый не любит читать. Очевидно, что для новых поколений оно будет играть всё меньшую роль.

В последнем номере “литературки” писатель Э. Графов вспоминает: “В пору моих юных лет вполне привычным был сюжет. Идёт по улице мальчишка, держит перед собой книгу и читает её… Сейчас встречные прохожие назвали бы такого придурком…” А ведь именно чтение помогает понимать всё усложняющийся мир, но молодые люди, избалованные потоком информации, отворачиваются от книги. Именно в процессе чтения происходит великое таинство приобщения человека к новым идеям, мыслям, художественным образам.

“Радио, телевидение, кино… Львиную долю очарования похитили эти изобретения у книги. Но одного они не в состоянии отнять у неё – её тишины и безмолвия. Безмолвие книги – это черта, которую мы можем наполнить собственным воображением”, — эти слова принадлежат писателю Я. Ивашкевичу. Только наедине с книгой нет предела нашему собственному воображению!

Парадокс заключается в том, что о проблеме нечтения пишут в самом деле много. Разрабатываются всероссийские и региональные программы. Фонд Лихачёва предлагает чтение в качестве национальной идеи России. Но беда в том, что эта проблема не интересует государство. Вот потому и выхода из ситуации пока не видно. Вот потому и читают у нас то, о чём прежде было принято стыдливо молчать, – детективы да любовные романы…

Сотрудники юношеской библиотеки (г. Кемерово) предложили своим читателям ответить на вопрос: “Будут ли читать люди будущего? Заменил ли им компьютер книгу?” Так вот большинство ответило: “Да, люди будущего будут читать. Некоторым компьютер заменит книгу. Но, люди, которые любят читать, будут всегда!”

Библиотека и общество новых возможностей

Информационное общество пришло и в Россию. Конечно, всё пока на уровне идей и проектов. Тем не менее, от библиотекарей уже сейчас требуются передовые знания мультимедийных технологий. Уровень требований постоянно растёт, ведь эти технологии — реальность нашей жизни. Главный вопрос, который стоит сейчас перед библиотеками, звучит так: как действовать в глобальном электронном мире? И библиотекари ясно понимают — старая библиотечная культура уходит безвозвратно.

По мнению западных авторов, библиотекарь, обретя статус “навигатора знаний”, в прежнем своём качестве будет упразднён за ненадобностью. Но сможет ли библиотекарь стать этим самым “навигатором знаний”? Будущее библиотечной профессии решается именно сегодня. Уже упомянутый Р. Чейз в статье “Навигаторы знаний” пишет: “Либо начнётся её новый “золотой век”, либо процесс маргинализации, если эта профессия не сможет соответствовать прогрессу электронных технологий”.

Как говорится, Запад от нас далеко — у нас в России свои проблемы. Назовём лишь те, без решения которых движение вперёд просто невозможно. До сих пор не созданы условия для полной информатизации страны. Материально-техническая база российских библиотек оставляет желать лучшего. И ещё – стареющие кадры. Закончив библиотечный вуз, молодой специалист даже не заходит в библиотеку – идёт в фирму, где есть возможность роста. Где можно “сделать большие деньги” (известно, какая зарплата у библиотекарей) и участвовать в преобразованиях, связанных с развитием компьютеризации и системы телекоммуникаций.

Вряд ли даже через 10-15 лет всё население России будет иметь персональные компьютеры и доступ к ним во всех библиотеках. Так что, видимо, нашими главными ресурсами по-прежнему будут библиотечные книжные фонды.

Вообще говоря, даже в “продвинутом” западном обществе не все обольщены благом цивилизации – Интернетом. Д. Биллингтон, директор Библиотеки Конгресса (США), назвал его орудием в “классической большой игре империализма” и призвал не верить тому, кто обожествляет компьютер, если он не читал книг, не слушал преданий…

Надежда умирает последней

Люди, заинтересованные в библиотеках и их культурной миссии, озабоченно ищут пути сохранения библиотеки. Например, Германский совет по науке рекомендовал создание так называемых “гибридных библиотек” — в них сочетаются книжные фонды и центры информации. Уже сегодня во многих крупных библиотеках (это относится и к России) начался медленный процесс переориентации на управление информацией. “Современная библиотека – это книгохранилище, которое очень хочет стать информационным центром”, — определение О.Н. Моревой (Кемеровский университет культуры и искусств). Здесь один из возможных путей сохранения библиотеки.

В поисках контраргумента тем, кто считает гибель библиотеки делом нескольких лет, наткнулась на статью Т.С. Фёдоровой (Российский Институт культурологии) “Устойчивое развитие общества и библиотека – социокультурный аспект”. И в ней нашла то, что искала. Убедительный аргумент: “…возможности учреждений культуры в условиях развития информационных и коммуникационных технологий весьма значительны, и такое традиционное учреждение, как публичная библиотека, может стать важным инструментом не только культурной, но и социальной, и информационной политики, направленной на достижение устойчивого развития общества”.

И далее автор приводит доказательства, как библиотека может стать этим самым важным инструментом. Например, для устойчивого развития общества большое значение имеют эффективные и влиятельные технологии, которыми обладает Интернет — “новая глобальная инфраструктура”. Но, подчеркивает Т.С. Фёдорова, некоторые развивающиеся страны не имеют собственную информационную структуру, и доступом к глобальной сети владеют только представители элит! Это замечание очень важно – дальше станет понятно почему.

Следующее доказательство. В Докладе мирового банка было отмечено, что экономическое развитие – процесс, основанный на знании. Отсюда следует, что знание имеет экономическую эффективность. А информация изменяет состояние знания человека, что тоже важно с точки зрения устойчивого развития общества. Значит, знание – главный источник возможной выгоды! (Поэтому нужны школы, библиотеки…)

И вот, наконец, последнее. Новый уровень устойчивого развития общества предполагает совершенствование отдельной личности. Чтобы создать индивиду условия для расширения знаний, необходима определённая политика, которая особенно актуальна для представителей социально уязвимых групп населения. Человек должен быть способен понимать и изменять мир – вот цель такой политики. Поэтому, заключает Т. Фёдорова, “...в этой сфере общедоступные библиотеки выступают в качестве важнейшего инструмента социальной политики, направленной против социальной исключительности, неграмотности, бедности – в информации, образовательном и культурном отношениях, а значит, и на обеспечение устойчивости развития общества в целом. Публичная библиотека – это местные ворота, открывающие путь к глобальной культуре и знаниям”.

Конечно, эпоха перемен, в которую мы живём, заставляет нас пересматривать свои взгляды. Но повторю вслед за Ч. Айтматовым: “...отказ от книги, уход в виртуальную реальность грозят человечеству как виду Homo sapiens. Поэтому думаю, что пройдя через эти страшные искушения, преодолев их, мы вернёмся к книге на новом уровне как вектору мысли и духа. Она живёт. И ещё нам достойно послужит”.

Людмила РЕДЬКО


Вы просматриваете АРХИВ сайта. Актуальная версия сайта находится по адресу www.svetgrad.ru
© 2006-2008 "Светоград"