Общественная независимая газета в защиту культуры. Основана в октябре 2001 года в г. Владивостоке

УРОКИ МУЗЫКИ В СТУДЕНЧЕСКОЙ ФИЛАРМОНИИ


На концерте в студенческой филармонии ВМУ

Идея создания студенческой филармонии во Владивостоке, можно сказать, витала в воздухе, но первыми её подхватили и воплотили в жизнь во Владивостокском музыкальном училище. Инициативу создания филармонии для детей поддержало и художественное училище Владивостока, предложив устраивать в дни концертов выставки студенческих работ. Первый концерт-лекция состоялся 8 февраля 2006 г. – теперь эта дата вошла в историю ВМУ как день рождения собственной филармонии. Меня пригласили на очередной, уже четвёртый концерт – он состоялся 12 апреля с.г. в большом концертном зале музыкального училища. Поделюсь своими впечатлениями.

Переполненный зал, вместивший около 400 юных зрителей, гудел, словно пчелиный улей. Представителей прессы и почётных гостей разместили в самом центре этого “улья”. Среди собравшихся шумно выделялись ученики различных школ Советского района, в том числе №№7, 12, 16, 58, 60, 61, 63, коррекционной школы для слабовидящих детей, интерната из Садгорода и Центра детского творчества. Вторую – правую и более “тихую” половину зала занимали впервые приглашённые воспитанники детских домов краевого центра, а также ребятишки из реабилитационного центра “Маяк”.

И вот на сцену стремительно вышла ведущая – преподаватель ВМУ Ирина Волобуева – и, будто продолжая разговор со старыми знакомыми, обратилась к детворе с первым вопросом: “О чём рассказывает музыка?” (Оказалось, что это название темы концерта.) А за ним последовали новые – один интересней другого: “Как вы думаете, когда появилась музыка?”, “А вы кого-то знаете из первых музыкантов?”… У ребят загорелись глаза, и вместе со своими учителями они активно включились в поиски верных ответов. В таком же темпе, непринуждённо задавая вопросы и быстро нащупывая в живой беседе реакцию зала, музыковед И.В. Волобуева направляла необузданную энергию юной публики в нужное русло.

Когда вопросы приблизились к главной теме и дети наперебой стали выкрикивать, что они видят и слышат, если звучит музыка без слов, ведущая очень своевременно объявила первый концертный номер – песню Георгия Струве на слова ровесницы слушателей Иры Исаковой “Я хочу увидеть музыку”. Музыкальный “ответ”, прозвучавший в исполнении вокального ансамбля дирижёрско-хорового отделения ВМУ (руководитель Т.Л. Кузьмина), как нельзя лучше объяснил детворе, что “и у ветра, и у солнышка, и у тучки, и у дождика, и у маленького зёрнышка тоже музыка своя”. То есть всё, что создано природой и человеком, имеет свой звук, свою музыку, надо только научиться её видеть, слышать и чувствовать, и тогда ты сам откроешь музыку в себе самом и почувствуешь, что музыка обладает таинственной силой.

Иллюстрацией к сказанному стали этюд Листа “Шум леса” в исполнении Екатерины Фуфаровой, студентки 3 курса фортепьянного отделения ВМУ, а также “Монолог соловья” из балета композитора Лупова “Соловей и родник”. (Птичьи трели прекрасно выводил на своей флейте студент 4 курса отделения духовых и ударных инструментов Александр Кошкаров.) А когда студентка 2 курса фортепьянного отделения Наталья Ященок сыграла пьесу Шумана “Ночью”, ребята убедились, что с помощью музыки можно увидеть туманные, окутанные тайной образы из сказок и снов.

Очень живую и радостную реакцию детворы вызвали две песни композитора В. Ребикова про лягушку и воробья – эти весёлые истории были знакомы слушателям, и они даже подпевали девушкам из вокального ансамбля ВМУ, хлопая в ладоши и двигаясь в такт словам и музыке. Узнаваемы были не только песни, но и музыкальные фрагменты, например “Полёт шмеля”. И потому на вопрос ведущей, знают ли они сказку, по которой русский композитор Римский-Корсаков написал одноимённую оперу, ученики хором ответили: “Сказка о царе-Салтане”! (“Полёт шмеля”, а также пьесу “Охота” из “Времён года” Чайковского исполнил талантливый пианист, преподаватель ВМУ Дмитрий Волобуев.)

Много нового открыл для детей концерт студенческой филармонии ВМУ. Например, оказалось, что виброфон – на нём студент 2 курса отделения духовых и ударных инструментов Иван Дакус сыграл пьесу композитора Ковалевского “Капель” – обладает удивительным природным звучанием. Возгласами “Классно!” приветствовали ребятишки игру струнного квартета ВМУ, исполнившего одну из частей концерта А. Вивальди “Времена года”.

Представляя новую исполнительницу, выпускницу музыкальной школы ВМУ, а ныне студентку училища, лауреата программы “Новые имена” Ксению Блинковскую, музыковед очень образно рассказала об удивительном инструменте — саксофоне, который “обладает особым, необычайно пряным и густым звуком”, в чём юные зрители смогли убедиться, прослушав “Восточный танец” композитора Видовта. А заключительным аккордом концерта стала песня “Художник и ветер” композитора В. Синенко (кстати, он преподаватель ВМУ) в прекрасном исполнении хора ВМУ под руководством заслуженного работника культуры РФ Т.В. Лупач.

Что заложим в детские души?

Можно только представить, насколько сложную задачу поставили перед собой педагоги и студенты ВМУ. Ведь наверняка знали, что нынешняя детвора привыкла воспринимать любой концерт как праздник и развлечение. Но им-то предстоит не развлекать детей, а в первую очередь – учить. Признаюсь, после первых минут концерта мне показалось, что легче “из болота тащить бегемота”, чем научить слушать музыку непрестанно галдящих зрителей. Моих шумных соседей, уже почувствовавших себя здесь “своими”, трудно было угомонить до самого конца концерта. По всему было видно, что они приучены слышать только самих себя и воспринимать мир большей частью с экрана телевизора. Но зато они быстрее реагировали на выступления артистов, активно включались в разговор с музыковедом, бурно аплодировали и приветствовали гостей.

Завладеть вниманием неподготовленной публики дано не каждому, и нужен особый талант, чтобы заинтересовать детскую аудиторию хотя бы на 5 минут. И потому о музыковедах, ведущих концерты-лекции, скажу особо. Предыдущие три концерта в студенческой филармонии, в феврале-марте с.г., вела преподаватель ВМУ И.П. Курилова. А у ведущей четвёртой встречи И.В. Волобуевой, оказалось, в тот день была премьера. Моё мнение: И. Волобуева обладает не только ярким голосом, прекрасной грамотной речью, умением в непринуждённой манере общаться с детьми разных возрастов и уровней подготовки, но, прежде всего, педагогическим даром. Ирина Викторовна сердцем чувствует, понимает, а главное, уважает своих юных слушателей. А какой замечательный сценарий составлен, сколько стихов, сказочных и поэтических картин и образов в её речи!

Первый концерт показал, за какое большое и важное дело взялись студенты и педагоги ВМУ. Конечно же, они только начинают раскручивать тяжелый, заржавевший от долгого бездействия маховик духовного воспитания. Впереди организаторам и артистам студенческой филармонии предстоит ещё долгая, трудная и, не побоюсь этого слова, великая работа по формированию с младых ногтей гармонично развитой человеческой личности. А для этого надо создавать и постоянно поддерживать тот высокий энергетический заряд, который насыщает атмосферу любого учреждения образования творчеством. Такую творческую среду, которая питает не только разум маленького человека, но, прежде всего, его сердце.

Обстановка взаимопонимания, дружелюбия и сердечности между учителем и учеником – вот что способствует воспитанию духовности. Но как создать в школьном коллективе такую творческую и сердечную атмосферу, которая бы с детских лет притягивала юнцов к книге, музыке, театру и живописи, помогала родителям и педагогам оторвать детей от улицы, от низкопробных телесериалов, видеороликов и игровых автоматов – это уже другой вопрос. Хотя за ответом далеко ходить не надо – вот же он…

Информация к размышлению

“Резервный фонд” воспитания

В старые добрые времена (речь идёт не только о дореволюционной, но и о советской действительности) в российской семье и школе сызмальства воспитывалась в детях любовь к природе, ко всему живому – деревьям, цветам, птахам, зверью. Родители и педагоги прививали детворе особое уважение к книге, картине, иконе, музыке.

В воспоминаниях писательницы М.С. Шагинян о С.В. Рахманинове я совершенно неожиданно наткнулась на тот “ключик”, который помог мне открыть секрет воздействия музыки на воспитание души. Она рассказывает о той “старой, классической” системе воспитания в России, которая и определила её встречу, дружбу и 5-летнюю переписку с великим русским композитором и пианистом Сергеем Васильевичем Рахманиновым. “В той среде, где я выросла и вращалась с детства, – пишет Мариэтта Сергеевна, – на музыку не смотрели только как на изолированный “вид искусства”… Мы считали музыку неотъемлемой составной частью всей культуры, причём такое понимание музыки росло и углублялось у нас с каждым возрастом. В детстве оно выражалось в том, что в школе музыка была предметом обязательным, а в семье мы её постоянно слышали, так как в знакомых мне интеллигентских городских семьях последних лет ХIХ века и первых ХХ всегда кто-нибудь играл на рояле или на скрипке и “музицировал” по вечерам вместе с гостями… Средняя школа развила этот постоянный интерес к музыке”.

И далее М. Шагинян рассказывает о московской гимназии Л.Ф. Ржевской, которая славилась постановкой музыкального образования. Здесь преподавали такие известные музыканты, как певец, композитор и друг Рахманинова по консерватории М.А. Слонов; один из лучших московских педагогов А.А. Ярошевский, Г.И. Шаборкин и другие. Мариэтта до 8-го класса была “пансионеркой” этого учебного заведения, обучаясь и живя в интернате при гимназии. Ей и её подругам посчастливилось несколько раз слушать Рахманинова, виолончелиста Казальса, пианиста Гофмана, дирижёра Никиша (причём в непосредственной близости от эстрады, в “артистической”, где по бесплатным билетам размещались гимназистки). А по вечерам воспитательницы юных “пансионерок” вели с ними задушевные беседы о композиторах и, что особенно интересно, о влиянии музыки на характер человека, о её животворном воздействии на здоровье и нервы. Например, мадмуазель Луиза Муше (француженка родом из Швейцарии) рассказывала, как удивительно воздействуют ритм, мелодия и гармония на всё живое, как они настраивают, возвышают, успокаивают душу, соединяют людей в одном действии. Педагог заложила в сознание своих юных воспитанниц мысль о том, что действовать вместе гораздо важнее для культуры, которую нельзя построить усилиями одиночек.

Может, и не все беседы воспитателей доходили до детского сознания, но они, как пишет М. Шагинян, составляли “резервный фонд” воспитания, западали, подчас бессознательно, в душу и впоследствии вдруг неожиданно возникали в памяти “в их ясной осмысленной глубине”. Получив в школе такие полезные знания, воспитав свой слух и музыкальный вкус, гимназисты уже не могли обходиться без музыки. Эта потребность молодых людей в музыке оставалась с ними на всю жизнь. Из “обязательного предмета” в школе, насущной потребности в студенческие годы музыка перерастала в проблему культуры.

Осознание цели

Как я поняла, основная цель создания студенческой филармонии во Владивостокском музыкальном училище – организация концертов для детей и юношества и пропаганда искусства среди школьников города. Конечно же, был у организаторов и другой замысел: приобщив школяров к искусству, в дальнейшем привлечь самых одарённых к обучению в музыкальном училище. Уже по первым шагам филармонии видно, что устроители замахнулись на большой, долгосрочный проект.

Думаю, открытие такого необычного учреждения стало серьёзной проверкой на зрелость как для руководства и преподавателей училища, так и для самих студентов. Ведь им с этого дня предстоит не только постигать азы мастерства, но и активно включаться в трудовой процесс – профессиональный и творческий. Но ещё важнее, чтобы к тем, кто сегодня воплощает замечательную идею студенческой филармонии в реальность, пришло осознание цели, ради которой стоит работать и жить. Эта цель – творить человека духовного, нравственного, человека будущего. Творить самого себя.

Заслуживают самых добрых слов те, кто помог собрать в зале столько школьников. Это местный исполком партии “Единая Россия” (руководитель Д.А. Русинов), Региональный Приморский краевой благотворительный фонд “Гуманность и милосердие” (исполнительный директор В.С. Ключникова) и ООО “Этикет-ДВ” (руководитель А.А. Картюхин). Их поблагодарил в своём приветственном слове директор ВМУ В.А. Сергеев, а дети встречали бурными аплодисментами каждое новое имя. Надо особо отметить, что в тот день слушателями концерта-лекции в студенческой филармонии — впервые! — стали детдомовские дети и бывшие беспризорники. С инициативой проведения такой акции в рамках программы “АРТ-терапия” выступил благотворительный фонд “Гуманность и милосердие”.

Добавим, что после четвёртого концерта в студенческой филармонии ВМУ в апреле прошёл очередной – пятый. А 3 мая заключительным аккордом в этом учебном году стала лекция-концерт “Народные наигрыши”, где школьникам была представлена во всём многообразии музыка народов мира.

В заключение хочется поблагодарить руководство ВМУ, лично зам. директора по творческой работе В.А. Земских, педагогов и музыковедов, подготовивших программы и выступления студентов в концертах филармонии, и всех, кто проявляет заботу о будущем поколении России и его духовности.

Алла МЕЩЕРЯКОВА

Фото В. КЛЮЧНИКОВОЙ


Вы просматриваете АРХИВ сайта. Актуальная версия сайта находится по адресу www.svetgrad.ru
© 2006-2008 "Светоград"