Общественная независимая газета в защиту культуры. Основана в октябре 2001 года в г. Владивостоке |
НЕ ОЧЕНЬ ГРОМКИЕ, НО САМЫЕ НАРОДНЫЕ…
Кафедре русских народных инструментов ДВГАИ – 40 лет! В середине апреля с.г. в ДВ академии искусств широко отмечались юбилейные торжества. Кафедра русских народных инструментов праздновала своё сорокалетие, пригласив в гости друзей-приморцев — и не только – со всего света съехались бывшие студенты и преподаватели кафедры. Праздник открылся 14 апреля грандиозным концертом Оркестра русских народных инструментов ДВГАИ (худ. руководитель Сергей Арбуз). А предварило концерт торжественное открытое заседание кафедры, руководит которой замечательный человек и талантливый баянист Вячеслав Тимофеевич СЕМЕНЕНКО, профессор, заслуженный артист РФ. Обошлись без пресловутого “стола с зелёной скатертью” (без апофеоза) — просто и весело на сцену вышли все преподаватели-народники, демократично расположились на стульях. Искромётный юмор Вячеслава Тимофеевича – он по праву вёл собрание – создал непринуждённую, радостную атмосферу, куда свою весомую лепту вносили “поздравлянты” с искренними речами и подарками. Затем ректор ДВ академии искусств Игорь Иосифович Заславский преумножил ощущение праздника, сказав замечательное вступительное слово перед первым концертным выступлением юбиляров. Потом были гром оваций, цветы, восторги слушателей, толпившихся в проходах и фойе... На другой день состоялся следующий концерт – выступали уже солисты. А в Пушкинском театре ДВГТУ дал свой сольный концерт Пётр Иванович Гертер, бывший преподаватель кафедры, ныне он живёт в Германии. Празднование юбилея завершилось на третий день заседанием “круглого стола”. Вот обо всех этих событиях мы беседуем с Вячеславом Семененко. — Вячеслав Тимофеевич, мы хорошо знакомы с жизнью и работой академии искусств. И сложилось ощущение, что кафедра русских народных инструментов занимает одну из самых сильных позиций в потенциале, которым владеет академия. — Спасибо за лестный отзыв. Во многих творческих вузах, как правило, народники никогда не были на последнем месте. Возможно, здесь сказывается универсальность их знаний и опыта. В чём она проявляется? Начну с самого простого – наши учёбные планы включают дирижирование, инструментоведение, умение написать партитуру, её анализировать. Так заведено всей системой музыкального образования, потому что слово народник означает не только тот факт, что музыкант играет на народных инструментах, — он ещё должен пойти в народ, чем-то его разволновать. Уровень народников достаточно высок, и пример тому величайшие дирижёры современности. Владимир Федосеев был баянистом; никто не скрывает, что Евгений Колобов, дирижёр симфонического оркестра (он возглавил Новую Оперу в Москве), тоже был народником; дирижёры Большого Театра учились игре на баяне… Баян – инструмент многозвучный, многоцелевой, многомерный, сродни роялю, только рояль уже стал общепризнанным мировым эталоном универсального инструмента. — А баян только сейчас открывается как совершенный концертный инструмент… — Баян даёт гармонию звуков, красочность, которые доступны не каждому инструменту. На нём играют классику, переложения с классических произведений и музыку, написанную специально для него. Концерт Петра Гертера лишний раз доказал, что называть современный баян народным инструментом (в общепринятом виде) можно с большой натяжкой. Сейчас идёт бурная полемика в специальной литературе (иногда разговор выхлёстывается на более широкую аудиторию) о том, “насколько народны народные инструменты”? Можно ли современный баян производства московской фабрики, который стоит минимум 10 тысяч долларов, называть народным инструментом? Наверное, лишь при условии, когда народ соберётся и купит его для одного исполнителя. Это не моя шутка – в какой-то филармонии конферансье так представил баян и назвал такую цифру. (Правда, сейчас она ещё страшнее…) Баян — инструмент камерный, на нём исполняется музыка разных композиторов, эпох, стилей, направлений. — Выступление Петра Гертера осветило ещё одну грань возможностей баяна. Исполнил он очень глубокие произведения, философски наполненные, не было простых мелодий, которые обычно ассоциируются со звучанием этого инструмента. — Разухабистых, хотите вы сказать… Пётр Иванович представил Органную прелюдию, фугу и вариацию Франка — такую музыку слушаешь с глубоким погружением, и отрешённость наступает сразу же после первых тактов. Пьеса достаточно протяжённая, но в зале никто не шевелился, все слушали, пытались понять. Также прозвучала музыка японского композитора Такахаши, написанная специально для аккордеона. Были сыграны пьесы Рубинштейна, стилизованные в народном духе, – “Русская и трепак”. Здесь откровенно звучала русская тема, однако не было ухода в простонародье… Пётр Гертер подтвердил свой класс, высочайший уровень владения инструментом! Но Пётр Иванович – духовно богатый человек с широчайшей эрудицией. Он, воспитанник московского института им. Гнесиных, накапливал этот потенциал здесь, в Приморье. А там, в Германии, стране высочайшей культуры, сохранил его и преумножил. — Вы пригласили многих участников, которые прибыли издалека… — Это наша традиция – приглашать всех! Но так широко отмечали юбилей впервые. Во-первых, есть что показать, и в другой раз может не быть такого уровня подготовки студентов. Всё очень удачно сложилось: уровень оркестра и тот факт, что работали с ним шесть дирижёров! Приехали Ольга Гринберг из Красноярска; Николай Пикутский – из Якутска; Владивосток представляли Анатолий Тихонов, Владимир Чурилов, Борис Снежко. — Вы провели заседание “круглого стола”, в чём его главная идея? — Собирались, чтобы сообща поразмышлять над проблемами, которые нас волнуют. Например, не секрет, что музыкальные школы и училища испытывают большие трудности с набором детей на обучение. Но что тогда говорить о вузе? Ведь мы питаемся тем, что могут дать училища. Поэтому наша главная задача – идти в народ, популяризировать народные инструменты. А для этого нужно качество исполнительского мастерства. И как показали юбилейные дни – оно у нас есть! – иначе народ бы к нам не пришёл. Значит, традиция слушать народную музыку не исчезла, её ещё не загубили... Недавно Владимир Николаев, мэр Владивостока, встретился с коллективом академии искусств, и профессор нашей кафедры Геннадий Яковлевич Низовский, председатель музыкального общества нашего города, вручил ему пакет документов для создания муниципального оркестра русских народных инструментов. У нас много выпускников, которые остались в городе практически без работы по специальности. И сейчас ведётся разговор о месте проведения репетиций оркестра, концертной форме, приобретении инструментов. И ещё по поводу “круглого стола”. Я уже сказал: нужно идти в народ, в самом прямом смысле, – в общеобразовательные школы, чтобы дети знали баян. Они не знают, что такое балалайка, аккордеон. А откуда им знать? Исчезла с экранов телевизоров передача “Звучат народные инструменты”, которую вёл обаятельный Александр Цыганков. “Играй, гармонь” пока есть благодаря энтузиазму Анастасии Заволокиной, дочери Геннадия Заволокина. Возможно, эта передача в чём-то наивна, но она всколыхнула глубинку, зацепила людей за душу… Все эти проблемы мы только обозначили, а в основном отдали приоритет нашему гостю из Германии Петру Гертеру, превратив “круглый стол” в пресс-конференцию с ним. — 40-летие – это ещё и подведение итогов, строительство планов на будущее. — Очень сложное время, чтобы строить несбыточные воздушные замки. Наше дело – выжить, в самом лучшем смысле этого слова. Не растерять того, чего мы достигли. Вспомните, все наши выпускники работают замечательно. Ансамбли “Оригинал”, “Метелица”, “Литавица”, “Русская музыка” (сейчас “Светоч” при Краевом Центре народного творчества), “Вече” при Доме молодёжи. И их также хотят слушать! Но проблема вся в том, что народные инструменты – по своей природе не очень громкие инструменты… Наметилась ненормальная конкуренция со всевозможными шоу-группами, бизнес-бригадами, они не только забирают у нас молодёжь и зрителей – они нас поработили. Потому что очень громко заявляют о себе, оглушают… — Когда я присутствовала на праздничном открытом заседании вашей кафедры, у меня сложилось ощущение, что вы далеко не пессимист. — Ни в коей мере! Тогда что бы я тут делал!.. Подготовила Ольга АВИЛОВА |