Общественная независимая газета в защиту культуры. Основана в октябре 2001 года в г. Владивостоке |
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ШАЛВЫ АМОНАШВИЛИПедагогический эксперимент по исследованию развивающего обучения начался ещё в 60-е годы прошлого века в Грузии – в Тбилиси, в лаборатории экспериментальной дидактики, руководил которой Барнаб Иосифович Хачапуридзе. В этой работе участвовал молодой педагог Шалва Амонашвили, ныне академик РАО, доктор психологических наук, признанный мастер педагогики. Вот несколько слов Шалвы Александровича об этом этапе его педагогической деятельности: “Была поставлена задача – уйти от авторитаризма… Я отучался кричать, наказывать, смотреть на детей сверху вниз, старался не ущемлять их чувство собственного достоинства… Дети начинали всё больше мне доверять, спешили поговорить и поспорить со мной”. В этом небольшом отрывке воспоминаний описаны первые шаги возможного перехода от авторитарных методов в педагогическом процессе к гуманным. Гуманный педагогический процесс – объективно существующая реальность, которую педагог постепенно открывает для себя, а затем помогает её открыть ученикам. Сегодня у педагога есть реальная возможность выбора между авторитарной и гуманной педагогикой. И тех, кто выбирает гуманную педагогику – учителей и родителей, становится всё больше. В Москве на базе Московского педагогического университета создана Лаборатория гуманной педагогики, которой руководит Ш.А. Амонашвили. В ней собраны творческие педагоги: доктора педагогических наук В.Г. Ниорадзе, В.Г. Александрова, кандидаты пед. наук С.Н. Краснов, Р.Г. Каменский и другие. Лабораторией организован массовый педагогический эксперимент – в разных городах бывшего СССР открылись экспериментальные школы: в Санкт-Петербурге, Тюмени, Сургуте, Нижневартовске, Таллинне, Москве и др. Коллективы этих школ решили отказаться от авторитарной практики и выстроить учебный процесс всего обучения в школе на основе гуманной педагогики. Учителя экспериментальных школ вместе с научными сотрудниками Лаборатории гуманной педагогики составляют целостную научно-практическую группу. В основе эксперимента лежат идеи авторской концепции Шалвы Александровича по созданию “Школы жизни”, где школа как процесс движения по “скалистым ступеням” к духовности детей, к воспитанию нравственности. Педагогическая атмосфера в такой школе аккумулирует жизнь каждого ребёнка. Особая роль в “Школе Жизни” отводится учителю, который на основе современных педагогических и психологических знаний создаёт свою индивидуальную педагогику, учитывая особенности учащихся. Это осуществляется на практике с помощью особых взаимоотношений — они предполагают творческий поиск системы сотрудничества учителя с детьми и соответствующего содержания образования. Положительный опыт подобного эксперимента описан в сборнике “Школа должна быть доброй” – опыт работы московской школы №200. Здесь педагоги и школьники, участвовавшие в эксперименте, не проходили специальный отбор. И руководство школы создаёт атмосферу доброжелательности, поддерживает учителей, привлекая к учебному процессу учёных-педагогов. Идеи гуманной педагогики близки и педагогам Приморья – они учились на авторских семинарах Шалвы Амонашвили. В 1997 году прошёл первый семинар на базе педколледжа №1; второй состоялся в 2001 году в Морском университете. И сейчас педагоги нашего края надеются снова встретиться со своим Учителем. Многие школьные коллективы, попробовав на практике идеи гуманной педагогики, мечтают стать экспериментальными площадками под руководством профессора Ш.А. Амонашвили. Особый интерес к практике гуманной педагогики проявляют частные образовательные школы – ведь те школы, где ребёнка не только учат, но и воспитывают по правилам живой традиции добра и любви, особенно привлекательны для родителей. Жанна ГАЙДУКОВА, начальник Центра по гуманной педагогике МГУ им. адм. Г. Невельского |