Общественная независимая газета в защиту культуры. Основана в октябре 2001 года в г. Владивостоке

ВЕЧНЫЙ ГОРОД ГЛЕБА ТЕЛЕШОВА

Галерея “Арка” всегда притягивает (думаю, не только меня одну) какой-то утончённой простотой и той особой атмосферой доверительности, какую находишь в доме друзей. Люблю приходить сюда в будничные дни, когда отшумят презентации и есть возможность остаться наедине с творчеством художника, пройтись медленно возле его работ, вновь вернуться к наиболее приглянувшимся, а потом сесть на чёрный стул возле белой стены, заглянуть внутрь себя и погрузиться в нирвану…

Нечто подобное этому состоянию испытала, побывав в конце мая на персональной выставке фотографий Глеба Телешова – известного, и не только во Владивостоке, создателя кино, теле и видеофильмов. Кстати сказать, его полнометражный чёрно-белый игровой фильм “САБС” получил Гран-при на международном кинофестивале “Молодость”.

“Вечный город. Путешествие во времени” – так автор назвал свою вторую “персоналку” (первая – из серии “Вариации на тему “Город” – проходила в “Арке” в прошлом году). Особый смысл в этом “путешествии” приобретает традиционная чёрно-белая фотография, и можно только сожалеть, что для нового поколения фотолюбителей она стала символом вчерашнего дня. Чтобы ввести людей несведущих в мир своего “чёрно-белого” искусства, Глеб Телешов сделал замечательный видеоролик, где показан не столько процесс создания кадров, “сколько состояние, сопутствующее ему”. (Во время выставки это видео постоянно “прокручивалось” по телевизору, создавая особое настроение.)

Фотохудожник, видимо, предполагал, что заглянувший на выставку зритель пойдёт самым простым путём, увидев лишь прекрасно снятые им уголки современного Рима. И, судя по эмоциональному “Хочу в Рим!” в Книге отзывов, он оказался прав. Хотя, чтобы понять замысел автора, достаточно было прочесть открывающий экспозицию текст – этот своеобразный путеводитель” по Вечному городу:

“Фотографии сделаны не только в Риме, мой “вечный город” распространяется скорее на всю Италию. “Путешествие во времени” – существование вне его. Как это возможно? Живя некоторое время в Риме, достаточное для того, чтобы повседневность вытеснила восторг туриста, праздно слоняясь по улицам или фотографируя что-нибудь, начинаешь осознавать, что ты погружаешься в другое время, я бы сказал в безвременье, поскольку вот этой стене 3000 лет, этому мосту 1500, а этому собору 1800, и все они существуют вопреки времени и будут существовать дальше”.

Так вот какую сверхзадачу поставил перед собой художник: путешествуя по реке Времени, остановить в кадре мгновение вечности! Но такой подход, казалось бы, умаляет человека, превращая его в пыль – песчинку на древних камнях римских площадей; или в муравьёв, замеченных сверху, будто с небес, на мосту св. Ангела в Неаполе. Может, потому зрителю родней эти две (отнюдь не каменные) фигуры в экскурсионной коляске: понурая лошадёнка и полусонный возница – они ожидают первых туристов возле древнейших колонн величественной ротонды Пантеона (“Рим. Утро. Пантеон”). Но не будем спешить с выводами – не так-то всё просто в этих чёрно-белых контрастах...

Внимательно вглядываясь в Вечный город Глеба Телешова, в какой-то момент ты начинаешь сознавать, что пересёк некую невидимую черту – проник в иное, сокрытое от глаз измерение. Здесь душу завораживает какая-то неземная музыка, в ритме которой начинают оживать и кружиться не только старинные соборы и замки, но и древняя кирпичная стена, в проём которой тоскливо глядит тонконогое деревце. Здесь всё дышит поэзией – ночные улочки Неаполя и Рима, чем-то напоминающие Владивосток, и эта отполированная солнцем деревянная скамья в укромном уголке парка. (Натыкаешься на неё взглядом, и сердце начинает гулко стучать, будто ты когда-то уже сидела здесь, спрятавшись от чужих глаз, с кем-то очень близким...)

“Объекты на моих фотографиях, чаще всего, сделаны руками в буквальном смысле и, наверное, благодаря этому некоторым из них более 2000 лет. Современные технологии, вытесняя ручной труд, не заменяют его, только создают видимость замены, теряя всякую индивидуальность”, – так объясняет Глеб Телешов преимущества ремесла как творческого процесса. Хотелось бы добавить, что только сердце способно одушевлять труд человеческих рук. Потому-то на наших глазах начинает оживать, оттаивать — пронизанный солнечным светом человеческих сердец — Вечный город, на тысячелетия застывший в камне. Он очеловечен руками Мастеров, его создавших, и потому остаётся живым на века. Вот и наш молодой талантливый художник попытался очеловечить его в своём творчестве.

Алла МЕЩЕРЯКОВА.


Вы просматриваете АРХИВ сайта. Актуальная версия сайта находится по адресу www.svetgrad.ru
© 2006-2008 "Светоград"