Общественная независимая газета в защиту культуры. Основана в октябре 2001 года в г. Владивостоке |
“В ЛИСТВЕ ОПАВШЕЙ |
|
|
В экспозиции около 40 станковых графических листов и натурных пейзажных набросков из мастерской автора, созданных в течение последнего десятилетия в различных техниках: карандаш, тушь, акварель, чёрные чернила, восковые и жировые мелки, темпера. Эти материалы вполне соответствуют нетерпеливому характеру мастера — они дают ему возможность быстро воплотить любой творческий замысел.
А.П. Заугольнов — коренной приморский художник. Он родился в 1938 году в г. Сучане (ныне Партизанск) в семье шахтёра, с 1947-го живёт во Владивостоке, где в 1960-м закончил Владивостокское художественное училище (мастерские B.C. Здановича, В.И. Васильева, Б.Ф. Лобаса), а в 1991-м стал членом Приморской организации Союза художников России.
Были у художника поездки на Курилы, в Ригу, Вильнюс, Киев, Москву, Санкт-Петербург, Джерси-Сити (США), но главной темой творчества остался приморский пейзаж, а любимыми техниками — акварель и рисунок. Графике А.П. Заугольнова свойственна серийность. На выставке представлено 6 графических серий: “Ситуации с сухими листьями”, “Листвы опавшей грусть...”, “Судьбы деревьев”, “Деревенские мотивы”, “Старый город”, “Натюрморт”. Мастера тревожит бурное наступление научно-технического прогресса, утрата духовно-нравственных ценностей всей нашей современной цивилизацией. Это отразилось во многих станковых графических листах, представленных на выставке: “Диктат”, “Предчувствие”, “Листья на колючей проволоке”, “В яме”. Их отличает метафоричность, ассоциативно-философский подтекст, суровый колорит, острая пластика, выверенная, тщательно продуманная композиция, которую художник для некоторых работ искал годами. До композиционного совершенства и виртуозной техники исполнения доведены новые варианты картин “Диктат” и “Одинокая”.
В ранний период творчества, в 70-е годы ХХ века, А.П. Заугольнов писал романтические сельские пейзажи, преимущественно акварелью.
В 80-90-е он испытал влияние постмодернистских течений современного искусства: соц-арта, сюрреализма, а к 1995-му выработал свою, индивидуальную, форму художественного языка, освоив первым среди приморских художников технику восковых мелков.
“В каком-то смысле Заугольнов стремится к недосягаемому идеалу художественности, живёт в поисках абсолюта. Все его образные решения не подсмотрены извне, а высмотрены внутри природы, они результат умного созерцания и проникновения в суть вещей через их поверхность”, — пишет искусствовед В.И. Кандыба.
Первая выставка произведений мастера состоялась в 1976 году, во Владивостоке, в межсоюзном Дворце культуры имени В.И. Ленина. Акварели “Весна”, “Майский разлив”, “Перед дождём”, “Утро в горах”, “Тополя”, “Пахота” и другие. Считая себя лириком в душе, он объяснял это просто: “Природа излучает доброту”. Тогда Заугольнов много ездил по Приморью, писал весну, утро, вечер, не столько решая композиционно-пластические задачи, сколько выражая своё восхищение поэтичностью приморской природы.
С годами художник отошёл от созерцательного отношения к миру, заинтересовался философией, социальной и политической сатирой. Круг волнующих его тем расширился. Суровая графика, созданная Анатолием Павловичем в течение последних 15 лет, отражает предчувствие природных и общечеловеческих катастроф. Новая образность его графических произведений привела к изменению их художественной формы. Предметы и цвет превратились в метафоры, символы, иносказания, призванные вызывать у зрителей различные ассоциации и настроения.
В “Пейзаже с подсолнухом” главный герой — подсолнух, символ солнечного света и жизненной мощи природы. Справа от него изображён старый сарай с брёвнами на крыше, слева — забытая дорога да ветхий покосившийся забор. В настроении этой картины мягко, но явно звучит грусть о том, что русской деревни скоро может не быть.
Жизненные проблемы часто ломают людей. Одни из них нравственно и физически выживают, другие нет. Деревья и сухие листья, чаще всего дубовые, в работах Заугольного — символы человеческой судьбы. Таковы, например, листы “Слепые”, “В вихре танца”, “Одинокая”.
В отличие от большинства других профессиональных художников-графиков Приморья Анатолий Павлович занимается не гравюрой, с её широкими возможностями массового тиражирования произведений, а только станковой графикой, авторской, уникальной.
Крупный план, лаконичная форма, мощная цветовая пластика холодных и тёплых тонов, жёсткая линия, приглушённый, суровый колорит — отличительные особенности графического почерка Заугольнова.
Интерес к внешней красоте мира давно сменился у Анатолия Павловича интересом к внутреннему содержанию. Но и сегодня, уже в иной художественной форме, пейзаж — состояние его души.
Людмила ВАРЛАМОВА.