Общественная независимая газета в защиту культуры. Основана в октябре 2001 года в г. Владивостоке |
ПОЧЕМУ ШКОЛА – КАК ОДИН ЧЕЛОВЕК – ПОДНЯЛАСЬ НА ЗАЩИТУ?..Воспитатель средней школы “Гармония” (г. Владивосток) удивилась тишине, воцарившейся после обеда на всех этажах учебного здания: — Куда подевались драчуны и забияки? Она заглянула в компьютерный класс – все они сидели там во главе с Алёшей Ермолаевым (10 кл.) и “колдовали” над мультфильмом про леопардов. Алексей в тот день проводил мастер-класс на тему создания мультфильмов.
Мы привыкли, что обычно практические занятия организуют взрослые, а тут школьник учит своих же сверстников?.. Но для “Гармонии” это – в порядке вещей. Например, ученица 2 (!) класса Кристина Масленникова отлила из гипса фигурки симпатичных леопардов и пригласила всех желающих участвовать в её “мастерской” – раскрашивать зверят цветными красками (одного из них вы видите на снимке). А ученица 4 класса Женя Малеванная придумала настольную игру про леопардов, которой очень восхитились сотрудники Фонда дикой природы, сказав, что подобное может создать лишь человек талантливый. (Интересная деталь: в игре, придуманной Женей, фишками стали гипсовые “леопардята” Кристины и других ребят – участников её мастерской.)
Почему здесь во всех играх детей леопард – главный персонаж? – спросите вы. Всё очень просто – школа “Гармония” с сентября 2005 г. стала активным помощником в работе Фонда дикой природы по охране леопарда, которого в нашем Приморье (и в целом по стране) насчитывается всего 25-30 особей, и есть угроза, что этот дикий зверь скоро исчезнет с лица Земли. Кто-то скептически заметит: “Диких кошек спасают, а вон сколько бездомных детей. Их нужно спасать!” Если уж мы здесь заговорили о беспризорных детях, то надо вспомнить, что у них есть или были родители – и эти взрослые люди так бездушно относятся к своим собственным сыновьям и дочерям… а ведь их бессердечность идёт от пробелов в воспитании. Такое жестокосердие уже не грозит ребятам, участникам общешкольного проекта “Спасём леопарда” . Все в “Гармонии” полюбили этого грациозного зверя, а через него – природу родного края… задумались о смысле жизни, о том, что всё в мире тесно переплетено. Дети справедливо возмутились: человек для своей сиюминутной выгоды вырубает лес – обитателям Уссурийской тайги всё меньше и меньше остаётся места для выживания. Да ведь и люди уже сами сильно страдают от собственной совершенно дикой, варварской “хозяйственной” деятельности. Оглянитесь – вокруг нас грязный воздух, грязная вода… чего ни коснись, всё грязное – глобальная экологическая катастрофа стоит громадным восклицательным знаком и вот-вот обрушится на головы безрассудного человечества. Потому-то самое важное состоялось – леопард научил детей ЖИТЬ. Научил добрее и внимательнее относиться друг к другу. Они ставили себя на его место, будто бы вживаясь в его шкуру. Они задумались, что хорошее могут взять в его характере? А если есть в нём что-то плохое – значит, и в себе это плохое убрать… Они не только “влезали” в шкуру леопарда – вместе с этим умным зверем пытались понять: почему ТАК живут люди?.. “Леопардовый проект” захватил всех, от первоклашек до директора Ольги Владимировны Мызгиной. Все вторую и третью четверти школа бурлила, как кипящий “котёл”. Школьники буквально фонтанировали идеями — им дали возможность придумать и реализовать любую свою фантазию, когда члены Совета школы бросили клич: — Приходите и приносите свои идеи, проекты, мечты. Всё будет рассмотрено и раскручено. И ребята завалили Совет идеями. Вместо пяти запланированных вначале мероприятий осуществилось 83 игры! Выпускались пятнистые журналы, книги, буклеты; сочинялись загадки, ребусы, кроссворды; проводились ролевые игры, мастер-классы, всевозможные мастерские, ведущими которых были сами дети, они-то и придумывали каждую очередную “леопардовую идею”. Школьники (кто-то вместе с мамами) шили, вышивали бисером, лепили – всего не перечесть. Активная участница проекта Настя Санникова, 4 кл., делится: — Когда мы брались за эту работу, многое казалось недостижимым. Мы считали, что взрослые должны придумать, а мы сделаем. Проект научил нас действовать, воплощать свои идеи и мечты в жизнь. А вот одна из идей — “леопардовая мода” — родилась как бы сама собой. Педагоги, поддерживая учеников, вносили в свою одежду “леопардовые” элементы: платок, заколку, лёгкий шарф. Дети не отставали. Они устроили конкурс на лучший костюм леопарда. Проектировали, делали выкройки, шили – всё сами. Лучший костюм сшила Женя Каирова, 4 кл., – все младшие школьники захотели его поносить. И возникла идея “Дежурного леопарда” . Кто-то из младших ребят, облачаясь в костюм леопарда, становился почётным дежурным – активным помощником членов Совета школы, на которых в эти дни свалились большая ответственность за общее дело и громадный объём работы. Также дежурный в леопардовом костюме проверял “свою” территорию: всё ли в школе в порядке? Но “леопардовая мода” натолкнула детей на ещё один сугубо философский вопрос. А не получится ли так, что сейчас школьники полюбили животное и носят, допустим, косыночки “под леопарда”, а потом вырастут и захотят надеть леопардовую шубу?.. Первой забеспокоилась пятилетняя Лида Никитченко, увидев в автобусе тётю в шубке с леопардовым раскрасом. Срочно была составлена анкета с соответствующими вопросами. Все ребята единогласно ответили: “Нет!” Этим они не ограничились – понесли анкету домой и опросили своих домашних… И тут в школу стали звонить родители: — Что происходит с нашим ребёнком? Оказывается, многие мамы не прочь покрасоваться в леопардовой шубке. Такое их желание неприятно задело детей – даже доходило до конфликтов… И с того момента началось воспитание родителей. В результате многие из них стали убеждёнными защитниками леопардов. Даже три семьи в полном составе присоединились к сторонникам проекта “Спасём леопарда”. Говорит руководитель проекта “Спасём леопарда” Татьяна Викторовна НИКИТЧЕНКО: — К примеру, Санниковы – уникальная семья. Состоит из пяти человек, самому младшему только три месяца – его тоже приняли в защитники. Родители сказали, что этого ребёнка они будут растить в созвучии с живой природой. Чтобы он вырос у них настоящим человеком. Вся их квартира теперь превратилась в “леопардовую территорию”… Ещё семьи Литвиновых и Масленниковых — все они защитники природы. О зарубежных связях и фотокапкане. Там, где обитает леопард, втихомолку вырубается лес и продаётся в Китай и Японию. Ребята решили: надо поработать с китайской и японской сторонами, чтобы такая древесина не закупалась, — заповедную территорию можно сохранить лишь совместными усилиями, объединившись со всеми нашими странами-соседями. И далеко ходить не надо – у “Гармонии” налажены тесные связи с японской школой “Фусики хай скул”. В октябре этого года российские школьники собираются ехать туда со своим “леопардовым проектом”, а сейчас готовят минипрезентацию. Фонд дикой природы тоже обещал поддержать по своим каналам… А ещё ребята загорелись идеей купить фотокапкан – его можно установить в лесу в любом месте, где живут леопарды, и аппарат сам будет фотографировать зверей. Идея молнией облетела всю школу – ученики задумали сами добывать деньги, широко агитируя взрослых бережно относиться к природе, к своим меньшим братьям. Родители тоже подключились к участию в новой “Пятнистой акции”, поддерживая детей не только морально, но и финансово. И Фонд дикой природы не остаётся в стороне. Так почему же вся школа “Гармония” в едином порыве поднялась на защиту зверя?.. Что ж тут неясного, — ответят многие, — чтобы защитить леопарда. Не совсем так. Детям дали свободу. Свободу творчества! Поставили перед ними реальную благородную цель и дали возможность поверить в себя, в свои силы. Как оказалось, сил этих у ребят бесконечное множество. А если их направить в нужное “русло” — когда цель созвучна детскому ощущению жизни, более чистому и трепетному, чем у взрослых, — произойдёт то прекрасное и удивительное, что случилось в “Гармонии”. Желаем замечательным ребятам этой школы удачи! Им и их чутким педагогам-наставникам. Подготовила Ольга АЛЁШИНА. |