Общественная независимая газета в защиту культуры. Основана в октябре 2001 года в г. Владивостоке

ПАЛОМНИЧЕСТВО В НЕИЗВЕСТНОЕ, или БУДДИСТ В ТИБЕТЕ

Продолжение. Начало в “С” №7, 2006 г.

После отъезда Томо Геше Римпоче лама Анагарика решил последовать за своим Учителем в Тибет. Поздней осенью он оказался на караванной дороге, ведущей через горы в священную страну его Гуру, которая и для самого паломника стала “землёй обетованной”. Караван поднимался всё выше и выше в горы, пробиваясь сквозь густые слои облаков. “То, что вчера казалось небесным сводом, сегодня лежало у наших ног подобно безбрежному бурному океану, на дне которого скрывался человеческий мир, – пишет автор книги “Путь белых облаков”, очарованный возникшей перед ним волшебной страной. – Это было похоже на путешествие через разные миры, в Далёкое Запредельное”.

Весной 1933 года Анагарика присоединился к каравану, идущему через Кашмир, Балтистан и Ладак, и отправился в сторону Чантанга, обширного высокогорья на севере Тибета. Целью его путешествия была далёкая пустынная земля за снежными горами, между верховьем Инда и Каракорумским хребтом. Постепенно он привык к тибетскому климату и непредсказуемым изменениям погоды, ночевал на открытом воздухе без палатки, попадая под ледяной дождь или в снежную бурю, защищался от снега и дождя большим войлочным пледом (намда), которым застилал походную раскладную кровать. Солнце здесь пекло жарче, чем в Индии, но из-за холодного воздуха это не чувствовалось, и кожа лица и рук “сгорала”, начиная облезать, несмотря ни на какие защитные средства.

Ночлег в пещерном монастыре

Однажды, пробираясь по крутому перевалу среди нагромождённых друг на друга валунов, Анагарика заметил несколько больших камней кубической формы. Это были чортены – религиозные сооружения, которые произошли от древнеиндийских ступ. (По всему Тибету рассеяны миллионы таких памятников, свидетельствующих, что где-то поблизости находится храм или монастырь.) Чтобы найти приют для ночлега, он стал карабкаться через чортены вверх по лабиринту гигантских валунов и обнаружил среди скал высокие кубические строения с балконами. Они были настолько гармоничны, как будто одно вырастало из другого, и почти невозможно было определить, где кончаются скалы и начинается архитектура.

Чем выше путешественник взбирался по лабиринту из скал и строений, тем тревожнее ему становилось: вокруг не было ни души. Казалось, что все здания заброшены. Не слышно было даже сторожевых собак, которые всегда с лаем бросаются на незнакомца, приближающегося к тибетскому жилищу. И никто не откликался на “дверной звонок” (паломник не сразу догадался, что роль такого древнейшего “звонка” исполняли замеченные возле каждого входа странные сооружения, похожие на миниатюрные чортены – они издавали чистый громкий звук, если на пластинку уронить маленький камешек.) А когда Анагарика и его спутники, поняв, что находятся на территории заброшенного пещерного монастыря, собрались расположиться здесь на ночлег, вдруг раздался лай собаки. “В испуге я стал оглядываться в поисках выхода, – пишет Говинда, – но выхода не было. Ловко же нас поймали!”

Первое впечатление опасности сменилось радостным ощущением покоя, когда навстречу ему вышел с приветствием старый лама и, увидев монашеские одежды на незваном госте, пригласил его следовать за собой. Оказавшись в пещерном монастыре, с первых же шагов по крутой лестнице Анагарика обнаружил, что стены пещеры были покрыты фресками. Они казались очень древними. “В жёлтом свете лампады, – сообщает А. Говинда, – я разглядел на алтаре статую Падмасамбхавы – великого апостола буддизма, основателя “Старой секты” (Ньингмапа), к которой и относился этот монастырь. По сторонам Падмасамбхавы стояли статуи двух Бодхисаттв – его главных учениц: индийской принцессы Мандаравы и тибетской инкарнации Кхадомы (верной, преданной) Еше Цхогьял (обычно их ошибочно называют двумя жёнами Падмасамбхавы!)”.

После совершения пуджи (ритуала поклонения) гостя проводили в другое помещение, и он увидел в центре святилища статую Будды Шакьямуни с двумя его главными учениками, Маудгальяяной и Шарипутрой, в окружении Будд прошлого и будущего.

Во дворе храма паломника ожидали ещё несколько лам. Его провели в просторную чистую комнату, сообщив, что в ней никто никогда не жил. Все ламы толпились у входа и заглядывали в дверь, наблюдая за обычаями гостя, а когда он, наполнив примус таинственной жидкостью, спичкой поджёг “воду” (это, конечно же, был спирт), тибетцы от удивления защёлкали языками – “должно быть этот лама-чужестранец – великий маг!”

“Если бы я сейчас воспарил в воздухе со скрещенными ногами, – с улыбкой замечает автор книги, – это нисколько бы не удивило зрителей и было бы достойным концом представления. Но я с равнодушным видом поставил на огонь обыкновенную кастрюлю. Напряжение лопнуло, как воздушный шар, и сменилось дружным понимающим смехом. Мы снова вернулись на человеческий план”.

Странные видения на белой стене

Анагарика остался один в комнате, где одной стеной служила часть скалы, а окно выходило в долину. Тут-то через пару минут и произошли самые невероятные чудеса.

Вот как описывает их автор в одной из глав книги:

“Солнце ещё не зашло. Было рано укладываться спать, да и не хотелось. Я прилёг отдохнуть и стал рассматривать свежевыбеленную стену напротив. Мне казалось, что её неровная поверхность живёт какою-то собственною жизнью. Эта совершенно пустая комната как-то необычно влияла на меня, но я не мог понять почему. Пасмурная погода и планы на следующий день вовсе не способствовали приподнятому настроению, но как только я вошёл в комнату, подавленное состояние исчезло и сменилось ощущением внутреннего мира и глубокого покоя.

Что подействовало на меня? Была ли это общая атмосфера древнего святилища, которое из пещеры благочестивого отшельника с течением столетий выросло в монастырь, где несчётные поколения монахов посвящали жизнь служению и созерцанию? Или это сама комната вызвала перемену моего настроения? Я не знал.

Я почувствовал, что поверхность стены притягивает меня, и на ней словно вырисовывается какой-то фантастический пейзаж. Его явно случайные линии каким-то чудесным образом сочетались друг с другом, становясь всё более согласованными, и проступали всё яснее на неровном фоне стены. То, что происходило перед моим взглядом, напоминало образование кристаллов или рост растений, я как будто наблюдал за работой скульптора, создающего рельеф в человеческий рост. Только этот невидимый скульптор работал изнутри материала и лепил всю скульптуру одновременно.

Прежде чем я успел осознать происходящее, на стене возникла величественная человеческая фигура. Она восседала на троне, ноги её стояли на земле, голова была увенчана диадемой, а руки подняты в жесте, характерном для объясняющего нечто сложное. Это было изображение, которое мне не раз приходилось видеть – образ Будды Майтрейи, Грядущего, уже находящегося на пути к Просветлению и, подобно восходящему солнцу, посылающего лучи любви в этот мир темноты – мир, где он странствовал в бесчисленных воплощениях.

Меня охватила радость, и я почувствовал присутствие своего Гуру. Ведь именно он посвятил меня в магический круг (мандалу) Майтрейи, и именно его радением статуи Будды Майтрейи возводились по всему Тибету.

Я закрыл и снова открыл глаза: фигура на стене не изменилась, не исчезла. Она была словно высечена в стене – и в то же время полна жизни!

Я огляделся, дабы удостовериться, что это не сон. В комнате всё было по-прежнему. На полу была свалена кухонная утварь, в углу – мой багаж.

Я вновь взглянул на противоположную стену. Однако то, что я увидел там, было уже не образом сострадающего проповедующего Будды, а скоpee ужасным демоном. Он был толстый и коренастый, с широко расставленными ногами, будто готовился прыгнуть; его вздыбленные языками пламени волосы были украшены черепами, правая рука с алмазной ваджрой (скипетром) была угрожающе вытянута вперёд, а левая прижимала к груди ритуальный колокольчик.

Если бы всё это предстало мне не в виде искусного рельефа на белой стене, у меня бы кровь застыла от ужаса. Но так я, пожалуй, даже наслаждался могучей выразительностью кошмарного образа Ваджрапани – Защитника Истины от сил тьмы и невежества, Хозяина Тайных Мистерий.

Пока я заворожённо смотрел на него, алмазный скипетр превратился в сверкающий меч, а вместо колокольчика в левой руке возник стебель лотоса. Он дорос до левого плеча, раскрыл свои листья и лепестки, и на нём появилась Книга Мудрости. Тем временем демон стал стройным юношей, сидящим на лотосном троне скрестив ноги. Его лицо приняло кроткое выражение и сияло юною бодростью и обаянием Просветлённого. Вместо огненных волос и человеческих черепов его голову украшала корона Бодхисаттвы – Венец Пяти Истин. Теперь это был образ Манджушри – воплощения действенной мудрости, разрубающей узлы сомнений сверкающим мечом знания.

Через некоторое время – новая метаморфоза: передо мною возникла женская фигура. Она была полна той же юношеской грации, что и Манджушри, и держала в левой руке точно такой лотос. Её правая рука покоилась на колене раскрытой ладонью вверх, а нога была вытянута вперёд, словно она собиралась сойти со своего лотосного трона в ответ на чью-то мольбу о помощи. Весь её облик, вселявший надежду, и лицо, полное любви и сострадания, как бы внимавшее невидимому предстоятелю, были живым воплощением слов Будды Шакьямуни: “Как мать оберегает своё единственное дитя и заботится о нём, так нужно лелеять в сердце безграничную любовь и сострадание ко всем живым существам”.

Я был растроган до глубины души и не мог оторвать взгляда от её любящего божественного лика. Мне казалось, на её устах лежит едва заметная грустная улыбка, как будто она хотела сказать: “Да, моя любовь безгранична, но и число страждущих тоже беспредельно. Как же я одна, имея лишь одну голову и пару глаз, могу смягчить несказанные страдания бесчисленных живых существ?” Может быть, это слова самого Авалокитешвары звучали в моём сердце? И вправду, я узнавал в лице Тары черты Великого Сострадающего, из слёз которого, говорят, родилась Тара.

Вдруг, словно не выдержав непосильной печали, голова её разорвалась, разбившись на тысячи голов, а руки, разделившись на тысячи рук, протянулись во всех направлениях, подобно лучам солнца. Всё утонуло в ярком сиянии, ибо в каждой из этих бесчисленных рук был светящийся глаз, наполненный такой любовью и состраданием, как взгляд самого Авалокитешвары. И тогда, ослеплённый силою этого света, я закрыл глаза и понял, что где-то уже видал этот лик – да, это был лик Грядущего, Будды Майтрейи!

Когда я вновь открыл глаза, всё исчезло. Стена была ещё озарена тёплым светом, я оглянулся: последние лучи заходящего солнца пробивались сквозь тучи. Я вскочил, охваченный радостью, и выглянул из окна. Всё тонуло в мягком свете вечернего солнца, над зелёными пастбищами долины высились склоны скалистых гор цвета охры, а за ними, на фоне уходящих последних туч, простирались залитые солнечным светом снежные поля. Отдалённые раскаты грома напоминали о том, что Ваджрапани всё ещё размахивает своим алмазным скипетром, сражаясь с силами тьмы”.

В состоянии творческого озарения

Удивительные видения, посетившие Анагарику в предзакатный час в пещерном монастыре, вызвали в нём неповторимое состояние творческого озарения. И в сердце родились слова молитвы.

В ней он обращается к Всевышнему с вопросом: “Кто Ты, о Владыка, Ты, о стучащий в дверь моего сердца?” и, пытаясь найти ответ, заглядывает в самую глубину своей души, где находит сокровенные слова, несущие Высшее Знание:

“О Тысячерукое Чуткое Солнце,
Всезнающее, милосердное!
О Тысячеглазый – Ты,
чей всевидящий взор,
во всё проникая,
не ранит, не судит и не осуждает,
но согревает, способствуя росту,
как изобильный летний дождь.

…Ты – Свет!
Твои лучи преображают
и с состраданием благословляют
даже наши слабости,
превращая смертельный яд
в вино жизни.
Когда бы ни засиял
в море ненависти и мрака
луч мудрости
и сострадания –
я узнаю Тебя,
о Владыка!
Твой лучезарный свет
ведёт нас к согласию,
мирная сила которого
побеждает все земные раздоры”.

И в своём дальнейшем путешествии, попадая в монастыри, созерцая картины, развернувшиеся на стенах встречавшихся храмов, А. Говинда чувствовал, что он живёт посреди “тысячеликой, наполненной всевозможными формами вселенной”. Ему никто не объяснял детали фресок и значения символов, лишь непосредственное восприятие образов помогло художнику понять, что перед ним “не произведения развитой индивидуальной фантазии, а собрания видений целых поколений людей, воплощение их внутреннего опыта и духовной реальности, перед которой интеллект бессилен”.

Подготовила Алла МЕЩЕРЯКОВА.

Продолжение следует


Вы просматриваете АРХИВ сайта. Актуальная версия сайта находится по адресу www.svetgrad.ru
© 2006-2008 "Светоград"