Общественная независимая газета в защиту культуры. Основана в октябре 2001 года в г. Владивостоке |
НЕОБЫКНОВЕННЫЙ ПЕДАГОГЧетвёртый краевой конкурс детско-юношеского рисунка “Душа крылатая моя!..” посвящается памяти Натальи Мищенко, замечательного педагога и настоящего человека. Недавно она ушла от нас в мир иной… Находясь у самых истоков зарождения проекта “Космос—Земля—Человек”, она до самого последнего вздоха продолжала участвовать в работе редакции газеты “Светоград”, помогая развивать очень важное дело творческого воспитания детей. /P> Публикуемое здесь интервью с Натальей Владимировной, записанное несколько лет назад, раскрывает методы работы и взгляды на мир этого талантливого учителя, художника и человека. И зажегши свечу, не ставят её под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. От Матфея. 5:15. Когда бывшие её ученики, по какой-либо причине переходившие к другому учителю, через несколько лет встречались с ней, — первым делом высказывали своё удивление: “Вы какой-то необыкновенный педагог...”
Наталья Владимировна Мищенко, художник и преподаватель изобразительного искусства, вела в Первореченской гимназии №2 г. Владивостока художественный класс и студию “Дарисвет”. Она придерживалась той педагогики, в основе которой лежит принцип самосовершенствования самого учителя, родителей, а затем уже дело воспитания детей на личном примере. Рассматривая ребячьи рисунки — отражения загадочного мира детской души — всегда удивляешься необычности мироощущений ребёнка и пытаешься постичь тайну его творчества. Это и послужило поводом встретиться (ещё в апреле 1997 года) с Натальей Владимировной. — На привычные темы: живая природа, весна – дети реагируют хорошо, внимательно прослушивают материал, но качественная отдача на группу — всего около пятидесяти процентов. Но если мы говорим на необычные для школьной программы темы: Рождество Христово, пасха; о Космосе, здесь качество — сто процентов. Может, я с большими эмоциями подвожу их к такой теме, не знаю, но не бывает ни одной работы, которая не обратила бы на себя внимание. Это просто удивительно! — Видно, дети искренни, распахнуты вам навстречу. — Раскрываю их. Говорю: вы маленькие, но настоящие художники, то есть возвожу на пьедестал. Рассказываю сказку. “Жил-был художник, он выходил летом на природу, в лес, созерцал восход солнца, прекрасный мир вокруг себя. У него была подруга — райская птица. Она ему пела, и под это благозвучное пение художник творил. Через общение с живой природой он получал вдохновение, особенный настрой. У него была такая птичка, а я вам включу птичку-магнитофон”. Там музыка красивая, мелодичная. Дети уже привыкли, сами иногда со смехом говорят: “А почему у нас птичка не поёт?” — “Света нет”. — А как вы подводите детей к теме? — Чтобы ввести в любую тему, всегда пользуюсь стихами. Сейчас даю тему пасхи. В первую очередь спрашиваю: что такое пасха? Дают разные определения, например: “Это праздник яиц”. К счастью, один знающий ученик из класса всегда находится. Потом в беседе с ребятами вставляю каверзный вопрос (проверить, как они отреагируют): “Некоторые исследователи считают, что за Иисусом Христом прилетел космический корабль с инопланетянами…” “Ну да?! – говорят они. — Такого не может быть!” Потом проговариваем историю: почему яйца красят? В основе лежит история одного стражника — он не верил, что в корзинке лежат цветные яйца. Это повлекло за собой чудо: они действительно окрасились. И все люди, узнав об этом чуде, стали сами красить яйца. — Как вы строите урок? — Когда ко мне на открытые уроки приходили комиссии — члены этих комиссий говорили, что я методически неправильно провожу урок. Действительно, я отметаю все инструкции. Ведёт меня интуиция: чувствую, что дети многого не знают, слушают внимательно, ещё не устали. Если получится разговор на весь урок – весь час говорим. И на другом продолжаем, когда чувствую, что это надо детям. Моё кредо — не количество, а качество. Потом кто сознаёт, что готов приступить к работе, уже составил композицию картины, — он может рисовать. Кто не готов, пусть раскрашивает изображённое на бумаге яйцо. Что такое роспись яйца? На одной только этой теме можно вобрать несколько познавательных моментов: здесь и композиция, и орнамент, и его закономерность... — Расскажите, пожалуйста, о той работе, которая больше всего вас поразила. — В правой стороне картины пятно: ночь в тёмно-синих тонах и купола православных церквей (хотя этот момент на уроке не проговаривался), в левой — на грязно-коричневом фоне обычные городские многоэтажки с одинаковыми квадратами светящихся окон. Удивительна подача цветов: где церкви — фиолетовый, где обычная жизнь — грязно-коричневый. В середине картины нарисована пасха с двумя яйцами на искрящемся, чистом фоне. Вот и смотрите: здесь и праздничный стол, и крестный ход, и глубокий внутренний смысл всей композиции. Ребёнок не побоялся рассказать всё, о чём говорилось на занятии; по-моему, отображение шло на интуитивном уровне, один только выбор цвета уже говорит об этом. — А расскажите об обычных темах. — Да у меня всё необычное (смеётся). Вот хотя бы “Весна”, “Зима”… Что такое зима? Я детям говорю: “Снежинки делают стихийные духи, они тоже, как и вы, занимаются искусством. Поэтому снежинки — это чудо красоты, фантазии, изящества”. — Представляю, как отреагировал солидный дядя с этаким респектабельным брюшком, если бы вы сказали ему такое! Повертел бы около виска пальцем. — У ребёнка канал связи с Космосом открыт, и он естественно воспринимает то, что для взрослого необычно. — Наталья Владимировна, там дети рисуют ангелов, тут “Вознесение Христа”, пасху. Как к этому относится руководство? — Нормально относится. Говорят: “Это ведь Мищенко…” Беседовала Алёна СТАРЧИНОВА. |