АВТОТРОФНЫЙ ЧЕЛОВЕК:
утопия или реальность?
На Земле, в природе, существует мощная сила, способная изменить лицо планеты, она носит космический характер, и её воздействие на всё живое обычно не принимается во внимание. Эта сила есть разум человека. Разум подчинён устремлённой и организованной воле человека как существа общественного.
Но человек является лишь частью монолита жизни – “живого вещества” – единства всех существующих живых организмов. Его могущество всё время растёт с ходом времени со всё увеличивающейся быстротой. Надо подчеркнуть, что человек неразрывно связан со всем живым веществом, со всеми животными, рыбами, птицами и т.д. Однако его происхождение таится в отдалённых глубинах времени, теряется во мраке неизвестности, производит впечатление самой глубокой космической тайны.
И вот около десяти поколений до нас великий флорентийский натуралист Ф. Реди (1626–1698), врач, поэт, человек высокой духовной культуры, первым высказал мысль: “Всякий живой организм происходит от другого живого организма”. Нужно представить человечество в виде миллионов последовательных поколений существ, следующих друг за другом от матери к сыну без перерыва, — существ, функции которых время от времени подвергались резкому изменению.
Однако мысль о последовательности поколений людей была принята западными умами неохотно – им больше импонировала идея самозарождения жизни, то есть зарождение живого организма за счёт косной материи – без посредства другого живого организма. Но ничто не указывает на вероятность такой идеи. Одно можно сказать с уверенностью: человек неразрывно связан в единое целое со всеми живыми существами, обитающими или когда-то обитавшими на нашей планете.
И связан с ними благодаря питанию. Зависимость человека от живого целого на планете благодаря его потребности в еде определяет всё его бытие. И в настоящее время основной стимул его жизни – неизбежность и возможность строить и поддерживать своё существование и неприкосновенность тела только убийством и поеданием других организмов или продуктов их жизни. Люди умирают, если не насытятся, не используют в пищу другие живые существа.
Вся жизнь человека, весь его социальный уклад в течение всего хода истории определяется этой необходимостью. Неумолимая угроза голода становится беспощадной движущей силой общества, и социальное равновесие поддерживается лишь неустанным трудом – поэтому оно всегда неустойчиво. Как правило, политические перевороты, ошибки в экономике приводили к ужасающим последствиям. В результате наша цивилизация всегда находится на краю пропасти.
Отсюда насущный вывод. Проблемы питания и производства должны быть пересмотрены. И не с позиций человеконенавистнической “теории золотого миллиарда”, а с эволюционно-космических – как того требует научное осмысление законов развития общества.
Гервасио Галлардо. "Глаза и слёзы травы"
Жизнь большей части живого вещества – мира зелёных растений – находится в зависимости лишь от косной материи – растения не зависимы в своём питании от других организмов. Зелёные растения сами могут вырабатывать пищу, необходимую для их жизни, они заимствуют газы и водные растворы из окружающей среды и сами строят бесчисленные азотистые и углеродные соединения.
Немецкий физиолог В. Пфеффер назвал организмы автотрофными, потому что они в своём питании ни от кого не зависят. Гетеротрофные — организмы, которые в своём питании зависят от наличия других живых существ, пользуются их химическими продуктами. Ещё есть зелёные организмы, питание которых разнородно: например, паразиты питаются, эксплуатируя другие организмы. Это многочисленные в природе существа – миксотрофные организмы Пфеффера.
Зелёные автотрофные существа – зелёные растения – образуют главную основу единого монолита жизни. Весь мир, всё человечество планеты существует только благодаря биохимической работе зелёных растений, их врождённой способности превращать солнечную энергию в химическую… Очевидно, что жизнь не есть простое, исключительно земное явление – это космическое явление в истории нашей Земли. И также очевидно, что монолит жизни не есть хаотический набор случайно собранных единичных образований – это сложная организованность, и части её имеют функции, взаимно дополняющие друг друга и содействующие одна другой.
Автотрофный растительный мир изготавливает хлорофилл, который содержит атомы магния. Строение его молекулы очень близко к строению молекулы красного гемоглобина нашей крови, только в ней магний заменён железом. Хлорофилл образуется в растениях в микроскопических зёрнах, пластидах. Здесь обнаруживается удивительный факт – действует ранее упомянутый принцип Ф. Реди: пластиды образуются из таких же пластид, ранее существовавших. Благодаря этим хлорофиллосодержащим пластидам зелёные растения могут обходиться без других организмов и могли бы существовать на планете самостоятельно, в одиночестве.
Но, оказывается, Земля не ограничилась только растениями с точки зрения автотрофных видов жизни. Более 110 лет назад русский микробиолог С.Н. Виноградский открыл живые автотрофные существа, лишённые хлорофилла: невидимые бактерии, изобилующие в почвах и проникающие в глубокие толщи всемирного океана. Они обладают поразительной силой размножения.
Бактерии, открытые Виноградским, независимы в питании не только от других организмов, но и от солнечных лучей. Они питаются химической энергией земных химических соединений, например минералов, богатых кислородом. А ими, в свою очередь, питаются все другие организмы…
Человек – животное общественное, гетеротрофное. Он живёт при условии существования других животных и растений. И разум, его отличающий, придаёт монолиту жизни, его окружающему, черты, которые необходимы человеку.
Разум человека – сила, которая изменяет среду обитания его. Например, открытие земледелия за 600 поколений до нас решило всё будущее человечества. Благодаря земледелию люди освободили себя от стихийной зависимости от живой окружающей природы, когда другие существа остаются её бессильными придатками. Однако человеку до сих пор не удалось достигнуть необходимой обеспеченности и стабильности своей жизни. В современном социуме большинство так и продолжает оставаться необеспеченными…
Глубокие умы уже давно убедились в необходимости радикальных социальных изменений, чтобы отразить неминуемую опасность, если потребление людьми средств существования будет увеличиваться. В частности, основатели социализма (Сен-Симон, Оуэн) понимали невозможность решить социальный вопрос, опираясь только на использование полезных ископаемых и других природных ресурсов. Но последователи их идей, коммунисты, упустили живительный дух науки, её мощную социальную роль.
Для окончательного решения социального вопроса необходимо подойти к основам человеческого могущества – необходимо изменить форму питания и источники энергии, используемые человеком.
До сих пор сила огня в её разнообразных формах была почти единственным источником энергии. Человек завладел ею, сжигая другие организмы или их ископаемые остатки. Но запасы энергии, находящиеся в распоряжении разума, неистощимы. Сила приливов и морских волн, теплота Солнца и т.п. могут дать нужную силу в любом количестве.
Введение в жизнь этих форм энергии уже делает свои первые шаги, например, успешно производятся обогреватели на солнечных батареях. Наступит время, и человек, пользуясь непосредственно энергией солнечных лучей, овладеет источником энергии зелёных растений.
Что касается питания – В.И. Вернадский, рассуждая о синтезе пищи, без умерщвления других живых существ, считает, что синтез, как только будет открыт, коренным образом изменит будущее человека… Разрешение этой задачи тревожило воображение учёных ещё со времён великих успехов, достигнутых органической химией. После блестящих работ немецкого химика Э. Фишера и его школы над белками и углеводами не может быть сомнений в конечном успехе, так считал Владимир Вернадский. Однако последние десятилетия показали, что основная масса населения Земли предпочитает экологически чистые, произведённые по природным технологиям продукты питания, отвергая в том числе и синтезированные…
На что надеялись учёные, участвовавшие в экспериментах по синтезу пищи? Они были убеждены: тем самым человек освобождается от его зависимости (в питании) от другого живого вещества – тогда человек из существа социально гетеротрофного сделался бы существом социально автотрофным .
Нам сейчас трудно, быть может, невозможно, представить себе все замечательные последствия этого события. Без сомнений, им бы увенчалась долгая эволюция земного человечества. И самое важное – не в результате действия свободной воли человека (в своём роде насилия над природой), а проявлением естественного процесса. И если посмотреть с позиций ненасильственного, естественного формирования общества на то, что в нём происходит, можно отметить одну особенность. Остановимся на ней подробнее.
Если раньше, при социализме, в нашем российском обществе существовал культ труда, то сейчас, при “непонятном” капитализме, — культ денег, культ богатства породили стремление наполнить свою жизнь развлечениями – и гурманство здесь играет не последнюю роль. Однако на общем фоне современной действительности стала проявляться и набирать силу идея вегетарианства – то есть определённая часть людей отказывается употреблять в пищу продукты из умерщвлённых живых существ. На это есть разные причины. Помнится, Лев Толстой отказался от мясной пищи, побывав на бойне. А на современных последователей вегетарианства оказывают большое влияние религиозно-философские системы Востока, космические идеи Е. Блаватской, Николая и Елены Рерихов, Учение Живой Этики, мировоззрение кришнаитов, буддистов и т.д.
В чём состоит суть этих воззрений? В энергетике употребляемых в пищу продуктов животного происхождения накапливаются так называемые “сканды” — сгустки энергии эмоций животных, самая сильная из которых – страх (их же убивают!). Энергетика вместе с пищей попадает в человека и накапливается в его ауре, оказывая существенное влияние на его дальнейшее поведение. То есть человек, потребляющий мясо высокоорганизованных животных, загрязняет, “омрачает” своё сознание, свои психическое и ментальное тела.
В наши дни число вегетарианцев медленно, но верно увеличивается. У мам-вегетарианок рождаются дети, которые если и употребляют пищу животного происхождения, то лишь в незначительных количествах.
Думается, человечество к своему некоему определённому эволюционному завершению будет подходить постепенно, в несколько этапов, время от времени попадая в кризисные точки, точки бифуркации, и медленно, болезненно выходить оттуда, каждый раз мучительно отыскивая единственно верный путь – аттрактор. При этом будет происходить своего рода естественно-природная отбраковка эволюционно непригодных элементов. Думается, на данном этапе человек поднимается на очередную ступень своего развития – вступает в эпоху вегетарианства, отказываясь от использования всех живых существ, кроме растений.
На последующих этапах своей космической эволюции планетарное человечество постепенно будет освобождаться от необходимости умерщвлять всякие живые существа, и в конечном итоге отвергнет растительную пищу, получая энергию для своего существования (как говорят космологические тексты Древней Индии – прану) непосредственно из воздуха и от солнца. Уже сейчас до нас доходят сведения о людях, которые питаются, образно говоря, “святым духом”, например индийские йоги. Такие случаи были описаны в центральной печати, и их серьёзными исследованиями занимались учёные.
Так, не исключена возможность постепенного формирования и окончательного торжества на планете новой геологической силы – автотрофного человечества.
Однако если люди сами не откажутся от продуктов питания животного происхождения, от гурманства — кризисные явления в обществе будут нарастать.
Потому что эволюция никогда не подстраивается под отстающих и ленивых — по данным синергетических открытий в биологии, новые космические условия диктуют людям измениться и сообща “пробиваться” к новым горизонтам социального бытия. В чём новизна этих горизонтов? – конечно, она кроется в смысле существования человечества. Неужели смысл жизни в том, чтобы питаться? Не умереть с голоду, прикрыть наготу свою (кто-то делает это с шиком)... Пока большинство живёт – ходит на работу, получает деньги для осуществления лишь этих целей.
Если же цель изменится – например, в будущем многим станет важнее другая жизненная установка: “Я тружусь для того, чтобы творить” (но не чтобы заработать некую сумму денег), – вопрос питания отойдёт на задний, второстепенный план.
Тогда идея автотрофного человечества станет вполне реальной и даст человеку развернуть удивительные возможности его вековых духовных стремлений (и даже внешний облик человека изменится). Автотрофность откроет пути лучшей жизни.
Ольга АВИЛОВА.
В материале использована научная статья
“Автотрофность человечества” В.И. Вернадского.