Общественная независимая газета в защиту культуры. Основана в октябре 2001 года в г. Владивостоке

Требование времени

ДАВАЙТЕ ВОСХИЩАТЬСЯ!

Смотри на добрые качества в человеке в увеличительное стекло, а на его ошибки и промахи в уменьшительное, — так всегда советовал своим друзьям Николай Константинович Рерих.

И ещё вспоминается, как часто в разговоре Виктор Фёдорович Васютин, замечательный хореограф Приморского края, повторял: “Да вы меня похвалите – я горы сверну!”

Почему мы, русские люди, всегда “видим в глазу соседа соломинку”, а в своём не замечаем “бревна” (если говорить словами известной народной поговорки)? Неужели этот корявый нарост в нашем менталитете так укоренился, что избавиться от его пагубного влияния невозможно?.. Мы, как правило, всегда недовольны чем-то или кем-то, всегда отыскиваем в событиях и людях недостатки и яростно их критикуем. Но ведь тут же рядом есть и хорошие, добрые “зёрна” — как-то их не замечаем… Откуда это в нас?

Как это ни странно звучит – из школы… Школа издревле деформировала в детях психику, а затем выпускала в жизнь – так люди, поколение за поколением, приучаются смотреть на мир “омрачёнными” глазами, убивая своей критикой всякую радость и стремление свободно творить, без оглядки на чьё-то осуждение.

Школьные годы… Бывало там много хорошего. Было и унижение – злые окрики учителей, плохие отметки – “бичи”, с помощью которых педагоги могли управлять и до сих пор управляют самовольной ребячьей массой, заставляя детей учиться, правильно вести себя в школе, выполнять домашние задания… На протяжении всех лет обучения школьники слышат гораздо чаще обидную критику в свой адрес, чем похвалы. Конечно, она возникает не на пустом месте – есть за что ругать. Но, как учат классики-педагоги, существует другой способ стимулировать показатели высокой успеваемости – “похвалите меня, и я горы сверну!”

Когда хвалишь ребёнка (вы терпеливо дождались подходящего момента) – у него глаза начинают сверкать, улыбка во всю мордашку. Какое это счастье! – доставлять детям радость… Пусть ученик потом снова расслабится, но у вас с ним уже состоялось это чудесное мгновение, которое он теперь не забудет (и вы тоже) никогда-никогда, оно вошло в подсознание.

Хвалите детей при всех ребятах, и при взрослых тоже, — громко, с воодушевлением. А о плохих отметках или замечаниях старайтесь беседовать наедине с каждым, не вынося на общее обсуждение, не травмируя самолюбие. Эту нехитрую мудрость я постигла сама, вывела из горького опыта первых не совсем удачных уроков. Видишь в ребятах великих писателей, философов, изобретателей, творцов, доверяешь им – и их сердца чудесным образом раскрываются тебе навстречу. Душа замирает от счастья – ты реально чувствуешь, как вдруг на очередном уроке невидимые сердечные нити сплетаются в прекрасный узор… Пусть на последующих занятиях снова будут возникать досадные недоразумения – но это чудо уже произошло! Оно осталось… и никуда не исчезнет.

Так потихоньку – со школьной скамьи – будет формироваться в человеке, а затем и в обществе явление “доброго глаза” . Постепенно люди привыкнут смотреть друг на друга, на поведение и дела других добрым, восхищённым, не осуждающим взглядом, стараясь отыскать даже в плохом поступке хотя бы маленькую искорку добра, стараясь не “раздувать” зло, не акцентировать внимание на нём. Сейчас для кого-то это моё предложение покажется диким, странным. Но, уверена, пройдут годы, и такая поведенческая установка гармонично впишется в нашу действительность…

Настоящее и прошлое – это сумма уже свершившихся поступков людей, а будущее формируется нашими мыслями, которые и порождают поступки. Поэтому качество мыслей – вот первостепенная основа греха или блага. И Мыслитель постоянно повторял: “Накладывается ответственность на человека за качество мысли. …Добрая сильная мысль даст и токи прекрасные, но злая посыплет землю мертвенными шлаками” (Учение Живой Этики, “Надземное”, шл. 213).

Давайте же смотреть друг на друга добрыми глазами, давайте дарить друг другу комплименты, друг другом восхищаться – ведь, как говорил Булат Окуджава, это всё любви счастливые моменты.

Ольга АВИЛОВА.


Вы просматриваете АРХИВ сайта. Актуальная версия сайта находится по адресу www.svetgrad.ru
© 2006-2008 "Светоград"