Общественная независимая газета в защиту культуры. Основана в октябре 2001 года в г. Владивостоке |
Формула семейного счастья …ПОДНИМАЯСЬ ПО “СПИРАЛИ ВОСПИТАНИЯ”!Колесо истории вращается, находясь в вечном движении. Движение есть жизнь – постоянное совершенствование, улучшение. Все формы, процессы и сферы жизни подвержены неизбежным переменам и изменениям. И система образования не является исключением. Именно она, как ничто другое, нуждается в бесконечном преобразовании. В особенности это касается сферы воспитания. Именно от качества воспитания зависит, станет ли ребёнок Человеком или так себе, просто живым существом. К сожалению, на современном этапе развития общества качеству воспитания уделяется недостаточно сил и времени. Внимание не только педагогов, но и родителей чаще сосредоточено на обучении детей – в ущерб воспитанию, а духовно-нравственное формирование личности отходит на второй план. Попытки же отдельных педагогов-предметников, классных руководителей выстроить свои воспитательные системы в масштабе отдельно взятого класса или предмета разрознены и потому не всегда успешны. В результате – “у семи нянек дитя без глаза…” Именно из желания объединить усилия заинтересованных организаций, учреждений, отдельных личностей, желающих улучшить качество воспитания, формирования личности ребёнка, используя новые формы педагогической и социальной помощи, родилась идея создать Социально-педагогический комплекс (СПК) “Семья”. Её инициатором выступил Совет общественности Омутнинского района. Комплекс обеспечил себе путёвку в жизнь, пройдя процедуру общественного обсуждения, получив поддержку Круглого стола, в работе которого участвовало более 20 различных организаций и структур города и района. Воспитание малыша начинается не с момента его рождения, как это было принято в старые “добрые” времена, а с мгновения, когда у будущих супругов возникает мысль о создании семьи и появлении детей. Мысль материальна, она имеет способность воплощаться, и по законам ноосферы всё начинается именно с неё. Момент зачатия – это всего лишь продолжение, правильнее сказать, практическая реализация уже мысленно сформированной ноосферной сущности, или мыслеобраза будущего ребёнка. Представляя своего малыша, ещё не появившегося на свет, молодые люди, готовящиеся к вступлению в брак, тем самым уже реально влияют на его формирование. Далее процесс формирования будущего человека продолжается в пренатальном (внутриутробном) периоде, и он требует ничуть не меньше пристального внимания, даже наоборот. Ноосферное и пренатальное воспитание – новый, нетрадиционный подход в педагогике, который планируется осуществлять в рамках Комплекса. Такой подход не только ставит во главу угла процесс воспитания, но и существенно влияет на его качество, позволяя благотворно воздействовать на ребёнка на самых ранних этапах его жизни. Последовательно рассмотрим все этапы СПК “Семья”. Стартовый этап – психологическая подготовка молодых людей к супружеству, к рождению детей. Необходимо ещё до появления детей сформировать культуру осознанного родительства, чувство ответственности за новое поколение. Здесь предполагается создание клубов по просвещению молодых людей, готовящихся к вступлению в брак, и молодожёнов. Клубы дают возможность общаться, обмениваться взглядами, мнениями, получать новую научную информацию и консультации специалистов в области семьеведения, семейного права, психологии, педагогики. Пренатальное воспитание – следующая ступень деятельности Комплекса. Формирование личности ребёнка в дородовой период его существования – технология внутриутробного воспитания – осуществляется на базе Пренатального Центра помощи молодой семье “Росток”. Здесь супруги, готовящиеся стать родителями и уже ждущие ребёнка, осваивают принципы, методы и приёмы внутриутробного воспитания; привыкают к мысли о том, что дитя, пока не появившееся на свет, уже имеет связь с внешним миром и живёт полноценной жизнью. Такое понимание позволяет родителям проникнуться ещё большей любовью к своему малышу, ответственностью перед ним. Далее, с момента появления маленького человечка на свет, подходы и методика воспитания ребёнка меняются. Поэтому третий этап деятельности Комплекса – работа с семьями: родителями и их детьми в возрасте до 1,5 лет, которые не охвачены учреждениями системы образования. Родители с детьми, ещё не посещающими образовательные учреждения, имеют возможность войти в родительские клубы “Кроха” и “Моё солнышко”, открытые на базе детских садов города. В клубах с родителями и детьми организуют и проводят занятия разные специалисты: педагоги, психологи, медицинские и музыкальные работники. Такая работа позволяет объединить усилия дошкольных учреждений и заинтересованных институтов детства и семьи, повысить родительскую компетентность, оказать психологическую поддержку семье в начальный период формирования личности ребёнка. В дальнейшем на базе дошкольных образовательных учреждений планомерно ведётся просветительская работа с родителями детей в возрасте от 1,5 до 7 лет, посещающих эти учреждения. Специалисты информируют родителей по вопросам воспитания и взаимоотношений в семье. Всё это способствует расширению системы взаимодействия педагогов и родителей, повышению педагогической культуры родителей. На следующей ступени развития ребёнка – в школе – к личности ученика предъявляются новые повышенные требования. Как правило, школьная жизнь сопровождается увеличением физических и психических нагрузок. Чтобы дети смогли их выдерживать, Комплексом предусмотрено применение здоровьесберегающих технологий. Например, широкое распространение в образовательных учреждениях города и района получила здоровьесберегающая технология доктора медицинских наук В.Ф. Базарного – одна из лучших в России, она отмечена Главным призом на конкурсе подобных программ в 2000 году. Программа Базарного позволяет не только активизировать физические резервы организма школьника, но и успешно повышать его интеллектуальные и духовные возможности. Ряд дошкольных учреждений и начальных классов общеобразовательных школ успешно в рамках СПК применяют элементы этой здоровьесберегающей технологии. Для решения вопросов духовно-нравственного воспитания на ступени начального и среднего образования программой Комплекса предусмотрены курсы: “Этика и психология семейной жизни”, “Духовно-нравственные основы семьи”, “Школа родителей”, “Мой выбор”, “Этика и эстетика”, “Основы пренатальной педагогики”. Задачи духовно-нравственного воспитания в рамках СПК “Семья” реализуются поэтапно, сообразно возрастным категориям. Таким образом, совокупность межведомственных — педагогических, оздоровительных и правовых воздействий, совершив “круг”, возвращается к своему истоку, охватив собой целое поколение детей, подростков и молодёжи. Теперь уже новое поколение, более подготовленное к сознательному родительству, попадает в сферу влияния Социально-педагогического комплекса “Семья”. И вот уже новое поколение будущих молодожёнов, планируя будущее своей семьи, будет совсем по-иному, осознанно и ответственно подходить к процессу воспитания своих детей. Всё снова повторится, но уже более осознанно, на более высоком воспитательном уровне. Итак, “круг за кругом”, от поколения к поколению будет осуществляться формирование в людях осознанного родительства, повышаться уровень культуры в молодых семьях, а отсюда и уровень культуры общества в целом. Так осуществляется “спираль воспитания”, “спираль” возвышающая, уводящая в высочайшие сферы культуры. Так продолжается бесконечный принцип совершенствования, духовно-нравственного формирования личности. Комплекс “Семья” показывает один из путей оздоровления общества, выход из тупика, в котором находится наша страна на протяжении последних десятилетий. Данный подход к воспитанию детей требует иного, нетрадиционного осмысления, новых педагогических технологий, новых образовательных программ. Здоровьесберегающие технологии и ноосферное образование, пренатальное воспитание и родительские школы, формирование этических и духовных принципов в человеке – всё это есть не что иное, как Педагогика Культуры – гуманная педагогика – инновационная педагогика будущего. Она потребует — и уже требует — качественно новых педагогических кадров. И уже начата работа с педагогами – например, создана творческая группа “Союз учительских сердец”, которая объединила педагогов-единомышленников, постигающих основы гуманной педагогики. Пока их деятельность не выходит за рамки районного методического объединения. Однако перспектива развития отдельных “структур” Комплекса и их взаимодействие рассматривается как единая отлаженная система межведомственных связей. И в дальнейшем видится реальная возможность подключения заинтересованных учреждений, объединений, общественных структур всего района и образовательного округа в целом. Так опыт работы Комплекса “Семья” шагнёт за пределы района, а затем и области. Комплекс “Семья” ещё молод. Предстоит немало потрудиться, чтобы довести эту идею до её полной реализации на практике. Концепция Комплекса была представлена СПК “Семья” по достоинству оценён и рекомендован для дальнейшей реализации. Получение таких высоких оценок – высокая честь. Это придаёт нам сил и уверенности на тернистом пути созидания в обществе гармонии и красоты. Анатолий ШИТОВ, председатель ОРО “Мир через Культуру”, |