Общественная независимая газета в защиту культуры. Основана в октябре 2001 года в г. Владивостоке |
Формула семейного счастья СВЕТ, СОГРЕВАЮЩИЙ ДУШУКогда отшумели новогодние праздники и остались позади рождественские каникулы, я побывала в картинной галерее “Арка” на юбилейной выставке талантливой художницы из г. Артёма Татьяны Матюхиной. В тот же день мне посчастливилось встретиться и поговорить с ней. Человек многогранного дарования (в её творчестве прекрасно сочетаются живопись, графика и фарфор), Татьяна Григорьевна назвала свою экспозицию “Воспоминание”. Не погрешу против истины, если скажу, что главное место не только на этой выставке, в её воспоминаниях, но и во всём творчестве художницы занимала и занимает дочка Анечка. “Дом, в котором горит свет” Картина Ани Матюхиной с таким названием открывает экспозицию. На рисунке – обычный, старой постройки двухэтажный дом, каких ещё немало осталось в провинциальных городках России. Вечереет, город погружается в сумерки, и в окнах уже загорелся свет, а рядом с домом, не торопясь, прогуливаются люди. Складывается впечатление, что все они – родня, члены одной дружной семьи. И таким спокойствием наполнен этот вечер, такое умиротворение на лицах горожан, что хочется приобщиться к их прогулке, а потом заглянуть к ним на огонёк, познакомиться поближе с хозяевами – такими простыми и добрыми людьми, и понять загадку этого тёплого дома и света, соединившего их судьбы. “А вы знаете, – как бы в подтверждение моим мыслям говорит Татьяна Григорьевна, – в тот день, когда у нас в выставочной “Галерее” Артёма ожидалась выставка работ Анечки (в том числе был и “Дом, в котором горит свет”), из-за аварии отключили электричество, но именно в момент открытия свет дали!” Свет как отражение души живёт и на других картинах девочки. Вот и на той, что рядом с “Домом…”, как будто продолжая свой рассказ о семье, Аня изобразила на большом листе ватмана счастливых молодожёнов после венчания. Они как старые знакомые предстают перед нами на фоне городского пейзажа – немного усталые после длительной церемонии в церкви, вместе со своими друзьями, их детьми, разомлевшими и даже заснувшими у кого-то на руках. Тут уж у меня не остаётся сомнения, что юная художница запечатлела один из памятных эпизодов жизни своей семьи. И здесь, как и в “Доме…”, каждый человеческий образ, каждая деталь пейзажа – всё озарено каким-то тихим внутренним светом. Но оказалось, что она рисовала не с натуры и не по памяти: Татьяна Григорьевна открыла мне, что образы и сюжеты, изображённые дочерью, – это её придуманный мир. Она подолгу держала задуманный сюжет в себе, вынашивала его. Порой Аня рисовала одну картину несколько месяцев. Большинство её серьёзных задумок созрели к 11-13 годам. Татьяна Матюхина обращает моё внимание на задний план картины “После венчания”, где в перспективе видны люди, городские дома и храмы: “Посмотрите, какая неожиданная композиция – так мог написать только взрослый человек. Мастерски сделано цветовое решение картины – свет отражается на лицах повенчанной пары и тех людей, что стоят рядом. А ведь это её воображение создало и сам город, и молодую семью вместе со свидетелями, друзьями, детьми”. Действительно, трудно не заметить эту характерную особенность в работах Ани: все лица на её рисунках какие-то одухотворённые, с открыто глядящими на мир глазами. Чувствуется, что она понимала людей сердцем, видела в них самое лучшее, светлое. Такое впечатление, что все люди для неё были родными, и весь мир представлялся одной семьёй. …Вот уже 10 лет нет с нами Ани Матюхиной, которую часто называли приморской Надей Рушевой. Маленькая художница ушла от нас в 1996 году. Этим годом датированы почти все её картины с выставки. Работы Анечки, как и её трагическая судьба, никого не оставляют равнодушным. Сердца всех, кто соприкоснулся с её творчеством, согреваются удивительным светом любви. Аня писала фломастерами, гуашью и акварельными красками с той очаровательной непосредственностью, что свойственна многим детским рисункам. В работах талантливой девочки поражают не техника и не сама манера письма, а прежде всего неповторимый мир её души, отражённый в каждом образе. Но самым большим потрясением было узнать, с каким невероятным трудом давался ей каждый штрих, каждая линия в рисунке. Болезнь, вызванная неудачной прививкой от полиомиелита, сделала ребёнка инвалидом. И чтобы взять кисть, карандаш или фломастер, ей приходилось поддерживать одну слабенькую ручку другой – вот так, двумя руками Аня проводила тонкие-тонкие линии. Более того, ни стоять, ни сидеть без опоры она не могла… Семейный портрет На юбилейной выставке Т.Г. Матюхиной, где каждая авторская работа по-своему хороша, с первого взгляда приворожило меня небольшое блюдо из фарфора, расписанное в нежно-синих тонах. На нём семейный портрет Матюхиных – все четверо в непринуждённых позах расположились на белой подстилке под деревом, на фоне наших приморских сопок (видимо, выехали отдыхать к морю). Узнаваема Татьяна, сидящая с маленькой Анечкой на руках – с несказанной нежностью она смотрит на прекрасное лицо своей больной девочки; рядом отец семейства, в мечтательной отрешённости слившийся с природой; а их подросток-сын, как бы подчёркивая свою самостоятельность, стоит с книжкой в руках, глядя вдаль... В лаконичном рисунке чувствуется глубокий смысл – здесь не просто идиллическая картинка семейной жизни, а сама жизнь. В каждом образе улавливается характер и судьба, и в то же время все они одно целое – семья. И соединила их любовь, посланная свыше. Это и есть благодать, спасающая людей в самых суровых испытаниях. Думаю, что не менее крепко семью Матюхиных спаяло творчество. “Мы и дома живём той жизнью, которая переваривается в котле творчества, – подтверждает мою мысль Татьяна Григорьевна. – Муж приходит домой с этюдами и здесь работает над ними. Анечка соприкасалась с нашим творчеством каждый день, и у неё свой стиль выработался”. Узнаю, что девочка очень рано, в 7 лет, начала рисовать. Сидела у мамы на уроках в художественной школе и вместе с учениками очень серьёзно трудилась над рисунками. Татьяну поразило тогда, как её ребёнок увидел и изобразил обыкновенный рельеф трилистника из белого гипса – сначала в одном цвете, потом в другом – и хорошо получилось! Хотя, что удивляться? Понятно, в кого пошла дочь. Главу семьи, Анатолия Яковлевича, называют одним из лучших живописцев Приморья. По отзывам искусствоведов, “живопись А.Я. Матюхина – это сплав души и мастерства, картины его не только красивы, но и изумительно милосердны и гармоничны”. Пошёл по стопам родителей их первенец – сын Виталий, он учится на дизайнерском факультете филиала ВГУЭС в г. Артёме. Да и сама Татьяна, которая с малых лет отличалась разнообразными творческими дарованиями, увлеклась рисованием в детстве. Её отец был капитаном катера в Амурском пароходстве, и, наблюдая, как он переводит карты Амура, дочка стала помогать папе – раскрашивала его рисунки. Летом отец брал её с собой в путешествие по Амуру. Какое это было счастье для девочки! Она с восторгом всматривалась в игру воды за кормой, в проплывающие мимо леса и заливные луга и каждый раз открывала для себя неповторимые по красоте уголки родного края. Немудрено, что из всех многочисленных кружков, которые она посещала во Дворце пионеров г. Хабаровска, Таня выбрала изобразительное искусство. Увлечённость любимым делом и прекрасная школа, которую она получила, обучаясь во Владивостокском художественном училище, а потом на живописном факультете института искусств и в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. В.И. Мухиной, помогли Татьяне открыто заявить о своём мастерстве – и не только в декоративно-прикладном искусстве, но в живописи и графике. Член Союза художников России с 1977 года, Татьяна Матюхина — непременный участник ежегодных “Рождественских выставок” прикладного искусства в Приморской картинной галерее, а также первых аукционов. Не раз её работы экспонировались на крупных выставках за пределами края. А её фарфор выставлялся на международных выставках в Японии, Финляндии, Германии. Одно из последних увлечений Татьяны Григорьевны – роспись храма в г. Артёме. Так появилась на свет серия работ “Святые праздники в храме Покрова Пресвятой Богородицы”. На юбилейной выставке представлена акварель “Вербное воскресенье. Водосвятье”. Она чудо как хороша! В самой природе, на лицах малых детей, людей, умудрённых жизнью, и батюшки, совершающего обряд, столько света, столько радости – одним словом, благодать! “В то утро я даже этюды не писала – будто само сразу всё рождалось”, – искренне удивляется Татьяна Григорьевна ниспосланному ей вдохновению. Вот уж, действительно, каждому воздаётся по вере его. Летите, голуби, летите!..
Несказанный свет её любви и нежности отражается и в портретах дочери. Безусловно, её кистью водит душа, она незримо присутствует в разных работах Т. Матюхиной, в том числе и в “Автопортрете” художницы, выполненном в одном ключе и стиле с портретом Ани (он назван “Девочка и голуби”). По задумке обе картины должны были висеть рядом, но вышло так, что в “Арке” портреты мамы и дочки расположились на разных стенах, и такое чувство, будто две родные души глядят друг на друга – не могут наглядеться… А голуби на портрете дочери появились неспроста. “Летите, голуби, летите!” – эти слова сказал, напутствуя Татьяну Григорьевну перед отъездом в Америку, Виталий Николаевич Яцкович (он-то, почувствовав, что может помочь Анечке излечиться, и организовал поездку в Сан-Диего, где действует известный остеопатический центр). Через 10 лет в картине “Девочка и голуби” воплотились пожелания этого благородного человека. Городу Сан-Диего (сюда она приехала с дочкой в 1996 году) принадлежит особое место в жизни Татьяны Матюхиной. И на картине “Воспоминание”, которая стала визитной карточкой её юбилейной выставки, мы видим их двойной портрет на фоне живописного курортного пейзажа. Мама нежно приобняла свою девочку, прижала её к своему сердцу – умиротворение, покой и вера озаряют их лица. Как они прекрасны – две родственные души, как похожи друг на друга!.. В то лето Анечка повзрослела, похорошела, почувствовала себя увереннее. И доктора вселяли надежду на выздоровление. Они говорили, что Аня такая упорная, как олимпийская чемпионка. А ещё помогало дружеское общение с американской девочкой, дочкой Мими Берни, в семье которой они жили. Серия картин Т. Матюхиной, посвящённых Сан-Диего, наполнена теплотой и благодарностью к новым друзьям, окружившим их заботой и любовью. У Анечки тоже есть рисунок, отразивший её воспоминание о том, как однажды в Сан-Диего они катались на подъёмнике, причём ночью. Девочка рисовала его по памяти уже дома. Но вот что интересно – эта картина сделана в дневном освещении. И лица людей, сидевших с ней рядом и поодаль, и выразительная мордочка собаки, и город вдали – всё освещено и согрето солнечным светом. …Через полтора месяца после возвращения домой Аня даже подросла на 2,5 сантиметра. И тогда ей пришло в голову внести изменения в свою картину “На вокзале”, которую она начала ещё до отъезда в Америку: всем людям на рисунке автор прибавила росту по 2–3 см. “Поразительный эффект! – не устаёт удивляться Татьяна Григорьевна. – Лечение может так повлиять на искусство, что преображает даже его форму”. (Вот только детскую коляску художнику не удалось “нарастить”, она так и осталась “подвешенной” в воздухе...) “Душа наша, яко птица” Птицы – особая тема в творчестве Т.Г. Матюхиной. Они дивные, сказочные, и в каждой работе, будь то “Ажурная птица” или “Душа наша, яко птица”, сокрыта некая загадка. В нашем разговоре Татьяна Григорьевна приоткрыла свою тайну. “Мне всегда хотелось рисовать птиц, потому что крылья – это полёт, душевный порыв. Вообще птица – это соединение человека с небом. Когда мы с Анечкой ездили куда-нибудь вместе, я всегда птиц рисовала. И однажды, поглядев на рисунок птицы, она сказала: “Ты у меня грустная…” Так я и подписала картину – “Грустная птица”. Будучи в Пскове, я увидела, как изображают птиц и цветы кружевницы, – так появилась “Ажурная птица”. А позже родилась душа-птица, которая уже не связана узором, не притянута нитями, а как будто вырвалась на свободу – и взлетела ввысь”. Думаю, “Душа наша, яко птица” – это вера в высокое предназначение души, стремление к красоте, к Высшему. Не выходит из головы сон Татьяны Григорьевны, о котором она мне тогда рассказала. В рождественские дни ей приснилось, будто около их дома собрались люди и делятся друг с другом: “Мы знаем про Анечку Матюхину – все про неё говорят!” А потом она голос дочери услышала – идёт послание от неё… Вот и мне хочется верить, что душа Анечки, совершившая свой полёт к небесам, ещё не раз вернётся на Землю, к своей семье, к людям, которых она любила и рисовала. К дому, в котором горит свет… Алла МЕЩЕРЯКОВА. |