Общественная независимая газета в защиту культуры. Основана в октябре 2001 года в г. Владивостоке |
Уроки Красоты О ПРОВЕДЕНИИ ШКОЛЬНОГО ДНЯ КУЛЬТУРЫОпыт Санкт-Петербурга Подготовка сознания детей к восприятию Прекрасного требует от самого педагога предварительной работы над собственным пониманием Культуры в духовном её значении – как единства Знания и Красоты, Познавательного и Прекрасного. Продолжительная практика проводить ежегодно 15 апреля День Культуры в школах Санкт-Петербурга и Ленинградской области за последние годы подтверждает: именно так, малыми средствами, в каждодневности, можно осуществлять борьбу с воинствующим бескультурьем. Такую задачу можно успешно реализовать через организацию школьного Дня Культуры – этот День открывает широкое поле для творчества педагогов. Каким должен быть этот школьный День? По замыслу первого вдохновителя, Николая Рериха, знаменитого художника и мыслителя, в такой день вместо обычных уроков должны прозвучать сказания о лучших достижениях человеческого творчества, которые могут “светлой вестью зажечь молодые сердца”. В подготовке и проведении этого Праздника могут использоваться различные формы сотрудничества и воспитательной работы: педагогические семинары, лекции и беседы, дискуссии, творческие вечера, просмотр видео- и слайдпрограмм, проведение различных тематических выставок, организация конкурсов, викторин, концертов, театральных постановок, посещение театров, музеев, концертов классической музыки, пешеходные и автобусные экскурсии по городу и области и т.п. В то же время праздники не должны быть превращены, как предостерегал Приведём пример празднования 15 апреля в гимназии №116 г. С.-Петербурга. Для этой гимназии подготовка и проведение традиционного Дня Культуры – один из ключиков к бесконечной и бесперебойной работе всего коллектива над самореализацией и саморазвитием. И программа Дня Культуры составляется таким образом, чтобы все учащиеся и педагоги гимназии могли принять в нём участие – в празднике Познания и Красоты, где происходит творческая работа сознания, синтез мысли и духа. А подготовка к Дню начинается уже с самого начала учебного года. Так День Культуры становится своеобразным итогом насыщенной работы всей гимназии. В этот день 15 апреля под музыку вальсов дежурные в костюмах XIX века радушно и вежливо приглашают гостей в зал. Сначала, как водится, звучат приветственные речи – к учащимся, педагогам и родителям обращаются директор, начальник районного отдела образования, представители общественности. В 2002 году встреча с Прекрасным открылась литературно-музыкальной композицией, которую сменили сцены из опер в исполнении учащихся. Надо добавить, в гимназии №116 особое место отводится театру. Согласно тематике Дня Культуры складывается и репертуар вокально-драматической студии “Артистико” и школьного театра исторических миниатюр, его спектакли пользуются заслуженной популярностью в коллективе и среди родителей и гостей. Кроме того, в фойе гимназии оформляются выставки репродукций картин известных художников, а также ежегодно проводятся выставки творческих работ школьников – от рисунков и прикладных изделий до сочинений и стихов. Вот, например, какое четверостишие в канун 15 апреля, посвящённое теме “К миру и ненасилию через Культуру”, написала 5-классница Оля Забродина: Господь нам подарил чудесный мир – Уроки в этот день в гимназии тоже проходят необычно. Творческий поиск отличает каждую встречу педагогов с учениками. Праздник оставляет неизгладимое впечатление у детей и их родителей, у педагогов и всех гостей. О ярком и запоминающемся дне говорят многочисленные отзывы участников праздника. Так, через форму организации и проведения Дня Культуры в гимназии подходят к осуществлению целей внеклассной работы и к решению проблем воспитания. А это сказывается, в свою очередь, и на самом учебном процессе. Об успешности такого подхода говорит тот факт, что в рейтинге результатов проведения районных и городских Олимпиад, как отмечается в “Вестнике районного научно-методического центра управления образования”, учащиеся гимназии №116 неизменно занимают самое высокое место. Методические рекомендации Основная цель Дня Культуры – установление традиции единения людей в деле воспитания подрастающего поколения на основах культуры как синтеза Знания и Красоты, защиты лучших достижений человеческого творчества. День Культуры — не праздник развлечения и увеселения, но торжество Познания и Красоты. Здесь понятие Культура рассматривается как почитание Света – духовного начала в человеке, как единство Священного, Познавательного и Прекрасного. И в качестве основы для проведения бесед с учащимися на темы духовного развития личности можно рекомендовать статью “Три Ключа” Елены Рерих, выдающегося философа современности, а также книги и статьи Учителя учителей наших дней Шалвы Амонашвили, почётного академика РАО, доктора психологических наук, профессора, в частности, его “Уроки духовной жизни”. Подготовила Ольга АЛЁШИНА. (По пособию для педагогов “День единения в Культуре”, его авторы-составители: Л.И. Уварова и Т.И. Полякова, отличник народного образования РФ.)
|