Общественная независимая газета в защиту культуры. Основана в октябре 2001 года в г. Владивостоке

Уроки Красоты

О ПРОВЕДЕНИИ ШКОЛЬНОГО ДНЯ КУЛЬТУРЫ

Опыт Санкт-Петербурга

Подготовка сознания детей к восприятию Прекрасного требует от самого педагога предварительной работы над собственным пониманием Культуры в духовном её значении – как единства Знания и Красоты, Познавательного и Прекрасного.

Продолжительная практика проводить ежегодно 15 апреля День Культуры в школах Санкт-Петербурга и Ленинградской области за последние годы подтверждает: именно так, малыми средствами, в каждодневности, можно осуществлять борьбу с воинствующим бескультурьем. Такую задачу можно успешно реализовать через организацию школьного Дня Культуры – этот День открывает широкое поле для творчества педагогов.

Каким должен быть

этот школьный День?

По замыслу первого вдохновителя, Николая Рериха, знаменитого художника и мыслителя, в такой день вместо обычных уроков должны прозвучать сказания о лучших достижениях человеческого творчества, которые могут “светлой вестью зажечь молодые сердца”.

В подготовке и проведении этого Праздника могут использоваться различные формы сотрудничества и воспитательной работы: педагогические семинары, лекции и беседы, дискуссии, творческие вечера, просмотр видео- и слайдпрограмм, проведение различных тематических выставок, организация конкурсов, викторин, концертов, театральных постановок, посещение театров, музеев, концертов классической музыки, пешеходные и автобусные экскурсии по городу и области и т.п.

В то же время праздники не должны быть превращены, как предостерегал
Н.К. Рерих, в лицемерные лжеторжества, когда нет истинной радости, но только подделка под радость, когда нет убеждённости в правильности и крайней необходимости собственной деятельности.

Приведём пример празднования 15 апреля в гимназии №116 г. С.-Петербурга.

Для этой гимназии подготовка и проведение традиционного Дня Культуры – один из ключиков к бесконечной и бесперебойной работе всего коллектива над самореализацией и саморазвитием. И программа Дня Культуры составляется таким образом, чтобы все учащиеся и педагоги гимназии могли принять в нём участие – в празднике Познания и Красоты, где происходит творческая работа сознания, синтез мысли и духа. А подготовка к Дню начинается уже с самого начала учебного года.

Так День Культуры становится своеобразным итогом насыщенной работы всей гимназии. В этот день 15 апреля под музыку вальсов дежурные в костюмах XIX века радушно и вежливо приглашают гостей в зал. Сначала, как водится, звучат приветственные речи – к учащимся, педагогам и родителям обращаются директор, начальник районного отдела образования, представители общественности.

В 2002 году встреча с Прекрасным открылась литературно-музыкальной композицией, которую сменили сцены из опер в исполнении учащихся. Надо добавить, в гимназии №116 особое место отводится театру. Согласно тематике Дня Культуры складывается и репертуар вокально-драматической студии “Артистико” и школьного театра исторических миниатюр, его спектакли пользуются заслуженной популярностью в коллективе и среди родителей и гостей.

Кроме того, в фойе гимназии оформляются выставки репродукций картин известных художников, а также ежегодно проводятся выставки творческих работ школьников – от рисунков и прикладных изделий до сочинений и стихов. Вот, например, какое четверостишие в канун 15 апреля, посвящённое теме “К миру и ненасилию через Культуру”, написала 5-классница Оля Забродина:

Господь нам подарил чудесный мир –
Он полон красоты, любви и света.
Зачем же нам извечный наш кумир –
Война и бомбы, кровь и пистолеты?!

Уроки в этот день в гимназии тоже проходят необычно. Творческий поиск отличает каждую встречу педагогов с учениками. Праздник оставляет неизгладимое впечатление у детей и их родителей, у педагогов и всех гостей. О ярком и запоминающемся дне говорят многочисленные отзывы участников праздника.

Так, через форму организации и проведения Дня Культуры в гимназии подходят к осуществлению целей внеклассной работы и к решению проблем воспитания. А это сказывается, в свою очередь, и на самом учебном процессе. Об успешности такого подхода говорит тот факт, что в рейтинге результатов проведения районных и городских Олимпиад, как отмечается в “Вестнике районного научно-методического центра управления образования”, учащиеся гимназии №116 неизменно занимают самое высокое место.

Методические рекомендации
по проведению бесед
и планированию уроков
по темам культуры и духовности

Основная цель Дня Культуры – установление традиции единения людей в деле воспитания подрастающего поколения на основах культуры как синтеза Знания и Красоты, защиты лучших достижений человеческого творчества.

День Культуры — не праздник развлечения и увеселения, но торжество Познания и Красоты. Здесь понятие Культура рассматривается как почитание Света – духовного начала в человеке, как единство Священного, Познавательного и Прекрасного.

И в качестве основы для проведения бесед с учащимися на темы духовного развития личности можно рекомендовать статью “Три Ключа” Елены Рерих, выдающегося философа современности, а также книги и статьи Учителя учителей наших дней Шалвы Амонашвили, почётного академика РАО, доктора психологических наук, профессора, в частности, его “Уроки духовной жизни”.

Подготовила Ольга АЛЁШИНА.

(По пособию для педагогов “День единения в Культуре”, его авторы-составители: Л.И. Уварова и Т.И. Полякова, отличник народного образования РФ.)


Елена Рерих: “ТРИ КЛЮЧА” (отрывок)

Эти три великих ключа хранятся не на других планетах, не в иных звёздных мирах, а в самом себе. Но, овладевая ими, ты овладеваешь тем, что можно сравнить только с мирами. Разумно ли от этих миров отказаться? Конечно, нет. Значит, не теряя часа, пойдём за ними.

Имена их: ЛЮБОВЬ, КРАСОТА и ЗНАНИЕ. Запомните эти пути, идите по ним и укажите другим.

Жизнь и Любовь – это могущественная сила, благодаря которой всё существует во Вселенной. Любовь – это сила, правящая миром: всё, что делается для неё, обладает силой мирового закона. Лишь любовью ко всему ты сможешь победить зло. Неси любовь всюду, куда ты идёшь. Ты скоро поймёшь, как она тебе помогает на всех твоих путях.

…Бойся пустых минут. Из них прочное гнездо может свить себе лень. Из пустых минут могут составиться часы и дни, а задача настоящего человека велика… Поэтому старайся каждую минуту своей жизни окрасить трудом, знаниями или чистыми мыслями.

…Пусть твоя душа будет всегда излучающей свет и благость, теплоту и сострадание, бодрость и желание помочь ближнему. Тогда ты почувствуешь, как трудные дела теряют свою тяжесть, мрачные одеяния страдания превращаются в белоснежные покрывала чистой лучезарной радости.

…Радуйся всему, в чём выражена красота. Радуйся последним лучам заходящего солнца. Радуйся первым бодрящим лучам утренней зари. Радуйся – и свет солнца будет в твоей душе ярче, и далёкие миры будут ближе. Будь как солнце, щедро разливающее вокруг себя свет и бодрость.

…Идя этими путями, ты овладеешь тремя великими ключами КРАСОТЫ, ЛЮБВИ и ЗНАНИЯ. Ими ты откроешь двери входа, ведущего к светозарным источникам божественной истины.

Сумей овладеть этими ключами.


Вы просматриваете АРХИВ сайта. Актуальная версия сайта находится по адресу www.svetgrad.ru
© 2006-2008 "Светоград"