Общественная независимая газета в защиту культуры. Основана в октябре 2001 года в г. Владивостоке |
Загадочная русская душа ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ ПОКРОВСКОГО ХРАМА
- ВОСКРЕС! -
Омывает душу апрель, Окрыляет даль-синева. Небо — купол, море — купель, А в просвете — храм Покрова... Восстаёт — откуда невесть Над извечною суетой — Гость из вечности, весть небес, Песня радости неземной. Так хорош, что сердце болит Каждым шрамом старых тревог: Так в снегах столетних обид Прорастает к солнцу цветок. Так ладони двух берегов Держит радуга — через ад, Над смятеньем бывших врагов, Над слезами общих утрат. Так во тьме умеют белеть Лишь берёзы в рощах родных: Свет любви, пройдя через смерть — Он от стен лучится твоих, Отражаясь в лицах детей, Что молитвы знают едва, Но запомнят взлёт голубей Под пасхальный звон Покрова... Галина ЯКУНИНА Судьба умершего человека остаётся неопределённой до второго пришествия. Сам он уже не в силах что-то изменить: его земная жизнь завершилась. Но живые, любящие его люди, молясь за вечную душу, могут помочь в решении посмертной участи. Так учит Православная церковь. Потому в России и придавалось особое значение кладбищенским церквам, а поминальные обряды обретали общенародный характер и всепримиряющий смысл – Радоница, Троицкая суббота, Димитриевская… ПРЕДЫСТОРИЯ Покровская церковь изначально кладбищенской не была. Этот второй приходской храм Владивостока построили в 1902 году благодаря содействию епископа Евсевия, первого главы Владивостокской епархии. Ровесник Владивостока, истинный служитель веры и прекрасный организатор, он участвовал в строительстве почти всех церквей Приморской области, в состав которой входили тогда Сахалин и Камчатка. Удивительный человек — от него, несмотря на строгость, не хотели переводиться на лучшие места священники, служившие с ним в архиерейском доме. Городская Дума, для которой авторитет Евсевия был непререкаем, выделила деньги и отвела участок под строительство храма на окраине города, за улицей Уткинской – в те годы она носила символическое название Последней. В строительный комитет вошли самые именитые люди Владивостока: В.П. Бабинцев, М.К. Фёдоров, П.М. Пономарёв, М.И. Суворов, А.В. Суханов… Многим из них было суждено найти последнее успокоение на Покровском кладбище. Первым в церковной ограде похоронили по решению городской Думы Владимира Пьянкова. Младший из трёх братьев-купцов, прозванных на Дальнем Востоке “водочными королями”, он был убеждённым трезвенником и любителем книг. Деньгами не швырялся, но всегда находил их на строительство школ и училищ, на нужды науки. Не случайно Общество изучения Амурского края избрало его своим казначеем. Владимир Пьянков умер от туберкулёза в расцвете лет, и Владивосток искренне скорбел об утрате. В церковной ограде погребены люди, стоявшие у колыбели города и составившие его славу. Один из них – Михаил Фёдоров, первый председатель городской Думы, первый владивостокский голова. Выделив из городской казны десять тысяч рублей на строительство Покровского храма, Фёдоров держал строительство под постоянным контролем, присутствовал на торжественном освящении, а четыре года спустя нашёл здесь свой последний приют… Место для храма выбиралось с его участием: на возвышении, на перекрестье дорог. Возведённая на склоне сопки, Покровская церковь видна была с полуострова Шкота и с мыса Чуркина. Если смотреть сверху, с нынешнего Партизанского проспекта, то создавалось впечатление, что она парит между небом и морем. Пятиглавый храм был рассчитан на семьсот человек, но по праздникам вмещал и тысячу. Просторный и светлый благодаря высокому центральному куполу и большому количеству окон, он имел три входа и колокольню с западной стороны. Чистый звон колоколов плыл над Амурским заливом, над Золотым Рогом, отгоняя от города тёмные силы. Но тучи всё сгущались… В 1923 году губернский исполком принял решение о закрытии Покровского кладбища, которое с течением времени оказалось в самом центре города, среди населённых кварталов. В 1932 году решено было закрыть и Покровскую церковь. А в 1935 её взорвали, чтобы разбить на месте кладбища городской парк культуры и отдыха. Над городом неделями висела кирпично-известковая взвесь, а молодёжь трудилась на нескончаемых субботниках. Планы были грандиозные: парк общей площадью 75 гектаров должен был охватить почти всю Куперовскую падь, спускаясь к пляжам Амурского залива через аркаду над полотном железной дороги. Газета “Красное знамя” сообщала о новых аллеях, детских уголках, качелях-каруселях, малом театре… но умалчивала о том, что памятник Ленину установлен на фундаменте снесённой церкви, танцплощадка – на утрамбованных могилах самых известных людей города, а комната смеха – на месте братской могилы расстрелянных в 1906 году борцов за свободу – своих же братьев-революционеров! Вандализм на кладбище начался задолго до взрыва: сначала ночами, а потом и средь бела дня рушились надгробия, разорялись захоронения. Около 200 тонн ценного мрамора было продано Коммунстроем Рыбопродукту для отделки лестниц строящегося дома – теперь он известен владивостокцам как Серая лошадь. Остатки взорванной церкви разобрали по кирпичику и построили через дорогу здание Владивостокского педагогического института – будущий Дальневосточный государственный университет. Вряд ли молодёжь, работавшая на субботниках, знала о том, что из материалов, оставшихся после строительства Покровской церкви, была в своё время построена приходская школа для детей Корейской слободы, а заведовал ею священник Василий Попов, первый настоятель Покрова, в 1923 году арестованный, а в 1924-м – скоропостижно умерший. Он также был похоронен рядом с храмом… Говорят, что места, где стоят церкви, – намоленные, святые. Вокруг Покровского храма погребено столько людей, достойных самой светлой и благодарной памяти потомков, что земля эта воистину может считаться священной. Среди них — архитектор Фёдор Постников, вольный шкипер Фридольф Гек, меценат-строитель Михаил Суворов, редактор первой газеты “Владивосток” Николай Соллогуб, первый староста города Яков Семёнов, владелец первого дальневосточного пароходства Михаил Шевелёв, заведующая первой прогимназией Анна Салманова… Потомки декабриста Бестужева и поэта Пушкина, всемирно известные учёные и знаменитые путешественники, служители веры и военачальники – все они своим жизненным примером, своим служением Отечеству заложили духовные основы Владивостока. Семьдесят лет спустя началось возвращение этой памяти, очищение исторических истоков, покаяние. Парк в 1990 году был объявлен мемориальным, через несколько лет возвели небольшой храм Иоанна Кронштадтского, а недавно над городом вновь вознеслись купола воскресшего Покровского собора, красота которого заставляет замирать всех – и верующих и неверующих. Комсомолка тридцатых годов, убеждённая атеистка неожиданно призналась: “Такое чувство, что у города появилось сердце. Даже удивительно, как мы без него жили?” И правда… НА ПЕРЕЛОМЕ ЭПОХ Рассказывает настоятель Покровского храма протоиерей Александр ТАЛЬКО: — История Покровского кладбища в течение столетия вместила все метаморфозы души русского человека: от высот подлинной святости до падения в бездну святотатства. Прозреть и осознать глубину наших нравственных потерь, изменить отношение к памяти предков – значит, искупить вину перед ними. Восстановление Покровского храма – одна из ступеней на трудном пути к покаянию. Храм назван в честь иконы Покрова Пресвятой Богородицы, одной из самых почитаемых на Руси. В 910 году от Рождества Христова в Константинополе, который часто подвергался набегам сарацинов, случилось чудо. Люди, не имея возможности противостоять врагам, молились во Влахернском храме о спасении. В четвёртом часу ночи Блаженному Василию и святому юродивому Андрею было видение: перед молящимися появилась Божья Матерь и простёрла над ними своё покрывало – омофор. А вскоре пришла весть, что враг непостижимым образом отброшен. Явление Богородицы стало знамением её помощи и участия в самых трудных испытаниях. Слова “покров” и “покровительство” имеют общий корень. Святая Русь постоянно молится о том, чтобы не потерять Покров Богородицы, ибо сохранение его – это нерушимое стояние в вере православной. Первые храмы Покрова появились на Руси в XII веке. Самые известные из них – храм на Нерли и собор Василия Блаженного в Москве. Покровская церковь была построена на скрещении веков, которое знаменовало смену эпох. Спустя 105 лет храм возродился снова на переломе эпох и веков. Видимо, таков Божий промысел. Возведённый храм – это, прежде всего, призыв к душе человеческой. Каждый из нас свободен в своём выборе. Но от того, какой выбор мы сделаем, зависит дальнейшая судьба России. История, к сожалению, свидетельствует, что далеко не всегда мы следуем божественным законам. В этом – одна из главных причин наших тяжелейших испытаний: войн и революций. Опомниться, исцелить свою душу – настоятельная потребность человека, вот в чём главное предназначение храма. Сейчас настало время собирать камни. Покровский собор воистину собирают всей Россией: иконостас – из Волгодонска, купола – из Челябинска, колокола – из Москвы… Строился храм на деньги из городского бюджета, но много было и частных пожертвований. Так, например, изготовление и установку куполов оплатил “Владхлеб”, большую сумму внёс в строительство “Ратимир” и многие другие предприятия. Этот храм – действительно символ покаяния и возвращения исторической памяти. Со временем мы планируем установить памятные знаки на местах захоронений людей, которые сыграли большую роль в судьбе города. Ведь это некрополь, мемориальный парк. Нам есть чем гордиться и с кого брать пример. Надо только помнить и знать свои корни. Тогда печальные и страшные уроки не повторятся. Слово Александру Семёновичу КОТЛЯРОВУ, главному архитектору Дальневосточного научно-исследовательского, проектно-изыскательского и конструкторско-технологического института морского флота (ОАО ДНИИМФ): — Покровский храм мы проектировали по заказу Владивостокской епархии и администрации города. Подобный опыт у нас уже был: по проектам ДНИИМФ восстановлены храм на острове Русском и церковь в Шмаковском монастыре. Главным архитектором проекта стал Владимир Чиртик. Первые эскизы мы утвердили в епархии, и только после благословения владыки Вениамина началась работа над основным проектом. Сразу было решено несколько видоизменить храм, сохраняя его основные параметры. Раньше он находился на окраине, а в настоящее время, оказавшись в самом центре города, должен был стать его доминантой и украшением. Теперь это кафедральный собор, построенный в традициях русской церковной архитектуры, с акцентом на владимиро-суздальский стиль. Все формы основных элементов собора, как функциональные, так и декоративные, были определены православной традицией и символикой. Символичен и подбор цветов: золотой цвет – это символ царской власти, белый – цвет царствия небесного, голубой – цвет Богородицы. Само здание Покровского храма – крестовой формы. Оно состоит из трёх основных частей: притвора, средней части и алтаря. Общая высота его от земли до крестового завершения – 41 м. Сложную кирпичную кладку прекрасно выполнили мастера компании “КФК”, руководит которой В.Л. Каспин. Особое внимание было уделено отделке, как наружной, так и внутренней. Луковицы храма изготовлены в Челябинске по нашему заказу и покрыты золотым напылением по специальной технологии. Они светятся в любую погоду. В настоящее время завершается внутренняя отделка из современных искусственных и натуральных материалов. Вся средняя часть храма, солея, алтарь будут украшены художественной росписью на религиозные сюжеты. Должен сказать, что, глядя на Покровский собор, испытываю чувство гордости за проделанную нами работу. Несмотря на все трудности, получилось именно то, что было задумано, что хотелось увидеть: торжественный и нарядный, строгий и светлый храм прекрасно вписался в историко-архитектурный ансамбль городского центра. Подготовила Галина ЯКУНИНА. |