Общественная независимая газета в защиту культуры. Основана в октябре 2001 года в г. Владивостоке

Лекторий Профессорского клуба

ДОБРЫЙ КОНЬ БОРОЗДЫ НЕ ИСПОРТИТ



Signum temporis!
Когда много умных
людей объединяются –
это хороший знак!



Г.П. Турмов. Фото Светланы Илюшиной

Так получилось, с первых же публикаций о жизнедеятельности Профессорского клуба ЮНЕСКО мы стали знакомить наших читателей с научными достижениями, мыслями, событиями из жизни профессоров, членов Клуба. А теперь захотелось непременно встретиться с президентом ПК Геннадием Петровичем ТУРМОВЫМ, доктором технических наук, профессором ДВГТУ, тем более что в его судьбе произошли значительные перемены.

Культура – часть триады

— Геннадий Петрович, у вас теперь, когда вы уже не ректор технического университета, не складывается ощущение, что вас – как несущегося вперёд сильного коня – остановили на всём скаку?

— Нет. Перевыборы ректора вуза – закономерное явление, я к ним был готов; было время подготовиться. К тому же всегда придерживаюсь правила: человек до тех пор жив, пока у него есть работа. Дело ведь не в должности, и я буду заниматься дальше тем, чем занимался раньше, отдавая себя любимому делу. Вуз за время моего ректорства стал родным, и мне стоит продолжать работать в том же направлении – по линии стратегического развития университета. Понятно, нагрузки станут меньше, схлынет прежняя суета.

— За время вашего ректорства технический университет как структура очень сильно изменился… Вы его приняли в самый сложный, переломный момент, в 1992 году – в самый пик перестроечного “беспредела”.

— Тогда, к слову сказать, народ в ректоры особо не рвался… Говоря суровым языком действительности, в тот момент выяснилось, что за ДВГТУ (бывшим ДВПИ) не закреплено ни одного здания, ни клочка земли…

— И в смутное время под вашим руководством вуз не только выжил, но приобрёл новые кафедры и институты, филиалы в других городах Приморья. Он сейчас славится своими памятниками, картинной галереей “Арт-этаж”, музейным комплексом, храмом святой Татьяны. Пушкинский театр ДВГТУ – краса и гордость Владивостока. Но ведь вуз – это высшее образовательное учреждение, культурные объекты здесь как бы ни при чём?

— Сейчас всякий университет является центром образования, науки и культуры – такая триада заложена в основу жизнедеятельности вуза. И это было всегда, просто её сейчас привели в систему. Вспомним Православную Святую Троицу: Бог-Отец, Бог-Сын и Святой Дух. Или – Земля держится на трёх китах. Высшее образовательное учреждение тоже держится на трёх “китах” – наука, культура, образование. И надо все три направления развивать, не вычленяя одно из другого.

Оглядываясь назад, скажу, выживать было страшно, даже на зарплату средств не выделяли, — уточняет Геннадий Петрович. — Когда меня выбрали в 92-м, время само выстраивало свои позиции, расставляло приоритеты, как-то направляло…

Сейчас меня некоторые упрекают: чем занимался – православные купола, музеи, Пушкинский театр зачем?.. Я им отвечаю так: на постройку памятников, музеев и т.д. денег особых не тратил, но активно привлекал спонсоров, и многие культурные сооружения ДВГТУ возникли на пожертвования организаций и личные вклады граждан. О том говорят памятные доски, там не забыт никто.

— То есть эти люди считают, что университету невыгодно иметь культурные учреждения, они – обуза для вуза?

Я ещё раз хочу обратиться к триаде. Образование, наука и культура неразрывны. Культура и образование связаны между собой общей важнейшей целью – воспитание человека. В настоящее время государство уклонилось от проблемы: мы видим это по качеству телепередач и фильмов. Но воспитывать на чём-то надо! Например, с февраля 2007 года ДВГТУ вошёл в когорту вузов, которые стали работать в области национальных проектов, университет получил от государства соответствующие инвестиции на развитие образования сроком на два года. Но образование без воспитания немыслимо. Сейчас мы видим уровень наших студентов. Вроде бы люди пришли к нам получить высшее образование, но они к этому внутренне не готовы – их не готовили ни школа, ни семья, ни государство и общество. Они курят, они ругаются матом, ведут себя так, что неприятно смотреть, находиться рядом.

Понимаю, проблема отцов и детей существовала всегда, но в наши дни она выражена особенно остро. Потому что отсутствует идея смысла жизни и вообще национальная идея всего народа. Поэтому, я глубоко убеждён, культура (в любом её значении) – дело чести каждого уважающего себя человека – как он её чувствует, как способен применить. Это некие духовные потребности, удовлетворение которых подводит к отысканию смысла существования. А смысл жизни – это и правильный, верный выбор профессии (образование), и гармоничные отношения с окружающими людьми (воспитание). Не будем говорить, что раньше было хорошо, а теперь плохо – образовалась новая молодёжная среда, иногда нас шокирующая, но молодёжь эта наша, наши дети, мы живём в наше время, и наше время требует от нас именно таких действий, слитых в триаду.

— Я вас слушаю и вижу, что вас продолжают волновать проблемы университета.

— Так в жизни устроено, и чем ты жил раньше – от этого не просто отойти.

— А как вы считаете, время – объективная величина или субъективная? Субъективная – в плане того, что она не отражает возраст человека, и вы могли бы дальше выполнять обязанности ректора.

— Как-то в центральной прессе появилась статья с таким названием: “Ректор, который спас МГУ”, то есть московский университет им. Ломоносова. Речь там шла о ректоре Викторе Садовничем. Действительно, в тот переломный, перестроечный период ректоры вузов оказались теми людьми, на плечах которых было вынесено высшее образование страны, сохранено и преумножено. Вы говорите о времени – наступило время этим ректорам уходить. Практически все они или уже ушли, или их подталкивают к этому шагу. Хотя они продолжают оставаться в вузах, кто на должности президента, кто зав. кафедрой, кто директором института – они продолжают делать благое дело.

О реформе образования

— Что касается реформы – стоит ли реформировать образование? И ещё мне кажется, некорректно названо – реформа образования.

— Называют то модернизация, то реформа. Но дело даже не в названии. Во-первых, нельзя подходить к вузам с позиций бизнеса – это не парикмахерская, не банно-прачечный комбинат – это высшее учебное заведение! К сожалению, на вуз смотрят именно с точки зрения “зарабатывания денег”.

Всякая реформа имеет двойственные следствия: позитивные и негативные. Например, я в своё время попал под хрущёвскую реформу. Тогда заканчивал
10-й класс, и в этот же период заканчивали 11-классники – так вдруг получилось. Поступал на кораблестроительный факультет, где в тот год был конкурс 25 человек на место, то есть число абитуриентов возросло почти в два раза. Поступил на очное отделение, и мы первые два года учились и работали полный день на рабочую марку (так тогда говорили). Это было трудно – многие не выдерживали, уходили, поработав в доках Дальзавода, понимали, что не их путь. Но из нашей группы вышло 10 выпускников с “красными” дипломами, многие стали профессорами, докторами наук…

Сейчас руковожу аспирантами, докторантами и считаю, что главное дело профессора – готовить для будущего научную смену, научную школу.

— Реформа вводит две степени высшего образования: бакалавр и магистр — это хорошо или плохо?

— Во-первых, переход из одной системы в другую всегда происходит болезненно. И другое: сторонники реформы утверждают, что подготовленные на её базе кадры будут востребованы и за рубежом. Тогда пусть скажут, для кого мы готовим специалистов? Мы ещё от перестроечной “утечки мозгов” не можем оправиться…

Высшее образование, дипломированный специалист – это та же валюта. Поэтому напрашивается вопрос: зачем затрачивать государственные деньги на обучение, чтобы потом ценные “мозги” утекали “туда”? А кто “здесь” останется – бакалавры, которые “там” не нужны?..

Да, мы подписали документы Болонского процесса. Но, послушать французов или немцев (тоже участвовали в процессе) – они не торопятся применять её на практике… И Финляндия побаивается внедрения у себя этой системы образования.

Но без всяких реформ ясно, что необходимо повысить качество преподавания в школах и в университетах. А это можно сделать, увеличив заработную плату учителям. Посмотрите, что творится в школах в нашем крае, по всей России: физрук, к примеру, читает ботанику и географию, а математик учит английскому языку и т.д. В результате абитуриенты практически не подготовлены по физике, химии, математике. Ко мне приходили родители: “Учтите, пожалуйста, мы в районной школе учились”… Выпускники же педвузов стараются остаться в центрах, городах, так как нет стимула жертвовать собой, прозябать в маленьких посёлках, деревнях – ведь никаких льгот… Вот где реформирование требуется!

О Клубе профессоров

— Мы размышляли об образовании и воспитании. А вот о Профессорском клубе!..

— Если говорить о Клубе: я понял, что идею создания Профессорского клуба подтвердило время – его востребованность и необходимость. Этому добровольному объединению профессоров уже более 10 лет, и такое содружество обязано быть! Оказалось, многие из нас и не знали друг о друге: медики не знали технарей, юристы – философов, музыканты – филологов и т.д. И очень хорошо, что Клуб – не на уровне одного университета, он имеет международный статус.

— И вы видите реальные плюсы деятельности ПК?

— Конечно! Дела говорят сами за себя. Это не только – от Профессорского бала до Профессорского бала. Работа идёт постоянная – и профессорский лекторий, и сборы в своём помещении Клуба, и выпуски журнала “Труды ПК” и Литературно-художественного приложения к этому журналу.

Технический университет
высоко держит свою марку

— Ещё о субъективности времени — скажу так: находясь среди студентов, ты не имеешь права оглядываться на свой возраст, ты должен быть на уровне – сыграть в волейбол, пробежать, проплыть. Если приходят советоваться – вникаешь в их проблемы… Кстати, вузы сейчас научились зарабатывать деньги, но стало ли от этого легче населению? Говорят, что благодаря этому увеличилось число обучающихся. Да, увеличилось, но здесь “виноваты” не только платные формы обучения, то есть не прошёл по конкурсу – плати и поступай без экзаменов. Но если поступил – там уже требования ко всем студентам одинаковые. Не способен нормально учиться – отчисляем, и кто-то уходит, не потянув. Кстати, отсев стал меньше, чем в первые перестроечные годы, и отмечается приток поступающих — поднимается статус ДВГТУ.

— Но посмотрите: Дальзавод стоит, другие заводы сдают площади торговым фирмам – куда идти выпускникам с техническим образованием?

— У нас за последние 5-6 лет конкурс на инженерно-технические специальности довольно большой. Люди уже видят, что произошёл перебор в подготовке экономистов, юристов, бухгалтеров, социальных работников. Они уже не востребованы на рынке труда.

И ещё – почему “взлетели” гуманитарные специальности? Потому что там легче и меньше учиться. Технический университет же даёт основательное образование. Мы даём реальную профессию, готовим руководителей производства, а выпускник уже сам потом решает, как и где свои знания применить.

Для студента сейчас самое главное – добросовестно учиться (а не стремиться покупать отметки). Ведь у нас в ДВГТУ одних именных стипендий около 60! Если перечислять: мэрские, губернаторские, государственные, имени выдающихся учёных, всевозможные гранты, зарубежные стипендии…

Послесловие

— И опять хочу вернуться к вашему любимому делу – культурным учреждениям ДВГТУ.

— Да, я планирую курировать все эти направления: культуру, факультет военного обучения, Учебно-военный центр, кадетский корпус.

Когда мы беседовали в уютном кабинете Геннадия Петровича в Пушкинском театре, постоянно к нам в разговор врывались телефонные звонки, заглядывали по неотложным делам коллеги и секретарь. Потом девушка попросила его фотографии: необходимо оформить визу для поездки уважаемого профессора в Японию – на международную научную конференцию в Тоттори по вопросам науки, образования и культуры стран АТР.

Наблюдая за Геннадием Петровичем Турмовым, мысленным взором охватываю весь громадный объём того, что ему удалось осуществить в его бытность ректором ДВГТУ. Ко всему этому приложить ценнейший опыт его как сильного и мудрого руководителя — и невольно вспомнилось, как в народе говорят: “Старый конь борозды не испортит”.

Подготовила Ольга АВИЛОВА.


О ТУРМОВЕ

ТУРМОВ Геннадий Петрович – доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники Российской Федерации, лауреат премии Президента РФ в области образования, в период 1992-2007 гг. ректор крупнейшего на Дальнем Востоке технического университета.

С 1959 года его биография связана с родным вузом, который он с отличием окончил в 1966-м, получив актуальную для Приморья специальность “Судостроение и судоремонт”. Специализируясь по проблемам коррозии и прочности сварных судовых конструкций, судоремонта, архитектуры кораблей и судов, Г.П. Турмов опубликовал более 600 работ, из них 46 монографий и учебных пособий. Имеет 19 патентов и изобретений по судостроительной тематике.

Наибольший вклад в развитие высшего профессионального образования на Дальнем Востоке Геннадий Петрович внёс, работая на ответственных постах в двух вузах: сначала был заместителем начальника по учебной и научной работе Тихоокеанского Высшего военно-морском училища, затем проректором по научной работе Дальневосточного политехнического института им. В.В. Куйбышева, а с 1992-го становится ректором Дальневосточного государственного технического университета.

По инициативе и под непосредственным руководством Г.П. Турмова были осуществлены важнейшие коренные преобразования, которые позволили вузу первым на Дальнем Востоке получить статус технического университета.

При ДВГТУ в 1994 году создан Профессорский клуб, его президент – Г.П. Турмов. Клуб объединяет около 400 профессоров ДВО Российской академии наук, вузов Дальнего Востока и других регионов России и мира, имеет статус клуба ЮНЕСКО.

Геннадий Петрович – член нескольких отраслевых и международных академий, в том числе и Нью-Йоркской Академии наук. В 2005 году с целью развития научных и методических исследований в области образования по инициативе Г.П. Турмова создан Дальневосточный научно-образовательный центр Сибирского отделения Российской академии образования. На базе центра выполняется ряд работ (в том числе под руководством Г.П. Турмова), вошедших в План важнейших исследований РАО.

Г.П. Турмов – член оргкомитета ежегодной конференции специалистов и учёных в области кораблестроения TEAM, проводимой поочередно в станах АТР. По его инициативе в Чанчуне (КНР) создан Международный учебно-научный центр Северо-Восточной Азии в области наук о Земле, который объединяет учёных-геологов КНР, России, КНДР, Республики Корея, Японии, Монголии.

Почётный гражданин г. Владивостока Г.П. Турмов награждён орденами “За заслуги перед Отечеством” IV степени, “За службу Родине” III степени, “Знак почёта”, пятнадцатью медалями СССР и России, иностранными орденами и медалями, а также золотым оружием (кортиком).




Вы просматриваете АРХИВ сайта. Актуальная версия сайта находится по адресу www.svetgrad.ru
© 2006-2008 "Светоград"