Общественная независимая газета в защиту культуры. Основана в октябре 2001 года в г. Владивостоке

Журнал “Культура и время” в гостях у газеты “Светоград”

ВСТРЕЧА С САШЕНЬКОЙ

Саша Путря

Мы расскажем вам о талантливой девочке-художнице Саше Путря – всего 11 лет прожила она на Земле, но оставила огромное творческое наследие. В России её имя стало известно совсем недавно…

Нам хочется, чтобы её творчество стало достоянием многих. О жизни Саши авторам этого рассказа было известно лишь то, что она родом из Полтавы, и мы отправились на её родину. Родители Сашеньки встретили нас сердечно и с готовностью доверили свои воспоминания и свидетельства о земных и надземных трудах своей дочери — всё, чем сами владели, изучали, хранили, осознавали. Позволили съёмку всех материалов, рисунков, записей, дневников, привели в музей имени Саши Путря в детском саду, где она воспитывалась, в детскую галерею её имени, показывали места, где они гуляли. И рассказывали, рассказывали, рассказывали…

Евгений Васильевич, отец девочки, объяснил, что он не может обо всём говорить с другими, как с нами, потому что люди не готовы слушать о необычном.

“А помнишь, папа, как мы лежали на траве и смотрели в небо?” — и начала рассказывать, какие были тогда облака белые-белые и небо синее-синее, высокое-высокое, и в нём копошатся маленькие золотые змейки; она, мол, спрашивала, вижу ли я их, а я отвечал, что вижу, а она спрашивала, что это такое, а я и не знал. А вот теперь она знает, что это – “живчики”! Я попросил объяснить подробнее и услышал удивительную теорию, явно её собственную: из этих “живчиков” состоит, мол, всё живое – и насекомые, и микробы, и все животные, и рыбы, и все деревья и травы, словом, всё-всё-всё на свете… Эти “живчики” очень умные и знают то, чего мы не знаем. И нимбы у святых – это тоже они, “живчики”*.

Звёздная девочка Саша Путря (1977-1989) родилась в интеллигентной семье, отец – художник, мать – музыкант. Взрастая на благодатной творческой почве, девочка развивалась поразительно быстро, удивляя и родителей, и друзей-художников. С трёх лет она уже хорошо держала в руках карандаш и кисточку и рисовала не переставая, часто засыпала, вся испачканная красками. “Когда я вырасту большая, — говорила она, — непременно стану художницей и буду рисовать с утра до вечера. Даже ночью”…

Из маленькой спальни 2-комнатной квартиры отец сделал художественную мастерскую, в которой поставил два стола – себе и Сашеньке. Отец и дочь творили каждый за своим столом, никогда не заглядывая друг другу через плечо. В тех случаях, когда Саша хотела показать отцу готовую работу или ей нужна была помощь, она тихонько клала ему на стол записку: “Папа, приходи!” Убеждённый, что его доченька – это алмаз, который нуждается в огранке, отец сделал попытку обучать её по академической программе: этюды, натюрморты и т.д. — и натолкнулся на деликатный, но твёрдый отпор… Как художник Саша формировалась самостоятельно, руководствуясь собственными влечениями, воображением внутреннего, многогранного и неповторимого мира.

Рис. Саши Путря, 8 лет. "Анна Каренина"

…Она очерчивает своих любимцев, будто лаская их кисточкой: смешных цыплят, котят, щенков. Прекрасные творения, рождённые волшебным воображением Саши-художницы, остались трепетным откровением чистого детского доверия и нежности к “братьям нашим меньшим”: “Щеночек Бимочка”, “Кот-рыболов”, “Собачка Ника и котёнок Тишка в своём замке”, “Праздник зверят”. Если у людей есть праздники, то и у зверят они должны быть! – считала Саша. Принцы, короли, рыцари, доблестные и справедливые, заполняют её альбомы, и в этом сообществе она, Саша, — принцесса в короне, прекрасная и добрая. “Это я ещё маленькая, тогда была звёздная и тёмная ночь без луны, и потому у меня такие большие глазки”, — говорила Сашенька. Нетрудно уловить в этих огромных, как на иконе, глазах глубокое сострадание и печаль за нашу Землю.

Неожиданно тяжёлая болезнь ворвалась в счастливо-спокойную, размеренную жизнь. Лейкемия неумолимо наваливалась, постепенно отбирая у девочки силы. Но Саша не сдаётся. Только теперь её сознание вышло за границы земного существования. Бог, галактики, планеты и созвездия, пришельцы, НЛО – вот куда потянулась за спасением потревоженная душа. Это уже композиции другой Саши, той, которая день за днём отвоёвывает право на жизнь. Вся семья, объединённая общей бедой, мужественно оберегала каждый вздох ребёнка.

Ширятся слухи о необычных рисунках, и вскорости одна за другой состоялись две её персональные выставки – первая и последняя прижизненные. Неожиданно для всех появилась в её рисунках Индия. Десятки портретов актёра из индийского фильма “Танцор диско”, красавца Митхуна Чакроборти, танцующего Бога Шивы, Индиры Ганди, влюблённых индийских юношей и девушек, автопортрет в виде шестирукой богини… Отец рассказывает, что Сашенька любила повторять: “Ну куда подевались ещё мои четыре руки”? Она шутила или серьёзно?..

Поначалу родители не придавали особого значения увлечению дочери Индией, хотя поддерживали его. Вместе со старшей сестрой и подружками составляли ей компанию в походах на индийские фильмы. Отец вспоминает, что девятилетняя Саша как-то огорошила их вопросом: “Куда девался наш слон?” Родители не поняли: “Что ты, доченька, какой слон? Откуда?” “Ну как же вы не помните нашего слона? – горячилась девочка. — Я ещё каталась на нём в такой красивой корзине. Я была тогда маленькой, а слон большой, настоящий, и мне было даже немножко страшно, что я так высоко сижу”. По тону и настойчивости, с которой дочка выясняла, где они раньше жили, Евгений Васильевич и Виктория Леонидовна поняли, что это не киношная фантазия. Тогда что? Какая память включилась в сознание девочки? Из прошлой жизни? Память вечной души?

“Когда наши художники трудились над новой экспозицией музея истории Полтавской битвы, по телевидению показывали сериал “Юность Петра”. В залах музея экспонаты вдруг начали восприниматься, как ожившие свидетели. С каким-то трепетом осматривали мы теперь старые камзолы Петра, и все прикладывали свои ладошки на чугунную отливку оттиска ладони царя. И мы с Сашенькой примерили. Как сейчас помню её растопыренные розовые пальчики, лежащие на чёрной лапище... Вспомнилось это теперь, когда смотрел её последнюю композицию “Сириус”. Тогда же она нарисовала несколько портретов Петра Первого, а рядом — себя, его невестой. Так она обычно выказывала свою любовь...”*

Девочка боролась за жизнь шесть лет. Потом попросила родителей отпустить её: “Я устала. Не переживайте за меня. Умирать не страшно”. Накануне своего ухода, рассказывает Евгений Васильевич, Саша попросила папу приложить руку к белому листу, затем обвела. Потом сверху приложила свою руку, обвела и её. Законченным нашли рисунок после Сашиного ухода. Возле большой Луны справа находится звезда — это Сириус, на который Сашенька хотела улететь...

Евгений Васильевич показал нам две фотографии: одну — 11-летней Сашеньки, сделанную незадолго до её ухода, и вторую, переснятую с неё же фоторепортёром из газеты для посмертной статьи. На второй чётко проявились лучи света, исходящие от фотографии.

БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА


...Саша Путря оставила после себя 2280 рисунков и композиций.

Сашу Путря как талантливую художницу знают во всём мире. С 1989 по 2005 год состоялось 112 её персональных выставок в 10 странах. В Австрии с рисунком Саши выпущены почтовый конверт, штемпель, издана серия её рисунков, средства от продажи которых переданы на закупку одноразовых шприцов для больных в СССР.

О Саше снято пять документальных фильмов, вышла документальная повесть “Саша Путря”. На стене детсада, где она воспитывалась, установлена мемориальная доска, открыт музей Саши Путри. В Полтаве открыта Детская художественная галерея имени Саши Путри, в ней под эгидой Фонда защиты и поддержки талантливых детей проводятся конкурсы детского рисунка; с 2005 года эти конкурсы стали международными.

Награждена (посмертно):

Золотой медалью Христа Спасителя “За жизнь, достойную человека”, 1998 г.

Орденом Святого Николая Угодника “За приумножение добра на земле”, 2000 г.

Старинной иконой в серебряном окладе “Христос Вседержитель”, 2001 г.

Национальным призом Всеиндийского детского объединения “Неру Бал Самити” — “Каласари Авард”, 2001 г.



О.Д. ПИСКАРЁВА, В.У. КЕЛЕХСАЕВ.

(Печатается в сокращении)

* Цитируются воспоминания Е.В. Путря.


Вы просматриваете АРХИВ сайта. Актуальная версия сайта находится по адресу www.svetgrad.ru
© 2006-2008 "Светоград"