Общественная независимая газета в защиту культуры. Основана в октябре 2001 года в г. Владивостоке |
Уроки Красоты “ШКОЛА ДОБРОТЫ” ЮРИЯ КУКЛАЧЁВАКто не знает о знаменитом добром маге и волшебнике, цирковом артисте Юрии Куклачёве! Он – истинно народный артист России! – создавший единственный в мире Театр кошек, популярен и очень любим не только в нашей стране, но и за рубежом. Любят его и усатые артисты-кошки, и ребятня и взрослые восхищаются его клоунскими шедеврами. И вот перед нами небольшая красочная брошюрка, написанная Юрием Дмитриевичем, — “Школа Доброты. Рекомендации и предложения учителям и психологам”. Вступление… Нет, это не сухое предисловие к книжке – крик души человека, всем сердцем страждущего: что у нас сейчас происходит в стране, в школе?! “Настала критическая ситуация. Резкие перемены и нестабильность нанесли удар по нравственности, моральным и этическим сторонам в характере человека… Надо сделать вызов тем силам, которые пытаются осуществить духовное опустошение в наших детях, — гласит обращение к читателям. Юрий Куклачёв делится с нами: “Однажды во время гастролей в Париже я сказал по телевидению, что мечтаю провести “Урок доброты”. Мне позвонили из Министерства образования Франции и попросили: “Могли бы вы провести показательный урок в ближайшее время?” Я согласился. Во дворце спорта собрали семь тысяч детей. С помощью переводчика я рассказывал о своих животных и тут же демонстрировал трюки, раскрывая секреты своей работы. Урок имел большой успех. И теперь о нас с кошками можно прочитать в учебнике французского языка, в книге для внеклассного чтения четвёртого класса французских государственных школ. Это было двадцать пять лет тому назад. Тогда же я предложил провести Урок доброты в нашей стране. — Доброта – это для детского сада, — объяснили мне в министерстве образования, — нам нужны фундаментальные науки, которые помогут осваивать космос. Я успокоился и долгие годы занимался только кошками. Но однажды произошёл случай, который взорвал меня изнутри. От передозировки наркотиков умер сын друга. Ему было всего двадцать четыре... Я не мог сдержать слёз и беспомощно рыдал, как ребёнок. Я плакал не от жалости, а именно от бессилия что-либо изменить. Хотелось кричать, рвать волосы, зарыться в землю. И я задал СЕБЕ вопрос: — А почему я не стал наркоманом и пьяницей? Хотя в детстве для этого были все предпосылки. Все, кто в подъездах предлагал выпить, покурить, очень рано ушли из жизни. — Я начал анализировать. — У меня ещё в первом классе появилась цель. Мечта, к которой потянулся всем своим существом. Вот зацепочка! УСТРЕМЛЕНИЕ к своей мечте, к любимому делу – главное лекарство от гибели. Я понял, что настало время, когда не имею права сидеть сложа руки. Я обязан собрать весь свой опыт, наблюдения, раскрыть багаж своих знаний всем, кто способен слышать, видеть и чувствовать. Поэтому решил предложить для детей в школе урок духовной культуры. Этот урок я назвал УРОК ДОБРОТЫ И САМОПОЗНАНИЯ”. В книге Юрия Дмитриевича, точнее сказать, методическом пособии, подробно описывается проведение 17 Уроков Доброты. Названия некоторых из них: “Любовь – главное слово во Вселенной”; А последний, 17-й, урок называется “Вера – главная сила человека”. Все уроки подчинены строгой системе, они тщательно проработаны и описаны. Это настоящее руководство к действию для учителей и школьных психологов. Возьмём, к примеру, Урок 14 – его подглавки: х Опрос по доброму заданию (которое ребята должны были выполнить дома).х Что такое обида и когда она появляется? Прощение. х Игра “Актёр на съёмке”. х Упражнение “Прощение”. х Доброе задание. Самое замечательное! – Юрий Куклачёв написал подобные книжки и для детворы – “Бойцов Армии Добра и Милосердия”. Эти яркие, красочные книги для младших школьников и детей дошкольного возраста тоже называются “Школа Доброты”. И каждый может приобрести их. Вот все данные! 105043, Россия, Москва, ул. 6-я Парковая, 29 Б. Тел.: (495) 367-5418, 367-5818, 367-6781. Факс: (495) 165-9218. E-mail: ioc@mnemozina.ru www. mnemozina.ru. В книгах “Школа Доброты” описаны разнообразные жизненные ситуации, с которыми в сознании ребёнка чаще всего связываются проявления героизма, отваги, решительности. Здесь ведётся разговор о ценности жизни, о любви и сострадании.
ИЗ КНИГИ ЮРИЯ КУКЛАЧЁВА “ШКОЛА ДОБРОТЫ” Рассказ о характере – что это такое? Ребята, сейчас мы с вами поговорим о том, когда человек становится счастливым и успешным. Представьте, один человек успешный и счастливый, другой – неуспешный и несчастный. Чем-то они отличаются? (Ребята называют свои версии.) Оказывается, такие люди отличаются характерами. Какие черты характера развиты у успешного человека? (Записать в тетрадях и на доске.) Жизнерадостность, уверенность, высокая самооценка, любовь к людям, целеустремлённость, творческий задор, настойчивость (начатое дело доводит до конца), любознательность (стремится всё познавать), чувство юмора (любые жизненные сложности переносит с юмором), трудолюбие. Мудрые люди говорят: “Посеешь поступок – пожнёшь привычку, посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу”. Значит, счастливый характер – счастливая судьба. Ребята, а какие положительные, добрые черты характера вы знаете? (Ребята перечисляют.) Молодцы! А какие отрицательные черты вы знаете? (Ребята отвечают.) А у себя какие черты характера вы будете развивать? (Положительные.) Молодцы! Как развивать в себе положительные черты характера? Ребята, все написали, какими вам хочется быть? А теперь вопрос: “А как сделать так, чтобы раз – и стать таким?” Оказывается, всё в жизни очень просто. Давайте все вместе сегодня потренируем уверенность в себе. Поиграем в актёров. А теперь: внимание! Оказывается, все хорошие черты характера начинаются с правильной осанки и улыбки. Плечи расправьте, улыбнитесь. Поправьте свою осанку, улыбку... Молодцы! А теперь поднимаем настроение. Представьте, что сейчас вы – самый уверенный человек в мире (подсказать образы – как президент страны, как олимпийский чемпион, как королева красоты или как самый богатый человек планеты). Добавьте немного фантазии – как вы уверенно отвечаете на уроках, достигаете побед в своих увлечениях. И почувствуйте, как вам комфортно в этом уверенном состоянии, как тело приятно отзывается. Молодцы! Каково ваше состояние сейчас? Кто почувствовал свою уверенность? (Ребята поднимают руки.) Умницы. Мы поработали всего лишь минуту, а результат тут же появился. Легко? Проще простого! Осталось всё закрепить конкретным действием, поступком. Например, уверенно ответить на уроке. Оказывается, чтобы развить какую-нибудь черту характера, необходимо просто начинать признавать, что я уже такой, начинать играть! Кто самый добрый? (Ребята поднимают руку.) Почувствуйте в себе желание делать добрые поступки. Активизировать ребят поднимать каждый раз руку — все молодцы! Если сегодня признаете себя добрым и сделаете добрый поступок, завтра, послезавтра, то через неделю чувствуете себя уже именно таким человеком! Слово рождает действие. Постепенно то, что тренируется, входит в привычку! Всё больше и больше хочется делать добрые поступки. Игра “Я прекрасен!” (признание своих положительных черт характера) А сейчас немного поиграем. Начнём утверждать свои положительные черты характера, которые хочется развить. Будем передвигаться по классу – находить себе пару, брать друг друга за руки и говорить с утверждением: “Я – уверенный”. При этом почувствуйте, как это слово отзывается внутри вас. Каждый будет утверждать свои черты характера. После каждого утверждения пара меняется (можно также играть, сидя на местах с одним партнёром по очереди). Завершить аплодисментами в свой адрес (важно, чтобы работа ребят над собой ассоциировалась с праздником). Доброе задание (забота о родителях) Говорить родителям добрые слова, помогать по хозяйству, соглашаться во всём – сделать их счастливыми. Подготовила Н. СВЕТЛОВСКАЯ. |