Общественная независимая газета в защиту культуры. Основана в октябре 2001 года в г. Владивостоке

По выставочным залам

АХ, ВЕРНИСАЖ! АХ, ВЕРНИСАЖ…

 

“Визитная карточка” Владивостока

Юрий Жарких. "Женский портрет"

Особые слова непременно хочется сказать об “Арт-этаже” — картинной галерее современного искусства ДВГТУ. В галерее собрана довольно большая коллекция уникальных работ (более 500) художников со всего мира: из Японии, США, Канады, Южной Кореи, Франции и т.д. Конечно, широко представлены Россия и Владивосток.

Здесь есть зал, где выставлены лучшие, проверенные временем и пространством полотна. И есть выставочные площади для экспозиций сменных. В тот момент второй зал был временно пуст – только стальной конь, расставив ноги, как-то неопределённо смотрел вдаль. Есть тут и “арт-коридор”, на стене которого тоже расположились графические работы…

И всё-таки большее притяжение исходило от первого зала. Присматриваешься к табличкам у картин – фамилии очень известных Владимира Старовойтова, Виктора Серова, Джона Кудрявцева, Кати Кандыбы и малознакомых живописцев; много иностранцев… Но на фамилии обращаешь внимание потом, главное – сами предметы искусства!

Одну картину художника из Франции Юрия Жарких “Женский портрет” я бы назвала “Девушка с веером” — в ней чувствуется полувоздушная, изысканная, утончённая красавица, почти небожительница… Пристально всматриваюсь в её лицо (напомню, это не портретная живопись – здесь царит аллегория, символизм) и поневоле проникаюсь уважением: у неё такой одухотворённый, задумчивый, несколько отрешённый взгляд. Её тонкие трепетные пальцы полупридерживают, полуиграют веером…

Когда впервые заходишь в этот выставочный зал “Арт-этажа” — сразу на “Девушку” падает любопытствующий взгляд, хотя картина висит в самой-самой глубине, чуть наискосок от входа. И создаётся ощущение, что “Девушка с веером” “держит” всю выставку… задаёт тон всему действу, разворачивающемуся в пространстве “Этажа”. По крайней мере, мне так показалось...

Каждая картина тут – совершенный образец неповторимого фантазийного всплеска воображения человеческого. Здесь переплелись вселенская гармония, естество природы и буйство мысли художника-человека, прибавим сюда откровения божественной интуиции. Единым аккордом всё это исходит от картин, мощно врываясь в душу зрителя, заставляя останавливаться перед каждым полотном – погружая в задумчивость на некоторое время…

Чем дальше продвигалась от картины к картине, тем больше осознавала, что перемещаюсь от шедевра к шедевру! Потом новый круг, новые открытия и ощущения: радующие, праздничные, не от мира сего!.. В чём дело? А дело в том, что постепенно, исподволь крепла уверенность – в городе Владивостоке есть галерея современного искусства на уровне мировых стандартов и высочайшего качества!

“Арт-этаж” — ещё одна, очень весомая и ценная, “визитная карточка” столицы Приморья, Дальнего Востока, России. И пусть знают об этом все жители и гости Владивостока – ценители высокого искусства.

Ольга АЛЁШИНА.

 

…Бродить по другому миру

Лилия Зинатулина. "Море ушло"

В частной картинной галерее современного искусства “Арка” выставки достаточно быстро сменяют друг друга, как, например, сейчас: вот зрители познакомились с графическими работами дальневосточных художников – вскоре приходит сообщение, что там уже “Фотографический взгляд на мир” Глеба Телешова. Но давайте остановимся на графике, точнее, на “прологе” долгосрочного нон-профитного проекта “ГРАФИКА & GRAPHIKA”, в котором принимают участие художники Сахалина, Камчатки, Комсомольска-на-Амуре, Хабаровска и Владивостока. И эта первая выставка-“пролог”, проходившая в “Арке” в начале апреля с.г., заявила о себе и о проекте в целом достаточно громко и ответственно.

Заявила, во-первых, именами художников-графиков – Андрей Камалов, Сергей Черкасов, Джон Кудрявцев, Михаил Павин, Всеволод Мечковский, Павел Шугуров, Александр Мягков, Сергей Слепов, Лилия Зинатулина, Ильяс Зинатулин, Игорь Грабовский, Геннадий Арапов, Андрей Блажнов, Виктор Пащенко, Дмитрий Лопатков, Евгений Базилевич, Андрей Тен.

Все авторы графических работ не до конца откровенны в своих арт-переживаниях – они как бы прячутся за символами и намёками, выписанными на полотнах. А зритель пытается понять то, что они недосказали… И если сразу, сходу не удаётся ухватить мысль автора, то уж “настроение” полотна сразу хорошо ощущается. От той или иной работы расходятся волны положительных или негативных вибраций. Они притягивают или отталкивают…

Например, “Окно” Сергея Черкасова – оно в неуловимо размытых формах – трогает душу. В размытости оконного проёма и ажурной короткой шторы остро ощущается тепло домашнего очага, даже некая ностальгия – оттого сладко щемит грудь. Такое же тёплое чувство возникает у работы Джона Кудрявцева “Цветы и рыбы” — возможно, потому, что наблюдаешь этих персонажей как бы изнутри их самих. Изнутри гармонии, царящей в пространстве этого “кусочка” Бытия. Искусствовед из Хабаровска Л. Козлова для описания этой графической выставки использовала понятие “временной процесс”: “…его мы постигаем не моментально. Иногда его смысл и красота открываются зрителю спустя многие десятилетия”. Думаю, эти слова относятся не только к тому факту, что данная экспозиция – лишь начало проекта “Графика”. Он будет постепенно разворачиваться во времени в ряде подобных выставок.

Временной процесс – он в каждом полотне. Взять, допустим, “Мечтателя” Г. Арапова или “Ангела №2” А. Тена из его серии “Ангеломания”. Перед ними можно долго стоять и постигать символический шифр форм. И получать от этого “процесса” ни с чем не сравнимое удовольствие!.. Особенным значением тайны овеяна работа Л. Зинатулиной “Море ушло”. Почему ушло море? Какое отношение имеет к этому, повторюсь, “процессу” образ молодого мужчины, часть лица и торса которого как бы “смыты” голубым цветом?..

Перелистала Книгу отзывов – взгляд выхватил слова “Спасибо. Окунулась в другой мир” (по поводу картины “Пейзаж” Д. Кудрявцева). Да! – на выставке иная, неземная реальность сжимает тебя в своих объятиях: то когтистых (когда смотришь на работы В. Мечковского), то мягких, “манящих”, ласковых, как прикосновения лёгкого прибоя “моря, которое ушло” или крыльев фантастических бабочек (от “Мечтателя”).

…В какой мир погрузится зритель, посетив экспозицию — проект художницы из Ниигаты (Япония) Антье Гуммельс, впервые представленный в России? А это открывать уже вам самим. Галерея “Арка” и художница, стремящаяся свои переживания перевести в форму, цвет, линию, ждут вас!..

Алёна СТАРЧИНОВА.

 

На фото – новые “грани” Китая

В. Сиденко, Е. Ковальский, М. Рогушина

Китай нам, дальневосточникам-соседям, постепенно открывает свои чудеса! Кто-то из нас – небольшие группы путешественников – обнаруживает их, исследует, увековечивает на видео или фото. А потом делится увиденным со всеми остальными.

Так возникла идея организовать фотоэкспозицию “Китайское Чудо Света” в Международном выставочном центре музея им. Арсеньева на Петра Великого, 6. Чудо это нашли в Китае по интернету. Группа поисковиков-путешественников совсем небольшая: Владимир Сиденко (тележурналист и гл. редактор ТОП-журнала “Открытый горизонт”), Евгений Ковальский (кандидат исторических наук) и Мария Рогушина (переводчик и китаевед). Их позвала в дорогу весть о том, что в Поднебесной существует загадочная долина древних пирамид. Многие из нас уже слышали о так называемой Терракотовой армии императора Ши-хуан-ди, о его знаменитой усыпальнице и о том, какое магическое значение имела при его дворе ртуть.

Владимир Сиденко и его товарищи решили лично посетить долину пирамид Китая. Их путь лежал в его древнейшую столицу, город Саньян, собственно, он – пригород ещё одной древней китайской столицы – Сианя, музея под открытым небом. Рядом с раскопом Терракотовой армии находится одна из самых больших пирамид – Линтонская. Длина её граней достигает полукилометра, а высота – около 80 метров. Приблизительный возраст – 3000 лет. Сделаны древние пирамиды Китая из глины, спрессованной до состояния цемента. Они чётко сориентированы по сторонам света…

Исследователи-дальневосточники не только фотографировали удивительные “знаки старины” и снимали на видео. Они не упустили возможность вскарабкаться на самый верх нескольких глиняных усыпальниц. Те воздействовали на людей по-разному – то начинало ломить в висках и аппаратура отказывалась служить, то накатывали умиротворение и покой. Потом наши герои решили больше не рисковать здоровьем: пусть учёные-физики разъясняют эти загадочные явления…

Дело путешественника – добраться до удивительного места на планете Земля, а потом увиденным поделиться со всеми другими. Поэтому они привезли много замечательных фотовидов, среди которых есть пирамида – последний приют всемогущего и жестокого императора-завоевателя Ши-хуан-ди. Владимир Сиденко смонтировал документальный фильм “Восьмое чудо…”, подробно рассказывающий об их любопытном путешествии. (Фильм также демонстрируется на выставке.)

…Когда входишь в один из залов Выставочного центра на Петра Великого, относительно небольшой и светлый, — по обе стороны входа “стоят” терракотовые воины, их фото сделаны в натуральный рост. Солдаты будто продолжают и здесь, в далёкой от Китая России, выполнять воинский долг, охранять своих всемогущих повелителей, покоящихся в пирамидах, запечатлённых на фото…

Серафима КОСТРОВА.

 

“Мозаика Бытия” из Артёма

Виктор Убираев. "Калина. Первый снег"

Дом Пришвина”это Владимир Олейников, Геннадий Кунгуров, Виктор Убираев, Сергей Барсуков. Художники-пейзажисты из г. Артёма несколько лет назад создали своё творческое содружество, влившись и в то же время находясь как бы в стороне от Пришвинского движения, воспевающего удивительную красоту первозданной и уникальной природы, которую так талантливо описывал в своих замечательных книжках русский писатель Пришвин.

А природа Приморья – её воспевать можно бесконечно, без конца находя в ней всё новые объекты для поклонения и восхищения. Это великое восхищение продолжает исходить от каждого полотна артёмовских мастеров кисти, выставивших свои красочные работы в Доме художников г. Владивостока в апреле с.г.

Картина Владимира Олейникова

Вдумчивы и строги гармоничные по цвету пейзажи Виктора Убираева; колоритны и точны в передаче натуры работы Геннадия Кунгурова; плотны краски Сергея Барсукова; заставляют ощутить трепетность мира лёгкие акварели Владимира Олейникова, — так отозвалась о выставке “Дом Пришвина” искусствовед Ольга Зотова.

Все полотна пронизаны романтическими настроениями – ведь художники воспевают то, чем сами не перестают восторгаться. А иначе что проявится на холсте или бумаге?.. Разве не ласкают наш взор спелые гроздья красной рябины на снегу… Обволакивает волшебство берёзовой стихии… Или цветочной поляны – буйство её цветения устремлено ввысь, вверх, так, что небу нет места… Бодрит шумный накат волны морской с пенными бурунами…

Из всех этих живописных полотен, как из неких разрозненных кусочков, собранных вместе, создаётся чарующая мозаика Бытия, и тут уж человеку отводится самое малое место – лишь “за кадром”.

Наталья СВЕТЛОВСКАЯ.


Вы просматриваете АРХИВ сайта. Актуальная версия сайта находится по адресу www.svetgrad.ru
© 2006-2008 "Светоград"