Общественная независимая газета в защиту культуры. Основана в октябре 2001 года в г. Владивостоке |
Требование времени Людмила Коргунова: |
Хор мальчиков "Весёлые ребята" со своим наставником О.К. Киселёвой |
Л.А. У нас очень сильный преподавательский состав. Создавали школу все вместе. Все мои сотрудники – профессионалы, с высшим образованием, любят своё дело и детей. Например, Ольга Константиновна Киселёва, руководитель нашего хорового отделения. Она здесь ещё с хоровой студии “До-Ре-Ми”! Она создала замечательный хор мальчиков “Весёлые ребята”. А если перечислять все наши творческие коллективы – хор младших классов “Искорка”, концертный хор старших классов “Радуга”, получивший звание “Образцовый”; ансамбль струнных инструментов под управлением Ольги Владимировны Каулиной. Наши духовики — замечательные! А саксофонист-преподаватель Алексей Лопатин — молодой, перспективный! — ждали его из армии целый год. Мы очень рады, что он у нас есть! Похвастаюсь нашим старшим хоровым коллективом – мы в суровое перестроечное время два раза ездили на международный фестиваль в Осака, в Японию, там были дети со всего мира: из Франции, Италии, Америки, Индонезии, Китая и многих других стран. Единственных от России пригласили нас – ДШИ №6 г. Владивостока. Представляете? Ответственность огромная! И на последнем гала-концерте переполняли гордость и радость за нашу страну, за нас, что мы приняли участие, достойно представив Россию на таком мощном и красочном международном фестивале! Потом уже ребята побывали и в Южной Корее, Китае, Японии, Болгарии…
Наше хореографическое отделение ведёт Владимир Викторович Ерёма, он – главный балетмейстер. Все преподаватели этого отделения получили специальное образование в Ленинграде и Москве. Соответствующим оформлением балетных классов занимался ещё Виктор Фёдорович Васютин, основоположник хореографической школы во Владивостоке. Благодаря ему у нас специальные полы, под ними – воздушная подушка, а строительные материалы привозили из Ленинграда. И дети приезжают учиться балету со всего города, потому что условия у нас уникальные, да и плата по нынешним временам небольшая – для всех наших школьников 500 рублей. Надо уточнить, три года назад школу искусств и хореографическую, соседствовавшие в этом здании, объединили в одну, процесс этот проходил довольно болезненно, кто-то из хореографов остался с нами, кто-то ушёл. Но я считаю, что объединение в нашем случае – дело целесообразное.
Воспитанники ДШИ №6 на фестивале в Японии |
Ещё у нас есть музыкально-театральное отделение, руководит которым Ольга Васильевна Ищенко, она же и режиссёр школьных постановок. Кстати, они проходят с неизменным успехом – “Сон в летнюю ночь”, “Малахитовая шкатулка”, “Лесная песня”, “Слуга двух господ” и другие произведения мировой классики. Дети здесь учатся элементам сценического мастерства, сценического движения. И чем ещё интересно заниматься на этом отделении – Ольга Васильевна ставит вместе с ребятами своеобразные интерпретации классических произведений, ищет новые подходы к раскрытию образов персонажей. А это всегда очень интересно!
Про художественное отделение – его ведёт с самого основания Елена Владимировна Протасова. Как творчески развиваются её воспитанники? Об этом красноречиво свидетельствуют многочисленные награды, грамоты и дипломы, полученные на городских, краевых и международных выставках и конкурсах.
"А какой у нас театр!" |
А если говорить вообще о всех детях, обучающихся у нас, — они настолько отличаются от других ребят, не посещающих музыкальные школы, художественные, школы искусств! Наши дети даже внешне выглядят красиво – осанка, поведение, манеры, культура речи… Всё-таки 7 лет в школе искусств очень многое дают! Ведь мы не только обучаем элементам творческого мастерства – вкладываем в души наших воспитанников красоту через беседы об искусстве, через уроки эстетики, этикета. И это у нас есть! Сейчас я получаю Справочник руководителя учреждения культуры – сравнивая, что там рекомендуется, с тем, как работаем, — мы идём в ногу со временем. И ещё — здесь хочу поблагодарить наших спонсоров, сотрудников Аптеки №91!
Н.А. Дебейко |
“ЛИРИЧЕСКОЕ” ОТСТУПЛЕНИЕ
Детская школа искусств №6 расположилась рядом с остановкой транспорта “Вторая Речка”. И что сразу здесь приятно удивляет: когда я зашла в небольшое фойе школы, мне предложили обуть на туфли голубые целлофановые бахилы – соблюдать чистоту. “Как в Школе Васютина в добрые времена”, — с удовольствием отметила и стала осматриваться.
Цветы, привлекательно оформленные изречения великих о мощной силе воздействия искусства и культуры на души людей. И яркие, красочные фотографии, фотографии, фотографии!.. Балет, театр, музыка – дети в изысканных, сказочных нарядах – танцуют, поют, музицируют. Такую красоту и радость невозможно сотворить без помощи родителей. Здесь есть специальный стенд с различными объявлениями – ведь мамы и папы, бабушки и дедушки тоже важные участники образовательно-воспитательного дела.
У юных художников |
“ЦЕЛЕУСТРЕМЛЁННЫЕ ЛЮДИ ВЫХОДЯТ ИЗ СТЕН НАШЕЙ ШКОЛЫ!”
Так говорит Надежда Алексеевна Дебейко, начальник костюмерно-пошивочного цеха, “обслуживающего” хореографическое и все другие отделения. Мне стало любопытно: что позвало её сюда?
Н.А. 23 года назад я привела за руку мою маленькую дочку в хореографические классы. А когда поднялась по белым ступенькам!.. Было такое ощущение, что поднимаюсь в рай – настолько тронула меня эта белизна. Тогда я работала в Доме быта начальником пошивочного цеха, и меня уговорили перейти сюда. Вот с тех пор приросла к балету.
Очень люблю наших деток – и, конечно, стараюсь. А они выходят на сцену и показывают своё мастерство, на что способны – бывает, у меня слёзы выступают… Я знаю всех своих ребят, как они трудятся в залах: больше, чем шахтёры, – это моё мнение. Зрители восхищаются удивительной лёгкостью балетных танцев на сцене – но труд у станка в зале!..
Корр. Вы работаете над детскими концертными костюмами как художник?
Н.А. В общем, да. Для школы приглашать художника дороговато, но тут ещё и другое. Считаю, что в балете художнику по костюмам необходимо знать динамику танца – ведь можно красиво на бумаге нарисовать, а как в танце будет чувствовать себя артист?.. Костюм – это “шкурка”, которая слита с телом танцора, не отвлекает его, наоборот, преображает, делает гномиком, принцессой или принцем.
Корр. И вы это ощущаете?
Н.А. Я всех деток знаю – снимаю мерки каждому. И только начинаем примерку, говорю кому-то из них: “Иди, выпрямляй осанку!” Ведь они сидят в классе, носят ранцы на спине – и фигура деформируется. Представляете, в младших классах на хореографии девочка, допустим, танцевала гномика, потом подросла – репертуар-то меняется – “начинаются” балетные пачки, когда ребёнка целиком утягиваешь со всех сторон, мерками всё прочувствуешь. И видны все деформации фигуры – тогда советую мамам, самим детям: выпрямляйте осанку, обращайтесь к медику-мануальщику...
Красота и дети – взаимосвязано! Особенно это наблюдаю в балете. Балет – это красота. Красота облагораживает людей, а ведь люди вырастают из малышей. И когда мои дети выходят на сцену, они одеты в красивые костюмы, ими восхищаются, они сами собой восхищаются, они поверили в себя! – это ни с чем не сравнимое чувство остаётся на всю жизнь. Такой ребёнок уже не сможет совершить что-то недостойное, и красота будет вести его по жизни.
Балет воспитывает с ранних лет ответственность за свои поступки. Уже малыши здесь начинают жить такой ответственностью: помню, девчушка четырёх лет так заливалась слезами! – что-то забыла взять для занятий и в школе только вспомнила…
Наши детки выбрали себе путь через большой труд (балет – это выдержка, это целенаправленное ограничение себя) – попасть на сцену под софиты, под рукоплескания зала. Ими восхищаются, им дарят цветы, они видят, как родители утирают слёзы радости… Непередаваемое чувство, которое и определяет дальнейшую жизнь ребёнка.
Е.С. Варнина и Л.А. Коргунова |
Все наши дети состоялись как личности – кто-то из воспитанников школы танцует или работает в Москве, Питере, Иркутске, Новосибирске и других городах России. А наша Аннушка Глушко даже открыла свою балетную школу на одном из островов Тихого океана, за границей, и теперь возит своих ребяток на конкурсы в Москву.
Целеустремлённые люди выходят из стен нашей школы! Дети знают, чего хотят добиться в жизни. И главное, сколько лет уже здесь работаю, никогда не слышала ничего плохого о наших учениках. Я не говорю только о балете – какие скрипачи у нас удивительные, и хор мальчиков у нас поёт просто замечательно! А какой театр! Горожане увидят – получат истинное наслаждение.
Но я считаю, надо помогать таким школам, как наша, которые воспитывают в людях чувство прекрасного. Одни мы не справимся – хотелось бы, чтобы руководство города и края, меценаты поддержали, помогли нам – обратили внимание на наше важное и общее дело.
“ЖИВУ ИХ УСПЕХАМИ, ИХ ПОБЕДАМИ”
Слова эти принадлежат Елене Владимировне Протасовой, зав. художественным отделением.
Корр. Вы можете открыть секрет своего мастерства как педагог-художник?
Е.В. Мы, конечно, работаем по программе для художественных школ, воспитываем творческих людей, учим. Но процесс обучения у меня опирается на неповторимость, индивидуальность каждого ребёнка.
Ведь творчество предполагает свободу – свой почерк, свой характер, своё мироощущение… Добавлю, моя работа – вся в детях. Я живу их успехами, их победами – через них перспектива жизни интереснее и оправданнее. И если сравнить, с чего начиналось отделение и какое оно сейчас, — всё складывается удачно.
ПРОТИВОЯДИЕ ПРОТИВ ЖЕСТОКОСТИ…
И снова беседуем с Людмилой Александровной Коргуновой.
Л.А. Ещё особенность нашей школы в том, что выпускники, если не ставят перед собой цель стать профессиональным художником, актёром и т.д., поступают в другие, не относящиеся к искусству вузы на альтернативной основе, вне конкурса. У них – свой конкурс, то есть их родители, или они сами, подписывают договор, что эти ребята-студенты будут участвовать в так называемой художественной самодеятельности. Такая замечательная практика у нас сложилась с ДВГТУ, многие наши выпускники поступают туда, там Пушкинский театр, всевозможные студии, там достаточно сильный студенческий хор, камерный оркестр, там инструменталисты! И там же работают наши преподаватели.
Корр. Как замечательно, что развивается такая преемственность! И хорошо было, если бы все российские дети проходили обучение в школах искусств, музыкальных, художественных, хореографических, — как до революции в дворянских семьях воспитывали детей… Красота, сила искусства – реальное противоядие против нарастания в обществе культа насилия и жестокости. Тогда и проблема алкоголизма и наркомании исчезнет.
Включается в разговор Елена Сергеевна Варнина, зам. директора по учебно-воспитательной работе.
Е.С. Возможно, это нереально звучит – чтобы все дети обязательно учились в школах искусств, но такая идея – замечательная! Было бы здорово.
Л.А. Это надо вводить в общеобразовательных школах. И у нас как раз тесная связь со школами №№48, 60, 61, 63 и всеми детскими садами Советского района Владивостока. Мы ходим туда, приглашаем к себе.
Е.С. Мне хотелось бы, чтобы как можно больше детей приходило в стены нашей школы – это полезно и для общества в целом, и для детей и их родителей, и для нас.
Людмила Александровна заключила нашу встречу важнейшими словами:
— Я считаю, у нас здесь формируется будущее России, будущие граждане страны, которые должны быть всесторонне образованными и воспитанными в полном смысле этого слова. Такие люди действительно сделают Россию сильной, единой, справедливой, прекрасной!
Как правило, о власть предержащих судят по тому, как они относятся к детям и старикам. Поэтому хочется, чтобы органы власти Владивостока и Приморского края знали, что у нас здесь растёт будущая элита Российского государства. Но одни мы, даже подключив родителей, не можем реализовать всё на должном уровне – нам нужна помощь!..
Подготовила Ольга АВИЛОВА.