Общественная независимая газета в защиту культуры. Основана в октябре 2001 года в г. Владивостоке |
Профессорский клуб ЮНЕСКО Лекторий клуба ЧТЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИSignum temporis! Мы знакомим наших читателей с сообщением члена Профессорского клуба ЮНЕСКО Ольги Павловны ЕЛАНЦЕВОЙ, доктора исторических наук, профессора, директора Зональной научной библиотеки Дальневосточного государственного университета. В последние 10-15 лет в нашей стране идёт процесс агрессивного ниспровержения чтения с пьедестала социальных ценностей, уничтожения библиотек и хорошо отлаженной системы развития чтения, этого айсберга, надводная часть которого видна и ценима многими. Чтение – российская традиция, составляющая ядро национальной культуры, мощный механизм поддержания и приумножения богатств родного языка, система формирования личности и развития социальной структуры общества, единственная технология, выработанная человечеством за всю его продолжительную историю для того, чтобы последовательно и гармонично выкристаллизовывать сознание и совершенствовать духовный мир людей. Глубинная часть чтения-айсберга понимается специалистами как высшая психическая функция человека (Л.С. Выготский), как символополагающая деятельность человека (Э. Кассирер), как универсальная детерминанта структуры знания (М. Шелер). Таким образом, понятие чтения многомерно.
Наш век информации ставит перед чтением всё новые задачи. Грамотность в настоящее время в разных странах является уже не столько целью, сколько средством получения образования, которое влияет на качество жизни отдельного человека и общества в целом. Организация Объединённых Наций считает грамотность взрослого населения индексом развития человеческого рода. Она – грамотность – прорастает, развивается из грамотности молодого поколения. Международные организации регулярно исследуют качество обучения школьников и студентов в разных странах мира. Такое международное исследование, проводимое Организацией экономического сотрудничества и развития вместе с экспертами Международной ассоциации чтения, известно под названием Program for International student Assessment (PiSA). Россия впервые участвовала в исследованиях чтения PiSA в 2000 г., тогда же среди 265 тысяч пятнадцатилетних учащихся из 32 экономически развитых стран наши дети заняли 27-29 места. Результаты 2003 г. оказались ещё плачевнее. Российские школьники заняли 32-34 места среди учащихся 40 стран. Более детально картина исследований выглядит следующим образом:
Приведённые выше цифры красноречиво характеризуют ситуацию с чтением в России как стремительно ухудшающуюся. Навыками грамотного чтения, необходимого для успешной адаптации в обществе, обладает 65-80% учащихся в зарубежных странах, а в России – лишь 36% 15-летних учащихся, из них значительная часть способна выполнять только задания средней сложности, например, обобщать информацию, помещённую в разных частях текста, соотносить текст со своим жизненным опытом, понимать информацию, заданную в неявном виде. Высший же уровень грамотности в области чтения, то есть способность понимать сложные тексты, критически оценивать предоставленную информацию, формулировать гипотезы и выводы и т.д., продемонстрировали только 2% наших учащихся, то есть в 6-8 раз меньше учащихся зарубежных стран. При этом если в передовых странах 1-8% учащихся не достигают нижней границы грамотности, то в России этот показатель значительно выше — 13%.
На такие печальные, шокирующие российские результаты в области чтения повлияли многие обстоятельства – место и роль чтения в обществе, количество книг на человека в публичной библиотеке и количество книг в домашней и школьной библиотеках, а также количество газет, журналов и других доступных изданий на человека. Не последнее обстоятельство – конкуренция чтению со стороны телевидения, интернета, компьютеров и развлекательной индустрии в целом. В этой связи обратимся к исследованиям внутрироссийского уровня, проведённым аналитическим центром Ю. Левады (рис. 1, 2). Итак, сегодня 40% россиян не читают книг и почти 80% — не читают газет и журналов. Состоявшийся летом 2006 г. в Москве V съезд Российского книжного союза констатировал, что доля читающего населения России в возрасте до 30 лет за последние годы снизилась вполовину. Серьёзным поводом к размышлениям и действиям служат следующие показатели: если в развитых странах доля читающих составляет 52-56%, то в России — всего 23%. Приведённые выше диаграммы показывают, что тиражи газет в сравнении с 1990 г. сократились в 6 раз, а журналов – в 8 раз, при этом подписка на газеты упала в 7 раз, а на журналы — в 16 раз. Если в 1990 г. на тысячу человек населения подписка составляла почти 1900 экземпляров (каждая семья выписывала 2-3 газеты и 1-2 журнала), то в 2005 г. подписка составила всего около 200 экземпляров. Абсолютное большинство российских семей сегодня не имеют домашних библиотек: 34% не имеют книг вообще, а 36% имеют только до 100 книг, где, совершенно очевидно, художественных книг – лишь единицы. Кому-то даже эти мизерные библиотечки достались по наследству, и в них очень мало новых изданий. Более половины россиян сегодня не покупают книг. Это подтверждают данные исследований о приобретении книг населением в личное пользование.
Здесь уместно напомнить о существовавшем в советское время дефиците книг. Только в России в конце 1980-х годов издавалось 1 млрд 900 млн книг и они раскупались населением. Показательным примером является один из проектов свободной (безлимитной) подписки, стартовавший в СССР в 1985 г. В соответствии с ним началось издание трёхтомного собрания сочинений А.С. Пушкина, и уже в следующем году вышли в свет три тома тиражом 10,7 млн экземпляров каждый. В 1987 г. по этому же проекту неограниченной подписки был издан однотомник поэзии В.В. Маяковского тиражом 6 млн экземпляров, а в 1988 г. – двухтомник М.Ю. Лермонтова беспрецедентным для мировой издательской практики тиражом в 14,5 млн экземпляров каждый том. Подобные факты из “дефицитной” советской эпохи можно было бы продолжать. А вот ситуация постсоветской, рыночной России. В 2006 г. выпуск книг и брошюр составил не более 90 тыс. названий (в 2005 г. – почти 95,5 тыс.), а тираж снизился до 620-630 млн экземпляров, или 93-95% от уровня 2005 г. Иными словами, средний тираж книги или брошюры — всего навсего 7000 экземпляров, то есть во много раз меньше, чем в советское время. Добавим, что сегодня в России почти половина изданий имеет тираж 500 экземпляров. И это – для нашего огромного государства! По сравнению с 2004 г. выпуск книг по названиям увеличился на 72%, а по тиражу уменьшился на 2,5%. Не менее опасно то, что до 50% всех издаваемых книг ныне оказываются невостребованными и остаются на складах, а затем кочуют в макулатуру. Это самый серьёзный показатель глубины кризиса, в котором пребывают книга и чтение в современной России. И одна из главных его причин – невиданное обнищание россиян. Четверть жителей России — а это 35 млн человек – имеют зарплату ниже прожиточного минимума. Им не до приобретения книг. 48% россиян, если и покупают их, то в небольшом количестве: около трети – купили за последний год 1-2 книги, другая треть – 3-5 книг, а 20% — 6-10 книг. Не спасает прекрасное полиграфическое оформление. Книги очень дорогие. Только 2005 г. даёт рост цен на детские книги – на 31,6%; “нежанровую прозу” — на 24,7%; “фантастику” — на 19,5%; остросюжетную литературу – на 18, 4%; литературу по домоводству – на 46,8%; техническую литературу – на 37,64%; юридическую литературу – на 32,9%. Значительное влияние на ситуацию с чтением оказывает увеличение доли платного вузовского образования. Так, в 2003 году было 2,9 млн (или 45,3%) студентов госбюджетного и в целом бесплатного обучения и 3,5 млн (или 54,7%) студентов, которые полностью оплачивали своё обучение. С 1 сентября 2005 г. бюджетный приём был сокращён на 4,3%, а с 1 сентября 2006 г. — ещё на 10,2%, итого почти на 15% за два года. То есть сегодня количество бюджетных студентов в России составляет около 30%. Для сравнения: во Франции бюджетные студенты составляют 80% от их общего числа, в Германии – свыше 90%. Многим российским студентам приходится самим оплачивать обучение, заботиться о будущем месте работы, а это значит – уже с первых курсов совмещать учёбу и работу и минимум времени тратить на чтение, подчинив его только профессиональному профилю, игнорируя общекультурный.
Изменились формы чтения. На смену семейному чтению, чтению вслух детям и взрослым пришло дисплейное и телевизионное чтение – в широком смысле, вообще созерцание искусств. При всем том положительном, что привнесли в нашу жизнь телевидение и компьютерная индустрия (кстати, в переводе с исландского “компьютер” — “ведьма цифр”), они оказались не столь уж безобидными и безвредными. Телевидение не только порождает пассивное созерцание, которым можно манипулировать, но и рассеянное внимание, особенно у детей, бессистемное мышление; формирует рваную, лоскутную картину мира, снижает уровень воображения. Люди становятся торопливыми, испытывают трудности в речи, перескакивают в разговоре с одного предмета на другой, им не хватает словарного запаса, остроумия. Беспокойство специалистов вызывает то, что у компьютера постепенно формируется читатель-эгоист, индивидуалист, лишённый чувства солидарности и ответственности. В то же время распространяется поверхностное чтение, чтение по принципу обладания информацией, чтение нерефлексивное, не оказывающее качественного влияния на читателя. Сегодня утрачивается чтение как сложнейшая мыслительная деятельность, как процесс формирования отношения читателя к читаемому, как событие, связанное с усвоением новых знаний и представлений, с изменением в организации работы и даже личности читателя. Падение интереса населения к чтению негативно влияет на интеллектуальный потенциал всего общества, формирование системы нравственных и духовных ценностей, особенно среди молодёжи. Снижение грамотности населения создаёт угрозу конкурентоспособности страны не только в отдалённом, но и в самом ближайшем будущем. Отсюда понятно, что образование и культура и их неотъемлемая часть — чтение, культура чтения нуждаются в защите, организованном и продуманном отражении духовной интервенции – антиобразования, антикультуры, засилья всевозможных духовных наркотиков, внедряемых в Россию под предлогом плюрализма. Без возвращения традиции чтения Россия будет пребывать бездуховной, криминальной, безнравственной. |