Общественная независимая газета в защиту культуры. Основана в октябре 2001 года в г. Владивостоке

Лицом к Китаю

ДВА СЧАСТЛИВЫХ ДНЯ БЫЛО У МЕНЯ!..


Статуя Майтрейи, Будды будущего, в монастыре тибетского буддизма Юнхэгун, г. Пекин

В этот город влюбляешься раз и навсегда и хочешь, простившись с ним, снова вернуться сюда. Пекин – столица Китая… Что становится причиной такой стойкой симпатии к китайской столице? Стоит разобраться…

В Пекин я попала по приглашению поработать на Международной выставке полиграфического оборудования и технологий “PRINT EXPO 2007”, которая проходила в середине июня. Приглашение пришло от туристического агентства “Робинзон”, оно брало на себя все хлопоты по оформлению визы и прочую неприятную суету. Как же не воспользоваться такой уникальной возможностью! – ещё раз побывать в гостях у китайцев, от которых была в восторге в прошлую, харбинскую, поездку.

Решено – еду! Благополучно сели в самолёт компании “Владавиа”, но приморская земля не отпускала – что-то в авиалайнере поломалось прямо на взлётной полосе, и мы полдня “мариновались” в “накопителе” международного терминала, сожалея, что из трёх дней пребывания в Китае у нас остаётся полноценных двое суток.

…Пекин встретил нас прогретым, ласковым воздухом и улыбками встречающих китайцев, сотрудников турагентства. По дороге от аэропорта жадно вглядывались через окна микрика в проплывающие мимо очень ухоженные обочины шоссе, где на рукотворных каменных уступах росли деревья. Они незаметно сменились улицами столицы, до отказа заполненными транспортом и людьми, небоскрёбами. Мы въезжали в современный мощный европейский город (к слову сказать, в стране, сохранившей социалистические идейные ценности) – элементы самобытной азиатской архитектуры встречались на удивление редко. Но они-то больше всего грели сердце…

Поселились в добротной гостинице “Hua Du” — и вот уже вечер. Планы на этот день были разрушены – надо строить новые. И подкрепиться не мешало бы. Так как я вегетарианец уже многие годы, туговато приходится в поездках — в самолёте для меня нашёлся лишь салат из огурцов и помидоров, когда все вокруг уплетали что-то более “существенное”…

Отмечу, к поездке готовилась тщательно. Некоторое время назад три месяца посещала серьёзные курсы китайского языка при ДВГУ, уже что-то в нём соображала, поэтому печатными китайскими иероглифами, потом дублируя английским и русским, написала в блокноте названия овощей и фруктов и то, что я не ем мясо, рыбу, птицу, морепродукты, яйца, под конец гордо вывела: “Я – вегетарианец”. Решила свою писанину при случае показывать китайцам – потому что китайские слова из уст иностранцев совершенно непонятны на слух для коренного населения. А потом в “Робинзоне” сказали: китайцы считают практически маловероятным, чтобы кто-то добровольно отказался от вкусных, по их мнению, мясных и прочих блюд, поэтому они могут и подложить вам по доброте душевной “аппетитные” кусочки. Поэтому надо вместо “Я – вегетарианец” говорить в ресторанах и кафе: “Я – буддист”.

Что с успехом и сделала в первый раз, показав встретившим меня поклонами опрятным официанткам в одном из ресторанов соответствующую запись в своём спасительном блокноте. Они понимающе закивали головами и на всякий случай пригласили девочку-официантку, немного понимающую по-английски. Тут началось самое смешное – китаец никогда от вас не отойдёт, пока досконально не поймёт, что вам от него нужно. Мы долго, смеясь, изъяснялись на смеси китайского, русского, английского и языка жестов и мимики. В результате мне принесли блюдо из баклажанов и капустный салат по-китайски – чрезвычайно вкусные… и жутко острые! Поклевав немного риса (его подают к блюдам бесплатно) и мысленно насладившись божественным вкусом баклажанов, вышла из-за стола голодной. Но неудачу компенсировало общение с обслуживающим персоналом. Встретившая меня смена ушла, а в нынешней понимали только по-китайски – девушек собралось около меня человек пять, чтобы узнать, что надо иностранке. А иностранке хотелось просто расплатиться. Помог язык жестов – мы расстались, пересмеиваясь и улыбаясь, к тому же сок из свежих апельсинов подкрепил силы. А раз силы ещё есть – решено обследовать район вблизи гостиницы.

Улицы Пекина! Какое это чудо! Вдоль всех без исключения дорог растут ухоженные деревья (рубка их наказывается огромными штрафами). Вязы, тополя, красавицы ели, нежные ивы повсюду образуют длинные зелёные аллеи, они окаймлены яркими цветочными клумбами, разбитыми в форме правильных геометрических фигур. Необычные птахи скачут по подстриженной траве. Рядом с этим зелёно-цветочным великолепием сидят, разговаривают, прогуливаются люди, отдыхающие после трудового дня. Бегают дети, играют подростки.


На выставке «PRINT EXPO 2007»

Китайцы не любят сидеть дома у телевизора. Вечером они высыпают на вечерние улицы. Какая замечательная добрая атмосфера царит здесь. Когда невольно окунаешься в неё, так радостно становится на душе. Пекинцы внимательно разглядывают тебя и на твою улыбку отвечают открытой своей… Хорошо! Я упивалась этой душевной раскрепощённостью – особенную отраду приносило отсутствие мата, злобы, агрессивности, которые просто убийственны на улицах нашего Владивостока…

Так шла, наслаждаясь чудом первых вечерних часов своего пребывания в Поднебесной, глазея по сторонам и мысленно настраиваясь на завтрашний день, в который нужно было постараться вместить массу событий и посещений. Успокаивал факт – в “Робинзоне” пообещали, что здесь предоставят толкового переводчика. А планы составила грандиозные: с утра работа на выставке, потом Гугун (знаменитый Дворцовый музейный комплекс “Запретный город”), Храм Неба, буддийский монастырь, Пекинская опера и Пекинская картинная галерея (желательно встретиться с директором галереи и передать ей диск – фильм о работах победителей Первого краевого конкурса детских рисунков, организованного в 2004 году нашей газетой “Светоград”). И ещё постараться сбегать в Центр массажа ног, который обнаружила в первый вечер. Учтём ещё, что в Пекине, как в любом мегаполисе планеты, возникают автомобильные пробки, да и поесть где-то надо… Хватит ли времени везде успеть? Но уже за еду не беспокоилась – переводчик будет рядом, к тому же утренний “шведский стол” в гостинице основательно подкрепит мои силы…


У входа в буддийский монастырь Юнхэгун...

Со своим Светиком – миниатюрной молодой женщиной, которая на другой день стала моим незаменимым гидом, мы успели сделать всё! – лишь с незначительными поправками. Гид представилась русским именем Света (позже в разговоре выяснилось: она – член коммунистической партии Китая), однако вскоре я называла её Сяо Ван. Раньше меня, изучающую китайский, смешило слово сяо (означает маленький). И своего уже взрослого сына шутя называла Вася Сяо. Но, оказалось, надо сяо ставить перед фамилией, а не именем, и носит оно смысл ласкательно-уменьшительный: Сяо Вася – Василёк. Я полюбила свою Сяо Ван, благодарила и Бога и “Робинзон” за часы счастья, отмеренные нам с ней в Пекине.

Мы вместе учились: я у Светы, она – у меня. Дружно и успешно поработав на выставке, где в основном была представлена оргтехника, современное печатное оборудование с высочайшими технологическими возможностями, мы поспешили в Дворцовый комплекс императоров Поднебесной. Ворота Высшей Гармонии, пять мраморных мостов (по среднему из них мог пройти только император) через реку Золотых Вод, экзотически яркие императорские павильоны, которым нет числа, где каменные полы отшлифованы до зеркального блеска, а стены и потолки представляют мозаику из драгоценных плиток и отделки. Обо всём этом подробно читала и рассматривала фотографии перед отъездом. И вот оно явилось перед глазами в прекрасной реальности. Восток! Азия! Любимая Азия…


...Среди красот Гугуна

Промелькнули павильоны Запретного города, его мосты с вырезанными в мраморе архаическими драконами, чудесные уединённые беседки в жёлто-красных тонах в знаменитом дворцовом парке Бэйхай с его изумительными деревьями и причудливым нагромождением пористых камней (прихоть одного из императоров) – мы спешили выполнить всю намеченную на день программу. Выручал фотоаппарат – запечатлевались на память площади и аллеи Запретного города (на его территорию в прошлые века не ступала нога простого смертного), множество изящных декоративных деталей и “деталюшек”, символические львы, огромные металлические котлы (в них держали воду на случай частых пожаров), богато украшенный золотом императорский трон в павильоне Высшей Гармонии с драгоценными курительницами по бокам… Зданий масса, и у каждого пышное название – павильон Небесной Чистоты, павильон Взаимного Процветания, пагода Тысячи Лет…

Дальше наш путь лежал в монастырь тибетского буддизма Юнхэгун. Если кто бывал в Харбине и заходил в тамошний буддийский монастырь, он отметил бы какую-то схожесть этих монастырей – они особо не различаются расположением и архитектурой зданий, религиозно-ритуальным убранством их. Богато украшенные статуи Будды Шакьямуни, восседающего на священном лотосе, множество цветов, в большинстве своём искусственных, преобладание красного цвета, драгоценные иконы-танки…

У каждого монастырского храма-павильона (на первый взгляд по своему строению они во многом напоминают одноэтажные павильоны Гугуна) стоит охранник в военной форме (внутри фотографировать строго запрещено). В одном месте меня чуть было с позором не выдворили из стен монастыря – на моё счастье у охранника не сработала рация, когда хотел вызвать подмогу. Что сделала не так? Пыталась подойти к месту в храме, где молятся, обращаясь к Будде, с зажжёнными курительными палочками. Оказывается, их надо оставлять, втыкая на улице в большие металлические подобия открытых ящиков перед тем, как войти в священное место… Здесь мне всё объясняла Сяо Ван.

А в другом храме, где под невысоким стеклянным куполом кубической формы бережно хранится причудливо вышитая шёлком по шёлку Мандала, уже я объясняла своему гиду, что Мандала – это величественный символ Вселенной. Тибетские монахи обычно “строят” её из разноцветного песка, виртуозно выписывая этими сыпучими “красками” тончайшие узоры и фигуры, — поистине величайший шедевр творческих способностей человека. Однако они, с изумительным искусством создав символический образ Вселенной, тут же смешивают песок, ломая изображение. Считается, что Вселенная – не застывшее явление, она периодически возникает и исчезает… Вспомнился священный буддийский мантрам “Ом мани падме хун”, и Света за мной повторяла, запоминая…


Пекинская картинная галерея

После монастыря устремились в Пекинскую картинную галерею. В Храм Неба и на Нефритовый остров мы уже не успевали, потому что билеты туда заканчивают продавать где-то часа в три дня по местному времени, и закрываются они для посетителей довольно рано. Я не жалела о том – чувствовала: не получу каких-то более свежих ощущений от посещения этих мест после осмотра Гугуна. Лучше оставить до следующего раза…

Итак, картинная галерея Пекина! Сяо Ван уговорила билетёра (моложавого мужчину! – что приятно удивляло, ведь у нас в кассах сидят женщины) пропустить нас в галерею. Он, внимательно осмотрев нас, выписал пропуск, так как билеты уже не продавались (по обозначенной выше причине), да и никого из руководства мы уже не застали, все ушли (музеи и галереи Пекина открываются для посетителей рано утром). Зато на вахте сотрудникам галереи, молодой приятной женщине и парнишке, мы (переводила Сяо Ван) объяснили цель нашего визита и торжественно вручили для директора достойно оформленный диск с фильмом о конкурсных детских рисунках и буклеты с визитками.

Здание картинной галереи в традиционном китайском архитектурном стиле очень красиво! И по внутреннему убранству чувствовалось, что правительство КНР уделяет большое внимание культурным учреждениям. В залах, показавшихся многочисленными, стояли улыбчивые служители – девушки в одинаковой форменной одежде. В самых первых залах я залюбовалась картинами почитаемого в Китае художника (его имя не старалась запомнить), на них – в динамике танца – переданы красота и изящество женщин многих, в основном азиатских, народов мира в национальной одежде. Впечатляет! И оформление работ тоже необычно – я всё “мотала на ус” — в стиле буддийских танок. В других залах обратили на себя внимание работы китайских художников-керамистов: блюда, экстравагантные вазы, причудливые статуэтки… Здесь уже чувствовалось веяние Европы. С удовольствием отметила: всё очень эффектно, самобытно. Жаль, что нельзя фотографировать…

Света ждала в главном зале, сказав, что ничего в “этом” не понимает и узнала о существовании галереи только от меня. С подобным феноменом сталкиваюсь уже не в первый раз – в Харбине тоже мало кого из китайцев волновали вопросы искусства. Думаю, пока!..


Герои оперы «Легенда о Белой змее»

Вечером ждала нас загадочная Пекинская опера. Но я уже не успевала вернуться в гостиницу, чтобы переодеться (ведь иду в оперу!). Поэтому, не теряя времени, взяли такси и двинулись в сторону отеля “Цяньмэнь”, где проходят лучшие оперные представления, в основном для иностранцев. Вообще полноценная Пекинская опера длится 3-4 часа (в таком виде она даётся только для китайцев) – это редкое явление, а вариант, на котором остановились мы, был рассчитан на час.

Посмотрела я на американцев, явившихся на оперную постановку в затрапезных штанах и майках, и мысленно посмеялась над собой: как бы смотрелась в своём наряде, специально привезённом из Владивостока для этого торжественного случая. Кстати, цены в Пекинскую оперу достаточно высокие (Пекин мне показался недорогим городом), мы взяли не самый дорогой билет, заплатив 380 юаней (на рубли – немного больше тысячи). В зале в нашем “отсеке” был накрыт стол, стены украшали большие театральные маски в национальном китайском духе. Нас угощали традиционным зелёным чаем…

И вот представление началось – показывали отрывки из интересных, на европейский вкус, опер “Осенняя река” и “Легенда о Белой змее”… Это не опера в нашем представлении, а что-то сродни цирку, когда артисты в великолепных костюмах, с “боевой раскраской” на лицах (очень эффектно!), “крутят” сальто, бросают и мастерски отбивают стилизованные копья и т.д. – всё это приводит публику в большой восторг. Действия героев подчинены канве повествования какого-нибудь рассказа. Честно сказать, я ждала услышать прекрасные голоса певцов, которыми однажды наслаждалась в Харбине…

После оперы — быстрее на массаж, где уже встречали улыбками запомнившие меня мастера и администрация массажного центра рядом с гостиницей “Hua Du”. Уже в 12-м часу тёплой ласковой ночью возвращалась к себе – навстречу спешили весёлые стайки девушек-официанток в фирменных костюмчиках, попадались редкие велосипедисты, которых очень много днём. Пекин засыпает, чтобы утром снова принять меня в свои радушные объятия. Завтра ждёт Великая Китайская Стена – к ней надо ехать далеко за город…


Только вперёд!..

Стена змеится по хребтам гор, кое-где взбирается на самую кручу – неописуемая по своей красоте и очарованию картина! И такое впечатление, что сюда собрались представители всех земных народов. Кого здесь только не встретишь! Кстати, много русских, украинцев. Один характерный момент отмечаю за границей, и уже не раз, – русские не хотят узнавать русских, делают вид, что не замечают своих. Только когда сам ты обратишься (ведь по лицу-то вполне можно определить, кто есть кто), нехотя отвечают, напрягаются…

И вот мы подходим к подножию участка Стены, который отдан “на растерзание” посетителям. Издалека люди видятся маленькими букашками, беспорядочно ползающими вверх и вниз. Но вблизи создаётся впечатление, что все ползут только вверх, цепко хватаясь за поручни (уже современные). Ступеньки круто взмывают вверх, очень высокие и неровные, сначала с непривычки и от высоты кружится голова, сбивается дыхание.

Сторожевых башен, разделяющих в этом месте Стену, оказалось всего восемь. Большинство людей доползает до первого “этажа” (башни). Но я, житель Владивостока – города на сопках, была настроена решительно: “Буду ползти, пока не остановят!”

На самом последнем марше уже не было никого – только ветер пытался сорвать шляпу, да птички приветствовали. Приветствовали не только птички! – всё-таки кое-кто из людей попадался на пути к небесам, в основном китайцы. А когда начала спускаться – сияющие лица европейцев тоже стали мелькать. Почему сияющие? Отвечу кратко – дружба народов! Требуется пояснение?..

Забираешься на самую верхотуру (я вскарабкалась на крышу последней сторожевой башни) — всё внизу кажется мелким, игрушечным, а люди, поднимающиеся по Стене, становятся такими родными и близкими! (чем выше, тем роднее) — у каждого губы поневоле расплываются в улыбке, когда встречаемся взглядами. Хочется громко петь и кричать от радости и восторга. Здесь звучат искренние “Нимэн хао!”, “Здравствуйте!”, “Гуд дэй!” Незабываемое чувство братского единения народов!..


Всё осталось внизу...

А на обратном пути в Пекин нам показали строящееся здание, где правительство Китая будет открывать Дни Олимпийских игр. Это потрясающее сооружение буквально сразило – оно поистине циклопических размеров и по форме в чём-то напоминает расплывшуюся по земле упругую прозрачную каплю воды. Мы спросили: “Кто архитектор такого чуда?” Американец… Китай стремится учиться и брать у других народов самое лучшее…

В Пекин влюбляешься сразу и навсегда – наверное, этим китайская столица схожа с Парижем. Так где же искать разгадку феномена Пекина, да и самого Китая, который бодро шагает в будущее невиданными темпами? На мой взгляд, ответ на такой вопрос – ответ знаковый, символический – мы находим в последнем, сокровенном храме монастыря тибетского буддизма Юнхэгун. Храм этот называется Ваньфугэ – терем Десяти Тысяч Радостей, или Башня Большого Будды. Внутри павильона стоит (не сидит, как Будда Шакьямуни) громадная 18-метровая статуя Верховного Будды Майтрейи – Владыки Мира, Владыки будущего.

Статуя была вырезана из единого ствола сандалового дерева, доставленного из Индии. Сначала в нужном месте вкопали ствол (ещё 8 метров в глубину), затем вокруг него возвели стены и крышу храма и лишь после этого вырезали саму статую. Всё происходило в середине XVIII века…

По легенде, Будда будущего Майтрейя обещал вернуться к людям в качестве мудрого Наставника человечества. Поэтому Он Стоит, а не сидит, как изваяния прочих буддийских святых. И, как видим, Он избрал, отметил Своим благосклонным вниманием замечательный город Пекин, столицу Китая с его трудолюбивыми, бесхитростными и очень доброжелательными жителями. Находясь среди них, постоянно ловила себя на мысли: “Хочу здесь жить!”…

Ольга АВИЛОВА.

Туристическая компания ООО “РОБИНЗОН”
Адрес: г. Владивосток, ул. Верхнепортовая, 38, офис 304, тел.: 517-227, факс: 517-475.


Вы просматриваете АРХИВ сайта. Актуальная версия сайта находится по адресу www.svetgrad.ru
© 2006-2008 "Светоград"