Общественная независимая газета в защиту культуры. Основана в октябре 2001 года в г. Владивостоке

Чтобы свеча не угасла

ПО СЛЕДАМ МАРАФОНА “ГРОМКОЕ ЧТЕНИЕ,
или ГОРОД ЧИТАЕТ ДЕТЯМ

Необычный марафон прошёл во Владивостоке с 15 по 24 мая с.г. В нём участвовали не спринтеры-бегуны, а дети, учителя, воспитатели детских садов, родители и библиотекари. Библиотеки как раз и стали центральными площадками, откуда и вышла и развернулась в пространстве сама идея марафона “Громкое чтение”. Здесь собирались желающие подключиться к этому увлекательному действу, широко охватившему многие школы и детские садики нашего города, некоторые семьи.

Во Владивостоке 22 детские библиотеки, ещё учтём Краевую детскую библиотеку на проспекте 100-летия — во все эти учреждения в те незабываемые майские дни приходили школьники, по одному и группами, со своими педагогами, чтобы вместе послушать чтение той или иной увлекательной книги. Происходил такой Книжкин праздник каждый день на протяжении всего марафона.


За Круглым столом в Центре детского чтения. Говорит Ольга Забелина (в центре)

“Книги читались вслух – мы друг другу напоминали, как это здорово! И главное – все очень вдохновились, — поясняет Татьяна Александровна Грицюк, зав. отделом реализации проектов и программ “Владивостокской централизованной библиотечной системы” (ВЦБС). Это учреждение культуры стало главным инициатором описываемых событий. — А так как марафон организовали в самом конце учебного года, многие учителя школ Владивостока, заразившись нашей идеей, обещали осенью продолжить внедрять у себя на уроках традицию чтения вслух или посвятить этому специальные классные часы.

Всем очень понравилась идея “Громкого чтения” – вспомнили, как полезно читать ребёнку в семье, в библиотеке, вообще в любой обстановке! Дети не только получают нужную информацию, но становятся намного ближе к взрослым – так устанавливаются особые доверительные отношения. Ведь ребёнок очень нуждается в общении, а через книгу, через её мудрость, когда именно взрослые, родители или педагоги, вместе с ребятами читают детские книжки, сопереживают приключениям героев, ищут какие-то идейные смыслы литературного произведения, — тогда между читающим и слушателями возникает устойчивая связь сердец, крепнет душевный контакт”.

Марафон закончился, показав замечательные результаты, – книги читались вслух одновременно в школах, садах, библиотеках, в семьях. И вот в конце мая в Центре детского чтения по ул. Калинина, 21 (одно из учреждений культуры ВЦБС) собрались за Круглым столом “Ребёнок. Книга. Чтение” организаторы, участники и “группа поддержки” — сотрудники городских и школьных библиотек, учителя, воспитатели садов, преподаватели центров детского творчества, психолог, писатели и родители. Они заинтересованно, всесторонне и очень бурно (каждый стремился высказать наболевшее и предложить своё видение успеха) обсуждали самый насущный вопрос воспитания – как приучить детей к вдумчивому чтению книг, как сделать так, чтобы ребята полюбили это замечательное во всех смыслах и полезное занятие.

Предварило разговор выступление Ольги Борисовны Забелиной, директора Владивостокской централизованной библиотечной системы:

“Наши российские традиции семейного чтения очень значимы и актуальны, особенно сейчас. И хотелось, чтобы они возродились, так как чтение книг – это гимнастика для ума и работа для души. Все мы прекрасно понимаем, что без чтения книг невозможно воспитать полноценную личность в современном обществе.

Я сначала думала, что ребёнок, заходя в интернет, также читает, и не важна форма чтения – электронная или книжная. Но подмена книги компьютером опасна тем, что дети вообще перестают читать, у них не нарабатывается навык глубоко проникать в смысл текста, они скользят по поверхности произведения, оттого им становится скучно, неинтересно. Телевизор, клиповая культура – мелькание картинок – лишь развлекают, но не дают глубокомысленного воздействия на личность человека”.

Все присутствующие за Круглым столом согласились, что читать – это замечательно! Вспоминали, как впервые полюбили книгу. Каждый делился своим опытом работы со школьниками. Рассказывали об успешных – настоящих Праздниках книги! – даже театрализованных, когда активно подключались родители, пекли вкусные торты, устраивали весёлые чаепития.

За Столом прозвучала ценная мысль, уже опробованная на деле: “Важно, чтобы процесс чтения стал игрой – тогда он увлекает”. И обязательно надо читать то, что нравится детям, а потом обсуждать.

Ещё участники отметили, что современные дети требуют уже иного подхода к их воспитанию. И, соответственно, качество детской литературы – вопрос своевременный и очень насущный. Он встаёт перед детскими писателями (да и недетскими тоже) как никогда остро!

Новые ритмы жизни, новая научная картина мира, о которой сейчас говорят и пытаются её научно описать передовые учёные России и мира, – всё это важнейшие моменты, влияющие на всплеск детской любви к книге. Здесь стоит напомнить, что ум человеческий – мощная геологическая сила, влияющая на переустройство мира (по Вернадскому), и нужно этот ум воспитывать соответствующим образом.

Выходит, проблема чтения книг детьми – проблема общая, социальная, и решать её необходимо всем обществом. Ведь не надо забывать: молодому поколению предстоит жить в будущем! – поэтому для детей особенно любопытно и привлекательно всё новое. И наша — библиотекарей, родителей, педагогов, писателей, журналистов — задача помочь ребятам заглянуть в будущее, спрогнозировать его, подсказав мысли о том, что это будущее будет – обязательно! – светлым, мирным и жизнеутверждающим.

Ольга АЛЁШИНА.

Советы для родителей

ЧТЕНИЕ В СЕМЬЕ

  • Читайте вместе вслух. И нет более приятного и верного пути для того, чтобы узнать читательские вкусы ваших детей и — что значительно важнее – узнать, о чём они думают и мечтают.
  • Говорите с детьми о прочитанном. Остановитесь на минутку, загляните в книжку, которую читает ваш ребёнок, поговорите с ним о том, что он читает. Ваш постоянный, но деликатный интерес сделает своё дело.
  • Рассказывайте о себе и своём детстве, о ваших друзьях и любимых книгах. О жизни. Даже если дети любят читать, всё равно они больше любят слушать. Рассказывайте о книгах, которые прочитали вы.
  • Бережно выбирайте для рассказывания детям не только книгу, но и каждый отдельный эпизод. Рассчитывайте на интересы, индивидуальность, возраст вашего ребёнка.
  • Какими бы ни были ваши разговоры с ребёнком о книгах – долгими, короткими, заранее продуманными или случайными – всё хорошо. Потому что эти разговоры сближают вас с детьми.

Вы просматриваете АРХИВ сайта. Актуальная версия сайта находится по адресу www.svetgrad.ru
© 2006-2008 "Светоград"