ПО СЛЕДАМ МАРАФОНА “ГРОМКОЕ ЧТЕНИЕ,
или ГОРОД ЧИТАЕТ ДЕТЯМ
Необычный марафон прошёл во Владивостоке с 15 по 24 мая с.г. В нём участвовали не спринтеры-бегуны, а дети, учителя, воспитатели детских садов, родители и библиотекари. Библиотеки как раз и стали центральными площадками, откуда и вышла и развернулась в пространстве сама идея марафона “Громкое чтение”. Здесь собирались желающие подключиться к этому увлекательному действу, широко охватившему многие школы и детские садики нашего города, некоторые семьи.
Во Владивостоке 22 детские библиотеки, ещё учтём Краевую детскую библиотеку на проспекте 100-летия — во все эти учреждения в те незабываемые майские дни приходили школьники, по одному и группами, со своими педагогами, чтобы вместе послушать чтение той или иной увлекательной книги. Происходил такой Книжкин праздник каждый день на протяжении всего марафона.
За Круглым столом в Центре детского чтения. Говорит Ольга Забелина (в центре)
“Книги читались вслух – мы друг другу напоминали, как это здорово! И главное – все очень вдохновились, — поясняет Татьяна Александровна Грицюк, зав. отделом реализации проектов и программ “Владивостокской централизованной библиотечной системы” (ВЦБС). Это учреждение культуры стало главным инициатором описываемых событий.— А так как марафон организовали в самом конце учебного года, многие учителя школ Владивостока, заразившись нашей идеей, обещали осенью продолжить внедрять у себя на уроках традицию чтения вслух или посвятить этому специальные классные часы.
Всем очень понравилась идея “Громкого чтения” – вспомнили, как полезно читать ребёнку в семье, в библиотеке, вообще в любой обстановке! Дети не только получают нужную информацию, но становятся намного ближе к взрослым – так устанавливаются особые доверительные отношения. Ведь ребёнок очень нуждается в общении, а через книгу, через её мудрость, когда именно взрослые, родители или педагоги, вместе с ребятами читают детские книжки, сопереживают приключениям героев, ищут какие-то идейные смыслы литературного произведения, — тогда между читающим и слушателями возникает устойчивая связь сердец, крепнет душевный контакт”.
Марафон закончился, показав замечательные результаты, – книги читались вслух одновременно в школах, садах, библиотеках, в семьях. И вот в конце мая в Центре детского чтения по ул. Калинина, 21 (одно из учреждений культуры ВЦБС) собрались за Круглым столом “Ребёнок. Книга. Чтение” организаторы, участники и “группа поддержки” — сотрудники городских и школьных библиотек, учителя, воспитатели садов, преподаватели центров детского творчества, психолог, писатели и родители. Они заинтересованно, всесторонне и очень бурно (каждый стремился высказать наболевшее и предложить своё видение успеха) обсуждали самый насущный вопрос воспитания – как приучить детей к вдумчивому чтению книг, как сделать так, чтобы ребята полюбили это замечательное во всех смыслах и полезное занятие.
Предварило разговор выступление Ольги Борисовны Забелиной, директора Владивостокской централизованной библиотечной системы:
“Наши российские традиции семейного чтения очень значимы и актуальны, особенно сейчас. И хотелось, чтобы они возродились, так как чтение книг – это гимнастика для ума и работа для души. Все мы прекрасно понимаем, что без чтения книг невозможно воспитать полноценную личность в современном обществе.
Я сначала думала, что ребёнок, заходя в интернет, также читает, и не важна форма чтения – электронная или книжная. Но подмена книги компьютером опасна тем, что дети вообще перестают читать, у них не нарабатывается навык глубоко проникать в смысл текста, они скользят по поверхности произведения, оттого им становится скучно, неинтересно. Телевизор, клиповая культура – мелькание картинок – лишь развлекают, но не дают глубокомысленного воздействия на личность человека”.
Все присутствующие за Круглым столом согласились, что читать – это замечательно! Вспоминали, как впервые полюбили книгу. Каждый делился своим опытом работы со школьниками. Рассказывали об успешных – настоящих Праздниках книги! – даже театрализованных, когда активно подключались родители, пекли вкусные торты, устраивали весёлые чаепития.
За Столом прозвучала ценная мысль, уже опробованная на деле: “Важно, чтобы процесс чтения стал игрой – тогда он увлекает”. И обязательно надо читать то, что нравится детям, а потом обсуждать.
Ещё участники отметили, что современные дети требуют уже иного подхода к их воспитанию. И, соответственно, качество детской литературы – вопрос своевременный и очень насущный. Он встаёт перед детскими писателями (да и недетскими тоже) как никогда остро!
Новые ритмы жизни, новая научная картина мира, о которой сейчас говорят и пытаются её научно описать передовые учёные России и мира, – всё это важнейшие моменты, влияющие на всплеск детской любви к книге. Здесь стоит напомнить, что ум человеческий – мощная геологическая сила, влияющая на переустройство мира (по Вернадскому), и нужно этот ум воспитывать соответствующим образом.
Выходит, проблема чтения книг детьми – проблема общая, социальная, и решать её необходимо всем обществом. Ведь не надо забывать: молодому поколению предстоит жить в будущем! – поэтому для детей особенно любопытно и привлекательно всё новое. И наша — библиотекарей, родителей, педагогов, писателей, журналистов — задача помочь ребятам заглянуть в будущее, спрогнозировать его, подсказав мысли о том, что это будущее будет – обязательно! – светлым, мирным и жизнеутверждающим.