Общественная независимая газета в защиту культуры. Основана в октябре 2001 года в г. Владивостоке |
Женский взгляд СТУПЕНЬКИ, ВЕДУЩИЕ К НЕБУ“Единожды испытавший полёт творчества уже по-иному воспринимает земные реалии. Тоска по обретённому Небу становится мучительной, а ступеньки, к нему ведущие, – всё круче, и каждая следующая ступень одолевается трудней, чем предыдущая. И остановиться нельзя. И вернуться на исходную ступень немыслимо. Вот он, парадокс мук творчества. Пробуждение творческого начала, возможно, и есть пробуждение Бога в человеке”. Из размышлений Г. ЯКУНИНОЙ о природе творчества. Сердце на ладони
Новый поэтический сборник Галины Якуниной “Не отрекусь…”, вышедший в июне с.г., подоспел к юбилею автора и стал долгожданным для всех ценителей её творчества. Эту миниатюрную – “карманного” формата – книжку с замечательными цветными вставками (в качестве иллюстраций использованы картины художника Афанасия Гелича) можно без натяжек назвать подарочным изданием. Такое впечатление возникает уже с первого взгляда на суперобложку, излучающую “тот вечерний несказанный свет”, что присущ поэзии автора. Заслуживает добрых слов и сама идея издательства Дальневосточного университета – выпустить серию стихов известных приморских поэтов в миниатюрном исполнении. Ведь прекрасно выполненная книжная миниатюра – не только мечта коллекционеров подобных изданий, но и бесценный дар для любителей таких изящных книг. Сборник свободно умещается на ладони, его можно положить в нагрудный карман – поближе к сердцу. Чтобы в любой момент раскрыть на нужной странице, перечитать полюбившиеся строчки – и вновь открыть для себя их глубочайший смысл. И почувствовать, как тревожно бьётся сердце поэта – в твоей груди, в твоей душе. И услышать тихий, печальный голос России, “её материнства горесть, недетскую грусть детей… боль стариков забытых, печаль деревень – пустынь, погостов, водою смытых, сожжённых дотла святынь”. Только поэт, дар которого сродни пророческому, может, обнажив душу, заговорить голосом своей многострадальной Родины. Но как ей, слабой женщине, вынести эту атлантову ношу, да ещё в наш жёсткий и бездушный век безумных скоростей и вселенского хаоса? И как будто в ответ звучат слова автора стихов: “Не я говорю о России – она во мне говорит…” Татьяна Тренькина и Галина Якунина — после спектакля... В новой книге Галины Якуниной преобладает женская, материнская тема, которая перерастает в разговор о матери-Родине и брошенном на произвол судьбы русском народе. Глухой болью отзываются в сердце уже знакомые стихи – “Молитва женщины”, “Заступница”, “Старый альбом”, “Заброшенный дом”, “Не перебивайте стариков”, “Распятие”, “Напев”, “В Чечню”, “Сын мой…” и другие. А новое, “Матерь Беслана”, как безутешный крик души вообще без слёз читать невозможно. Даже самое каменное сердце растопит материнский плач по детям, убитым 2 сентября 2004 года в бесланской школе. И всё-таки “колыбельная на кладбище” (такой страшный подзаголовок у этих стихов) не усыпляет, а будоражит – будит сознание. Тревожным набатом отзываются в сердце пронзительные строки: “Над землёю-вдовой Пляшет ветер-безбожник. Мир, где дети заложники, – Тоже заложник. Он за слёзы ребёнка Давно не в ответе…Чёрный пояс шахидки – На теле планеты”. Материнский плач как молитва очищает душу. Но самое главное – он учит всех нас, юных и взрослых, “урокам Беслана”. Недаром эти стихи, посланные из Владивостока в Северную Осетию, год назад заняли центральное место на “Стене плача” в разрушенном спортзале бесланской школы, ставшем музеем под открытым небом. Есть они и в экспозиции “Бесланского зала” в музее районного центра, директор которого, Изабелла Гасиева, постоянно переписывается с автором “Матери Беслана”. Среди стихов, впервые опубликованных в сборнике, немало таких, которые оставляют глубокую отметину в сознании, – это “Голос”, “Час до рассвета”, “Не страна победила страну…”, “Ночь с ангелом”, “Люблю людей, которые растут…”. В них всё ярче, как заря нового дня, проступает свет надежды. Это надежда на то, что “будет солнце и в нашем дому”. Надежда на возрождение человека, на возрождение духовности народа русского. Надежда на людей, “которые единственною властью негромкий голос сердца признают”. Спроси людей, которые растут: Для Галины Якуниной поэзия – один из сложнейших путей к духовному совершенству, путь познания жизни и самого себя. Это её призвание или, как сказал Валентин Распутин, “задание на жизнь” . “Да, поэт призван, – говорит она. – К ответу перед собой и перед Богом. А Бог не на небе – в сердце. И, может быть, стихи – это то, что Он считает возможным сказать сначала самому поэту, а уже через него другим людям”. Думаю, именно русская женщина, для которой любовь, терпение и самопожертвование испокон веку были смыслом жизни, открыв однажды, что она “не слаба и – не раба”, готова принять назначенный ей путь со стоической твёрдостью. Только теперь это уже другая – новая женщина, которая не ждёт помощи от мужчин, а собственными руками пытается упорядочить хаос жизни. …Среди поздравлений, полученных Галиной Павловной в день юбилея, была телеграмма из Северной Осетии от Изабеллы Гасиевой. В ней есть трогательные слова, к которым хочется присоединиться. Вот они: “Вы дарите людям свет, тепло и щедрость души. Спасибо Вам за отзывчивое сердце, за сострадание к чужой боли, за поэтический талант”. Праздник для души Может, так “встали звёзды”, но день 21 июня, в который ей выпало родиться, в нынешнем году стал для Галины Якуниной поистине судьбоносным. Так совпало, что именно в этот день в Доме молодёжи г. Находки должна была состояться премьера спектакля, созданного театром “Рампа” по её сценарию. Признаться, она долго не решалась “всё бросить…” – и исчезнуть на целых два дня из Владивостока. Но уж больно настойчивыми были звонки режиссёра-постановщика Татьяны Ивановны Тренькиной, да и друзья убеждали: “Это – судьба! Надо ехать…” И она решилась. К Дому молодёжи, своими солидными колоннами напоминавшему издали Большой театр, подъехали вовремя. Признаться, Галина была готова к полупустому залу и не могла даже предположить, что на премьере все 350 мест будут заняты. Сюрпризы этого удивительного дня ей ещё предстояло пережить и осознать – они только начинались. А пока нас проводили в тесную комнату, где артисты “Рампы” взволнованно, каждый по-своему, переживали последние минуты перед премьерой. На столе лежала программка спектакля. В глаза сразу же бросилась цветная заставка – точь-в-точь как на суперобложке только что вышедшего сборника “Не отрекусь…”. Оказывается, исполнитель главной роли Александр Мураховский, верстая накануне ночью буклет, наткнулся в компьютере на эту картинку и понял – вот то, что надо! Только потом уже открылось это мистическое совпадение. Да и в самом названии “Форточка Бога” было нечто таинственное. Суть поэтической истории, созданной по мотивам стихов и автобиографии Г. Якуниной, приоткрывал эпиграф, оказавшийся переводом французской пословицы: “Когда чёрт запирает все двери – Бог распахивает форточку”. До начала спектакля оставались считанные минуты, когда Татьяна Ивановна велела всем, кто был в репетиционной, взяться за руки, образовав круг, настроиться мысленно друг на друга и почувствовать, как бьются в едином ритме сердца. С таким настроем все вместе вошли в зал. …Перед зрителями – затемнённая сцена, только на заднике белеет чётко вычерченный контур оконной рамы с открытой форточкой. Мерцают свечи в руках семи женщин: вокальный ансамбль “Приморочка” исполняет “Молитву женщины”. (Это первое стихотворение, написанное 15 лет назад, стало и первым откровением в творчестве Галины Якуниной, тогда она ещё не осознавала, на какой трудный путь выходит, бросая вызов судьбе.) Отзвучали слова “Молитвы”, и на сцене проявились декорации. Справа, у рампы, обычный старый канцелярский стол с табличкой “Собес” и беспрерывно звонящим телефоном, а слева – белый прямоугольник двери, за которой выстроилась, толкаясь и переругиваясь, очередь. Эти скупые декорации очень точно отражают обстановку социального учреждения, в котором 12 лет проработала Г.П. Якунина. (Кстати, исполнительница главной роли Марина Успенская чем-то очень похожа на Галину, и не только внешне, но и духовной сутью.) А на сцене разворачивается обычная жизнь женщины: серые будни, неразрешимые проблемы, немыслимая усталость. Вечная круговерть: работа – дом… Кто-то скажет: “Да кому это нужно? Зачем показывать беспросветную нашу действительность, бередить душу? И так по уши сыты вечными житейскими проблемами, которые некому разрешить…” Но почему же почти полтора часа, без перерыва, зрители с неослабевающим вниманием следили не за каким-то авантюрным сюжетом, приправленным интимным “перчиком”, а за судьбой женщины, работника собеса, у которой “бельё неделями не глажено, окна полгода не мыты, и каждый день похож на сражение”? Как ей вырваться из этого заколдованного круга? И вот когда её душа, натыкаясь на закрытые двери, отчаянно ищет выхода – Бог распахивает форточку! В один из таких беспросветных дней к ней приходит Муза. Она появляется в образе девочки, которая родом из детства, и на все вопросы женщины “Как дальше жить?” отвечает одним словом: “Пиши!” (Сложная роль выпала Наталье Типсиной – внешне она наивный ребёнок, будто только что спустившийся на Землю с иной планеты, но её Муза – зрелый дух, посланник Света.) С благословения Музы наша героиня начинает писать стихи. Каждое слово рождается в муках, но этот крестный путь – спасение. Не будем забывать, что “Форточка Бога” – поэтическая история, она построена на стихах Г. Якуниной. Её поэзия – отнюдь не лёгкое “чтиво”, а откровение. Зазубрить эти стихи невозможно – с ними нужно срастись, выносить и выстрадать каждое слово. Эта задача, признавались артисты “Рампы” после спектакля, была самой трудной для исполнителей. Но им удалось без фальши, без излишнего пафоса донести до зрителей смысл каждой строчки, рождённой в сердце поэта. И вот кульминация действия – венок сонетов “Галатея”. Он был написан от женского имени, но режиссёр предложила автору разложить текст на женскую и мужскую роль. Во всём “венке” заменено только одно слово – последнее, и монолог женщины стал дуэтом двух сердец. Двое приходят в мир одинокими и всю жизнь ищут свою “половинку”. И нет конца вечному поединку, вечному противостоянию и притяжению мужского и женского начала. Только любовь, соединившая их, способна сотворить чудо. На одном дыхании исполнили эту Песнь любви Он и Она – Александр Мураховский и Марина Успенская. Надо отдать должное таланту режиссёра. Т.И. Тренькина почувствовала и передала актёрам ту тонкую лучащуюся нить, которая, начинаясь с прикосновения взглядов, рук, с узнавания того единственного, предназначенного тебе и “невстреченного”, ведёт к сотворению любви. И на такой трепетной ноте выстроен этот неповторимый спектакль в спектакле. Особая роль в спектакле отведена массовке, которая, по замыслу режиссёра, стала “гласом народа”, своего рода греческим хором. “Массы” представляют то очередь в собесе, то богемную тусовку, то зрительный зал. (В этом амплуа колоритны и самобытны – каждый по-своему – артисты Вадим Назаренко, Оксана Васильченко, Максим Вологин, Виктория Цирик, Евгения Заплитная и Ольга Земзюлина.) Живую реакцию зала вызвала Тётка в исполнении Галины Ворониной. Её персонаж получился таким узнаваемым, потому что актриса не играет, а живёт на сцене. Эта соседка-подруга героини учит её жить, “как все”, уговаривает бросить писать стихи, поехать “в Суньку”, заняться, как она, малым бизнесом. Но однажды, прочитав стихи “Сын мой…”, она, потрясённая, понимает, что в этих строчках звучит её боль, плачет её сердце. (И кто бы мог подумать, что Г. Воронина – многодетная мать; совсем недавно пришла она в “Рампу” и, обладая множеством талантов, готова служить театру на любом поприще – хоть печь пироги, хоть плясать без устали…) Несколько слов о создателе спектакля. Человек театра по образованию, призванию и по душе, Т.И. Тренькина 22 года была руководителем народного театра “Вера” Николаевского военного гарнизона. 2 года назад она создала в Находке театр “Рампа”. Это такое же, как в Николаевке, творческое объединение актёров-любителей (от слова любить!). Режиссёр тонкий, мыслящий, искренний ценитель поэзии, Татьяна Ивановна уходит от схемы профессиональной режиссуры в сторону выстраданной, высмотренной жизни. В судьбе обычной женщины, ставшей поэтом, она видит смысл судьбы человеческой. Артисты “Рампы” любят повторять: “У нас в театре техника запрещена…” В этой шутке велика доля правды. Режиссёр учит их не просто играть, а “включать” в работу сердце. В этом их творчество сродни поэзии Галины Якуниной. В спектакле “Форточка Бога” во всей красе расцвёл, заиграл всеми красками “венок” народных талантов. Слышали бы вы, как проникновенно звучали стихи Г. Якуниной, положенные на музыку А. Мураховским и исполненные им под гитару. Видели бы шутливое представление, устроенное после спектакля “нашими артистами”, — как зажигательно они пели и плясали, как талантливо импровизировали. Да, этот день стал настоящим праздником для Галины Якуниной, для всех участников спектакля “Форточка Бога” и для зрителей. Праздником для души! Алла МЕЩЕРЯКОВА. |