Общественная независимая газета в защиту культуры. Основана в октябре 2001 года в г. Владивостоке

Женщина и мужчина

СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ЖЕНСКИЙ ВОПРОС?

9 марта 2007 года в Краевой публичной библиотеке им. М. Горького состоялось очередное заседание Центра “Человекознание”. Очень интересное сообщение “Перспективы XXI века. Женский вопрос: тупик или дальнейшее развитие” сделала профессор Людмила Дмитриевна ЕРОХИНА, зав. кафедрой философии Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, руководитель Центра гендерных исследований ВГУЭС.

Я сегодня хотела бы, говоря о женском движении в XXI веке, отойти от бытовой схемы и поразмышлять, какое место женщина занимает ныне в мировом историческом процессе. Покопавшись в своих записках, я нашла любопытные данные.


Людмила Ерохина

Меня поразил один странный факт. Женщины начали активно бороться за свои права примерно с середины XIX века – в 1862 году впервые жительницы штата Вайоминг (США) получили право голоса. Последняя же европейская страна, которая “пала” в 1952 году под натиском так называемого феминизма (женского движения), Швейцария. Через 90 лет! – такой временной разрыв кажется дикостью. С начала ХХ века в СССР женщина-труженица, женщина-мать имеет все права. А рядом, в передовой Европе, – цивилизованная страна, где женщины лишены этих прав. Видимо, всё зависит от того, какой ресурс использует то или иное государство в ходе строительства своего будущего.

Сначала в России, потом в СССР женщина была активным ресурсом, поэтому вопрос о передаче ей прав — политический. Женщину необходимо вывести в общественную жизнь – чтобы она строила, копала, стояла у станка и одновременно воспитывала детей. Мужчины у нас погибали в войнах, в концлагерях – надо было заполнять вакуум. А Швейцария – страна в этом плане благополучная, женщина остаётся дома, в семье…

Но начиная с 60-х роль женщины в общественной жизни становится чрезвычайно заметной в мировом масштабе. Впервые в 1960 году в высшие эшелоны власти избирается Сиримаво Бандаранаике — в неразвитой экономически стране Шри Ланка. С той поры женщины активно включаются в политическую жизнь.

Многие исследователи пытаются понять, что заставляет женщин идти во власть. Что это – стремление сделать карьеру? Удовлетворить какие-то свои амбиции? Или желание помочь другим женщинам? На этот вопрос, наверное, нельзя ответить однозначно, но здесь важен другой момент: приходит женщина к власти — и, как в хорошей сказке, ситуация в стране значительно улучшается…

Сейчас футурологи грозят нам матриархатом. Они заявляют о тенденции нарастания активного участия женщин в политической жизни – это кончится тем (по их мнению), что в конце концов женщины возьмут верх над всем. Действительно, тенденция очень заметная – может быть, не матриархата, но вхождения женщин во властные структуры. Например, на сегодняшний день представительство женщин в странах Скандинавии – почти 50 процентов, и они очень гордятся этим паритетным равенством. Когда жительниц скандинавских стран спрашиваешь, как им удаётся добиваться успехов в борьбе с семейным насилием, добиваться запрета на проституцию (как явления, дискриминирующего, в первую очередь, женщин), отстаивать новую социальную политику по поддержке семьи, молодёжи, материнства, они отвечают: мы приучили своих мужчин. Почти 50 процентов! – значительная цифра, и она заставляет считаться с силой женского влияния на решение политических вопросов. Даже в таких странах, как арабские, где господствует ислам, женщин в различных органах власти, в том числе в парламенте, почти 10 процентов – и это знаковое явление. Ещё одна цифра: в 19 странах мира женщины занимают 30 процентов парламентских мест.

Давайте разберёмся: что такое матриархат, патриархат? Две системы – они имеют разные ценностные градации, но сближает их одинаковое свойство: и в том и в другом один пол старается доминировать, подавлять противоположный пол. Именно такую картину и предрекают нам сегодня политики, пугаясь в будущем женского диктата.

Здесь есть доля справедливости, потому что современная женщина – это женщина, живущая в мире мужских ценностей. Давайте посмотрим, что требуется от женщин, которые уходят в политику? Характер, воля, умение говорить языком силы. Вспомним успешных женщин-политиков, начиная с Маргарет Тэтчер и заканчивая Кондолизой Райс, — они живут и трудятся, исходя из принципов мужских стереотипов. На сегодняшний день политика опирается на силовые методы – именно это и настораживает мужчин; они заявляют, что наступающий матриархат просто-напросто низведёт мужчину до того положения, в каком пребывала, да и пребывает сейчас женщина.

Как чувствует она себя в такой, я бы сказала, вилкообразной ситуации, где, с одной стороны, от неё требуют проявления женственности, а с другой – войдя в политику, она оказывается под давлением тех норм, которые должна соблюдать? Тогда перед женщиной-политиком встаёт выбор: или принять силовую — мужскую норму, или уходить, потому что её просто не воспринимают как политика, так как она не ведёт себя соответственно. Женщина, “входящая во власть”, неизбежно теряет женственность, теряет семью, потому что очень сложно совмещать две функции – успешного политика и добропорядочного семьянина.

Так что же нам видится в перспективе – матриархат либо патриархат с его мужскими ценностями или же нечто другое? Модель, которую на сегодняшний день вырабатывают скандинавские страны (наверное, наиболее оптимальный вариант, но чрезвычайно сложный), – эгалитаризм, когда в политике, в быту, во всех сферах деятельности мужчина и женщина приобретают равенство. Но это действительно подлинное равенство! – не то, что провозглашено в конституции.

Я спрашиваю у своих коллег, испытывают ли они дискриминацию? Отвечают: нет. А давайте посмотрим глубже. Да, конституция у нас провозглашает: граждане, независимо от пола, имеют право быть избранными в органы власти, имеют право на образование, на всевозможные льготы и прочие вещи. Но что происходит на деле? Девушка заканчивает вуз. (А преподаватели прекрасно знают, что девочки учатся гораздо лучше мальчиков, они усидчивы, старательны, адекватнее воспринимают знания; мальчики в силу обстоятельств иначе готовятся к жизни.) После вуза она ищет работу, и довольно часто ей отвечают: “Девушек просим не обращаться”.

Второе обстоятельство. Молодая женщина, выйдя замуж, рожает ребёнка – она минимум на три года выпадает из общественной жизни. Когда возвращается, оказывается, её однокурсники, учившиеся, как правило, хуже, уже занимают ключевые посты, отсюда – размер заработной платы, карьера… К тому же женщина, создавшая семью, не может часто ездить в командировки, она сидит с больным ребёнком и т.д. Потому участие многих женщин в государственных управленческих делах сегодня оказывается просто невозможным. Это очень хорошо видно, если взглянуть на местные органы власти. Наше Краевое законодательное собрание в точности отражает подобную ситуацию в высших эшелонах власти страны. Вспомним, в состав первой Государственной Думы входило 12 процентов женщин. Потом цифра снизилась до 7 – во втором созыве; соответственно третий созыв – 4 процента. В нашей Краевой думе 3 процента женщин – почти та же цифра.

И тут возникает вопрос: кто же решает так называемые женские, детские проблемы – то, что волнует женщину в первую очередь?.. Выходит – мужчины!.. Необходимо задуматься о том, как будет строиться политика развития общества дальше, как будет решаться женский вопрос. Подчеркну, решаться женский вопрос – чтобы восторжествовала социальная справедливость. Такая справедливость должна создаваться не по принципам конституции, как она заявлена на сегодня, а с учётом того, что в нашем обществе мужские нормы всегда оказываются преобладающими – и женщине остаётся их принимать или не принимать…

Почему женщина часто становится жертвой домашнего насилия? Потому что она не может справиться с ситуацией доминирования мужских норм. Тогда женщина вынуждена идти в политику, чтобы вопросы социальной справедливости в отношении женщин решать самой. Если не она, то никто этого не сделает.

Так же обстоит дело и с женскими движениями – на них современные политики машут рукой, особенно когда послушаешь Митрофанова или всеми любимого Владимира Вольфовича. Но женщина неумолимо выходит на политическую арену! Выходя на социальную арену, она не стремится завоевать ключевые позиции, но старается показать, что обладает теми же способностями, что и мужчина. Потому что мы в России традиционно создали то, чего нет во многих странах мира, — сферы женской и мужской занятости, развели их в разные стороны, считая, что детский сад, школа, библиотека, медицина – сферы женской занятости. И всегда слышишь в ответ: а почему же нет, ведь там требуются женская забота, женское участие…

Но давайте вспомним, в XIX веке и вплоть до 17-го года ХХ века школьное и высшее образование – прерогатива мужчин, и не потому, что неприлично женщине выходить на общественную арену, — заработная плата была высока. Возьмём банковское дело вплоть до 90-х годов прошлого века – преобладали женщины. Заработки выросли – в банках появились мужчины и свои ключевые позиции сдавать не хотят. Но если завтра повысят зарплату учителю – в школе окажутся мужчины! По сути дела, мы культивируем такой порядок жизни, объявляя ту или иную её часть женской или мужской сферой.

Вот почему для женщин очень важно заглянуть в перспективу XXI века! Стоит задача – создать не некую систему женских ценностей, которая будет доминировать над мужской частью населения. Но сформировать особую систему ценностей полов, женского и мужского, которые не будут подавлять один другого, а будут гармонично сосуществовать рядом, дополняя друг друга. Мне кажется, это как раз та реальная перспектива справедливого общества, на осуществление которой сегодня и направлено женское движение в России и в западных странах. Об этом же свидетельствуют женские движения, существующие в странах ислама.

— То есть равноправие, — реплика из зала.

— Уточню, равноправие не только конституционное – а равноправие норм. Мужчина и женщина – они разные. И они никогда не поймут друг друга – часто это слышим. На то есть биологические предпосылки, а ведь есть и культурно создаваемые, вспомните с детства знакомое “Мама мыла раму”. И через весь букварь – мама моет. А где папа?..

В нашем Центре гендерных исследований мы проанализировали журналы “Крестьянка”, “Работница”, газеты 50-х годов, посвящённые образованию и домашнему воспитанию. Во всех этих изданиях лишь за 1952 год в двух случаях фигурирует папа как воспитатель! Только мама заботится о ребёнке, о семье. А что делает папа? – вопрос остаётся открытым. Папа зарабатывает деньги? Мама тоже зарабатывает деньги! Мама – труженица и ко всему прочему ещё и мать…

— У мамы – материнский капитал, — реплика из зала.

— Опять-таки у мамы, а у папы? Разве отец не может принимать равное участие в воспитании и образовании детей? Он обязан! Но самый интересный факт – на протяжении всей истории советской власти, я уже не говорю о сегодняшнем времени, преобладающее большинство работоспособного населения составляют женщины, в разных сферах народного хозяйства. Исследователь Екатерина Баскакова, занимающаяся изучением рынка труда, отмечает: 63 процента всего работающего населения России – женщины. Следовательно, у российской женщины двойная, тройная нагрузка. А мужчина только работает, и вопрос воспитания детей для него остаётся открытым. То есть когда мы говорим о равенстве, мы должны понимать, что равенство конституционное и равенство реальное – разные вещи. Можно всё провозгласить, но как на деле осуществить?.. И сегодня женщины пытаются показать так называемые невидимые миру слёзы и предлагают посмотреть трезво на это пресловутое “равенство”.

Сейчас женщина действительно становится реальной социальной силой – она содержит семью, она содержит мужа, детей. Женщины обретают самостоятельность – они понимают, что сегодняшняя ситуация должна быть в их пользу. И смело шагают навстречу своей судьбе, выбирая позицию неподчинения мужскому диктату. Тем более очевиден вопрос равенства женских и мужских способностей и возможностей в сферах высоких технологий, где не нужна грубая мужская сила и какие-то другие качества, которыми мужчины всегда гордились.

Современные высокие технологии показывают, что и женщины и мужчины способны создавать информационные программы и выдавать тот же самый продукт – разницы никакой. Как говорится, цель одна – но подходы к решению могут различаться, учитывая физиологию мужчины и женщины, их психологические особенности. Но утверждать, что изначальная биологическая заданность будет всегда различать мужчин и женщин, – ошибочно. И как показывает практика, даже в исламских странах, где женщины особенно подчинены мужским нормам (потому что открыто противостоять опасно для жизни), — они всеми правдами и неправдами пытаются создавать группы поддержки друг друга в борьбе за свои права. Они входят в различные коалиции или политические движения с целью развенчать мужские стереотипы – на что, собственно, нацелено в исламских странах женское движение. Как раз этот факт свидетельствует о том, что перспектива женского вопроса будет развиваться в пользу женщин.

Женский вопрос – это вопрос эмансипации женщин. Но теперь он ставится и видится несколько по-другому: как изменить дискриминационные мужские нормы по отношению к женщине, чтобы оба пола существовали в справедливых взаимоотношениях и не потеряли своей специфики? Женщины сохранили женственность, а мужчины – принципы мужественности. Чтобы мужчина и женщина поняли, что любого рода унижение одного пола другим есть либо мужской, либо женский вопрос. И хорошо, если бы в будущем такие вопросы сошли на нет.

После выступления Л.Д. Ерохиной последовало очень оживлённое обсуждение “женского вопроса”, которое мы опубликуем в следующем номере “С”.


Вы просматриваете АРХИВ сайта. Актуальная версия сайта находится по адресу www.svetgrad.ru
© 2006-2008 "Светоград"