Общественная независимая газета в защиту культуры. Основана в октябре 2001 года в г. Владивостоке |
Призвание ЕСЛИ ДУША ЖАЖДЕТ ЧУДА…Отрывки из ночных бесед с режиссёром Татьяной Тренькиной Её первой игрушкой была казахстанская степь, а первыми друзьями – суслики. Молодые Танины родители приехали поднимать целину, и здесь, в городе Рудном, она родилась. Её первой ролью стала Русалочка в опере Даргомыжского. Московский театр, приехав на гастроли, искал девочку на роль “русалкиной дочки”. Выбор пал на десятилетнюю Таню. Она стояла за кулисами, одетая в костюм и парик, и твердила: “Я не хочу… не хочу!” Но заструилась тихо и светло “русалочья” мелодия, и, повинуясь толчку неведомых сил, девочка вышла на сцену…
На режиссёра учатся всю жизнь – Сколько лет я ставлю спектакли? Двадцать пять… И каждый раз говорю себе: “Хватит! Всё!! Это последний!!!” Татьяна рассказывает… нет, как истинный человек театра, незаметно для себя она “играет” рассказ. Не вставая из-за кухонного стола, почти не жестикулируя, одним лицом и голосом лепит на моих глазах всех действующих лиц своих историй: детей и взрослых, женщин и мужчин, мультяшных зверят и сказочных героев. А ведь только что это лицо было серым от усталости и глаза – покрасневшими от недосыпа: поздним вечером вернулась из Николаевки, куда заехала после Международной биеннале визуальных искусств в Уссурийске. “Когда я высплюсь по-человечески?” – вопрос остаётся без ответа, наверное, с тех пор, как поступила она в Кемеровский институт культуры на режиссёрско-театральное отделение. – Это был самый первый набор. Своих преподавателей в области ещё не вырастили, и кафедру возглавляли ленинградские режиссёры. Мне повезло: мастера были замечательные, никаких поблажек нам не давали. Первым потрясением от режиссёрской работы стал спектакль Товстоногова “Прошлым летом в Чулимске”. Она увидела его второкурсницей, когда на зимних каникулах поехала в Ленинград. – Это было похоже на удар молнии. Ничего подобного больше видеть не доводилось. Все другие спектакли после него казались лживыми, наигранными. Потом повезло увидеть во Владивостоке удивительно глубокую, искреннюю работу: спектакль “На дне” режиссёра Леонида Анисимова. Я очень хотела стажироваться у него: поняла, что знаний, полученных в институте, мало. На режиссёра учатся всю жизнь. Слушая Таню, я думаю о том, что театр – это тоже “подъём целины”. Вечное путешествие во времени и шествие по пути, отмеченному главными болевыми точками эволюции человеческого духа. Когда, глядя на сцену, люди начинают понимать, а точнее – вспоминать, зачем они пришли в этот мир. Весь мир – театр С дипломом режиссёра любительского театра она приехала в далёкий Николаевский гарнизон, похожий на все гарнизоны России, где единственным развлечением были сплетни да выпивка. Приехала, не подозревая, что свяжет с ним свою судьбу на долгие годы. И создаст театр “Вера”, которому присвоят звание народного. И будет участвовать с ним в международных биеннале, гастролировать за рубежом. И среди бравых лётчиков, которые по приказу замполита явятся к ней на “смотрины”, но уйдут в глухую “оборону”, когда она спросит, кто из них умеет петь, играть, танцевать, – среди них будет Володя, будущий муж… Её первым спектаклем стал “Трибунал” А. Макаёнка. – Замполит полка торопил с премьерой к 7 ноября. Пьеса меня захватила: обычные ситуации, повседневные человеческие отношения драматург, перемежая юмор с трагедией, наполнил философским смыслом и вывел разговор на огромную духовную высоту. Он т а к сказал о любви к Родине!.. На премьере зал рыдал и смеялся. И я решила поставить ещё один спектакль… потом третий. В “Маленьком Принце” главную роль играла Оля, её младшенькая, а Володя был Лисом. Спектакль был задуман как подарок ко Дню Советской армии. Полк построили и привели в клуб. – Заходили в зал темнее тучи, – вспоминает, смеясь, Татьяна. – Понять нетрудно: 23 февраля, всех накрытые столы ждут, а тут обязаловка… И высшей наградой для нас были их просветлённые лица после спектакля. Потом была “Женитьба Фигаро”. – До сих пор не могу объяснить даже сама себе, почему “Фигаро” так действовал на людей. Приходили целыми семьями по нескольку раз. Одна мамочка пришла с близнецами, им и трёх лет ещё не было. Я говорю: “Да разве они вытерпят два часа!” “Вытерпят, – заверяет она. – Мы даже стульчики с собой взяли!” Спектакль не сходил со сцены несколько лет. …А старшая, Алёна, тоже пришла в театр. Но уже после школы. Формула любви Разве можно забыть феерический спектакль по рассказам Чехова, фестиваль в Японии, приглашение в Индию?.. Правда, спонсоров не нашлось, и поездка не состоялась. Потом Володя вышел в отставку, и они уехали в Оренбург. – Хотела отдохнуть. Но года не прошло – занялась театром. Вроде всё пошло на лад… а душа рвалась в Приморье. И она вернулась! Не успела обустроиться в Находке – на пороге возникли актёры с одним-единственным вопросом: когда начнём работать? – Возвращение души домой – это и есть формула любви. Как бы ни корёжила, ни испытывала человека судьба, душа знает, что вернётся в Дом. Всё надо пропускать через сердце. Пока в нём жива любовь, пока через него идёт каждое слово – это и есть настоящее чудо театра. На репетициях, по словам Татьяны, самое трудное – т а к передать актёрам своё видение пьесы, чтобы оно, переплавясь в душе, стало собственным открытием каждого. У всех – своя точка отсчёта: кто-то открывается с первой репетиции, кто-то – перед самым спектаклем. Никакие “научные” подходы, никакой режиссёрский опыт здесь не поможет: с каждым спектаклем – всё заново. Это роднит режиссёра с учителем – каждый урок не похож на предыдущий. Если, конечно, на каждом уроке учитель растёт вместе с учениками. – Вести за собой может только тот, кто сам идёт на подъём. Стоит остановиться – и станешь помехой, преградой. В жизни вообще нет остановок: либо вверх, либо – вниз. Любая остановка равна срыву. Актёры переживают, когда рост мастерства идёт по спирали: глядь – а ты уже был на этом витке, уже проходил это. Я им говорю: не бойтесь. Если вы осознали, что откатились, не казните себя, а соберитесь и – снова идите вверх. Тогда приходит чувство полёта и радости: я одолел! Поднялся!
Открыть свою “форточку” Находкинский театр молодёжи, где сейчас работает Татьяна, назвали “Рампой”. А знаете почему? Это слово имеет несколько значений: театральный свет, бортик вдоль авансцены, театр в целом… Но есть ещё одно, очень интересное разъяснение: “устройство для сообщения между двумя уровнями с доступным для передвижения уклоном… для перехода с одной магистрали на другую”. Вот такие задачи решает сегодня режиссёр со своими актёрами. Спектакль “Форточка Бога”, премьера которого состоялась месяц назад, стал серьёзным испытанием всего коллектива “Рампы”. Спектакль в стихах? Сегодня? Зачем? – Каждый человек дорастает до поэтического слова в свой час. Этот процесс, увы, не подстегнёшь, и массовым он никогда не будет. Работая над “Форточкой”, я ощутила, как вырос коллектив внутри самого себя. Я постоянно говорила им о духе, о душе, о том, что мы пришли в эту жизнь, чтобы познать самих себя, найти свой путь и выполнить задачу, которую мы, кстати, не знаем. Но мы её ищем, чтобы выполнить. А как узнать, что нашёл и выполнил? Когда сердце отзывается на твой путь и внутри тебя – радость. Не щенячья, а глубинная радость. Когда сердце говорит: ты правильно идёшь, иди дальше… Вот об этом я им говорила. Вначале слушали с сарказмом: давай, давай… Но потом сама энергетика стихов в моей расшифровке начала приближать их к самим себе, и спесь исчезла сама собой. Каждый открыл свою “форточку”. После премьеры вышло несколько статей, одна из которых, написанная Татьяной Тузюк, была размещена в интернете: “Понимаете, что удивительно и важно: в нашей Богом забытой (хотя, что за банальности, не Богом, наверное, а нами самими заброшенной) Находке, где отродясь не было театра и никакие усилия сверху не могли его родить, вдруг появляется режиссёр из военного гарнизона, которая с непрофессиональными актёрами делает потрясающие по своей глубине и искренности вещи наперекор всем подножкам. Думаю, перед ней Бог открыл форточку давно, и ей есть, что сказать миру через неё. Оказывается, нам, уставшим, разуверившимся, ожесточённым, циничным, считающим себя бедными и несчастными, родства не помнящим и культуры особенно не знающим, так не хватает чего-то настоящего и искреннего. Мы привыкли быть т а к и м и. Но мы ещё можем плакать, увидев себя не в мутном зеркале отупляющих сериалов и боевиков, а в чистом зеркале душою выстраданных стихов и хорошего спектакля. “Форточка Бога” стала ударом, камнем, внезапно упавшим с неба в болото в наших сердцах. Ищите свою форточку. А может быть, кто-то уже нашёл?” Всё-таки правильно назвала Татьяна свой николаевский театр – “Вера”! Детская вера в изначальную справедливость мироустройства с годами переросла в ней в мудрость и мужество. В умение видеть за облаками небо, за бытом – бытие, под маской – душу. Помните нехитрую истину? “Когда душа человека таит зерно пламенного растения – чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии. Новая душа будет у него и новая – у тебя”. …А знаете, зачем Татьяна Тренькина со своими артистами поехала в Николаевку после международной биеннале в Уссурийске? Нет, не отдыхать и принимать поздравления от друзей, – сделать подарок ко дню рождения трёхлетней девочке, дочке актрисы. Догадались, какой? Правильно, спектакль! Галина ЯКУНИНА. |