Общественная независимая газета в защиту культуры. Основана в октябре 2001 года в г. Владивостоке

НЕ КАЖДОМУ ДОВЕРЯТ СТРОИТЬ ХРАМ

Судьба русских церквей трагична и велика. Ограниченные в самостоятельности ещё Петром Первым, порушенные революцией, они вновь возрождаются из небытия. И что особенно радует – наряду с реставрацией старых церквей возводятся новые. Один из “новостроев” – храм Богоявления в Артёме, освящённый в январе этого года. Изящный, белоснежно-лазурный, устремлённый ввысь в нимбе золотых лучей, он притягивает взгляд издалека.


Храм Богоявления в Артёме

– Нам более чем повезло, – улыбается Дмитрий Максимов, один из авторов проекта. – Хотя для зодчих из Дальневосточного ПромстройНИИ-проекта дело это не новое: мы уже занимались возрождением Покровской церкви в посёлке Угловое, другими культовыми сооружениями. Владивостокской епархии представили два эскизных проекта: в санкт-петербургском классическом стиле и русско-византийском. Был утверждён второй проект.

Одобренный владыкой Вениамином эскиз навеян мотивами русского зодчества XIV века: что-то в нём от знаменитого Покрова на Нерли, что-то – от московского храма Христа Спасителя. По словам архитектора, типовых проектов подобных зданий не существует. Авторы, конечно, строго придерживались церковных канонов, но сумели найти сплав классики с современностью.

У Богоявленского храма – высокий цоколь, благодаря которому высота достигает почти сорока метров. В отличие от обычных церквей, в нём спроектирован зал для крещения с большой купелью. А главное – вас сразу окружает обилие света и воздуха. Нет привычного полумрака, трепещущих лучей: из высоких арочных окон свет льётся победоносным потоком. И дело даже не в окнах, подоконники которых срезаны под углом, чтобы солнце подольше задерживалось в зале, а в отсутствии привычных колонн, на которых держится барабан купола. Именно потому центральная часть храма стала такой просторной и светлой, в этом – одна из главных его особенностей, его уникальность.

Строгий инженерный расчёт подвёл к смелому решению, которым конструкторы справедливо гордятся: центральный барабан с куполом, который весит более 60 тонн, поставлен на крестообразные монолитные перекрытия. Не забудьте ещё про роскошное паникадило, вес которого превышает полторы тонны!

В храме – современные коммуникации, вентиляция, автоматика. И – великолепная акустика: арочные купола и наклонные скруглённые перекрытия прекрасно отражают звук. Причиной этому – как раз соблюдение православных канонов: форма здания, его объём и арочные купола подтверждают правоту векового опыта русских зодчих.

Сложные расчёты потребовали и строгого контроля за выполнением работ. Постоянный авторский надзор зодчие вели на всех этапах строительства. Тем более что строился храм хозяйственным способом, то есть, за исключением особо ответственных этапов, его возводили сами прихожане. Главными вдохновителями и организаторами во время строительства были отец Георгий, настоятель храма, и исполнительный директор Владимир Потапов.

Народная стройка – на народные деньги… При этом – никаких отступлений от сложного проекта. В особо трудном случае, когда устанавливались монолитные перекрытия и рабочие не могли понять разъяснений архитекторов, специалистам пришлось делать макет и наглядно показывать, что именно требуется сделать.

– То, что храм построен строго по проекту, – уже фантастическая редкость для нашего времени, – утверждает Алексей Смольянинов, главный инженер проекта. – Зато теперь можно с уверенностью сказать, что храм простоит 300 лет минимум. Хотя творческая группа считает, что он простоит и пятьсот.

Внутреннее убранство Богоявленского храма, по словам дизайнера Александры Вагнер, первоначально было более эффектным. Но по просьбе владыки Вениамина его упростили. Красота интерьера стала строже и духовнее. Теперь кажется, что свет льётся не только из-под купола и окон, но исходит от гранитных плит пола. Цветовое решение интерьера – лазурь, бирюза и нежная зелень в обрамлении солнечных лучей рождает чувство умиротворённой радости и покоя. Сияющий алтарь скоро будет дополнен настенной росписью. А в целом храм оставляет редкое впечатление совершенства пропорций и красоты, в которой нет никаких излишеств.

Не случайно проект Богоявленского храма завоевал Золотой диплом на Дальневосточном фестивале “Зодчий–2006”. А главное – он очень нравится самим артёмовцам, которые сразу назвали его одной из достопримечательностей города.

Галина ЯКУНИНА.


Вы просматриваете АРХИВ сайта. Актуальная версия сайта находится по адресу www.svetgrad.ru
© 2006-2008 "Светоград"