Общественная независимая газета в защиту культуры. Основана в октябре 2001 года в г. Владивостоке |
Существует ли ЖЕНСКИЙ ВОПРОС?Мы продолжаем знакомить наших читателей с интересным сообщением “Перспективы XXI века. Женский вопрос: тупик или дальнейшее развитие”, с которым выступила профессор Людмила Дмитриевна ЕРОХИНА (зав. кафедрой философии Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, руководитель Центра гендерных исследований ВГУЭС) 9 марта 2007 года на очередном заседании Центра “Человекознание” в Краевой публичной библиотеке им. М. Горького (см. “С” №7’2007). Сейчас Людмила Дмитриевна отвечает на вопросы заинтересованной аудитории.
— Думаю, необходимо пересмотреть законы, касающиеся материнства и детства. Но, опять же, кто их будет пересматривать?.. — реплика из зала. — Во властных структурах – мужчины! Уже десять лет, начиная с 1996 года, в коридорах власти “гуляет” закон о противодействии домашнему насилию – один из самых серьёзных вопросов, который обсуждают феминистки. Не принят он до сих пор! По той же причине закрываются во многих городах детские кухни, а детские сады передаются в руки частным лицам, что вызывает, мягко говоря, недоумение. А затем федеральное правительство должно выкупать назад эти учреждения. Это что – в поддержку женщин?.. — А мне хотелось бы обратиться к проблеме семьи, — реплика из зала, — точнее, как в семьях воспитываются мальчики. Ведь сколько веков доминировал мужской взгляд на жизнь, а женщина играла подчинённую роль, и сейчас во многих семьях муж считается главой и хозяином. Наблюдают за этим сыновья и несут уже в свои будущие семьи такие же стереотипы отношения к женщине, жене – подвластному существу, на которую можно покричать, покуражиться... — Журналист Надежда Шведова из Москвы в своей статье “Кто спасёт мальчиков от эмоциональной тупости?” как раз затрагивает проблему, о которой говорите вы. Ведь как воспитывается ребёнок в семье? Для мальчиков – одни требования, для девочек – другие. Девочку приучают шить, вязать, опять же поплакать ей дозволительно, а вот мальчику плакать, показывая свою слабость, нельзя, так как “маменькин сынок” – это плохо. Однако американцы считают: из мальчиков, эмоционально зажатых, вырастают чёрствые эгоисты, насильники. А потом женщины, вступающие с ними в брак или связь, страдают от их эмоциональной тупости, как говорит Шведова. Как правило, именно мать упрекают в том, что она не сумела воспитать мальчика достойным человеком, то есть женщине предъявляют претензии, а отец как будто здесь ни при чём… И проблема не только в том, чтобы супруг уважительно относился к супруге, — он просто устраняется от воспитания детей. Шведова приводит показательный пример. Жена говорит своему мужу-военному (он, казалось бы, воплощение мужественности, всех лучших мужских качеств): “Иди в школу, на классном собрании будут ругать нашего сына”. Тот отвечает: “Я боюсь туда идти – сходи ты”. Получается, мужчина перекладывает груз ответственности за детей на плечи женщины. И это старая-старая традиция – ещё Руссо в XVIII веке размышлял: зачем женщине нужно образование? Для того чтобы она услаждала мужа умными беседами, иначе он начнёт искать другую женщину, будет считать свою жену неинтересной. А во-вторых, чтобы она могла воспитать достойного гражданина. Она! Но почему только женщина отвечает за воспитание? Жёсткий контроль как матери, так и отца над собой, над своими поступками – это тоже во многом влияет на уровень воспитания ребёнка. Но социологи и психологи с тревогой отмечают, что сейчас каждый третий брак обречён на развод, и в результате дети остаются с матерью. И, следовательно, груз забот по воспитанию опять оказывается на её плечах… Более того, сегодняшние психоаналитики утверждают, что взрослые мужчины, выросшие из “эмоционально тупых” мальчиков, страдают ещё сильнее, чем женщины, – отсюда психические расстройства, инфаркты и целый ряд заболеваний, потому что мужчину приучили всё держать в себе, и результат – ранняя смерть. Или алкоголизм… — А гражданские браки – что о них можете сказать? — Это новая форма семьи, которая от её членов не требует жёстких обязательств. Я просто приведу показательный факт. Последняя перепись населения открыла: у нас в стране гораздо больше замужних женщин, чем женатых мужчин. Потому что женщина в гражданском браке считает себя замужем, а мужчина – свободным. Вот и вопрос об ответственности: кто её берёт на себя… — В школах детей учим математике, русскому, химии, но не учим жизни. Были уроки этики семейной жизни – от них отказались, потому что родителям не понравились разговоры о взаимоотношениях полов. Я по образованию – врач, имею право говорить о таких вопросах. И считаю, что в школьниках необходимо формировать правильный взгляд на семейные отношения. Но мы, педагоги, уже примелькались детям – об этом должен сказать человек со стороны. — И мы, наш Центр гендерных исследований, тоже это понимаем. Поэтому предложили руководству ПИППКРО бесплатно свои услуги, руководствуясь принципом: сначала научи учителя, а учитель научит своих учеников. Но нам там отказали, пояснив, что наши страхи слишком преувеличены, что неравенства между мужчиной и женщиной у нас нет, следовательно, образование в этом случае не требуется, и всё в жизни протекает естественным путём – и материнство, и отцовство… — Давайте вспомним, артисты по 5-6 раз разводятся – дают яркие примеры для остальных, для молодёжи. Как-то у них всё свободно… — Свобода имеет свою вторую сторону – ответственность. В чём в настоящее время главная проблема женского вопроса? Женщине, казалось бы, дали свободу – так называемая эмансипация. Но разбудили-то эмансипацию не женщины, а мужчины! Однако они дали свободу, не требуя от женщины ответственности, они говорили: ты будь свободна, а ответственность возьмём мы. Это один из самых сложных моментов, возникающих сегодня в решении всех проблем, в том числе и семейных. Поэтому уж если ты берёшь на себя решение быть свободной, возьми на себя и всю ответственность за такое решение! Меня всегда задевает, когда ругают феминисток. Кто такая феминистка? Очень хорошее определение дала одна из моих знакомых: “Это женщина, которая не даёт себя растоптать и берёт на себя ответственность за то, что она делает”. Берёшь на себя тяжёлый груз войти в политику, берёшь ответственность разводиться – неси этот груз до конца, не жалуйся, что тебе плохо. ТЫ принимаешь это решение! — Расскажите в общих чертах о женском движении. — Не может быть одинаковой модели для всех стран. Мы все разные, и что хорошо, допустим, для Польши, неприемлемо в Голландии. В России есть женское движение, но оно отличается от западного… Однажды меня пригласили в Братиславу почитать лекции и спросили, есть ли у нас женское движение, участвую ли я… Я ответила: не участвую, но изучаю, читаю лекции и активно занимаюсь общественной работой. Они (академические работники) очень удивились: “Когда же вы успеваете? Семья-то у вас как?” Семья в порядке – дети, внуки, всё как положено. Они не могли поверить, потому что надо заниматься “или этим, или тем”. А для нашей страны нормально, когда женщина и на работе активистка, и в семье всё успевает. Для русской женщины 26 часов в сутках – не проблема. Сейчас в России около 3000 женских общественных организаций, официально зарегистрированных. Но они все маленькие, каждая ставит перед собой определённые задачи: кто-то помогает детям-сиротам, кто-то поддерживает женское предпринимательство, кто-то преследует академические цели и т.д. Но когда надо – все они объединяются в едином порыве. Приведу один пример из нашей практики. В прошлом году к нам в Центр обратился Антимонопольный комитет с просьбой сделать экспертизу некоторых рекламных растяжек. В частности, возле ЖД вокзала висела рекламная растяжка одного из местных банков, который “даёт всем”, — там же изображена в соответствующем положении красивая женщина. Комитет подал в суд на заказчиков этой рекламы, так как видел в ней порнографический подсмысл, и мы все ассоциативно понимаем, на что она намекает. Мы дали своё заключение, оценив текст и изображение растяжки с точки зрения защиты прав человека. Изображение обнажённой женщины, сопровождающееся определённым текстом, – это есть не что иное, как оскорбление человеческого достоинства… И растяжку сняли! Конечно, наше общество в настоящее время очень далеко от норм равенства полов. Но существуют так называемые международные нормы. Так, в 1953 году Советский Союз подписал “Резолюцию ООН об уничтожении дискриминации любого вида в отношении женщин и девочек”. Потом были дополняющие документы, и каждый раз Россия подписывала, затем ратифицировала их. В прошлом году я привезла из Москвы документы о том, что нашим государством утверждена программа развития гендерной политики, то есть политики равенства через устранение дискриминации в отношении женщин в области рынка труда, экономики в любых сферах, в политической сфере. Сейчас идёт активное обсуждение возвращения к квотам женщин на выборах. Теперь стоит задача – как внедрить эту гендерную политику, как заставить её работать! Необходимо введение соответствующих программ, начиная со школьного образования и выше, например, обучение ныне действующих официальных лиц разного уровня государственной власти. Вроде бы такие программы намечены и под них закладываются деньги в бюджет. Возможно, мы доживём до замечательного момента, когда наши политики скажут: “Да, женский вопрос существует, и мы его понимаем”. — Чем отличается российский феминизм от западного? — Вы, возможно, помните, как наш космонавт поцеловал американскую женщину-космонавта на орбите и поздравил с новым годом. Она же это восприняла, как сексуальное домогательство на орбите. И наши феминистки вынуждены были объяснять американцам, что ничего оскорбительного в поступке мужчины не было, и в русской народной традиции принято поцеловать, поздравляя друг друга с праздником. Есть феминизм европейский и российский, есть исламский. Европейская женщина борется сегодня за реальное предоставление прав, обращаясь в суд, если, допустим, видит объявление, как в наших газетах: “принимаются только мужчины до 30 лет”. Она подаёт в суд и выигрывает дело… А исламские феминистки отстаивают совсем другое – они утверждают, что записанные в Коране слова: “женщина есть вещь, принадлежащая мужчине”, извращены шариатом. И предлагают вернуться к проповедям пророка Мухаммеда и Его жизни – то есть очистить первоначальный смысл ислама. Они борются отчаянно, потому что возвращение к истокам изменит вопрос равенства – изменятся законы шариата. Но открыто они нигде не выступают… Поэтому всякая страна имеет особенности – и по-своему создаёт женский образ, женский идеал и женскую проблему равенства и перспективы на XXI век. У нас сегодня феминистки стремятся возвратить многие права, которые женщины потеряли в ходе перестройки. И сейчас женское движение организуется по принципу взаимопомощи, но не консолидируется с женщинами-политиками, о чём я уже говорила… — Женщина остаётся дома один на один со своей проблемой… — реплика из зала. — Я вам больше скажу. В конце прошлого года принят закон об общественных организациях – он сводит на нет все общественные организации, в том числе женские. Он требует от них финансовой отчётности, внесения определённых взносов, а ведь общественные организации существуют на инициативе, и тем более ценно то, что женщины ещё работают на основной работе. Я многих из них спрашивала: но ведь так тяжело, как вы справляетесь? Они отвечают: если вошла в женское движение, уйти уже невозможно, потому что многие вещи волнуют. Надо помнить об общественных организациях – они не имеют власти: ни политической, ни социальной, они невидимы, но они есть. И они работают, как могут. Я давно сотрудничаю с женскими организациями и вижу, как они меняются – становятся организованными, нарабатывают тактику и стратегию борьбы. Яркий пример – наши соседи в Иркутской области: там женские организации объединились в мощную Ассоциацию, и любой закон из области социальной политики проходит “гендерную экспертизу” при их непосредственном участии. У них есть программы, которые поддержаны губернатором области по противодействию СМИ — когда авторитетная организация давит! — и многие другие вещи. Ещё есть замечательный опыт в Казани – там общественные организации поддерживает правительство! Женщины Казани очень активны, известны – у них телефонные “горячие линии”, они включаются в работу правительственных органов и т.д. У нас в Приморье нет Ассоциации женских организаций – мне кажется, это большое упущение. Ведь разница огромная – или я один на один выдвигаю требование, или целое объединение!.. — Матриархат придёт без революции! — шутливая реплика из зала. — Я уже говорила, не в матриархате дело. И всегда великие проекты вначале считались утопическими, но в конечном итоге они становились реальностью. Так и с женским движением. Очень много тенденций, которые в том убеждают, хотя бы взять фактор уменьшения численности мужского населения и то, что женщина входит в экономические структуры наравне с мужчинами. На днях я прочитала замечательную вещь – девушка выиграла судебный процесс, и её приняли в Оренбургское лётное военное училище! А сколько сегодня девочек занято в морских профессиях… Здесь мы говорим не о том, чтобы всех загонять в военные училища, — но если ты хочешь и можешь, ты имеешь право выбрать себе именно этот вариант поведения или работы. — Как вы считаете, если женщина полюбила другого человека, может она уйти из семьи? — Думаю, если решился бы этот вопрос, исчезли все несчастные семьи и разводы. Я бы не смогла, а кто-то, наверное, может… — Но женщину отличает жертвенность… — Вот опять стереотип – женщину отличает жертвенность. Её не может отличать жертвенность – оглянитесь, сколько сейчас отказных детей, брошенных! Какая же это жертвенность? Очень интересный феномен на сегодняшний день отмечают социологи и психологи: возросла девичья агрессивность – то, что нарушает стереотип женственности, потому что женщина всегда ассоциировалась с любовью, нежностью, лаской и т.д., а она дерётся, как мальчишка, сквернословит. Одно из объяснений тому – культ агрессивной женщины, способной постоять за себя, навязываемый телевидением, журналами и прочими СМИ. Однако женщина агрессивная и женщина ответственная, не дающая растоптать себя, – очень разные понятия! Да и образ агрессивности – мужской стереотип. О чём это говорит? Нам навязывают, а мы не сопротивляемся – и создаём, культивируем маскулинный тип женщины! Моя шестилетняя внучка, например, вообще отказывается читать книжки про Золушку и Красную Шапочку. Золушку осуждает: “Она – глупая! С чего бы я сидела дома и ждала, пока мачеха разрешит мне бежать на бал. Да я бы встала и побежала!” У неё уже другая модель женского поведения – уходят в прошлое, исчезают привычные нам стереотипы… Подготовила Наталья СВЕТЛОВСКАЯ. |