Общественная независимая газета в защиту культуры. Основана в октябре 2001 года в г. Владивостоке

Поверь в нас, Земля

ПОРАЗИ В КОРЕНЬ НИЩЕТУ СВОЕГО СЕРДЦА!

Обращение к тем, кто считает себя
продолжателем дела Николая Рериха

“Слушайте! Слушайте!
Вы кончили споры и ссоры?
Вот молитва моя!
Порази в корень нищету моего сердца.
Песня, которую я должен спеть, ещё остаётся неспетой.
Ты призвал меня на праздник
этого мира, и тем благословенна жизнь моя”.

Так Гайятри начинает свою молитву – она перенесена на бумагу гением Н.К. Рериха. Есть у Николая Константиновича ещё одно произведение о том же герое – “Заповедь Гайятри”.

Гайятри – святой отшельник, покинувший суетный мир, где человек убивает человека оружием или словом. Однако недолго оставаться отшельнику в благостной отраде Безмолвия: пришли к Гайятри люди из долины – просят помочь поразить врага, открыть на врага “смертный глаз”.

Внял мольбам святой, сошёл со своих благословенных высот в мир скорби и ненависти, но спустился он в ином качестве – не открыл он “смертный глаз” против кривды:

“Идёт Гайятри. Идёт белый и тихий. Без копья и меча. Без зла и угрозы.

Что случилось?

Пустили враги в Гайятри стрелы, натёртые ядом. И стрелы их самих поразили. Другие метнули копья в Гайятри и упали пронзёнными. Ядом плеснули и попадали в корчах…”

Кому Николай Рерих адресует эту “Заповедь…”? Всем людям, но в первую очередь нам – нынешним своим последователям, которые, он это предвидел, будут продолжать строить задуманную им Страну Культуры.

Время наше особенное – оно подготавливалось не одним Н.К. Рерихом. Махатма Ганди громогласно на весь мир передал весть о ненасилии – призвал не отвечать злом на зло. До него Лев Толстой и Фёдор Достоевский гениальными своими романами, каждый жизнью своей доказывали правду и силу непротивления злобе и ненависти. К сожалению, многие называют эти призывы мягкотелостью и скептически улыбаются.

Тогда давайте приведём в качестве ещё одного аргумента авторитетнейшее мнение величайшего мыслителя Николая Бердяева. В своём замечательном труде “О назначении человека” философ размышляет:

“Нравственное сознание человека очень засорено, засорено не только злом, но и плохим, искажённым добром. <…> Парадоксальность, трагичность, сложность нравственной жизни заключается в том, что плохи бывают не только зло и злые, плохи бывают и добро и добрые. “Добрые” бывают злыми, злыми во имя злого добра. Зло является как бы карой за плохое добро. И тут начинается трагическое. Добрые, созидающие ад и ввергающие в него злых, есть уже трагическое”.

В конце своей книги Н.А. Бердяев подводит к важнейшему выводу:

“Борьба против зла легко сама приобретает характер зла, заражается злом. Есть зловещая моральная диалектика… Слишком большие враги зла сами делаются злыми. Это парадокс борьбы со злом и злыми: добрые для победы над злыми делаются злыми и не верят в другие способы борьбы со злыми, кроме злых способов. Доброта вызывает к себе пренебрежительное отношение и кажется неинтересной и пресной. Злость же импонирует и кажется интереснее и красивее”…

Комиссия по делам ЮНЕСКО объявила с начала нового тысячелетия на всей планете, и в первую очередь на территории России, идею “Культура мира” — культура ненасилия, толерантности, взаимопонимания, единения. Эта идея, вначале бодро подхваченная общественностью, сейчас “благополучно” затухает, сходит с арены социальных интересов. И вместо мира российское общество погрязло во взаимной ненависти и вражде. А те, кто причисляет себя к передовой эволюционной силе планеты, — они призывают своих последователей и всех людей доброй воли “отращивать” побольше кулаки и ими защищать всё светлое и святое.

Но нужно не истребление “злых”, а просветление “злых”, — говорит Николай Бердяев. – Зло можно победить лишь изнутри, а не одним насильственным недопущением и истреблением, то есть со злом должна быть духовная борьба. Под ней подразумевает мыслитель положительную, светлую, духовную силу, которая обнаруживается в преодолении зла. В суть этих слов надо вникнуть.

В Ветхом Завете мы находим призыв к обязательному возмездию за злые поступки: “Зуб за зуб. Глаз за глаз”. Однако уже в Новом Завете Иисус Христос наставляет народ не отвечать злом на зло…

В книге “Уроки Учителя” (без автора, а в предисловии на вопрос “Какого [Учителя]?” дан Безмолвием воистину Божественный ответ: “А не всё ли тебе равно?”) преподан урок – “Уничтожай зло всеми доступными тебе способами. Твоё главное оружие – Любовь”. Любовь – и оружие и щит.

Именно с таким оружием-щитом Гайятри спустился в долину – белый и тихий – и погибли безумные. Погибли от собственных стрел зла и яда ненависти, направленных было в сердце Гайятри – не нищее, но полное любви и сострадания к врагу. Стрелы и яд отскочили от щита Любви и поразили тех, кто их послал. Так силой врагов прошёл святой подвижник царство старой земли – и замолчало старое царство…

Гайятри молит глаз добрый открыть. Найти доброе слово.

Слышите, люди!

Думаю, не стоит здесь дальше развивать мысль – великие писатели и философы уже достаточно сказали – веско и доказательно. Единственное, прошу почаще раскрывать книги Николая и Елены Рерих, в том числе “Заповедь Гайятри” и “Молитвы Гайятри”, и не уставать напитываться их мудростью.

Слушайте! Слушайте!
Вы кончили споры и ссоры?!

Ольга АВИЛОВА.


Вы просматриваете АРХИВ сайта. Актуальная версия сайта находится по адресу www.svetgrad.ru
© 2006-2008 "Светоград"