Общественная независимая газета в защиту культуры. Основана в октябре 2001 года в г. Владивостоке

Дорогу осилит идущий

Под лозунгом “ТВОРЧЕСКИЕ СИЛЫ ПРИМОРЬЯ, ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ!”
или Давайте станем такими Человеками!

10 июля 2007 года во Владивостоке в выставочных залах Приморской организации Всероссийской творческой общественной организации (ПОВТОО) “Союз художников России” собрались за Круглым столом художники, архитекторы и дизайнеры – сотрудники творческого объединения “ХАД”, чтобы обсудить дальнейшие этапы развития Артпроекта “ГАРМОНИЯ СРЕДЫ”.


Александр Карепов. Архитектурный проект "Концертно-выставочный зал"

В рамках Артпроекта проведена уже вторая выставка самобытных, ярких, талантливых творческих находок приморских “ХАДовцев” — художников, архитекторов и дизайнеров. Какие-то из проектов, представленных на выставке “Гармония среды”, уже украшают наш город, другие только ждут своего воплощения. И вот в обстановке такого торжества гармонии линий, форм и цвета проходило собрание, на которое также пришли представители Управления культуры Администрации Приморского края, Законодательного собрания Приморья, журналисты, преподаватели вузов.

Ведущий Круглого стола Владимир Фёдорович КОСЕНКО, член Союза художников России, председатель творческого объединения “ХАД”, открыл встречу такими словами.

В.К.: Представим состояние человека, находящегося среди природы – в лесу, где щебечут птицы, или в поле с разнотравьем и запахом цветов, или когда он погружается в морской простор с причудливыми островами, шумом волн, пушистыми и далёкими облаками. Естественная среда, созданная самой природой, успокаивает, настраивая на восторженный лад душу, формируя вокруг и внутри тебя здоровую и гармоничную обстановку. Проведу параллель: мы, люди, устраивая своё жилище, формируя городское пространство, стремимся сделать всё как можно лучше, но, как правило, наше создание не вызывает положительных эмоций, подобных описанным выше. Напротив, мы устаём от города, раздражаемся его динамикой, стремимся освободиться из его “объятий”. Почему такое происходит?

Вспомним, что нас окружает, и представим, как это окружение действует на наше состояние. Вот мы шагаем по городу. Тротуары, улицы не прибраны; малые формы (претензии на скульптуры) – случайные, сомнительного качества; редкие урны – ржавые, погнутые, переполненные мусором, по стилю и форме чуждые окружающему архитектурному стилю; скамьи – с оторванными сиденьями. Идём по улицам старого города – сознаём талантливость архитекторов, мастерство строителей, создавших архитектурные шедевры, и расстраиваемся от неумелой их реставрации или от отсутствия оной.

И уже совсем становится горько, когда видишь среди памятников архитектуры современные вставки, бездарно вписанные в исторически сложившуюся среду, а порой и вообще никак не вписанные, просто нахально вставленные, что, видимо, продиктовано какой-то сверхделовой “необходимостью”. Видим здания, возведённые с привлечением новых строительных технологий и материалов, но почему-то оставляющие нас равнодушными. Задевает, что там отсутствуют те необходимые знаковые элементы, которые должны быть. Забыли? Не учли? Навряд ли – видимо, ни у заказчика, ни у создателя и в мыслях не было поместить скульптуру, произведение монументального искусства, которые отвечали бы стилю и функции здания, а главное – они не подозревали, что малые формы могут стать промежуточным эстетическим звеном между масштабом человека и новой архитектурной громадиной.

Идём к набережной в надежде освободиться от архитектурного перегруза и стилевой неразберихи, посмотреть на водное пространство и вдохнуть морского воздуха – но и здесь чувствуем себя дискомфортно. На набережной “дикого пляжа”, одетой в полированный гранит, фонари почему-то “пушкинских” времён. Рядом торговые зоны и павильоны, малые формы – они никак не объединены общим стилем. Видно, такая задача и не ставилась!..

Куда же пойти, чтобы душевно отдохнуть и получить удовольствие от гармонии пространства нашего города? Не пытайтесь искать, вы таких мест не найдёте! Возникает вопрос: почему так случилось? Почему город, который исторически должен представлять Россию на Востоке, подчёркивать европейскую культуру на тихоокеанском побережье, быть знаковым, – таковым, к сожалению, не является?

Владивосток – значит “Владеть Востоком”. Почему он превратился в поселение временщиков? Наши предки, осваивая Приморье, закладывая город, мечтали о другом его облике и высоком статусе. Потому и назвали – Владивосток.

Размышления на эту тему подвели меня к необходимости создать долгосрочный проект, объединяющий творческий потенциал художников, архитекторов, дизайнеров для решения конкретной задачи: поиска профессиональных решений в объектах, где произведения изобразительного искусства являются неотъемлемой частью, а порой главным акцентом архитектурных сооружений. Проект этот был назван “Гармония среды”. В рамках проекта в 2006 году и в июне-июле сего года состоялись творческие выставки, на которых посетители увидели работы художников, архитекторов, дизайнеров, уже воплощённые в жизнь, а также предложения, которые ждут своей реализации, – некоторые из них могли бы стать знаковыми и достойно украсить наш город.

Об этом мечтаем мы – те, кто творит, кто готов создавать достойные произведения в городских, краевых и федеральных проектах, улучшая среду обитания человека – человека, гордящегося своим городом, пространством, в котором живут его дети и внуки. Хочется верить, что эту мечту разделит большинство владивостокцев и жителей Приморья. В размышлениях над всем вышесказанным родились два вопроса, которые и предлагаю сейчас обсудить:

1. Изобразительное искусство в современной архитектуре как необходимый элемент образования качественной среды обитания человека.

2. Международный фестиваль изобразительного искусства во Владивостоке, объединяющий художников, архитекторов, дизайнеров разных стран. Перспективы, целесообразность, реальные возможности.


За Круглым столом...

Первое слово для выступления ведущий передал Евгению Евгеньевичу МАКЕЕВУ, и. о. председателя Союза художников России.

Е.М.: Не надо быть архитектором или художником, чтобы увидеть, что ситуация с оформлением пространства города Владивостока, мягко говоря, сложная. Поэтому шаги, сделанные в прошлом году (первая выставка в рамках Артпроекта “Гармония среды”) и в этом году, – назревшая необходимость. И надо идти дальше! Надо объединяться – поодиночке нас никто не услышит – синтез художников, архитекторов и дизайнеров необходим. Время само диктует нам: пора не только зарабатывать деньги и выживать – необходимо специалистам создавать благоприятную среду обитания для жителей Владивостока. Радует, что начат какой-то диалог с властями – пока очень трудный, но он идёт!

Вступает в разговор Андрей Леонидович СИГИДИН, который работал главным архитектором Владивостока и проблему гармонии среды Приморья (скорее, её не-гармонии) знает досконально.

А.С.: Очень плохо, что поднимаемые здесь темы мы обсуждаем без представителей руководства города и края, без руководителей Союза архитекторов. По большому счёту, нам важно, как властные структуры относятся к решению обсуждаемого вопроса. Когда я участвовал непосредственно в работе этих структур – в последние годы советской власти, государство ещё обращало внимание на качество оформления города: например, размещались большие панно на многоэтажных домах… Потом поменялись приоритеты – в административную власть стали приходить люди, совершенно неподготовленные в плане формирования культуры окружающей среды в её больших масштабах. Главный архитектор края, главный архитектор города – разве их уровень можно сравнить с профессиональной компетентностью предыдущего архитектора края Владимира Васильевича Аникеева?.. Видимо, отсюда и отношение к решению глобальных вопросов, таких как единое гармоничное пространство города Владивостока. Понимаете, нынешние специалисты, отвечающие за город или край, не в состоянии простроить насущные градостроительные перспективы.

Какова ситуация с Владивостоком? – расформировали бывшую “городскую архитектуру”, раскидали ценных специалистов, которые могли мудро вести градостроительную политику. Ведь раньше были планы, проводились советы архитекторов – очень эффективный инструмент обсуждения всех насущных вопросов. Сейчас ничего нет, потому что этого не надо власти – не дай Бог, кто-то услышит, где и кому отводятся такие-то участки… Такова проблема в целом по стране.

Е.М.: Понятно, что мы не можем ни образовать тех, кто во власти, ни образумить. Единственный возможный вариант – доказать им необходимость внедрения в жизнь нашего конкретного предложения. Рано или поздно они должны услышать. Мы пытались раньше и пытаемся сейчас установить контакт с властными структурами, предпринимателями и просто неравнодушными людьми, которые могли бы совместно с профессионалами участвовать в знаковых проектах.

Мысль подхватывает Наталья Сергеевна ГРИШИНА, помощник Александра Васильевича Ермолаева, депутата Законодательного Собрания Приморского края.

Н.Г.: Вы забываете, что бизнес – это “игроки”, слушающие только сильного “игрока”. И чтобы вас услышали, необходимо откристаллизовать саму идею Артпроекта. Важно не формальное оформление документации, а ваше внутреннее чёткое представление темы, заявленной в проекте, – Гармония среды. Сильная организация не показывает одну-две акции, о ней судят по хорошо продуманным признакам, целям и задачам – по миссии, если хотите.

В разговор вступает Наталья Николаевна ЛИЧМАНЮК, представитель Приморского отделения Союза архитекторов России.

Н.Л.: Второй год мы участвуем в Артпроекте “Гармония среды” — показываем, на что способно художественное сообщество Приморья. И ясно, что наша сила как раз в объединении усилий нескольких профессиональных союзов.

Продолжает беседу Ирина Васильевна БОРОДКИНА, “Приморгражданпроект” (ПГП).

И.Б.: У нас общая направленность интересов – улучшить жизнь в нашем городе, сделать её комфортной для всех жителей. Мы можем устраивать творческие конкурсы по какому-то конкретному направлению, например самому плачевному на сегодняшний день, – это конкурс на лучший проект, который бы облагородил центральную площадь Владивостока или Спортивную гавань. У нас ведь мощный потенциал! И власти тогда заинтересуются, и заказчики придут.

Я согласна с Андреем Сигидиным – сейчас все ринулись получать прибыль. Но, надо сказать, особой материальной прибыли от подобных проектов, наверное, не будет: здесь прибыль духовная – оздоровление сознания людей гармонией, красотой.

В.К.: Я продолжу вашу мысль. С ПГП мы уже давно сотрудничаем, и всегда результат был положительный. Ныне, к сожалению, возникла затяжная пауза. И вот мы ищем конкретные предложения, на основе которых могли бы создавать совместные проекты. Но в действительности картина такая: реально намечается объект – и его отдают финнам. В ближайшее время предполагаются плановые разработки океанариума – и тут нет уверенности, достанутся ли они приморским художникам, архитекторам… Мы показали на двух первых выставках свои творческие способности, но теперь нужна конкретность и реальность – серьёзные объекты, где мы могли бы развернуться во всю силу своего вдохновения и таланта и показать их зрителю на следующей выставке.

Думаю, по этому поводу лучше скажет Павел Кириллович ФЕДОТОВ, профессор, ведущий приморский художник-монументалист, наш “динозавр”.

П.Ф.: Уверен, что наша главная задача – делать так, чтобы каждая выставка Артпроекта становилась событием, чтобы в них были и эксперимент, и чувство времени, чтобы и интеллигенция, и средства информации спешили сюда, о ней говорили, спорили, её обсуждали…

Меня беспокоит другое – за годы перестройки произошёл разрыв между художниками и архитекторами, и срастить “концы” мгновенно не получится. Узнавание друг друга, взаимное обогащение – позабылся этот механизм. Вы сказали: я “динозавр”, — действительно, смотрю выставленные здесь работы… и тех архитекторов уже нет, и тех представлений… Наступило новое время! – пришли молодые архитекторы и дизайнеры: у них новые взгляды на жизнь, на предмет воплощения. Молодые сейчас ищут себя – это очень трудный процесс, так почему их не приобщить? Пусть молодёжь скажет своё слово. Ведь в чём польза объединённых выставок? Мы находим для себя у других что-то необычное, интересное, не затёртое – не варимся в собственном соку. На действительно интересное и власти придут, и заказчики придут! Мало того, постараются ещё что-то возглавить. Если это по-настоящему будет стоящим! Поэтому наше дело работать – будут деньги, не будет денег – набраться терпения и творить, предлагать…

А.С.: Надо ещё пригласить правовые организации. С помощью депутатов, городских и краевых, внести в законодательный проект обязательное проведение градостроительных советов. Тогда создалось бы единое информационное поле – где что строится, как строится, кем строится, за какие деньги, какие возможные перспективы застройки. Внести также требование – согласовывать с таким советом приобретение участка земли под строительство любого объекта. И это раньше было – мы каждый месяц обсуждали реализацию 5-6 проектов и принимали решение! Сейчас этого нет…

Продолжает Татьяна Александровна КРАВЦОВА, дизайнер.

Т.К.: Хотела бы дополнить по поводу законодательной базы. Наконец Правительство России приняло концепцию развития дизайна на период с 2006 по 2008 год, и в документах, в частности, прописано, что “рекомендуется создавать экспертные советы при заинтересованных федеральных структурах”: городских, муниципальных. Однако мои попытки найти какие-то “ниточки”, которые могли бы как-то связать нас с заинтересованной стороной, ни к чему не привели. Оставалось одно – сделать запрос “наверх”, в правительство: каков механизм работы этой концепции на практике?

Сравнительно недавно в местных СМИ появилась статья, где сообщалось, что в ближайшее время у нас должны быть приняты новые правила застройки. Поэтому нам необходимо там прописать процедуру открытых конкурсов на осуществление значимых для города проектов! Создать экспертное сообщество – чтобы не только чиновники принимали решение.

Кроме того, есть ещё одна проблема, которую мы не проговариваем, но с ней сталкиваемся постоянно, — это авторское право, авторский надзор. Чаще всего художник, дизайнер, архитектор попадает в такую ситуацию – он согласовывает свой проект с заказчиком, работа принимается к реализации, и вдруг заказчик говорит: извините, я купил ваш проект, я его владелец и в ваших услугах не нуждаюсь. С этой проблемой надо квалифицированно бороться, потому что осуществлять свой проект, если он согласован с заказчиком, — право художника… Мы вступаем в ВТО – думаю, ситуация будет ещё хуже. Поэтому вопросы по поводу заказов надо уже сейчас закреплять в законодательной форме.

В.К.: В работе нашего “стола” принимает участие Алексей ОНУФРИЕНКО, председатель прикладной секции Союза художников России.

А.О.: Меня беспокоит вопрос подготовки кадров. Здесь собрались представители поколения, которое в прошлые годы успешно решало проблему оформления среды обитания в Приморье – благоустройства, монументалистики. Выпускались такого плана художники из вузов Москвы, Киева, Ленинграда, они приезжали из центра России, кстати, по приглашению тогдашнего руководства Владивостока, потому что власти очень заботилось о внешности нашего города. Но время идёт, эти кадры стареют, а с новым поколением профессионалов получается пробел. Даже наоборот, происходит отток художников и архитекторов на Запад. Поэтому предлагаю создать базу подготовки молодых специалистов из талантливой молодёжи – воспитать себе помощников и продолжателей.

А.С.: Наши власти считают, что за большими деньгами придут и солидные специалисты – стремятся пригласить кого-то с Запада, а лучше финнов, шведов, посулив им “круглые” суммы, почему-то не доверяют нам. В результате российские профессионалы, чей талант не востребован и не реализован, постепенно деградируют. Старое поколение уйдёт, а новое?.. Выпускается много молодёжи, а практикующих архитекторов можно по пальцам пересчитать – не только во Владивостоке. И с каждым годом становится всё хуже, лезет “халтура” — приезжают заезжие “гастролёры” со своими “взглядами”… Появляются стеклянные “шляпы” над памятниками архитектуры – никто не может объяснить, откуда это появилось. Не советуются ни с местными архитекторами, ни с дизайнерами…

Корр.: Вы трамбуете негатив пространства. Но мы собрались, чтобы сделать лучше среду обитания. Хотя бы помечтать! – человеческая мысль обладает громадной силой и создаёт то будущее, которое мы сейчас здесь проговариваем. Так вот давайте реально и посмотрим на то, что мы хотим иметь в будущем.

П.Ф.: Действительно, мы собрались здесь переломить ситуацию – и пофантазировать тоже. А почему нет!

Корр.: Арт-проект “Гармония среды” — красиво звучит! И я, честно сказать, шла сюда, чтобы проработать идею Единого Владивостока – отойти от той жуткой, безобразной эклектики, которая отличает сейчас наш город. Как будто Владивосток разорван на куски. Я на днях вернулась из Пекина и посмотрела на нашу среду обитания другим взглядом. Стыдно за наш Владивосток!

Мы собрались здесь – общественность, думаю, не худшие люди, и мы можем, объединив наши усилия, повернуть ситуацию в лучшую сторону. Нам это позволительно – силы у нас есть, и, уверена, большинство нас поддержит.

А.С.: Я занимаюсь городом Владивостоком уже 20 лет. Специально приехал из Краснодара в Приморье стать архитектором, с тех пор всё время в архитектуре. И у меня конкретное предложение – необходимо, во-первых, объединить все творческие союзы: Союз художников, Союз архитекторов, Союз дизайнеров. Второе – возобновить работу Градостроительного совета, чтобы у специалистов было единое информационное поле. (У мэра Николаева есть, на бумаге, такое постановление, только оно не работает.) И третий пункт – сейчас “Приморгражданпроект” разрабатывает правила застройки города Владивостока и юридические градостроительные документы, поэтому ещё не поздно вставить туда наше решение. Четвёртый ход – подключить местных депутатов, тех, которые тоже болеют душой за город.

В.К.: Я обращался в администрацию города, в архитектуру края, писал письмо губернатору, приглашал Сергея Дарькина участвовать в Круглом столе, считая, что эта тема – его уровня, ведь во Владивостоке намечено провести форум АТЭС. Разве можно в таком городе проводить мероприятие такого уровня!.. Но, к сожалению, представители власти сюда не пришли…

Включается в разговор Олег Анатольевич БАТУХТИН, член Союза художников России.

О.Б.: Сейчас власть, принимая нас за “людей, которые хотят заработать”, думает (я так чувствую) по поводу всех наших обращений “наверх”: это ваши проблемы, ребята. Но чтобы чиновники смотрели на нас как на профессионалов, действительно озабоченных лучшим формированием среды, не только внешнего вида города, но и гармонизацией духовной составляющей нашего общества, нужно донести до власти и до народа наши идеи в истинном свете. Тогда художник станет не частным лицом, а государственным человеком. Тогда и отношение будет другое. Андрей Сигидин правильно сказал, почему заказы уходят к финнам, не приглашают отечественных специалистов. Это тоже социальная проблема, и кто-то греет на этом руки.

Берёт слово Наталья Витальевна МАКАРЕНКО, специалист Управления культуры Администрации Приморского края.

Н.М.: В любом случае вам необходимо наладить диалог с властью. Иначе всё, что здесь прозвучало, – монолог одного актёра. У меня возник вопрос: вы ведь какую-то цель ставили перед тем, как организовать Круглый стол. Эта цель достигнута?

В.К.: Цели наши обозначены в проекте “Гармония среды” и в повестке дня Круглого стола: показаны наши возможности, представлены проекты и архитекторов, и дизайнеров, и художников. На нашей второй выставке – конкретные предложения объединения “ХАД”. Выставка наглядно доказывает, что приморцы имеют достойный творческий потенциал.

Поднимается со своего места доселе молчавший известный самобытный приморский художник Всеволод МЕЧКОВСКИЙ.

В.М.: У меня есть хорошая мысль. В октябре здесь, в Союзе художников, состоится очередная выставка Артпроекта. Предлагаю обозначить её участникам конкретную тему – “Остров Русский”, это как раз в рамках форума. И пусть все мечтают и творят – архитекторы, художники, дизайнеры – у каждого будут свои фантазии. Это “мозговая атака”, и тема – куда уж конкретнее!

Корр.: Это здорово! Все с большим энтузиазмом придут смотреть такую выставку. Очень любопытно!

В.К.: Подытожим наш разговор. Есть предложение ещё раз собраться и утвердить пункты, выработанные на нашем заседании, потом отдать резолюцию Круглого стола на рассмотрение представителям краевой и городской власти. Относительно объединения трёх творческих союзов – оно реально состоялось на наших выставках “Гармония среды”. Также на новом этапе развития Артпроекта мы соберём руководство союзов, участников “ХАД”.

Мы здесь говорили о мечте. Моя мечта – чтобы во Владивостоке появился особенный, знаковый объект! Это сооружение, удивительное по своему архитектурному, художественному, дизайнерскому решению, стало бы доминантой в пространстве среды обитания – открывало город, возможно, со стороны моря. Проект такого здания уже существует – его автор Александр Карепов выставлял свой “Концертно-выставочный комплекс” на международном конкурсе в Сеуле. Проект Карепова дал многим мощный эмоционально-творческий толчок. Например, я лично сделал несколько работ, посвящённых этой мечте.

Хорошо, что в нашем разговоре неравнодушных людей, обеспокоенных за завтрашний облик Владивостока, прозвучал призыв помечтать. Именно в мечтах рождаются красивые образы – и вспомним мудрые слова Платона: “От красивых образов мы перейдём к красивым мыслям, от красивых мыслей мы перейдём к красивой жизни, от красивой жизни – к абсолютной красоте”.

Это высказывание Платона конкретизирует Владимир Фёдорович Косенко: “Красота сама по себе не может спасти мир – мир спасёт Человек, стремящийся к Красоте”.

Давайте станем такими Человеками!

Подготовила Ольга АВИЛОВА.


Вы просматриваете АРХИВ сайта. Актуальная версия сайта находится по адресу www.svetgrad.ru
© 2006-2008 "Светоград"