Общественная независимая газета в защиту культуры. Основана в октябре 2001 года в г. Владивостоке

Поверь в нас, Земля

В ЛУЧАХ СВЕРХЗАДАЧИ
или Пусть лают собаки – а караван идёт

В последнее время появляются “писания”, где Н.К. Рериха упорно пытаются выставить в роли политического авантюриста, непременно “окунуть” в политику, которая, как все мы знаем, — дело грязное…

Откуда берётся ложь в СМИ? – ответ на этот актуальный вопрос мы найдём, проанализировав статью о Николае Константиновиче, появившуюся в конце нынешнего лета сразу в двух газетах — “На грани невозможного” (Москва) и “Вечерний Ростов” (Ростов-на-Дону). Статья имеет звучное название “Тайная миссия Николая Рериха”.


Н.К. Рерих

Автору не даёт покоя тайна этого великого человека, прославившего Россию на весь мир, — художника, писателя, философа, учёного-археолога, общественного деятеля.

Огромное творческое наследие оставил после себя Николай Рерих – он вдохновенно творил до последнего дня своего. И все картины и дневники, и письма пронизаны светом мудрости, доброты и восхищения красотой Земли и людей.

Но не в этом видит загадку миссии Николая Рериха автор упомянутой выше статьи. Ему кажется пресным воистину светлый образ художника – надо его “поперчить”! – добавить остроты, и вот возникает исторический “перл”: “…его [Н.К.] имя связано с крупнейшей операцией ОГПУ (объединённое государственное политическое управление при Совете народных комиссаров СССР), целью которой было создание нового государства в Азии”. Правда, под конец своих измышлений автор засомневался: “Был ли он агентом ОГПУ? Точного ответа нет”…

Бич современной России

Видимо, от нахлынувших чувств, отнюдь не благодарных, к тому, кто написал этот пасквиль, и к газетам, опубликовавшим его, вдруг вспомнилась старая-старая байка, рассказанная с эстрады уже полузабытыми советскими сатириками Тарапунькой и Штепселем, — “Ёж и ложь”. Ёж хвастается ежихе, что видел ежа-великана:

“…Ходил он со слонами вместе.
А если я тебе соврал –
Так провалиться мне на месте!
Тут пол немедля проломился –
И ёж-лгунишка провалился!”

Так откуда берутся лгуны-журналисты, писатели? Ложь в средствах массовой информации – не редкость. Предпочитаются “жареные” факты – чтобы читатель-обыватель как открыл рот с первой строки, так его и не закрывал. Иначе отбросит газету, не будет подписываться или покупать в киосках. “Жёлтая”, бульварная пресса – бич нынешней России, раньше эта отличительная черта буржуазного мира всячески высмеивалась и склонялась в вузах, где молодым людям преподавалась журналистика. А сейчас почти все российские газеты, за редчайшим исключением, увязли в этой грязной яме. Выискивают “жёлтые” журналисты и авторы факты “потаинственнее” и выворачивают их наизнанку перед изумлённым читателем – но если бы в свете истины!.. Однако так умудрятся исказить и измыслить, что диву даёшься!

Как всё было на самом деле

Автор “тайной” миссии, видимо, чтобы оправдаться перед памятью великого человека, вводит нас в детство Николая Рериха, описывает факты из жизни живописца. Слышал он и о Трансгималайской экспедиции 1925-1928 годов. И даже вскользь описывает её события, сбиваясь со слова экспедиция на путешествие. Когда это читаешь, создаётся ощущение, что люди просто в своё удовольствие в идиллической обстановке проехались-прошлись по просторам Азии.

…После революционной катастрофы в России Рерихи обосновались на Западе, в Америке, но крепнет давнее желание организовать экспедицию на Восток – в Центральную Азию. Однако лишь спустя годы семья Рерихов начала свой легендарный Индийский путь, основной задачей которого было – создать живописную летопись азиатских стран и народов, исследовать археологические памятники, подготовить путь для будущих экспедиций. Со всеми этими задачами Центрально-Азиатская экспедиция блестяще справилась.

Но не надо забывать, в какие годы она проходила. На территории внутренней Азии шла скрытая жестокая борьба за сферы политического влияния. В Монголии, Китае, Индии, особенно в Тибете негласно “хозяйничали” контрразведки всевозможных “мастей”: японская, английская, советская; “белое движение” ещё не остыло; в Тибете зверствовали в буквальном смысле слова местные князьки; постоянной грозой степных просторов Азии того времени были кочевники-разбойники, внезапно появлявшиеся и исчезавшие.

Именно в это время направляет художник свою экспедицию в бурлящий опасными политическими страстями “котёл”, выполняя Поручение Тех, кого члены семьи Рерихов называли своими Великими Учителями. И была поставлена перед исследователями сверхзадача – на маршруте необходимо заложить “магниты” будущей цивилизации Земли. В наши дни эти слова для большинства звучат туманно и непонятно, ну, а в те годы!.. (мы чуть позже вернёмся к этому вопросу). Рерихи своими действиями опережали время на несколько веков, потому о цели их поведения следует судить вне временных рамок и политических реалий, в которые были “втиснуты” их современники. Николай Рерих возвышался НАД всем этим переменчивым “калейдоскопом” первой половины ХХ века…

Конечно, к Трансгималайской экспедиции было приковано пристальное внимание всех иностранных разведок, и не вызывает удивления желание руководителей разведслужб покончить с исследователями – они это желание своё неоднократно пытались осуществить. К примеру, упомянутое выше ОГПУ передало приказ перехватить в Монголии экспедицию и отправить в Москву под конвоем. И только сердечные отношения Рерихов с А.Е. Быстровым, генеральным консулом СССР в Монголии, спасли их от неминуемой гибели – он успел предупредить…

В случае с консулом Быстровым автор-лгун противоречит и себе, и историческим фактам. Если, как он утверждает, руководители ОГПУ отправили Н.К. Рериха “создавать новое государство в Азии”, зачем они его в эту самую Азию решили не отпускать? Вдруг усомнились в его благонадёжности? Или передумали “создавать новое государство”? Ни то и ни другое – слишком дальновидная и цельная натура художника не годилась на роль пешки в руках ОГПУ, к тому же Рерих неуклонно шёл к сугубо своей цели, сверхзадаче, оставаясь для верховной власти Республики Советов очень загадочной фигурой (поэтому его необходимо было уничтожить). Н.К. Рерих открыто говорил о своей любви к Азии, настойчиво стремился исследовать глубины её народной культуры и истории, очень интересовался буддизмом, но и восторженно приветствовал общинные нововведения в России, получившие своё идейное развитие в коммунизме. В советских верхах художника называли буддистом-коммунистом, но это определение никак не связано с политическими амбициями, которые автор упомянутой статьи бессовестно приписывает Николаю Рериху.

Да, совершая труднейшую, смертельно опасную для всех её членов Трансгималайскую экспедицию, Николай Константинович не перестаёт думать о Советской России, остаётся её неизменным патриотом. В советском консульстве г. Урумчи он работает над памятником В.И. Ленину. Но ОГПУ здесь ни при чём. Посетив Москву в 1926 году, Рерих писал:

“…Мы, т. е. я, моя жена и сын Юрий, имели долгие добрые беседы с Чичериным, Луначарским, Бокием”. Много и других встреч с государственными и общественными деятелями, художниками и артистами было в Москве. Они встретились с Н.К. Крупской, К.С. Станиславским, А.В. Щусевым, И.С. Грабарем…

Новая Страна

Упоминавшееся выше “создание нового государства в Азии” — отнюдь не политическая задача (видимо, автор-лгун слышал звон, да не знает, где он).

Строительство Новой Страны для Рерихов – самое благороднейшее строительство, какое когда-либо задумывалось на Земном шаре. Новая Страна не имеет места на карте – она в сердцах и умах людей, активных её строителей. Именно к ним обращался Николай Рерих со своим пламенным призывом: “Зажигайте сердца!” Этот великий человек, его удивительная жена-друг Елена Ивановна, его не менее знаменитые сыновья Юрий и Святослав побывали во многих местах Земли и везде находили сердечных друзей и последователей – именно таким образом они строили Новую Страну.

Закладка “магнитов”

Поражала всех Елена Ивановна – необыкновенной, яркой красотой. Но она была особенная – красота физическая как бы освещалась нездешним светом духовного благородства, утончённости и чистоты. Редкий сплав нравственных достоинств души отмечала не одна Зинаида Фосдик, неизменно следовавшая путями Рерихов. Сыну Святославу, гениальному художнику, удалось на многих полотнах запечатлеть матушку, как они с Юрием ласково, трогательно величали свою мать, мудрую и всесторонне одарённую женщину, которой вместе со своими сыновьями и мужем была предопределена великая миссия подготовить земное человечество к новому историческому “эону”.

Эта великая русская женщина прошла через “Огненный опыт”, ассимилировав тонко-энергетические структуры своего тела к новым потокам космической энергии – в поле их влияния должна была вступить и сейчас уже вступила планета Земля. В наши дни понятия “аура”, “энергетика”, “энерго-информационные процессы”, “Высший Разум”, “Божественная Реальность” не режут слух, воспринимаются естественно. Но в те годы суть опыта Елены Рерих держалась в строжайшей тайне – мало кто бы понял, о чём идёт речь.

Рерихи, Елена Ивановна в том числе, были личностями-“магнитами”, к ним неудержимо тянуло… Их присутствие магнетически действовало на людей – перед руководителем экспедиции гостеприимно раскрывались двери самых недоступных для европейцев потаённых буддийских монастырей Тибета. Известно, что высокие ламы и монахи высокогорных религиозных поселений беседовали с Николаем Константиновичем и его сыном Юрием (учёным-востоковедом, в совершенстве знавшим множество языков и наречий Тибета, Монголии, Китая, Индии). По пути к исследователям примыкали ламы из разных азиатских стран.

Сила магнетизма – в духовной мощи всех членов этой необыкновенной семьи и в том, что именно Елене Ивановне уготовано было пройти через мучительное приспособление тела земного человека к новым условиям существования будущего человечества. Часть этого “Огненного опыта” приобреталась в тяжелейших условиях Трансгималайской экспедиции.

Сейчас “Огненный опыт” Елены Ивановны Рерих – уже не тайна. Опубликована книга её дневниковых записей и писем, где она описывает почти всё, что пришлось пережить, трудясь над эволюцией человечества, — “У порога Нового Мира”. Одна из записей звучит пророческим обращением к людям Земли:

“…Главное – модификация человеческого чувства радости. И какая может быть радость, когда сознаёшь несовершенство жизни, но когда дух касается размеров Космоса, то радость заменяется сознанием возможностей. <…> Лучи новой жизни окутывают лучше полога от москитов. И не надо напрягать себя к Земле, в этом гармония, когда работаем для Земли. Для посторонних это сущая чепуха, но вы поймёте, как можно ловить и растить каждую чистую земную мысль, не прикасаясь к современности. <…> …когда от Христа и до былинки черта проведена, тогда только покрыто пространство занятий… Великое знание отсутствия смерти. Все забыли, иначе жили бы!..” (18 апреля 1924 г.).

Поступь Нового Мира

В записях Елены Ивановны довольно часто встречается словосочетание “Новая Страна” — и после окончания Центрально-Азиатской экспедиции и экспедиции в Маньчжурию и Китай (1934-1935) – до самых последних дней её жизни…

Строительство Новой Страны не знает государственных границ, не имеет различий в цвете кожи её строителей; его не раздирают политические, экономические противоречия. Новая Страна – это духовное понятие, а её строительство – стяжание Духа Святого, Духа Мира. И гимн строителей Новой Страны звучит жизнеутверждающе:

Дух Мира!
Делу твоему даём нашу силу!
Чтоб Любовь цвела.
Чтоб война исчезла.
Мир! Миру – мир!

Новый Мир идёт, и поступь его решительна и неостановима. Некоторым, возможно, эти слова покажутся абсурдом, ведь сколько вокруг, особенно в нашей стране, невежества, несправедливости и уродств. Но Николай Константинович Рерих учил смотреть на мир “добрым глазом”. Тот же, у кого злой глаз, — и видит злое и живёт во зле. Злой глаз извращает действительность и усматривает во всём только негатив и разложение.

…На суд истории

Такой вот “злой глаз” у нашего автора – любителя острых “блюд”. И, по байке Тарапуньки–Штепселя, определил он себе место “провальное”: ведь ложь недолговечна – рано или поздно является Правда и освещает своим ярким, чистым светом и ложь и самого лгуна, которому в её лучах захочется, поистине, “сквозь пол провалиться”. Конечно, он ещё будет упираться, отстаивая свою позицию, маячить на горизонте, но поток истории неумолимо отнесёт его клеветнический вымысел в небытие…

У Николая Рериха есть замечательная поговорка по поводу таких вот лгунов-клеветников: “Собаки лают – а караван идёт!”

И, наверное, хорошо, что эти “собаки” периодически начинают “тявкать” — чтобы друзья не забывали напоминать людям о святынях…

Подготовила Ольга АВИЛОВА.


Вы просматриваете АРХИВ сайта. Актуальная версия сайта находится по адресу www.svetgrad.ru
© 2006-2008 "Светоград"