Общественная независимая газета в защиту культуры. Основана в октябре 2001 года в г. Владивостоке

По законам вселенской гармонии

ПОСТИГАЯ МИР ЧЕРЕЗ СВОБОДНО СОЗЕРЦАЮЩЕЕ СЕРДЦЕ

“…Наука познания есть Единое Древо, и ветви его могут расти лишь от единого корня. Так можно производить поучительные наблюдения, и такой путь приведёт к познанию надземного мира”.

Учение Живой Этики, “Надземное”, шл. 727.

В Москве 8 октября 2007 года в Зале Святослава Рериха Международного Центра-Музея им. Н.К. Рериха мощно и жизнеутверждающе прозвучала музыка – финал “Поэмы огня” Скрябина. “Огненная мелодия” ознаменовала начало работы Международной научно-общественной конференции “Живая Этика и наука”, которая в общей сложности длилась три дня. А 7 октября в рамках конференции торжественно открылась выставка “Красота Беспредельности” удивительных, необычных по своему сюжету и прекрасных полотен современных художников-космистов Черноволенко, Маранова, Смирнова-Русецкого, Юшкова, Высоцкого и многих других.


Виктор Черноволенко. "Симфония"

Выставка “Красота Беспредельности”

Зрителям были представлены около 100 картин 28 художников-космистов. На полотнах изображена не земная реальность, привычная для нас, а незнакомый мир космической Беспредельности, представший перед внутренним взором живописцев.

Открывала выставку всеми уважаемая М.Ф. Дроздова-Черноволенко (ей 94 года) — она подарила Музею им. Н.К. Рериха около сорока картин своего мужа, которые стали главным украшением выставки.

Инициаторы и организаторы конференции: Международный Центр Рерихов (МЦР), Объединённый научный центр проблем космического мышления (ОНЦ КМ), Российская академия естественных наук, Российская академия космонавтики им. К.Э. Циолковского (РАКЦ), Российская академия образования, Международная Лига защиты Культуры (МЛЗК), Международная ассоциация Фондов Мира, Благотворительный фонд им. Е.И. Рерих.

Поддержку конференции оказал Информационный центр ООН в Москве.

В работе приняли участие свыше 400 человек (из 21 страны и 93 городов), в том числе 7 академиков, 22 доктора наук, 14 профессоров, 40 кандидатов наук. Наряду с российскими учёными в МЦР приехали представители науки из стран СНГ: Азербайджана, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Украины, из стран Балтии: Латвии, Литвы, Эстонии, а также из Болгарии, Великобритании, Германии, Доминиканской республики, Израиля, Чехии, Сербии.


Академик РАН Е.П. Челышев, председатель Учёного Совета РАН, приветствует конференцию. В частности, он сказал: "Я всегда с большим душевным трепетом посещаю этот Дом - Музей Рериха, на хинди он называется Павитра стхан - Священное место"

Нынешняя конференция стала продолжением той, которая состоялась в 2003 году и получила название “Космическое мировоззрение – новое мышление ХХI века”. Идеи космического мировоззрения во всей своей полноте мы черпаем из Учения Живой Этики, поэтому глубокое изучение и осмысление всех двенадцати томов Живой Этики способствует пониманию этой системы познания мира – философии космической реальности.

Живая Этика – цельная философская система, дающая расширенное представление о будущем планетарного человечества. Наука также призвана открывать глубинные законы бытия, законы Мироздания, двигать знания вперёд, постигая новое, неизведанное, заставляя людей заглядывать в будущее и активно применять в жизни научные открытия. Поэтому наука и Живая Этика решают одни и те же задачи – это нашло прямое подтверждение в интереснейших докладах, прозвучавших в эти незабываемые дни. Ещё отметим, что насыщенность почти всех сообщений научными фактами, глубокими и самобытными открытиями и откровениями не даёт здесь возможности кратко и в общих словах описать то или иное выступление.

Информация к размышлению

За последние 100 лет скорость передвижения во времени и пространстве увеличилась в сотни раз, мощность энергетики — в тысячи. В миллионы раз возросла мощность оружия, в миллиарды – скорость переработки информации. Человек вышел в космос, автоматические станции обследуют Солнечную систему. Создано “волшебное зеркальце” — видеоспутниковая связь. Возможности науки кажутся безграничными — она стала претендовать на лидерство в мировоззренческих позициях. В настоящее время объём научной информации удваивается каждые 10 лет. Общее число всех печатных работ превышает 100 млн. (!) названий. Ежегодно публикуются около трёх млн. (!) научно-технических статей, что составляет приблизительно 2000 страниц в минуту. До 90 процентов диссертаций становятся по-настоящему невостребованными наукой. Лавина неусвоенной информации, продолжающийся процесс дифференциации науки, сужение профиля специалистов говорят о кризисе в науке. И это происходит в условиях, когда наука не хочет признавать законы одухотворённого космоса, что представляет угрозу самому существованию цивилизации.

Первый доклад “Основные особенности философии Живой Этики” Людмилы Васильевны ШАПОШНИКОВОЙ, первого вице-президента МЦР, генерального директора Музея им. Н.К. Рериха, заслуженного деятеля искусств РФ, академика РАЕН и РАКЦ, сразу поднял “планку” конференции на большую высоту. Философия Живой Этики, или философия космической реальности, — такая же сложная, как мировоззренческие позиции Канта, Бердяева, Соловьёва, а в некоторых моментах намного сложнее. И метод изложения Живой Этики в корне отличается от других философских систем — она разбита на 12 книг, каждая из которых раскрывает свою тему в форме “спирали”.

Докладчик рассмотрела вопрос слияния, синтеза эмпирической, экспериментальной науки и науки духовной, метанауки или сверхнауки . Эти две сферы знаний в средние века были разъединены, когда свободомыслие древних учёных преследовалось церковной инквизицией, учёных распинали на крестах, сжигали на кострах, и научная мысль, защищая себя, “отошла от духовного пространства и ограничила себя методами экспериментальными”.


Л.В. Шапошникова

Людмила Васильевна в своём сообщении остановилась на рассмотрении энерго-информационного обмена – очень важного процесса, который в общем обеспечивает движение, развитие и жизнь в космосе и имеет три вида: горизонтальный, вертикальный и глубинный. Энергообмен происходит постоянно между людьми (первый тип), также люди взаимодействуют с предметами искусства, с космическими телами (второй тип), в том числе, что очень важно, с созвездием Орион, где находится, как говорится в Живой Этике, Космический Магнит – средоточие и суть всей энергетики космоса.

Третий тип энерго-информационного обмена связан с важнейшей энергетической ролью сердца как структуры тела человека. И в Живой Этике ставится проблема синтеза интеллекта и сердца (не физического, а энергетического, духовного). Благодаря существованию таких функций сердца, как сознание и познание, интеллект получает новые возможности развиваться дальше. Такой синтез приводит к высшему виду мышления – мудрости.

Упомянула докладчик и о Законах космоса – в частности, Закон Иерархии, Закон причинно-следственных связей, Закон двойственности, Закон противоположностей. Космические законы – это целая богатейшая система, не тронутая, к сожалению, эмпирической наукой. Л.В. Шапошникова вкратце осветила Закон двойственности, гласящий, что каждое явление имеет две стороны. Услышали мы и о Законе противоположностей – когда противоположные явления вкупе вырабатывают энергетику и двигают вперёд развитие любой системы, будь то человек или космический объект. Яркий пример тому – эволюция и инволюция.

Объёмное, многомерное мышление, на принятии которого настаивает философия космической реальности, — новая система познания и сознания. В истории до этого было известно три вида мышления: мифологическое, религиозное и научное. Первые два вида явно имели связь с Миром тонких энергий. Третий же опирается на эмпирическую науку, утерявшую связь с Высшим. Поэтому Живая Этика говорит о новой науке, имеющей в основе своей космическое миропонимание, способное исследовать тонкие состояния материи и подвести исследователей к истинности результатов таких исследований.

Ещё отмечено в докладе – философия Живой Этики предназначалась в первую очередь России, в пространстве этой страны уже сформированы три момента, созвучные идеям Живой Этики: философия Серебряного века (Соловьёв, Ильин, Трубецкие и т.д.), творчество художников-космистов (Рерих, Чюрлёнис, группа “Амаравелла” и т.д.) и учёных-космистов (Циолковский, Вернадский, Чижевский, Флоренский и др.).

Сейчас мы являемся свидетелями рождения и становления новой научной картины мира, в основании которой лежит космическое мышление. Этот четвёртый вид мышления выведет нынешнюю науку из кризиса. Но всё не так просто – ныне происходит ожесточённая борьба старого с новым, и хоть не сжигаются на кострах учёные-новаторы, однако передовая мысль преследуется ортодоксальной наукой порой очень жестоко. Однако нужно найти в себе мужество, — заключила Людмила Васильевна, — продолжать способствовать становлению нового космического мышления, потому что это необходимо не только России, которая ждёт благополучного исхода из бесконечных кризисов, но и планете в целом.

Как подтверждение слов Людмилы Шапошниковой о том, что дальнейшее исследование так называемых тонких состояний материи возможно при синтезе научного и метанаучного методов познания, прозвучали – очень интересно и жизненно – доклады участников конференции. Уже их названия указывают на широчайший диапазон тем, рассматриваемых с позиций философии космической реальности: “Время как генератор Явления Жизни: математическая природа Этики” (Велимир Абрамович, профессор Белградского университета, Сербия), “Рерих и Гёте: общность целостного восприятия мироздания (В.А. Аветисян, доктор филол. наук из г. Ижевска), “Метагалактика как единый квантовый объект” (И.Ф. Малов, доктор физ.-мат. наук, профессор из г. Пущино, гл. науч. сотрудник Пущинской разноастрономической обсерватории Физического института РАН им. П.Н. Лебедева), “Методологические особенности будущей одухотворённой науки” (М.Н. Чирятьев, член-корр. Международной академии наук экологии и безопасности человека и природы, г. Санкт-Петербург), “Концепция пространства в Живой Этике” (О.А. Лавренова, кандидат геогр. наук из г. Москвы), “Тонкие свойства металлов и их возможная роль в живых организмах” (Е.М. Егорова, кандидат хим. наук, г. Москва) и многие другие сообщения, опирающиеся на исследования не только в области естественных наук, но и в школьном образовании, человековедении, психологии, филологии и т.д. Остановимся на самых любопытных.

В последнее время физика вступает, — говорит в своём выступлении “Элементы космического мышления в современной физической науке” Реомар Ефимович РОВИНСКИЙ, доктор технических наук, профессор из Израиля, — в область, в которой невозможно производить в современных условиях экспериментальные исследования. Необходима новая теория, учитывающая размерность элементарных частиц (у них не обнаруживается внутренняя структура и размер меньше 10-15 см) — их принято считать точечными. Чтобы двигаться дальше, были предприняты попытки решения данной проблемы, и одно из предполагаемых решений – открытие теории струн .

(С полным вариантом выступления Р.Е. Ровинского вы можете познакомиться на стр. 9).


Е.Н. Чернозёмова и Л.М. Гиндилис

Доклад академика РАКЦ Льва Мироновича ГИНДИЛИСА “Идеи космического мышления и современная научная картина мира” (г. Москва) во многом созвучен сообщению Р.Е. Ровинского. В настоящее время новое космическое мышление формируется постепенно, — говорит учёный. — Высочайший уровень философской и научной мысли, содержащийся в книгах Живой Этики, в произведениях Е.И. Рерих, в письмах и статьях Н.К. Рериха, в научно-философских работах их сыновей Юрия и Святослава, вызывает огромный интерес и привлекает внимание многих учёных. Не все из них разделяют идеи Живой Этики, не все считают себя последователями, но в своей научной работе, идя независимыми путями, они подходят к идеям космической реальности, развивают их на основе современного научного познания.

Сейчас наука подошла к границам физического мира, физического плана бытия. Логика развития науки неизбежно приводит к необходимости введения представления об универсальной эволюции и мирах иных измерений и иных состояний материи, о роли разумных сил в эволюции Вселенной.

Универсальность эволюции означает, что её закономерности едины на всех ступенях развития. В Живой Этике неоднократно говорится об ускорении эволюции в современную эпоху – научные исследования приводят к тому же выводу. Оказалось, что продолжительность последовательных фаз эволюции образует убывающую геометрическую прогрессию, соответственно скорость эволюции представляет собой возрастающую прогрессию.

Докладчик коснулся вопроса о так называемой точке сингулярности, вблизи которой характер эволюции должен измениться. А поскольку точка сингулярности приходится, по научным расчётам, на 2004 год плюс-минус 15 лет, то это означает, что изменения должны произойти в ближайшем будущем. Возможно, биосфера уже вступила в новый, постсингулярный, этап эволюции, и мы в начале этого этапа. Представленные цифры не стоит принимать буквально, но они, несомненно, указывают на то, что мы находимся вблизи критической точки – в области бифуркации, оттуда выводят разные пути, в том числе – путь к гибели…

Какой путь выберут люди, зависит от их свободной воли. И учёные, занимающиеся этой проблемой, приходят к выводу: если человечество сохранится – это будет совершенно иная цивилизация, то есть Новый Мир, по терминологии Живой Этики.

Рассуждал Лев Миронович и о совокупности миров иных состояний материи – о так называемом незримом мире. Обычно его существование отвергается ортодоксальной наукой, поскольку представления о нём выходят за пределы старой научной парадигмы. Но, похоже, современные физика и космогония, каждая своими путями, вплотную подошли к незримому миру. Исследования показывают, что видимая материя составляет всего один процент от всего вещества Вселенной, ещё примерно три процента её не регистрируются приборами, но определяются косвенным путём. А остальные 96 процентов материи космоса приходятся на так называемое тёмное вещество (24-25%) и космологический вакуум (71-72%). Природа невидимой материи пока до конца не ясна. Однако космологический вакуум обладает совершенно удивительным свойством – похоже, он в какой-то мере напоминает эфир в классической физике.

Возможно, тёмная материя есть промежуточное звено на пути к незримому миру метанаучной космологии – это своего рода надводная часть “айсберга” в трёхмерном мире, подводная часть которого находится в мирах иных измерений.

Люди Земли стоят на пороге совершенно необычного Мироздания. Существует множество вселенных. В одной из них живём мы (и пишем слово с большой буквы). Всё многообразие, заключающее в себе все локальные вселенные, называется мультиверсом – это понятие прочно утвердилось в современной космологии. По существу, произошёл возврат на новом витке спирали познания к древним представлениям о вечном и бесконечном космосе.

Дальше пошёл разговор о мифологическом Мировом Яйце и о происхождении этого зародыша Мироздания, об источнике заложенных в нём программ. Наиболее естественно считать, что программа формирования Вселенной создаётся Демиургом, то есть Коллективным Космическим Разумом, который сам является продуктом эволюции предшествующих циклов развития. Таким образом, мы подходим к вопросу о роли Разумных Сил в жизни Мироздания, что и составляет одно из фундаментальных положений Живой Этики и нового космического мышления.

Метанаучные философия и космогония рассматривают Разум как основную творческую – творящую – силу космоса. Роль Разумных Сил во Вселенной подчёркивалась основоположниками космического мышления Циолковским и Вернадским. Начиная со второй половины XX века, эти идеи всё более явно начинают проникать в науку – этому способствовали три обстоятельства: изучение возможности связи с внеземными цивилизациями; неожиданное обнаружение тесной зависимости между фундаментальными свойствами Вселенной и наличием в ней жизни и Разума и, наконец, возникновение квантовой космогонии.

Сейчас наука переживает сложный период, она находится в поиске, приходит к новым неожиданным выводам. Поиск неизбежно приводит к новому космическому мышлению – и предстоит большая работа по переосмыслению научной картины мира.

Философ Андрей Владимирович ИВАНОВ, доктор философских наук из Барнаула (“Ключевые проблемы теории познания с позиций Живой Этики” ), утверждает, что Учение Живой Этики позволяет по-новому посмотреть на проблемы теории познания. Сейчас учёные применяют классический вариант понятия “истина” (объективная истина – это знания, которые соответствуют действительности). Но уже в античности классическая концепция встретилась с противоположным взглядом, который утверждает: истина – это некая характеристика собственно человеческого знания и так должна рассматриваться (т.е субъективная).

Таким образом, мы сталкиваемся с парадоксом, и надо как-то из этой дилеммы выходить. Здесь необходимый ключ даёт Живая Этика, опирающаяся на традицию, восходящую ещё к Платону: “Истина и бытие совпадают. Существует Надземный мир, мир знания, мыслей, чувств, психических состояний, который может непосредственно созерцать живое сознание”. Там разницы между бытием и сознанием нет. Такая реальность совершенно особая – она есть, и это мир истины. То есть мир истины существует объективно, но он всегда берёт поправку на уровень нашего субъективного развития. Сергей Булгаков писал: “Софийная душа мира покрыта многими покрывалами, но они истончаются по мере духовного восхождения человека”.

Вторая ключевая проблема – открытие нового знания. Докладчик попытался ответить на вопросы: откуда берётся новое знание в науке, каким образом озарения посещают деятелей искусства и другие. Тут, оказывается, тоже существуют два взгляда. Первый: любое знание – это продукт мгновенного озарения, продукт интуиции. Вторая позиция – нет никакой интуиции, которая есть субъективная иллюзия, и здесь надо искать линейные логические шаги анализа. Оба взгляда страдают внутренними парадоксами. Мы знаем, что мгновенному озарению предшествует очень серьёзная работа, и ничто просто так из пустоты не возникает. Например, многие творческие люди отмечают такой момент, когда “текст пошёл”, то есть ты писал научную статью и даже не знал, когда её закончил, что именно этим закончишь, — так возникает феномен логики книги или статьи, которые тебя просто ведут. И чем более ты послушен, тем лучше у тебя получается работа.

Ещё одна удивительная вещь. Если мы признаём существование Надземного мира, какой-то надперсональной смысловой реальности, то сто ит человеку его принять сознательно – это уже будет момент установления контакта с этим миром и открытие себя этому миру.

Дальше Андрей Владимирович даёт рекомендацию: хочешь получать открытия – прими Надземный мир как данность. Вторая рекомендация: максимально смири собственную гордыню, чем меньше твоего собственного “я” в творчестве, тем более объективный и значительный результат ты получишь. К тому же ритм творчества – это “ключик”, которым легче открыть “дверцу” в Надземный мир.

Докладчик рассуждал о существовании в каждом человеке глубинного знания, которое имеет способность распаковываться или осознаваться нами в долгой череде жизней, когда мы погружаемся в глубины собственного духа, как бы вычитывая знания из бесконечно мудрой книги собственной души. И чем чаще мы эту книгу раскрываем, слушаем своё сердце, обращаемся к внутреннему модальному зерну , тем реальнее мы способны получить правильное решение. Здесь обратимся к словам Платона о наличии в человеке духовной врождённости (не генетической).

Психолог Станислав Юрьевич БОГОСЛОВСКИЙ, кандидат химических наук, доцент Московского института стали и сплавов ( “Новые подходы к изучению Сознания”), на свой вопрос “Что такое познаваемое сознание?” отвечает: “Психологи называют эту проблему центральной тайной, главной задачей психологии, которая, кстати, причисляет себя к точным экспериментальным наукам”. Многие попытки решить загадку захлебнулись, что говорит о наличии определённых фундаментальных проблем: парадокс ускользающей предметности, проблема границы, проблема инструмента, проблема личности исследователя, его уровня сознания и т.д. Знаменитый психолог Юм вопрошает: “Кто же в нашем сознании контролирует и осознаёт всё то, кого этот кто-то контролирует?” В этом плане современные учёные-психологи отмечают, что около полсекунды требуется нам для принятия окончательного решения после того, как все необходимые нейро-физиологические процессы завершены. Что же происходит в это весьма краткое по земным меркам время? Что и где?

Романтическим представлением о нас самих является идея человеческой души. Передовые психологи также не отрицают душу, хотя её подлинное значение никогда не удастся найти в результате мозгового осмысления. И здесь стоит остановиться на традициях Восточной мысли, связывающих идею сознания и мыслителя. Сознание – непреходяще, а мыслитель проживает фазы активности, чередующиеся с фазами покоя. Почему так происходит? Вероятно, мысль летит от границ проявления, но она, имеющая начало, имеет и конец, отсюда цикличность в проявлении мысли и деятельности исследователя. Однако если сознание стоит над такой цикличностью, его надо рассматривать как второй полюс нашего мира.

Выходит, существует два центра единства: полюс материальной основы мира и полюс внутреннего единства (полюс сознания). Между ними “вращается сверкающее колесо бытия”. Мудрость, как сказала Л.В. Шапошникова, рождается из синтеза сердца и интеллекта, в то же время тезис о сердце человека как органе познания и месте локализации высшего сознания звучит, с точки зрения современной науки, весьма необычно. Но именно сердце даёт импульс к развитию интеллекта – и необходимо проявить чуткость, чтобы откликнуться на тонкую вибрацию явленного чуда. Музыкант может немедленно облечь его в звуки, а живописец и учёный действуют в своих областях опосредованно, то есть сознание проходит несколько этапов: тонкое восприятие – ассимиляция – образное отражение – компромисс (надо текст или картину сделать доступными для понимания многими). Что удивительно, зритель или слушатель совершает ту же работу, но в обратном направлении.


Г.Н. Дульнев

Мы выслушали рассуждения о сознании, а теперь любопытно услышать сообщение об информации Геннадия Николаевича ДУЛЬНЕВА, доктора технических наук, профессора из Санкт-Петербурга, действительного члена РАЕН (“Масса, энергия, информация” ). Началось всё со встречи с Нинель Кулагиной, обладавшей сильной биоэнергетикой, — пояснил докладчик. — Под наблюдением группы учёных-физиков экстрасенс воздействовала на пациента, направляя свою энергию под его левую лопатку на расстоянии полуметра. Два датчика мерили тепловой поток и температуру. Результаты всех поразили – тепловой поток “зашкаливал”, а температура оставалась на нуле, пациент же стонал от боли (область воздействия невыносимо жгло). Результаты противоречили всем законам физики – учёные были поражены и заведены в тупик.

После этого опыта около 30 лет велась напряжённая исследовательская работа, шёл поиск ответа на вопрос: какова природа экстрасенсорных излучений? И сейчас Геннадий Николаевич с уверенностью говорит – это информационный поток. Найдена природа информации, которая может передаваться самыми разными способами, но есть особый способ передачи, который нашими пятью органами чувств не регистрируется. Большую помощь в исследованиях оказали открытия Шипова-Акимова (торсионные потоки).

Как человек контактирует с внешним миром? – возник следующий вопрос. Люди обмениваются с окружающим не только массой и энергией, но и информацией. Но как можно эти информационные потоки измерить? Группой учёных под руководством Г.Н. Дульнева были созданы специальные приборы, чтобы “поймать” информацию (в основу взята модель строения живой клетки и присутствующий в ней эффект двойного электрического слоя). И возник вопрос: чтобы исследовать потоки информации, надо куда-то крепить датчики. Куда? Тут исследователи применили идеи Восточной философии – понятия энергетических каналов, акупунктурных точек, чакр, биоэнергетических центров. Как раз в места биологически активных точек пациентов стали крепить датчики – и система “человек – датчик – измерительная аппаратура” так чётко заработала, что очень сильно поразило исследователей, так как до этого момента она совершенно не реагировала на манипуляции с датчиками.

Таким путём было проведено огромное количество опытов с разными людьми – с позиций и медицины, и психотерапии, гирудотерапии (пиявки), иглотерапии, КВЧ-терапии – результаты повторялись в единой синхронной последовательности.

Теперь все исследования приведены в порядок и дают удивительно стройную картину, показывая, что при воздействии информационных потоков экстрасенса на больного хаос переходит в порядок в тех каналах, по которым идут потоки информации, попадающие в человека через биологически активные точки, они перерабатываются в “лаборатории” человеческого организма и дальше распространяются по всем энергетическим каналам. Какие потоки, какие каналы – исследователи уже чётко ориентировались благодаря китайской философии, и приборы показывали: такая-то чакра имеет определённое предназначение. Теперь приборы, разработанные группой Дульнева, могут с полной вероятностью определить, кто истинный экстрасенс, а кто – шарлатан. Мало того, в гирудотерапии приборы показали, что пиявки отсасывают из нашего организма, выражаясь научным языком, энтропию (хаос), тем самым приводят организм больного в гармоничное состояние. А гармоничное состояние (доказано многочисленными опытами) – это когда в системе “человек” содержится приблизительно 60 процентов порядка и 40 процентов беспорядка (принцип “золотого сечения”).

Так что ж такое информация? Мера информации – это мера разнообразия, она измеряется в битах. И к первому триединству понятий, принадлежащих материальному миру: “материя, энергия, информация”, примыкает другое триединство, описывающее духовный мир: “информация, сознание, дух”. Информация – некий “мостик”, соединяющий оба этих мира, мир физический и мир Тонкий. “Теперь, — заключает Геннадий Дульнев, — я могу информацию потрогать, пощупать, измерить. Но… что такое информация? Ей дано много определений. Я считаю, что информация – это мера структурно-смыслового-чувственного разнообразия”.

Владислав Викторович ГОЛОВИН, кандидат технических наук из Украины в своём сообщении “Физика и метафизика: современное состояние проблемы” призывает коллег-учёных слушать природу и быть физиком, а не высококвалифицированным ремесленником – не исключать существование иных форм реальности, отличных от материальной действительности. Советует читать труды русских философов-космистов Бердяева, Лосского, Флоренского, Соловьёва и других – они о многом догадывались.

Природа мудро хранит пока сокрытые от нас знания, и на пути к их постижению необходимо выполнить несколько обязательных условий – настало время принять очевидность неизбежного, где физика и метафизика смыкаются. Например, по этому поводу Юнг писал: “Метафизика и мораль – важнейшие отрасли науки, математика и естествознание не имеют и половины такого значения”. Кант называл метафизику чисто философским познанием.

В науке большое значение имеет мировоззренческая позиция исследователя. Если мысль исследователя выходит за рамки материального мира, ему открываются новые возможности, он как бы осмысливает законы бытия “сверху”. К такому типу исследователей докладчик относит
В.И. Вернадского, а из современных физиков – Г.И. Шипова и А.Е. Акимова, их теорию торсионных полей.

Вихревые и волновые турбулентности до сих пор остаются белым пятном классической физики, потому турбулентность – одно из глубочайших явлений природы, и при самом общем подходе к его изучению оно смыкается с философским проникновением в суть вещей. Кто-то из учёных образно сказал: когда он предстанет перед Создателем, будет просить раскрыть тайну турбулентности. По последним представлениям физиков, развитая турбулентность имеет вид цепочки вихрей разных порядков, причём более крупные порождают мелкие вплоть до начала действия сил вязкости.

Теперь можно с уверенностью сказать, что учёным подарен ценный источник, дающий сформированную базу для успешного проведения описанных выше исследований, — это книги Живой Этики, которые позволяют практически решать проблему, сформулированную Кантом о преображении физики в её новое состояние через живую систему познания. Так, на страницах Живой Этики находим многоплановое упоминание о законе спирального напряжения, о принципе ответной вибрации, о вибрациях Космического Магнита и вибрациях духа, о том, что все различные энергии напрягаются вибрациями Огня, о законах распространения мысли в связи с комплексом физических условий, беспредельных в своём многообразии волнах и токах, о разлитой во всей природе психической энергии и её трудноуловимых и сложных законах исследования, о магнитных волнах, законе притяжения, спирали эволюции и многих других понятий, составляющих цельную научно-мировоззренческую систему.

Полнота разработанного в Живой Этике подхода, учитывающего многомерный комплекс привходящих факторов, позволяет, как по матрице, проецировать предложенную научно-мировоззренческую систему на любое явление любого порядка сложности. Такой благородный синтез снимает ограничения и деления на материалистическое и идеалистическое, физическое и метафизическое.

Надо отметить, многие выступающие так или иначе в своих докладах упоминали, цитировали или ссылались на труды философа Л.В. Шапошниковой. Этому посвящено и сообщение “Научное осмысление философии Живой Этики в трудах Л.В. Шапошниковой” Марги КУЦАРОВОЙ, председателя Болгарского национального общества Рерихов. Она сказала, что появление Живой Этики позволило русскому космизму приобрести второе дыхание. И научное, глубокое и всестороннее осмысление Людмилой Шапошниковой Живой Этики привело к неожиданному результату: к открытию, что философия космической реальности – это не просто одна из философских систем, не просто одно из грандиозных явлений в современной жизни, направленных на возрождение духовности и красоты. Живая Этика – это гносеологический “каркас”, являющий собой ответ на кризис современной науки и освещающий собой единственный возможный путь её развития. Л.В. Шапошникова внесла выдающийся вклад в формирование этой новой системы познания и новой науки. Опять, как в начале прошлого века, эпицентр явления космизма находится в России.

С большим воодушевлением участники конференции выслушали эмоциональное, живое выступление учителя биологии из Украины Виктории Фёдоровны БАК , которая поделилась своим опытом работы со школьниками (“Целостная картина мира как основа для развития сознания учеников нового поколения”). “Я не просто учу биологии, — рассказала Виктория Фёдоровна, — мне очень хочется, чтобы дети, которые приходят ко мне в класс, осознавали всю ту красоту и неповторимость, что заложена во всех живых системах. И постоянно встаёт вопрос: как этого добиться? Тут я сделала удивительное открытие – оказывается, в основание существующих живых систем заложены законы нравственности, космичные по своей природе.

Учитель должен помимо передачи знаний воспитывать в учениках мировоззрение. Я в своей работе за основу взяла Учение Живой Этики – и открылись великолепные горизонты. Например, начнём с понятия урок. Урок – это открытая энерго-информационная система, центром которой является сердце учителя. И если я захочу, то урок будет таким, каким он необходим, образно говоря, Высшим Силам, находящим отзвук в моём сердце, проходящим через моё сердце”.

О Живой Этике, о применении её идей рассуждали учёные, философы, педагоги, а теперь настала очередь филолога — доклад “Философское учение Живой Этики и наука” Ольги Викторовны КУДРЯШОВОЙ, кандидата филологических наук из Владивостока (ДВГУ). Учение Живой Этики Великие Учителя рассматривали как великий океан, вмещающий в себя всё, — это океан знаний, идей, океан Любви. По существу, философская доктрина Живой Этики – уникальный сплав человеческих исканий и духовной мудрости, высших откровений и синтез мировых религий.

Многие положения, отражённые в Живой Этике, уже научно подтвердились. Это Учение одни называют религией, другие – наукой, третьи – философией, четвёртые – этикой. В действительности Живая Этика и буддизм, находящий в Учении своё отражение, это и первое, и второе, и третье и четвёртое.

Исходя из положений Живой Этики, модель Мира – психофизическая структура. Например, ощущение иллюзорности, непрочности вещей, которые в следующий миг уже не те, определило характер мировоззрения народов Восточной Азии и особенности мировоззрения Живой Этики. Всё существующее непостоянно, исчезает, как роса, — но сам процесс исчезновения вечен, то есть всё конечное в то же время бесконечно.

Абсолютного конца нет, и одна вещь переходит в другую – эта идея питала мыслительную традицию восточных народов и обеспечивала ей долгую жизнь, а сегодня она нашла подтверждение в научных концепциях. За видимым миром стоит неразделённый мир, и с точки зрения буддизма и Живой Этики он есть истинная реальность.


В.Г. Ниорадзе

С неослабным интересом был воспринят доклад “Духовная суть слова и развитие нравственных качеств школьников” Валерии Гивиевны НИОРАДЗЕ, доктора педагогических наук из Москвы. Убогость языка современных школьников – эта проблема должна быть решена как можно быстрее ради спасения детских душ, ради лучшего будущего.

В Библии сказано: Слово – это Свет, Логос. Но в школах не учат, что человек есть гражданин Вселенной, не говорят о непрерывности жизни. Нет такого школьного предмета, который помог бы показать величие жизни человека. Считается, что слово – материальная категория. Но только ли материальная? Оно связано с моральным исканием смысла жизни и вечности – отсюда вытекает идея ущербности пассивного получения знаний, однако в наших школах доминирует именно такой тип познания.

Слово – это духовная субстанция, однако об этом никто не говорит. И только эзотерический словарь напоминает нам, что Слово, Логос – Первопричина космоса, его эфирно-огненная душа, возникающая из Абсолюта. Слово – это ритмический звук, который отразился во Вселенной и выстроил миллионы атомов в разнообразные очертания форм, то есть выстроил материальный мир, берущий начало от Логоса, Слова.

Почитание, преклонение перед внутренней энергией слова слышалось в древних мифах и легендах – вся история развития культуры человечества о том свидетельствует. На Востоке слово считалось приобщением к Божественному Откровению. У арабских народов текст есть путь к Аллаху, и они сохранили такой смысл. И в педагогике через слово, его духовную суть происходит соприкосновение с душой ребёнка.

Поставлена задача сделать слово экологически чистым инструментом, освободить речь ребёнка от всех наносных словечек, так называемого сленга. Чтобы с помощью экологически чистого слова дети постигали свой внутренний мир и мир Вселенной. Стоит задача сделать слово инструментом постижения красоты речевого звучания, красоты жизни, средством проникновения в глубины человеческой души и сердца.

Поднимались за столь высокую трибуну конференции и совершенно удивительные и мудрые докладчики – дети, дети нового сознания, дети индиго. Их доклады предварили слова Л.В. Шапошниковой:

— Выступят перед вами носители будущего, и то, что мы услышим, вас должно заинтересовать. Как мы к этому пришли? В прошлом году состоялась конференция, посвящённая детям нового сознания, где ребята продемонстрировали свои взгляды. И мы пришли к выводу, что среди таких детей есть те, кто может участвовать в конференциях наравне со взрослыми. Поэтому МЦР будет продолжать работу с детьми нового сознания.

На нынешней конференции выступили Лев Бондарев из Украины (“Правда о правде”), Давид Володин из Тулы (“Вселенная Павла Флоренского”) и Юрий Любимов-Голубицкий (“Вселенная и Космос”).


Лев Бондарев

Большим откровением для участников конференции стало выступление юного Лёвы БОНДАРЕВА, который призвал взрослых перестать врать . Вот что он сказал: “Есть разные мнения относительно лжи и правды. Например, Черчилль говорил: правда настолько драгоценна, что её должен сопровождать эскорт из лжи. Однако учёными давно доказано – когда человек врёт или занимается насилием, говорит грубости, то у него снижается биоэнергия. А снижение биоэнергии плохо отражается на космосе. А космос – огромная биосистема, и мельчайшее изменение в её биополе переносится на её же мельчайшие организмы – то есть на нас. Вот поэтому, мне кажется, стали происходить разные катаклизмы, землетрясения, глобальное потепление и т.д.

Если человек врёт, он волнуется: а вдруг его ложь раскроется. Если он лжёт всё больше и больше – начинает плохо спать, в конце концов так переволнуется – это плохо сказывается на его здоровье и работе.

Взрослые врут больше и бессовестнее, чем дети. Попытайтесь врать целый день, не переставая, — у меня не получилось, думаю, и у вас не получится. (Смех в зале.) Вы, пожалуйста, не смейтесь, я, по-моему, говорю очень важные вещи.

Дети до четырёх лет вообще не врут. А дети от 6 до 10 лет врут, но это больше похоже на сказки, фантастические истории – просто проявление творчества. Таким детям надо давать побольше творческих заданий. Дети от 10 и больше лет врут по-настоящему, как взрослые. Я считаю, так происходит от того, что маленькие дети лежат и запоминают, что говорят взрослые, — запоминают, как надо лгать. Это откладывается у них в подсознании, а потом “вылезает” наружу.

Враньё зарождается в школьной среде – ребёнок лжёт, когда что-то не понял или не успел сделать на уроке. Я полагаю, если бы “Не лги” было одиннадцатой заповедью, лжецов стало меньше, но так как этого нет, то приходится выкарабкиваться из трясины лжи своими силами. Надо устроить такие идеальные школы и институты, в которых нет оценок и есть индивидуальное обучение. Возможно, тогда через несколько десятков поколений общество перестроится к лучшему, человек будет полностью избавлен от зла.

Считаю, надо задачники и учебники сделать смешными, тогда ребёнок перестанет бояться, что не справится с заданием. А если он не боится – исчезнет причина врать по этому поводу. По-моему, только по-настоящему свободный человек может перестать врать. Ведь само слово свобода – круглое, летящее ввысь – похоже на воздушный шарик.

Я рассказываю сейчас о детях, но и взрослые тоже должны сами себе признаться, что они всё время врут. И мне хочется, чтобы поперёк каждой улицы висело полотнище, где на белом фоне красными буквами было бы написано: “Хватит врать!” Возможно, звучит наивно, но я вижу в том действенный способ вернуть человечество к правде. Люди будут видеть его, размышлять – это, может быть, окажет воздействие”.


Юрий Любимов-Голубицкий, Давид Володин и М.П. Чирятьев

А теперь познакомимся с докладом Юрия ЛЮБИМОВА-ГОЛУБИЦКОГО “Вселенная и Космос”. Для определения космоса Юра привёл старинную восточную притчу. Маленькая рыбка спросила Морскую королеву: “Я постоянно слышу о море. Но что такое море, где оно, я не знаю”. Королева ответила: “Море не внутри тебя – мы появляемся из моря, живём и растворяемся в нём после смерти”. Море подобно космосу. Если рассмотреть теорию Большого Взрыва (образование Вселенной) – я думаю, Пустота не может взорваться сама по себе. Мне больше нравится Теория пульсирующей Вселенной – в космосе происходит вечная и бесконечная пульсация жизни: рождение, развитие и умирание.

Юный докладчик со своих позиций достаточно глубоко рассмотрел суть информации, космической энергии, субстанции. Он уточнил, что всё происходящее в космосе связано с информацией. Информация – это содержательная характеристика пространства, она не возникает из ничего и не исчезает бесследно.

Близкие люди имеют доступ к мыслям друг друга и часто обмениваются информацией с помощью телекинеза (передачи мысли на расстояние). Некоторые мамы могут сканировать мысли своего ребёнка – иногда это мешает. Также информацию можно сохранить, например, информацию мыслеобраза – с помощью рисунка, смысловую информацию – с помощью текста и т.д. Зашла речь и об информации в виде музыкального произведения. Живая музыка – это когда люди своими исполнением и психической энергией оживляют музыкальное произведение, пока его исполняют – оно живёт, пульсирует.

Интересный пример привёл Юра, рассматривая феномен обмена энергий. На последнем уроке ученики устали, их сознанием завладел хаос, они решили валять дурака. Учительница не может усмирить учеников, так как не обладает особой психической энергией дрессировщика. Она призывает на помощь “энергетическую бомбу” — завуча. Завуч преисполнен энергией укрощения и мгновенно наводит порядок в классе. Ученики после хорошей порции воспитательной энергии, зарядившись ею, начинают писать, читать и считать с бешеной скоростью – психическая энергия завуча реализовалась в биоэнергию учеников.


Юре Любимову-Голубицкому вручает подарки Л.В. Шапошникова

Юра поделился своими представлениями о тонкой материи, которую могут наблюдать, например, верующие в намоленном храме в виде плазмоидов, – считается, что это сильные мыслеобразы, а священники говорят, что это души верующих. Докладчик продемонстрировал собственные фотоснимки с зафиксированными на них плазмоидами и объяснил их значение.

После завершения “детской” части конференции каждому юному участнику были торжественно вручены ценные подарки, а взрослые горячо поблагодарили ребят за яркие и нестандартные научные сообщения.

Свой взгляд на “Философию сердца в русской мысли и философскую систему Живой Этики” раскрыл Анатолий Андреевич ЛЕБЕДЕНКО, кандидат педагогических наук из Москвы. Он привёл высказывание Е.П. Блаватской о сердце: “Человеческое сердце ещё не выразило себя полностью, мы никогда не постигали и не понимали степени его силы”.

Многими качествами и особенностями обладает сердце. Помимо полноты чувствований сердце наделено высшей способностью ощущать Бога, воспринимать воздействие Святого Духа. Сердце предваряет интеллект в познании добра и зла и вообще в познании истины. К сердцу взывает наша совесть, а не к соображающему уму, ибо сердце находится под непрерывными влияниями и впечатлениями Высшего Мира и Высшего Порядка вещей. Сердце и сердечность, по Ильину, являются неотъемлемой частью духовной культуры России – весь фольклор русского народа, жесты, движения, всё пропитано излияниями сердечного чувства, совершенно свободного от привязанности к материальному благополучию. Русская летопись, литература, живопись, поэзия, музыка – всё выражено “как свободно созерцающее сердце”.

Также Ильин называет культуру без сердца “больной культурой”. И Россия призвана создать и дарить остальным народам особую культуру культуру сердца. Именно в существовании культуры без сердца Ильин видел корень зла на Земле, отсюда возникло словосочетание “дурная цивилизация”.

Человек Нового Мира – человек Чистого Сердца, человек Созерцающего Сердца. Докладчик привёл замечательные мысли Ивана Ильина: “России нужен новый русский человек, проверенный огнями соблазна и суда, очищенный от слабостей, заблуждений и уродств прошлого и строящий себя по-новому из нового духа ради новых великих целей – в этом главное! Делая это, мы строим новую Россию. Мы должны научиться веровать по-новому: созерцать сердцем, цельно, искренне, творчески”.

Подавляющее большинство русских философов во все века обращались к сердцу, и особое положение среди этико-философских систем, исследующих концепт сердца, занимает Живая Этика. В ней целый том посвящён сердцу. “Сердце” — часть философской системы познания, которая раскрывает духовно-энергетическую суть сердца. Великий Магнит – сердце – описан здесь во всём богатстве древнего и современного опыта и знания.

Автор привёл исследования современных психологов, философов с точки зрения взаимодействия личности и общества с позиций воспитания нравственного человека. Вкратце коснулся понятия кардиоцентризм – это научная концепция практического преображения сознания и жизни устремлённого человека. И в этом смысле идея любящего сердца есть основная духотворческая сила русского народа. В кардиоцентризме, отечественной философии сердца, обозначены следующие направления: сердце как идея (например, русская идея есть идея сердца), сердце как символ (символ направляющий, символ чистого сердца), сердце как орган (сердце – солнце организма, средоточие психической энергии), сердце как путь.

Путь сердца, с одной стороны, глубоко индивидуален, а с другой — един для всех, это преодоление низшей природы в себе. И как примеры пути сердца – жизнеописания великих русских святых.


Г.Н. Фурсей

Невозможно в газетном материале охватить все доклады, мы смогли осветить лишь некоторые из прозвучавших на конференции, и здесь необходимо упомянуть о “Декларации прав Науки”, разработанной Георгием Николаевичем ФУРСЕЕМ, академиком РАЕН, вице-президентом РАЕН из Санкт-Петербурга.

Наука – область человеческой деятельности, которая обладает, с одной стороны, возможностью предсказывать многие события, а с другой – область жизни, или культуры, обладающая потрясающей мощью, накопленной в течение тысячелетий.

Учёные – люди, от чьей свободной воли зависит гармоничное существование человечества и всей планеты. Учёные могут делать открытия либо во благо, либо ввергать народы в страшные катаклизмы. На многие из таких попыток указывает история – однако подавляющее большинство учёных стремилось сделать мир устойчивым и надёжным, для этого вырабатывались соответствующие документы, договорённости. Например, Закон свободы совести, Пакт Мира Н.К. Рериха, Гаагская конвенция, “Декларация прав Культуры” Д.С. Лихачёва и т.д.

Георгий Николаевич предложил уважаемому собранию наброски своего варианта “Декларации прав Науки”, чтобы в дальнейшем общими усилиями сформировать её главные идеи. Перечислим некоторые пункты этого документа:

— найти путь к Творцу, сохранить род и жить в ладу со Вселенной (по К. Булычёву);
— творчество является одним из элементов человеческого предназначения, поэтому творчество и углублённое знание должны приниматься как одна из главных задач человека;
— расширение и формирование сознания должны рассматриваться как одна из главных задач, которые стоят перед людьми, это должно уважаться и приниматься государством и народом;
— знания являются достоянием наций и народов, страны и всего человечества, терять знания и способствовать их утере преступно;
— знания могут быть использованы только во благо человека и человечества;
— распространение и использование знаний, приносящих вред человечеству, недопустимо;
— знание не может находиться в пассивной фазе, если человечеству необходима помощь знания;
— недопустимо использование знаний для манипуляции с сознанием и проникновением во внутренний мир человека и т.д.

Своеобразным украшением конференции стали документальные фильмы, перекликающиеся по своему сюжету с её основной тематикой, – фильм режиссёра Луизы Тележко “Вестник” и фильм Виталия Правдивцева “Властелин мира – Никола Тесла”.

Ещё на конференции работала, что очень важно, Творческая мастерская молодых учёных под руководством Ольги Александровны Лавреновой. Здесь прозвучало 7 докладов: “Категория познания в Учении Живая Этика и её параллели в психологической науке” Андрея Емелина, “Арттерапия в контексте философии космической реальности” искусствоведа Надежды Кобзистовой, “Вненаучное познание: современные теоретические разработки” аспиранта ИИЕТ Георгия Хмуркина и другие.

Конференция “Живая Этика и наука” завершилась принятием Резолюции, и в работе над этим главным документом участвовали все приглашённые.

В частности, конференция постановила:

- Одобрить деятельность МЦР и ОНЦ КМ по консолидации сил учёных, использующих в своей исследовательской деятельности методологию Живой Этики.
- Поручить ОНЦ КМ совместно с научным отделом МЦР активизировать исследования по разработке новой научной методологии, соответствующей задачам космического мышления.
- Научному отделу МЦР наладить сотрудничество с государственными университетами, академическими организациями, издательствами и т.д. с целью осуществления совместных исследований по Живой Этике и творческому наследию Рерихов.
- Поддержать предложение и усилия академика РАЕН Г.Н. Фурсея в разработке “Декларации прав Науки” и продолжить шаги в этом направлении.
- Рекомендовать Центру Гуманной педагогики при МЦР выйти с предложением в Министерство образования РФ о включении в учебные программы школ и вузов произведений, способствующих развитию космического сознания у школьников и студентов.

Обзор подготовили Ольга АВИЛОВА, г. Владивосток,
Владимир ПАСТУХОВ, г. Старый Оскол.
Фото Александра ПРОХОРЫЧЕВА, г. Москва.


Вы просматриваете АРХИВ сайта. Актуальная версия сайта находится по адресу www.svetgrad.ru
© 2006-2008 "Светоград"