Общественная независимая газета в защиту культуры. Основана в октябре 2001 года в г. Владивостоке

СВЕТОЧ ПОДНЕБЕСНОЙ

Яркий Свет озарил Поднебесную, когда 27 августа по лунному календарю, на 20-м году царствования императора Линга, или в 551 году до нашей эры, в 30 км от Цюйфу царства Лу родился Великий Учитель Конфуций. Конфуций – латинизированное имя, от китайского “Кун-фу-цзе” — Учитель Кун. Его отца звали Шу Лянхэ. Он был воином, прославившимся своей храбростью, и происходил из аристократического рода Кунов, который прослеживается до 1024 года до н.э. Имел 9 дочерей от жены из клана Ши и очень желал сына. Ему было 70 лет, когда у Янь Чжи родился долгожданный мальчик. Но едва сыну исполнилось 2 года и 3 месяца, любящий его отец скончался...

Конфуций с раннего возраста любил учиться, в чём, несомненно, чувствуется материнское воспитание. С малых лет Учитель Кун отличался от сверстников знанием традиций церемоний, обострённым восприятием несправедливости и чувством особой любви к родителям. Юному Цю было 16 лет, когда неожиданно скончалась Янь Чжи. Горе его усугублялось тем, что он не знал, где её похоронить. По традиции похоронных обрядов, а Конфуций к 15 годам уже прекрасно владел ими, мать необходимо похоронить рядом с отцом. Но место погребения Шу Лянхэ неизвестно. Сын нашёл это место и совершил все похоронные обряды.

Цю остался один — физический труд закалил его, приучил к невзгодам. К тому же пытливый юноша отличался отменным здоровьем и высоким ростом — приблизительно 1,91 см. Юноша увлечённо занимался самообразованием в надежде, что со временем знания смогут прокормить и помогут в служебной карьере. В царстве Лу, претендовавшем на духовное верховенство в стране, особое значение придавалось шести искусствам — выполнять ритуалы, понимать музыку, стрелять из лука, управлять колесницей, читать, знать математику. Конфуций в совершенстве овладел ими.

В 19 лет Учитель Кун взял в жены девушку из семьи Ци из царства Сун, у них родился сын Бо Юй. Примерно в тот же период произошло знаменательное событие – Учителя впервые допустили на торжественное жертвоприношение в главную кумирню царства Лу. Повёл он себя несколько странно для окружающих — спрашивал о значении почти каждой процедуры. Один сановник возмутился. В ответ Конфуций произнёс: “Это как раз и соответствует ли (ритуалу)”. Впоследствии Конфуций наставлял своих учеников не стесняться спрашивать о сути любого поступка или изречения.

Постепенно вокруг него сформировалась школа из молодых и пытливых людей, которые желали учиться правилам нравственности и государственного управления. Учитель не отказывал никому, какую бы малую плату ему ни предлагали, но он и не удерживал тех, кто не выказывал серьёзности и способностей. Всего у Конфуция обучалось 3000 учеников, из них 72 отличались глубокими познаниями, 10 знали некоторые части Учения в совершенстве, и лишь один — Цзы-Лу, любимый ученик, — постиг глубину Учения Совершенномудрого.

Духовной Меккой Китая периода Чуньцю являлась Лои — столица чжоуского правителя. Там произошла встреча двух Великих Учителей: Конфуция и Лао-цзы. Древние источники передают, что позже Конфуций сказал своим ученикам: “Я знаю, как птицы могут летать, как рыбы могут плавать и как животные могут бегать. Но бегущий может попасть в западню, плывущий может попасть на крючок, и летающий может быть застрелен в воздухе. Но вот есть дракон; я не могу передать, как он взлетает по ветру сквозь облака и поднимается к небесам. Сегодня я видел Лао-цзе и могу сравнить его только с драконом”.

После возвращения Учителя в Лу произошли большие беспорядки. Правитель провинции был изгнан тремя знатнейшими князьями и бежал в соседнюю провинцию Ци. За ним последовал и Конфуций, выражая тем самым неодобрение князьям. Но правитель Тинг скоро стал тяготиться мудрецом и дал ему понять, что как старый человек не может извлечь пользы из его Учения.

Конфуций покинул Ци, вернувшись на родину в Лу. Здесь он провёл 15 лет, не занимая никакой должности и продолжая занятия со своими учениками. На 52-м году жизни мудрец получил важное место наместника города Хунг-то. В качестве главы этого города он вскоре произвёл значительные изменения в нравах его обитателей. Правитель Тинг был поражён результатами управления Конфуция — и назначил его помощником надзирателя государственных земель, так Учитель своими нововведениями улучшил сельское хозяйство.

Вскоре после этого он сделался министром юстиции. Назначение Совершенномудрого положило предел преступлениям. Не пришлось больше пользоваться законами о наказаниях, потому что преступников не было.

Конфуций считал, что порядок в государстве во многом зависит от нравственности его правителя. Он говорил: “Если царь свят, прозорлив и разумен, то он будет управлять страной мирно и разумно”. Или другое его высказывание: “Если царь не докажет своей доброты нравственными делами, то народ не будет питать к нему доверия, а кто не пользуется доверием народа, тому люди не повинуются”.

Конфуций верил в преобладание доброго начала в человеческой душе. Он говорил: “Если каждый человек будет стараться достигнуть нравственности, то общество будет совершенно”. Несмотря на всю благотворность его государственных преобразований в Лу, Конфуций, однако, недолго удержался на своём посту. Соседние князья с завистью взирали на возрастающее благосостояние провинции Лу, вызванное правлением Конфуция, и потому постарались посеять раздор между правителем и мудрецом. Они послали правителю Тингу в подарок 81 красавицу и 20 лучших лошадей. Подарки затмили разум — правитель перестал обращать внимание на увещевания Учителя. И тот счёл необходимым отказаться от места.

Так на 56-м году жизни мудрец постиг горечь скитаний, странствуя по провинциям Китая. 13 лет он переезжал из города в город, из провинции в провинцию, каждый раз надеясь встретить правителя, который взял бы его к себе в советники и согласился построить жизнь государства, сообразуясь с его представлениями. Многие из правителей охотно соглашались содержать и терпеть его. Но что бы он им ни советовал, они не изменяли своего поведения. Не раз во время странствий Конфуций подвергался серьёзным опасностям. Однажды Учителя, направлявшегося в соседнюю провинцию, задержала толпа, принявшая его за чиновника, ненавидимого за притеснения. Ученики исполнились страха, но Конфуций оставался спокойным: “Так как Небо не даёт погибнуть истинному Учению, то что может сделать со мною население Кванга?”

В другой раз он вместе со своими спутниками погибал от нужды. Они не ели 7 дней и лежали, ослабев от голода. Учитель же погрузился в литературный труд, пел оды. Мужество покинуло даже Цзы-лу, самого замечательного из учеников. Он спросил: “Неужели люди возвышенные должны страдать таким образом?” Конфуций ответил: “Возвышенный человек может терпеть нужду – но он всё-таки остаётся возвышенным, ибо более ничтожный человек при тех же обстоятельствах потерял бы самообладание”.

Во время своих скитаний Учитель не раз встречался с затворниками – людьми, покинувшими мир в знак протеста против его несовершенства. О них Конфуций говорил: “Не подобает человеку удаляться от мира и жить только с птицами и зверями. С кем мне сообщаться, если не со страдающими людьми? Господствующее зло – вот что требует моих усилий”.

Остаток своих дней Учитель Кун посвятил литературе и преобразованию музыки. Мудрец считал, что музыка способна оказывать сильнейшее воздействие на нравственное состояние человека. Она может направлять человека и на хорошие мысли и на дурные, и потому надо пользоваться ею осторожно и уделять ей особое внимание.

Годы скитаний не прошли бесследно. Конфуций многое узнал, но и потерял...
В 485 г. до н.э. в царстве Вэй скончалась жена — он тяжело переживал смерть супруги. Шли годы, чрезмерные перегрузки сказались на здоровье, но Конфуций мужественно боролся с недугами.

В 482 г. мудрецу исполнилось 70 лет. Осмысливая в беседе с учениками пройденный путь, он выделял в нём 6 периодов: “В 15 лет я обратил свои помыслы к учёбе. В 30 лет я обрёл самостоятельность. В 40 лет я освободился от сомнений. В 50 лет я познал волю Неба. В 60 лет научился отличать правду от неправды. В 70 лет я стал следовать желаниям моего сердца и не нарушал ритуала”. Для многих последователей Учителя эти вехи времени стали символами становления личности.

Однако одна беда следовала за другой. В 481 г. умер любимый ученик Янь Хуэй. Конфуций воскликнул: “О! Небо хочет моей погибели!” На следующий год ещё одно потрясение – погиб неутомимый спорщик, преданный и любимый Цзы-лу. Горе ускорило смерть Учителя. Пролежав у себя дома в постели, не вставая, 7 дней, Светоч Поднебесной покинул мир на 16 году правления Ай-гуна (479 г. до н.э.) в день Цзи Чау 4 луны, на 73-м году жизни.

Совершенномудрого похоронили на берегу реки Сышуй к северу от столицы. Ученики, верные правилам сыновей почтительности, построили хижины недалеко от могилы Учителя и три года совершали траурные церемонии. На его могиле надпись гласит: “Наиболее мудрый учитель древности; всесовершеннейший и всезнающий царь”. Последующие поколения соорудили храм Учителя, где были собраны его одежда, головные уборы, музыкальные инструменты, повозка, книги.

Могила Совершенномудрого стала местом паломничества. Начиная с ханьского периода китайские императоры и высшие сановники поклонялись храму Конфуция на протяжении более 2 тысяч лет. Это место стало самым священным на территории государства.

Чему учил Конфуций


Дом, храм и могила Конфуция находятся в Цюйфу

Основное произведение конфуцианства — “Лунь юй” (“Беседы и суждения”). Оно составлялось после смерти Конфуция его ближайшими последователями, сумевшими сохранить мысли Учителя. Наиболее прилежные обычно фиксировали высказывания мудреца, чтобы на досуге и во время очередной беседы можно было выяснить непонятные места, тем более что Конфуций подчас по-разному отвечал на один и тот же вопрос, как бы высвечивая проблему в разных плоскостях. Зачастую умышленно подбирались слова-символы, порой многозначные, дабы дать ученику импульс к самостоятельному творчеству. Ответы Учителя порой были неожиданны, иногда парадоксальны для обыденного сознания.

Конфуций учил человечности. Он наставлял: “Усовершенствование человека есть начало всего”. Конфуций учил любви к людям — любви, как будто все люди составляют с тобой одно целое. Такая любовь вызывает сочувствие к ним – и сострадание, и сорадование. Мудрец говорил: “Итак, вы должны любить других как себя самих… желать им всего того, чего себе желаем”. Только так можно объединиться друг с другом и этим путём приблизиться к Высшему Неизречённому Началу, которое называют Богом. Конфуций устремлял все силы своего ума и сердца на утверждение порядка и благоденствия в государстве и жизни людей и в своей повседневной жизни, не нарушая законов человечности, — но Учитель никогда не касался таких вопросов, как создание или конец мира, происхождение человека и его будущей жизни. Он не любил рассказывать о необыкновенных вещах, духовных существах, необычайных откровениях, сверхъестественных видениях и т.п. Он понимал, что прежде чем устремляться в надземные миры, надо упорядочить свою земную жизнь, ибо на вершину не взойти, не начав с подножия.

Конфуций учил “высшему добру – обновлению людей”, — пишет Лев Толстой и приводит стройную и последовательную схему этого пути:

“Чтобы обладать высшим благом, нужно: 1) чтобы было благоустройство во всём народе; нужно 2) чтобы было благоустройство в семье. Для того чтобы было благоустройство в семье, нужно 3) чтобы было благоустройство в самом себе. Для того чтобы было благоустройство в самом себе, нужно 4) чтобы сердце было чисто, исправлено. Для того чтобы сердце было чисто, исправлено, нужна 5) правдивость, сознательность мысли, нужна 6) высшая степень знания. Для того чтобы была высшая степень знания, нужно 7) изучение самого себя”.

А теперь приведу некоторые цитаты из “Лунь юя”: 1. Учитель сказал: “Не печалься, что люди не знают тебя, но печалься, что ты не знаешь людей”.

2. Учитель сказал: “Правитель, положившийся на добродетель, подобен северной Полярной звезде, которая замерла на своём месте средь сонма обращающихся вкруг неё созвездий”.

3. Учитель говорил: “Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем”.

4. Учитель говорил: “Лишь тот, кто человечен, умеет и любить людей и испытывать к ним отвращение”.

5. Учитель говорил: “Устремлённость к человечности освобождает от всего дурного”.

В чём актуальность Учения Конфуция

Мудрец заложил основы национального характера китайцев, основы этики и государственности некоторых стран Юго-Восточной Азии. Великий Учитель Конфуций учил тем же нравственным основам, что и все Великие Учителя человечества. Они говорили о непреходящем, о вечном. А вечное не знает перемен.

История Китая помнит периоды борьбы с Учением Конфуция и дискредитации его личности в угоду политическим интересам, но все они закончились провалом, так как основа его Учения – человечность, исходящая из самой природы человека, указывала путь к эволюции. Ныне в Поднебесной работает Фонд Конфуция, созданный в 1984 году, пропагандирующий его воззрение. Государство уделяет большое внимание мемориальному комплексу на родине Конфуция. Сегодня жив потомок Конфуция в 78-м поколении.

Сопоставление Учения Конфуция с Учением Живой Этики

Светоч Поднебесной верил в преобладание доброго начала в человеческой душе. Он говорил: “Идея добра, присутствующая в душе каждого человека, беспрестанно внушает нам творить добро”. В Живой Этике также говорится, что “можно дать сердцу свободу к добру, и оно поспешит наполниться энергией”.

Конфуций отрицал отшельничество. И в Живой Этике написано: “Монастыри – антитеза жизни”.

Конфуций понимал огромное воздействие музыки на человека, и Живая Этика говорит: “Уберегите детей от всего дурного: сквернословия, дурной музыки”.

Конфуций однажды сказал: “Тот, кто не принимает во внимание клевету, медленно впитывающуюся в мозг, ни оскорбления, подобно язвам, ранящим тело, тот может истинно быть назван мудрым. Для кого ни клевета, ни оскорбления не имеют значения, тот может быть назван дальнозорким”. Е.И. Рерих разъясняет: “Именно дальнозоркость указывает на ничтожество всяких клевет перед ликом исторической правды, когда Высшая Справедливость произносит свой приговор в мировом масштабе”.

Конфуций учил любви к людям. И в Живой Этике пишется, что великая любовь лежит в основании Высшего Мира и соответствовать Ему может такая же любовь. Велико назначение человека.

Конфуций учил соизмеримости — знать, различать, что есть самое важное, что должно быть первым и что должно быть последним и поступать соответственно. Живая Этика говорит: “Нужна соизмеримость малого и большого, повторяемого и неповторяемого. Напрягитесь понять, где оно, большое!”

Конфуций: “Превозмогать себя и возвращаться к должному в себе – вот что такое истинная человечность. Быть человечным или не быть – это зависит только от нас самих”. Живая Этика: “Каждое Учение Света есть, прежде всего, развитие человечности. Запомните это прочно, ибо никогда мир так не нуждался в этом качестве. Человечность есть врата ко всем прочим мирам. Человечность есть основа чувствознания. Человечность есть крылья прекрасные”.

Конфуций сокрушался: “Моё дело кажется безнадёжно. Я ещё не встречал человека, который, зная о своих ошибках, признал бы вину перед самим собой”. Живая Этика подтверждает: “Честность признания есть явление, которое каждый дух должен в себе развить”.

Эти сопоставления можно продолжить. Одно ясно – основы нравственности, то, чем жив дух человеческий, пребывают в Вечности и не меняются с течением времени и появлением новых Учений. По этому поводу в книге “Озарение” Живая Этика говорит о Первоучителях и их выродившихся последователях: “Звериные привычки наполнили досуг человечества. Христос учил состраданию, и попран закон любви. Гаутама, названный Буддою, молил о мужестве и энергии, и предались лени последователи Его. Конфуций учил о стройной государственности, и предались подкупности последователи Его. Трудно сказать, которое преступление хуже, потому нельзя говорить о народах, можно говорить лишь о личностях”.

А в книге “Братство” сказано: “Не сопричислим себя к хулителям Платона и к гонителям Конфуция. Они были гонимы теми гражданами, которые считались украшением страны. Так мир поднимал руку против служителей великих”.

Дух человеческий образовывался, развивался и ныне продвигается несказуемой Жертвой Великих Учителей, указавших Путь в Беспредельность. У каждого человека есть выбор — или идти с Ними по восходящей спирали эволюции, или спускаться вниз в хаос. Третьего не дано. Вот почему так важно изучать жизнеописания Великих Учителей, которые своим подвигом указывали человечеству Путь к Истине.

Андрей СЫРОВАЦКИЙ,
Культурно-просветительский центр “Орифламма”.


Вы просматриваете АРХИВ сайта. Актуальная версия сайта находится по адресу www.svetgrad.ru
© 2006-2008 "Светоград"