Общественная независимая газета в защиту культуры. Основана в октябре 2001 года в г. Владивостоке |
МУЗЕЙ ВОСТОКА – СОБАКА НА СЕНЕ, |
|
Помнится, в 2002 и 2004 годах удалось побывать в Москве. В октябрьские дни Государственный музей Востока (ГМВ) буквально магнитил многочисленных посетителей – выставлялись тогда великолепные полотна кисти Николая и Святослава Рерихов.
Картины полыхали красками! – сияние это, видимое уже со ступеней лестницы, ведущей в заветные залы, восхищало, радостно будоражило сердце. И разве можно передать словами то пиршество цвета, линий и форм – оно ослепило, когда мы вошли в пространство творческого гения Рерихов-художников, отца и сына!
Потом в поездках в Москву наступил временный перерыв – и вот 2007 год, его октябрьские дни в Москве (а в октябре, как известно, день рождения Н.К. Рериха) сулят новую долгожданную встречу в ГМВ с художественным откровением Николая и Святослава Рерихов. Увы!.. Ждали нас обыденные выставки… Лишь два мемориальных зала Рерихов продолжали напоминать посетителям – очень скудно! – что здесь пока заботятся в плане знакомства широких масс народонаселения нашей страны и иностранных туристов со знаменитой семьёй, жизнью и творчеством её членов.
А где всё остальное? Где те картины, что в прошлые посещения ГМВ полыхали красками, мимо которых невозможно было пройти, не восхитившись чудом их совершенства? Ответ до обидного банален – они в запасниках Музея Востока! Тогда закономерен другой вопрос: в нашей ли власти вызволить их, чтобы при любой возможности посещения Москвы иметь гарантию лицезреть великолепие картин Рерихов?
ВЫСТАВКИ ЗАВЕРШИЛИСЬ ПЛЕНОМ
Трагически сложилась судьба 288 картин Николая и Святослава Рерихов. Полотна эти Святослав Николаевич привёз в Советский Союз из Индии в 1978 году для проведения передвижных выставок по стране. Особо подчеркнём изъявление воли художника – для проведения передвижных выставок по стране. Свидетельство тому — акт приёма картин в Государственный Русский музей за №4193 от 2.11. 1978 г. на основании приказа Министерства культуры СССР №766 от 13.10. 1978 г.
Документы – упрямая вещь, выводящая на чистую воду фальшь всех заявлений, которыми Музей Востока тужится обезопасить себя от справедливости законных требований Международного Центра Рерихов, выполняющего завещание С.Н. Рериха. “В числе моих коллекций и другого имущества, — писал доктор Святослав Рерих, составивший этот документ в Бангалоре 19 марта 1990 г., — я желаю вручить СОВЕТСКОМУ ФОНДУ РЕРИХОВ 288 картин – моего отца (125) и моих (163), которые находятся на попечении Министерства культуры СССР”. Уточним, что в годы перестройки Советский Фонд Рерихов был переименован в Международный Центр Рерихов, чему есть официальное подтверждение, а главное, документ от 22 октября 1992 г., подписанный
С.Н. Рерихом, который подтверждал: “Международный Центр Рерихов, созданный по моей инициативе, является правопреемником Советского Фонда Рерихов”.
Фальшь публичных заявлений Музея Востока буквально бросается в глаза, лишь только начинаешь глубже вникать в дело “288 картин”, и поражаешься наглости сотрудников ГМВ, замешенной на чувстве безнаказанности — ведь за спиной у них Министерство культуры!.. Они, например, помещают в своих печатных изданиях такие сведения:
“…1974 – приезжает [С.Н. Рерих] в Москву на торжественное празднование 100-летия со дня рождения Н.К. Рериха и своего 70-летия. Привозит на родину для экспонирования в разных городах 282 картины (122 из них – работы отца).
…1988 – будучи уже тяжело больным, во время визита в Москву в последний раз посетил Государственный музей Востока. Во время двухчасовой беседы в мемориальном кабинете Н.К. Рериха Святослав Николаевич говорит о своём желании передать выставочную коллекцию музею, чтобы и дальше картины несли радость людям…”
Эти строки принадлежат О.В. Румянцевой, сотруднику ГМВ, автору-составителю альбома “Святослав Рерих. Священная флейта” (Самара: Издательский дом “Агни”, 2000). А вот что пишет там же в предисловии В.А. Набатчиков, тогдашний генеральный директор ГМВ:
“С 1978 года Государственный музей Востока, по согласованию со Святославом Николаевичем, хранил привезённые им на родину картины, и по его просьбе мы их показывали в разных городах России и других республик. Эту выставку увидели более чем в 160 городах – от Прибалтики до Камчатки, от Закавказья до Иркутска”. И далее г-н Набатчиков говорит о последнем визите С.Н. Рериха в 1988 году: “За столом, во время чаепития, я спросил его, какова дальнейшая судьба картин, хранящихся у нас. Он ответил: “Я в высшей степени доволен их сохранностью и тем, как они выставлены. Я передам их вашему музею. Одну или две отправлю в Индию. Остальные пусть несут и дальше радость людям”.
Теперь, в сложившейся трагической ситуации, можно задним числом вспоминать слова С. Рериха и приписывать к его высказываниям всё, что он и не говорил, и у нас нет никакой уверенности, что В.А. Набатчиков глаголет истину, так как документы говорят совершенно противоположное – Святослав Николаевич вынужден был собственноручно вызволять собственные картины из плена Музея Востока, обращаясь лично к Президенту РФ Борису Ельцину (документ от 20 апреля 1992 г.):
“…В 1990 г. я, вместе с остальным наследием, передал Центру [МЦР. – Ред. “С”.] большую выставку картин моего отца и моих собственных (286) полотен, которая долгое время находилась в ведении Министерства культуры СССР. Теперь эту выставку незаконно удерживает Музей искусства народов Востока. Очень прошу Вас содействовать передаче её Международному Центру Рерихов”.
Поручение Президента передать картины МЦР выполнено не было. Более того, прошло чуть больше месяца после смерти С.Н. Рериха, и директор Музея Востока
В.А. Набатчиков издал приказ (№13 от 25.02.1993 г.) о постановке коллекции картин Рерихов на постоянное хранение.
КАК “ПОЧИТАЕТ” РЕРИХОВ МУЗЕЙ ВОСТОКА?
У Международного Центра Рерихов есть все документальные подтверждения их законных требований вернуть 288 полотен, удерживаемых ГВМ. Копии этих документов собраны в трёхтомнике “Защитим имя и наследие Рерихов” (МЦР, Мастер-Банк, Москва, 2001) для широкого ознакомления желающих разобраться в этом вопросе. Но в нашей стране документы значат меньше, чем желания чиновников. И царит чиновничий беспредел, так как у Министерства культуры РФ нет ни единого документа, позволяющего иметь эту коллекцию в пользовании ГМВ, как нет их и у самого Музея Востока.
Как раз в этом-то музее 25 сентября 2007 года состоялась пресс-конференция “Судьба наследия Рерихов: правда и вымысел”. И в числе поднимаемых тем ГМВ высказывал яростное недоумение в том, что МЦР, мол, раздувает скандал по поводу пропажи в Музее Востока нескольких десятков картин из печально известных 288, переданных Святославом Николаевичем Рерихом.
Теперь Музеем Востока командует А.В. Седов, вместо ушедшего В.А. Набатчикова. Ему-то и задала С.П. Синенко, руководитель отдела по связям с рериховскими организациями МЦР, прямой вопрос: “Назовите, пожалуйста, документы, на основании которых бывший директор ГМВ В.А. Набатчиков поставил на постоянное хранение не принадлежащую музею коллекцию картин Рерихов?”
Вопрос был повторён трижды. Ничего вразумительного г-н Седов ответить не смог, кроме как “читайте сами”, “здесь всё написано” и т.д., отсылая к тем документам, которые были представлены журналистам на встрече. Читали, искали, ничего не нашли, так как в природе их просто не существует.
С картинами, удерживаемыми Музеем Востока, ситуация развивается, как в бездарном детективе. Так в документации ГМВ существуют два акта под одним номером — №54, якобы они сработаны в одно и то же время (12 марта 1993 г.) и отражают одно и то же событие – перевод 282 картин (коллекция С.Н. Рериха) из временного хранения на постоянное. Это два совершенно разных документа, которые не только мирно сосуществуют, но даже фигурируют в судебных заседаниях.
Акты эти, как образно охарактеризовал их А.В. Стеценко в своей статье “Правда о коллекции С.Н. Рериха”, “хоть и имеют одних и тех же “родителей” и дату появления на свет, разительно отличаются друг от друга – не только внешним видом (шрифт, количество листов, оформление в целом), но и, самое главное, содержанием. Почему-то под ними расписались разные лица, хотя указаны одни и те же фамилии”. Списки экспонатов, приложенные к актам, не совпадают друг с другом: картины имеют один и тот же порядковый номер и номер по книге поступлений (КП), но разные названия, размеры, датировку, технику исполнения, а также описание их сохранности.
Сотрудники МЦР, сравнив акты-“близнецы” за номером 54 со списком картин, который передал им сам С.Н. Рерих, выявили большое количество расхождений и сделали убедительный вывод – более 60 картин Рерихов не соответствуют первоначальным спискам.
Какое же объяснение этому вопиющему (!) факту предложила журналистам на пресс-конференции О.В. Румянцева?
“Точно я вам сказать не могу, но думаю, что тогда уже Святослав Николаевич не хотел, чтобы картины перешли в МЦР, и потому такая запутанная картина. Не мог же он как владелец не знать названия и размеры своих картин!”
Выходит, “почитая” Рерихов, как было заявлено в пресс-релизе Музея Востока, одна из сотрудниц этого музея обвиняет младшего из Рерихов в подлоге и обмане тех, кому он добровольно завещал наследие своей семьи!
ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ
Как уже было сказано выше, не порадовал нас Музей Востока в октябре 2007 года – не выставил из своих запасников картины Н. и С. Рерихов, из числа “опальных” 288 (или, как утверждает ГМВ, 282)…
При созерцании того немногого, что было предложено посетителям в наш приезд 2007 года, повествовавшее о Рерихах, ярко бросились в глаза змеящиеся трещины стен и потолка Музея Востока (проблема подавляющего числа государственных музеев страны), увядшие розы в вазах, запах пыли…
В этом отношении Музей им. Н.К. Рериха – поднятый из руин на средства последователей идей семьи Рерихов, общественности, без единого рубля со стороны государства – великолепен в своей ухоженной красоте древнерусского архитектурного строения, восстановленного по старинным чертежам усадьбы Лопухиных.
Сотрудники Музея им. Н.К. Рериха и Международного Центра Рерихов – неправительственной организации при ООН – ведут большую культурно-просветительскую работу. По всей России разъезжают передвижные выставки подлинных картин Рерихов (планы выставочной деятельности расписаны на годы вперёд); обрабатываются и постепенно издаются в великолепном оформлении архивные материалы; каждый год проводятся международные научно-общественные конференции, научные и педагогические семинары; прекрасные концерты собирают большие аудитории, работает лекторий.
Оформлен общественный Музей имени Н.К. Рериха по последнему слову самых современных музейно-информационных технологий, поражающих изысканностью мысли и новейшими открытиями науки и техники. Во всех залах — живые цветы: цветочные композиции привлекают своей красотой и свежестью. Множество посетителей!.. Кто желает, может смотреть документальные видеофильмы, рассказывающие о жизни и свершениях гениальной семьи…
И страшно становится при шальной мысли, что всё это великолепие, созданное народной волей, без участия государства и чиновников, пропадёт… Именно так! — здание Музея Николая Рериха будет “чахнуть” и растрескиваться, попади оно в ведение – не дай Бог! – Государственного музея Востока. А он тянет к усадьбе Лопухиных свои загребущие “руки”!..
ИМЕЕТ ПРАВО НАРОД!
Не замай! – в подобных случаях восклицал Николай Рерих, повторяя окрик древних русичей.
Музей Востока! Если уж желаешь подтвердить своё право на законное владение 288 картинами и усадьбой Лопухиных, докажи это хотя бы своей состоятельностью – живым делом и верностью заветам С.Н. Рериха. Вспомните слова из разговора В.А. Набатчикова со Святославом Николаевичем: чего даритель ждал от ГМВ? Чтобы картины Рерихов чаще выставлялись! Чтобы – “...пусть несут и дальше радость людям”! В.А. Набатчиков с воодушевлением упоминал о 160 городах бывшего СССР, где побывала коллекция Святослава Рериха.
Поэтому закономерно следующее обращение к руководству и сотрудникам Государственного музея Востока.
Господа! Выполните хоть в одном волю хозяина картин – продолжите показывать созданную им великолепную красоту в форме передвижных выставок по городам, несите радость встречи с художественным гением Рерихов! На деле же получается, что, действительно, Музей Востока г. Москвы, как злая собака на сене, – картины ни МЦР, ни людям.
А мы, проживающие в России и СНГ, вправе посылать вам запросы, составлять соглашения с ГМВ на проведение передвижных выставок в своих городах, договариваясь с местной администрацией, культурными учреждениями для воплощения совместных проектов, подготавливая выставочные площадки.
В конце концов, для кого писались картины Николаем и Святославом Рерихами – для народа российского или для затхлых запасников Музея Востока?!
Ольга АВИЛОВА, гл. редактор “С”.