Общественная независимая газета в защиту культуры. Основана в октябре 2001 года в г. Владивостоке

ЧТОБ СТАЛО ЗВОНКО И КРЫЛАТО!


На выставке "Душа крылатая моя!.."

Вот уже ушёл в прошлое четвёртый краевой конкурс детского рисунка, проведённый в 2007-2008 годах в рамках долгосрочного проекта “Космос—Земля—Человек”; вручены медали, грамоты, подарки – и настало время подводить общие итоги. Радует, что огромное количество рисунков прислали ребята со всех уголков Приморья и из г. Новосибирска – около 900! Радует, что среди организаторов конкурса значится Приморское отделение Союза художников России. И думается, что на итоговой выставке, прошедшей в январе с.г. в Музее современного искусства “Арт-этаж” ДВГТУ, взрослым художникам было чему поучиться у юных живописцев. В этой связи приходят на ум мысли о состоянии современной отечественной живописи – вспоминаются странные коллизии нынешних художественных вернисажей, когда творческие потуги отдельных художников заканчиваются тем, что кто-то из авторов суперновационных “инсталляций” изображает курочку-наседку, высиживающую в натуральном гнезде почти натуральные яйца, или другой – цепного пса около реальной конуры, облаивающего посетителей выставки…

Вот мы и предложили организаторам Четвёртого краевого конкурса детско-юношеского рисунка “Душа крылатая моя!..” Ирине Николаевне ГОГОЛЕВОЙ (г. Артём) и Ивану Александровичу ЕРМОЛАЕВУ (г. Владивосток), преподавателям изобразительного искусства, попытаться провести некую параллель между современным состоянием детского и взрослого художественного творчества.

И.Е. Вы упомянули “курочку” — это Кулик. Да, на современных выставках присутствует эпатаж, берущий начало с давних времён, возможно, с Густава Курбе или Дали, или Босха. Я недавно показывал своим ребятам фильм о творчестве Босха (который, в частности, своими работами высмеивал грехи людские). Потом некоторые девочки мне заявили: “Как можно любить такую галиматью?! Разве можно такое изображать?”


Дети всё воспринимают целомудренно, с позиций “хорошо—плохо”, и что некрасивое, уродливое – это гадость, заводящая душу не туда, куда та стремится.

У меня есть видеозапись “Современное искусство Москвы” — после его просмотра складывается впечатление, будто все художники наших дней топчутся на одном месте, занятые только собой, прославляющие своё “эго”. А у многих детей в основу восприятия мира заложено чувство прекрасного, пока ещё ничем не замутнённое. Оно и определяет их выбор в работе над темами, которые предлагает преподаватель. Например, когда была выставка “Кока-кола”, откликнулись лишь дети земные…

Корр. То есть для вас существуют дети земные и небесные?

И.Е. Да, и небесные – понятно, о чём идёт речь. А земные – ребята, родившиеся, чтобы побольше заработать и жить в материальном достатке и удовольствиях.

И.Г. И тема нашего конкурса “Душа крылатая моя!..” — небесная. Честно говоря, тема очень сложная – успех на нашей выставке приходит к участникам тогда, когда сам педагог глубоко и основательно поработает, откроет сначала для себя главную суть предлагаемой тематики, потом уже идёт к ученикам, поэтому очень хорошо, что конкурс рассчитан на два года. В первый год мы с ребятами размышляли – подступались…

Корр. Возможно, заявленные мечтания о крылатой душе несвоевременны, ещё рано говорить о них?

И.Г. Как раз начинать надо с детства! Недаром про детей говорят, что они постигают всё изнутри. Детское восприятие мира – это особая тема. Вот и выходят из-под их кисти необыкновенные работы, которыми все восхищались на нашей выставке в “Артэтаже”.

Корр. Меня неприятно поразило, что выставку таких удивительных работ не посещали взрослые художники. Чем это объяснить? Душевной ленью? Равнодушием? Или бытующим мнением, что детские рисунки – простые, наивные “малюнки”? Но ведь такая глубокая и мудрая философия сквозит в творениях наших юных участников!

И.Е. Мы всё суетимся, куда-то торопимся и не успеваем попасть туда, куда стоило бы зайти. Организованные нами конкурсы, начиная с первого “Космос—Земля—Человек”, стоят особняком от других, проводимых в городе, — обычных детских конкурсов. Все четыре наши выставки “проводят” одну общую линию – линию развития души, точнее, духа человека. Тематика их приподымает ребят и нас, педагогов, над обыденностью, заставляет задуматься о Вечном, непреходящем, если хотите, Божественном. Такое не делается впопыхах, на скорую руку. Поэтому Ирина права, — необходимо объявлять об условиях конкурсов заранее, за два года вперёд. Необходимо указывать список литературы, с которой педагог мог бы поработать, прежде чем давать задание детям. Например, некоторые преподаватели, знакомясь с информационным письмом и положением конкурса “Душа крылатая…”, элементарно их не понимали. Я разговаривал со взрослыми художниками – они говорили, что это невыполнимая задача. А мне думается, она для нас, взрослых, так сложна, потому что берёмся за неё впопыхах, опираясь на старый жизненный багаж, а здесь надо, возможно, даже измениться, перестроиться на новую волну…

И.Г. Я брала то, что находила в “Светограде”, — ведь о многих вещах раньше не задумывалась, доживши до таких лет. На первых порах всё воспринималось туманно, но что самое поразительное – чёткость мысли приходила тогда, когда продуманное наедине прорабатывала с ребятами. Дети предлагали совершенно неординарные решения, видения, давая неожиданный ход рассуждениям. А уж самая любимая и желанная тема была – “Встречи на Млечном Пути”, когда “пошли” инопланетяне…

И.Е. Мне помогали в работе с детьми фильмы Андрея Тарковского “Андрей Рублёв”, “Зеркало” и другие.

Корр. Вы ребятам такие сложные фильмы показывали!

И.Е. Да, и удивительно, как глубоко они их воспринимают. Некоторые девочки, например Римма Калина, Катя Трофимова, сами приносят на уроки что-то подобное. Приятно, что повесть Баха “Чайка по имени Джонатан Ливингстон” мои ребята знают. Хорошо, если бы все дети её прочитали — она буквально перелопачивает душу ребёнка. Ещё фильм “Код да Винчи” также всех встрепенул…

Если мы в школе работаем с учениками ответственно, не только давая технические знания, но и развиваем духовно, вкладывая в них сердце, не ломая их души, стремясь мягко где-то подправить, внести от себя что-то хорошее, результаты получаются исключительные. Например, Римма Калина у меня – глубокий философ, она всё и вся критикует, но когда начинается работа, у неё ничего простого не появляется в рисунках: как правило, присутствует двойное, тройное решение.

И.Н. Мы детей учим – но и многому учимся у них, напитываемся множеством нестандартных идей, заряжаемся бодрыми эмоциями, вдохновляемся. Я с детьми учусь – они сейчас совершенно удивительные, намного мудрее, чем мы были в их годы. Поэтому детские рисунки должны постоянно выставляться, и оформление их необходимо делать достойным детства!

Корр. Я опять возвращусь к взрослым художникам. Мы уже сказали, что в сфере искусства складывается ощущение топтания на месте. Тут вспоминаются слова поэта-провидца Максимилиана Волошина: художник – глаза человечества. Видеть прекрасное и через призму своей души приносить эту красоту людям, чтобы жизнь менялась к лучшему. Как видим, дети это интуитивно понимают, а у взрослых всё наоборот.

И.Е. Сейчас искусствоведы и художники существуют немного оторванно друг от друга, поэтому, например, мы на Дальнем Востоке не знаем Сергея Присекина, того же Никиреева. А сколько необходимо было современному живописцу Илье Глазунову сделать гадких, эпатажных картин и выставок, кричать о себе, чтобы его заметили, о нём заговорили. Как Ван Гог когда-то работал – одну единственную картину продал за всю жизнь. Но он – истинный художник, всё терпел, продолжая творить…

В каждом человеке, и в творческом тоже, есть доброе начало и есть злое. И каждый сам выбирает своё. Кто-то совершает непотребные вещи, лишь бы добиться успеха, выделиться… Лучше расскажу другой пример. Я много лет назад преподавал композицию Пете Стронскому в Уссурийской художественной школе. Потом он закончил училище и институт искусств во Владивостоке. Скрыв, что имеет высшее образование, поступил в художественную академию в Москве. И потом Петя смог показать себя так, что ему доверили расписывать Храм Христа Спасителя. Сейчас Пётр Стронский – один из ведущих живописцев столицы, заслуженный художник РФ. Меня особенно поразил результат его творческих побед – всё его окружение, и мама в том числе, изменились, поняли, что их душа свята: они пришли к Богу… Ну, а когда человек лает или “несёт яйца”, чтобы прославиться… Дети в этом плане мудрее взрослых, они сразу говорят: вот это – к душе, к Богу, а это – к дьяволу. Для человека, особенно творческого, важно верно выбрать свою стезю в жизни и ею следовать, но это очень сложно, не все выдерживают…

И.Н. Мы на уроках много рассуждаем, например, о проблемах наркомании, почему человек втягивается, попадая в этот омут? Чем такой поступок обернётся для него в дальнейшем?.. И по своим бывшим ученикам вижу, что ребята, занимавшиеся с полной отдачей, идут правильным путём. Потом и своих детей приводят ко мне.

Мы детям отдаём душу и надеемся, что каждый наш ученик в будущем станет достойным человеком. В том же ключе проходят и наши конкурсы, и последний из них — “Душа крылатая моя!..”

Корр. Как руководитель проекта поделюсь: на этот раз в ходе работы над выставкой было ощущение, будто подымаешь неподъёмную глыбу. Словно перелопачиваем мёрзлую, слежавшуюся землю, пытаемся растормошить заскорузлое, заплесневевшее общество, которому всё безразлично. Стремились разбудить спящие сердца, зажечь их крылатостью мыслей и идей творчески одарённых детей, чтобы люди задумались, в какое болото они погружаются! Однако надо отдать должное – на этот раз посещаемость нашей выставки намного возросла по сравнению с предыдущей.

И.Н. Думаю, если сейчас отпустить эту глыбу, всё скатится назад, и все наши усилия пропадут даром. Ведь мы, члены жюри, видели, отбирая работы на выставку, какое количество детских рисунков откровенно срисовано, и педагогу всё равно. А я сталкивалась со случаями, когда преподаватель сам раздавал готовые чужие картинки, и ребята дружно их копировали. Эту глыбу надо двигать! Тогда не будет в будущем тех неприглядных вещей, о которых мы здесь говорили.

И.Е. Плохо, что для некоторых людей, облечённых властью, сидящих в административных креслах, всё едино: детское ли это творчество, или футбол, или балет. Для них главное – тихо, без осложнений проработать на одном месте и получить приличную пенсию. Мы и они – непохожие и жизнь оцениваем разными категориями. Это относится и к тому, что во Владивостоке нет Детской картинной галереи, где проводилась бы систематическая работа по изучению методики преподавания в школах искусств, по выставочной деятельности в крае, отслеживалось бы творчество способных ребят, приёмы индивидуального подхода талантливых педагогов, – ведь всё уходит безвозвратно!

Когда ещё жива была Приморская детская картинная галерея, к нам в город приезжали ребята из Томской художественной школы. Они удивлялись, что фойе в их школе больше, чем вся наша картинная галерея...

Детская картинная галерея во Владивостоке тихонько, неприметно растворилась во “взрослой” галерее. А раз мы собрались подводить итоги конкурса детских рисунков, то определим самый главный итог.

Выставка “Душа крылатая моя!..” всеми посетителями оценена – как наполненная прекрасными идеями, изливающая свет, звонкая и воистину крылатая! Добрая, очень радостная, счастливая! Юные авторы работ с уверенностью заглядывают в будущее, которое сулит им только добрые встречи и не только на Млечном Пути. Эта выставка замечательнейших детских рисунков уже четвёртая. В архивах редакции газеты “Светоград” бережно хранится величайшая ценность – превосходные картины победителей прошлых конкурсов.

И мы учимся у детей! – их радостной мечтательности и оптимизму. Поэтому знаем: наступит долгожданная минута, когда вся эта красота и мудрость, сотворённая детскими руками и сердцами, займёт достойное место на стенах своего законного помещения. Сюда непременно будут захаживать взрослые, и художники-профессионалы в том числе, за вдохновением – особый, детский настрой на безграничное счастье и ощущение гармонии бытия помогут старшему поколению перешагнуть тот невидимый рубикон, перед которым общество беспомощно топчется сейчас…

Подготовила Ольга АЛЁШИНА.


Вы просматриваете АРХИВ сайта. Актуальная версия сайта находится по адресу www.svetgrad.ru
© 2006-2008 "Светоград"