Общественная независимая газета в защиту культуры. Основана в октябре 2001 года в г. Владивостоке |
Развитие биосферы после появления в ней РАЗУМАМы публикуем сейчас заключительную статью (начало в “С” №1 и №2’2008) Реомара Ефимовича РОВИНСКОГО, профессора из Израиля, о “направленном развитии биосферы Земли”
В двух предыдущих статьях рассмотрены процессы биологического развития биосферы. Кульминацией такого развития стало появление в ней носителя разума – человека. Но как возник в биосфере разум – вот вопрос, на который пока окончательного ответа не получено. Выдающийся учёный и мыслитель Владимир Иванович Вернадский в своей известной книге “Размышления натуралиста” писал: “Человек должен понять, как только научная концепция мира его охватит, что он не есть случайное, независимое от окружающего (биосфера или ноосфера) свободно действующее природное явление. Он составляет неизбежное проявление большого природного процесса, закономерно длящегося в течение, по крайней мере, двух миллиардов лет”. О том же писал и другой выдающийся учёный ХХ века Пьер Тейяр де Шарден в своей знаменитой книге “Феномен человека”: “Изменение биологического состояния, приведшее к пробуждению мысли, не просто соответствует критической точке, пройденной индивидом или даже видом. Будучи более обширным, это изменение затрагивает саму жизнь в её органической целостности, и, следовательно, это знаменует собой трансформацию, затрагивающую состояние всей планеты”. Действительно, на протяжении примерно двух миллиардов лет в биосфере шёл процесс нарастания разумности, получивший название цефализации, и этот процесс никогда не обнаруживал движения вспять. Как правило, исследователи связывают цефализацию с формированием мозга, материальной основы разума, возникающего у многоклеточных организмов в процессе развития нервной системы. Элементы разумного поведения в той или иной степени присутствуют у всех высших животных и даже птиц. Исследования последних лет, к удивлению самих учёных, обнаружили у человекообразных обезьян, у дельфинов и отчасти китов довольно высокий уровень разумности, выражающийся, в частности, в освоении человеческого языка (опыты с шимпанзе), в поведенческих особенностях и даже в проявлениях элементов духовности, что приближает их к человеческому уровню. Но только у человека в его социальном сообществе сформировалась и с ускорением во времени развивалась коллективная память, названная Вернадским “научной мыслью”. Научная мысль – это созданный человечеством на определённой стадии своего развития независимый от отдельной особи коллективный аппарат сбора, накопления, обобщения и хранения Знания. И только человек способен использовать этот аппарат в сочетании со способностью к трудовой деятельности для решения своих практических проблем.
Возникшее интеллектуальное преимущество человека перед другими представителями животного мира привело к тому, что этот вид активно захватывает всё занимаемое биосферой пространство, окультуривая флору и фауну, приспосабливая окружающую среду к своим потребностям. Понятно, что такая деятельность неизбежно ведёт к преобразованию биосферы. Но за рамки сегодняшних знаний выходят проблемы, касающиеся того, что биосфера Земли, Солнечная система и Галактика, в которую они входят, принадлежат гигантскому внешнему Миру, составной частью которого они являются. Есть подозрения о тесной взаимосвязи наших местных систем с этим Миром, непременном его влиянии на то, что происходит у нас. Однако такие подозрения пока не подкреплены достаточными научными знаниями. Тем не менее, растёт убеждённость, что участие огромного Мира в процессах развития биосферы может оказаться настолько значительным, что пренебрегать им станет невозможно. Возникают такие вопросы, как распространённость и роль жизни во Вселенной, закономерность процесса рождения разума, роль жизни и разума в развитии Вселенной и многие другие. Определённые ответы на вопросы, выходящие за рамки сегодняшних научных знаний, даёт Учение Живой Этики. В этом учении Мироздание определяется как целостная энергетическая система, состоящая из различных энергетических структур, включая человека, которые взаимодействуют между собой в грандиозном энергоинформационном обмене. Такой обмен с участием разума представляет собой одну из движущих сил Космической эволюции. Однако это особая тема, мы же возвращаемся к современным представлениям о влиянии человеческого разума на последующий процесс развития биосферы. Считается, что примерно 20 тысяч лет назад в биосфере утвердился единственный вид человеческих существ, получивший название Homo Sapiens (Человек разумный). Все мы являемся представителями этого вида. Правда, существуют “вненаучные” утверждения, что мы всего лишь пятая генерация разумных существ, последовательно сменявших друг друга в ходе развития. Об этом нам сообщают легенды, рассказываемые, в частности, индусскими и тибетскими монахами, обитающими в горных монастырях; давняя легенда об Атлантиде, пока не получившая доказательного подтверждения, а главное – сделанное ранее открытие в пластах 200-тысячелетней давности останков гигантских человекоподобных обезьян и останков явно человеческого существа ростом более трёх метров. Эти находки гигантов пока научного объяснения не получили. Достоверно мы можем говорить только о том, как протекало воздействие нашего человеческого вида на развитие биосферы в течение последней пары десятков тысячелетий. На протяжении первых 10 тысяч лет после закрепления на Земле Человека Разумного его деятельность не оказывала заметного воздействия на биосферу. Но именно в те времена, по окончании ледникового периода, начали проявляться попытки окультуривания некоторых видов растений, приручения полезных для человека животных, строительства жилищ, что позволило покончить с проживанием в пещерах. Тогда же положено начало использованию меди, а затем и бронзы, заменивших каменные и костяные орудия труда и вооружения. Помимо металлургии рождалось гончарное искусство, появилось колесо и многое другое. Параллельно шёл процесс преобразования племенного устройства в народности. В дальнейшем оформилась постоянная сельскохозяйственная деятельность, преимущественная оседлость людей. Но в человеческом сообществе стали в нарастающем темпе развиваться отрицательные тенденции – разобщение людей, войны за земли, за скот и по другим, в том числе идеологическим, причинам. Стало нерациональным убивать захватываемых пленных, их превращали в рабов, используемых в тяжёлых работах различных видов. Дальнейшее усиление воздействия человеческой деятельности на биосферу протекало с нарастающим во времени темпом. К XIX веку нашей эры в связи с началом бурного развития промышленной деятельности и стихийного разрушения многих природных экосистем давление на биосферу начало сопровождаться последствиями, с которыми биосфера своими средствами справиться уже не могла. Впереди замаячила глобальная экологическая катастрофа, грозящая уничтожить жизнь на Земле. Биосфера, а вместе с ней и человечество, вступили в кризисный период своего существования. Человеческое сообщество, как составная часть биосферы, к угрозе экологической катастрофы добавило свои многочисленные проблемы, вызванные разобщённостью людей, кровавыми бойнями между государствами и отдельными группировками, которые пытались силовыми методами решать возникающие разногласия. В ХХ веке человечество стало обладателем мощнейших энергетических и токсичных средств, способных в короткое время превратить поверхность планеты в радиоактивное и химически заражённое выгоревшее пространство. К этому добавляется назревшая угроза исчерпания тех энергетических и материальных ископаемых, без которых современная цивилизация существовать не может. Таким образом, биосфера и человечество ныне оказались на кризисной точке своего развития. Биосфера и человеческое сообщество рассматриваются наукой как открытые сложные системы, в процессе развития которых возникают кризисные состояния, выходы из них неоднозначны. Такие процессы изучаются в синергетике. Особенности протекания кризисных состояний сложных систем принципиально не позволяют предсказать, каков будет выход из кризиса, хотя возможные направления выхода могут быть определены. Подробнее с этим можно ознакомиться, например, в моей статье “Синергетика и процессы развития сложных систем”. (“Вопросы философии”. 2006. №2. С. 162-169.) Выход биосферы и человечества из кризиса в некоторой степени происходит случайным образом, и в большинстве случаев он неблагоприятен для человечества, а иногда и для земной жизни в целом. Например, непредсказуемо может возникнуть война с применением ядерного, химического или бактериологического оружия — любого оружия массового поражения. Тяжёлым бременем для биосферы стала проблема быстрого роста населения планеты. Пока не очень понятно, как избежать экологической катастрофы. Не вызывает сомнений, что для этого необходимо прежде всего объединить усилия всего человечества. Но при нынешней его антагонистической разобщённости не ясно, как в короткие сроки возможно этого достичь. Благоприятным для человечества выходом из кризиса может стать только перестройка биосферы в качественно новое состояние, названное в 1927 году французским математиком Э. Леруа ноосферой. Дословный перевод термина – сфера разума. Вместе с Леруа Тейяр де Шарден воспринимал направленность эволюционного развития биосферы как восхождение к высшим уровням развития духа. В ходе такого развития образуется “мыслящий пласт”, названный ноосферой. Этот пласт располагается как бы над биосферой, в которой остаётся всё биологическое, материальное. А эволюция перемещается в духовную область. Подлинным создателем учения о биосфере, переходящей на определённом этапе развития в качественно новое, высшее состояние, справедливо стал В.И. Вернадский. В начале 30-х годов он изложил своё понимание процесса развития биосферы под влиянием возникшей в ней жизни в книге под названием “Биосфера и ноосфера”. Согласно Вернадскому, не сам по себе человек изменяет характер развития биосферы, а его разум, превративший научную мысль в сочетании со способностью к труду в геологическую силу, способную перестроить весь поверхностный слой планеты. Поэтому человек несёт прямую ответственность за то, как протекает при его участии развитие не только биосферы, но и планеты в целом. Непонимание такой ответственности ставит под сомнение возможность выживания человечества. Приход ноосферы прежде всего будет сопровождаться коренными изменениями отношения людей к природе. Недопустима стихийная природопреобразующая деятельность без учёта ближайших и дальних её последствий. Отношения с природой будут основываться на строгом знании биологических и экологических законов, на научном их использовании при обязательном принятии в расчёт интересов самой природы. На первое место выходит экология, наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой. На научной основе будут строиться системы управления не только техникой, но и человеческим сообществом. Подробнее с учением Вернадского о ноосфере можно познакомиться в последнем переиздании книги “Биосфера и ноосфера”, вышедшем в 2002 году. Первоначально идеи, изложенные в книге, большинство учёных встретили с изрядной долей скептицизма. Вернадский высказал условие из пяти пунктов, при выполнении которых станет возможным становление ноосферы. Три технократических пункта начали серьёзно реализовываться только во второй половине ХХ века, а два пункта, касавшихся кардинального переустройства человеческого сообщества, представлялись невыполнимыми. Однако беспокоит то обстоятельство, что предсказать, каков будет выход из кризиса, произойдёт ли переход биосферы в ноосферу, на уровне сегодняшних научных знаний не представляется возможным. Для этого следует понять, какую роль в происходящих земных процессах играет воздействие на них внешнего большого Мира, иначе говоря, Космоса. Определённый прорыв науки в этом направлении произошёл в начале прошлого века, когда возникло научное течение, получившее название русского космизма. Независимыми участниками такого процесса стали выдающиеся учёные того времени, в первую очередь В.И. Вернадский, а также А.Л. Чижевский, Н.Ф. Фёдоров, К.Э. Циолковский, П.А. Флоренский и другие. Возникло понимание, что связь земных эволюционных процессов и Космоса неразрывная и определяющая. В те времена, да и позднее большинство исследователей ничего не знали об Учении Живой Этики, содержащем знания, далеко выходящие за пределы современных научных представлений. Русские космисты стихийно приходили к пониманию неразрывности земных и космических процессов на основании своих профессиональных исследований. А вторая половина прошлого века наглядно демонстрирует, прежде всего в физической науке, особенно в результате выдающихся открытий, быстрое сближение приобретаемых новых знаний о Космосе с тем, что сообщает Живая Этика. Согласно этому Учению причина кризиса биосферы (при появлении в ней разума) кроется в том, что человечество, обладающее дарованной ему свободой воли, на исходной развилке путей развития избрало направление эволюции, противоположное тому, которому следует эволюция Космоса. А это тупик – неизбежный путь к катастрофе. Через Учение Живой Этики нам даётся реальная рекомендация – путь благоприятного выхода из кризиса, однако, связанный с серьёзными изменениями не только самого человеческого сообщества, но и составляющих его людей. |