Общественная независимая газета в защиту культуры. Основана в октябре 2001 года в г. Владивостоке |
Святослав Рерих: ПОМНИТЕ, ВЫ – РАБОТНИКИ ДЛЯ БУДУЩЕГОВ апреле 2008 года во Владивостоке осуществилась научно-общественная программа “Эволюционная роль культуры: от прошлого к будущему” в рамках международного проекта “Как охраним живую ткань культуры?”, инициированного Международным Советом Рериховских организаций им. С.Н. Рериха (г. Москва). Этот проект разработан Советом в 2005 г. и посвящён 70-летию Пакта Рериха. В рамках программы прошли: открытие и работа выставки подлинных картин Николая и Святослава Рерихов, Международная научно-общественная конференция и круглые столы с участием научной, культурной и педагогической общественности Приморья и представителей общественных организаций Дальнего Востока, а также презентация IV тома сборника “Защитим имя и наследие Рерихов” и общественно-научного журнала “Культура и время”. Организаторы программы – Морской государственный университет им. адмирала Г.И. Невельского, Международный Совет Рериховских организаций им. С.Н. Рериха, Международный Центр-Музей им. Н.К. Рериха, Приморский государственный объединённый музей им. В.К. Арсеньева, Международный выставочный центр музея им. В.К. Арсеньева, Владивостокский культурно-просветительский центр “Орифламма”, при поддержке Управления культуры Администрации Приморского края и Генерального консульства Индии во Владивостоке. Часть I НИКОЛАЙ И СВЯТОСЛАВ РЕРИХИ В Международном выставочном центре музея им. В.К. Арсеньева продолжает радовать жителей и гостей Приморья выставка подлинных картин Николая и Святослава Рерихов, привезённых из Международного Центра-Музея им. Н.К. Рериха (г. Москва). Экспозиция приурочена к 80-летию Центрально-Азиатской экспедиции, и представленная здесь серия картин “Гималаи” отражает маршрут этой экспедиции, осуществлённой под руководством Рерихов в 1923-1928 годах, — с момента завершения её прошло 80 лет. Путь пролегал через Индию, Китай, Алтай, Монголию и Тибет, были пройдены малодоступные области Центральной Азии и Гималаев.
Серия “Гималаи” принадлежит кисти Николая Константиновича, но в залах выставочного центра представлено ещё творчество младшего сына, Святослава Николаевича, из уст которого часто звучал девиз: “Будем стремиться к Прекрасному”. И выставка получила притягательное название “Зов красоты”. Надо добавить, подлинные картины Рерихов-художников соседствуют с репродукциями сюжетных полотен обоих мастеров. Эти великолепно сделанные копии разместились в соседнем зале – они также привлекают внимание многочисленных посетителей. Красивая “космическая” музыка помогает формированию упругого пространства гармонии и торжественности. Люди, попадая в него, внимательно присматриваются к документам и старым фотографиям в витринах, с неослабным интересом выслушивают рассказы экскурсоводов, листают объёмистые папки с документальной информацией, повествующей о каждом из членов этой удивительной семьи: Николае Константиновиче, художнике, учёном, общественном деятеле; Елене Ивановне, философе и удивительной женщине, прошедшей огненный опыт ассимиляции человеческого тела к новым космическим энергиям, в зону которых к нынешнему времени уже вошла Земля; сыновьях: Юрии Николаевиче, учёном-востоковеде, индологе, монголоведе, знатоке огромного количества языков и наречий, и Святославе Николаевиче, художнике, учёном и общественном деятеле. Здесь также лежат папки с информацией о Пакте Рериха, подписанном 15 апреля 1935 года в Вашингтоне, в Белом Доме, представителями 21-й американской республики по предложению Н.К. Рериха. Это первый Международный договор по охране ценностей культуры во время военных действий. Символично, что экспозиция открылась именно в этот апрельский день, и организаторов выставки поздравили с праздником, прислав приветствие из Индии, сотрудники Международного Мемориального Треста Рерихов, их также поддержали Российская академия естественных наук и Международная Лига защиты культуры. Приветственное письмо привезла из Москвы и зачитала на торжественном открытии экспозиции “Зов красоты” Светлана Петровна Синенко, руководитель Отдела по связям с Рериховскими организациями Международного Центра Рерихов, зам. председателя Международного Совета Рериховских организаций им. С.Н. Рериха. На открытие прибыл Генеральный консул Индии во Владивостоке г-н Вивек Кумар. Он поделился с многочисленными участниками торжества: “Работы семьи Рерихов до сих пор актуальны и, думаю, будут актуальны всегда, в том числе для развития русско-индийских отношений. Я окунулся в эту потрясающую красоту, когда познакомился в Международном Центре-Музее им. Н.К. Рериха с мадам Шапошниковой и узнал многое не только об Индии, но и обо всём мире. Убеждён, что уникальность работ семьи Рерихов не только в том, что они искали вдохновения в Индии – они сделали Индию своим настоящим домом. И большая честь для нас иметь отношение к их наследию. Так, недавно в Дели был организован фестиваль “Роль Рерихов в духовно-культурной связи России и Индии”. Конечно, нельзя сказать, что Индия стала единственным источником вдохновения для Рерихов – они являются гражданами мира. И люди, имеющие прямое отношение к работам Рериха, получают высшее благословение”. Мысли г-на Кумара подхватила С.П. Синенко. Оказалось, она также присутствовала в момент, когда большая индийская делегация награждала Людмилу Васильевну Шапошникову, генерального директора Музея им. Н.К. Рериха, за существенный вклад в укрепление добрососедских связей между Россией и Индией. Именно эти две великие страны, обладающие громадным духовным потенциалом, должны нести Земле свет процветания и очищения от зла. Сейчас эстафета духовных накоплений всего человечества переходит к России, и русский народ так воспрянет духом, осветлит свои сердца, расширит своё самосознание, что сможет передать великий огонь духовности всем народам планеты, и вокруг него сфокусируется великое будущее мира. Нынешняя выставка – малая, но весьма существенная ступенька к светлому грядущему, и в её рамках прошло и продолжает проходить много важнейших мероприятий, которые мы намерены здесь осветить. Часть II “ВДОХНОВЕН ИЕРОГЛИФ БУДУЩЕГО”
На следующий день, 16 апреля, состоялась Международная научно-общественная конференция “Эволюционная роль Культуры: от прошлого к будущему” в конференц-зале Морского университета им. адм. Г.И. Невельского. Здесь собрались неравнодушные люди – учёные, педагоги, библиотекари, артисты, музыканты, художники, общественные деятели, студенты из Москвы, Владивостока, Хабаровска, Петропавловска-Камчатского, Читы, Находки, Арсеньева, Лесозаводска, Артёма, Ванино, Ольги, Фокино, Малой Кемы, Анисимовки. Заочно в конференции участвовали докладчики из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга; Киева и Днепропетровска (Украина), Таллина (Эстония), Бишкека (Кыргызстан), Ашдода (Израиль). На конференцию также прибыли представители Индии, Китая и Японии, например, с докладом “Развитие японской культуры в контексте исторических изменений” выступил г-н Хидэаки Сугахара, консул Генерального консульства Японии.
Как звонкий привет из будущего, как радостный подарок всем собравшимся, в зале прозвучали красивые песнопения в исполнении ребят хора “Мальчиши” под управлением Николая Хлыбова. Затем участников конференции поздравили С.А. Огай, и.о. ректора МГУ им. адм. Г.И. Невельского; Вивек Кумар, Генеральный консул Индии; О.В. Пермякова, представитель Департамента образования и науки Администрации Приморского края. Все они пожелали плодотворной работы в осмыслении культуры, удачи в нахождении нетрадиционных подходов к её пониманию как фундамента новой нарождающейся культуры с позиций эволюции Вселенной и духа человека, без энергетики которых невозможно само развитие человечества. Предложили сохранять и оберегать идеалы красоты и творчества и бережно передавать будущим поколениям. Затем прозвучал видеодоклад “Актуальность Пакта Рериха в современном мире”, в нём Л.В. Шапошникова, генеральный директор Музея им. Н.К. Рериха, академик РАЕН и РАК им. К.Э. Циолковского, заслуженный деятель искусств РФ, сказала следующее. Смешение понятий “культура” и “цивилизация” часто вредит пониманию, что такое культура. Культура – духовная основа нашей жизни – это самоорганизация духа, происходящая под влиянием Высших Миров, потому что земляне есть часть единого Космоса. Когда мы говорим о культуре и её значении, помним, как Е.И. Рерих это явление знания и красоты назвала Космическим Венцом, а Н.К. Рерих определил Огнём Сердца. Сердце – инструмент познания, место, где концентрируется наше сознание. Сердце имеет своё мышление – оно называется мудрость. Та мудрость, которая стала основой нового космического мышления. И в Учении Живой Этики отдельный том посвящён идее сердца, он так и называется – “Сердце”. В наше время в США создан целый институт “Математика сердца”, где учёные всесторонне изучают возможности и особенности этого необычного органа человеческого тела и духа. Сердце является духовным центром культуры, — подчеркнула Людмила Васильевна. А сама культура есть духовный центр всей человеческой деятельности, её эволюции. И если мы сейчас к культуре относимся по остаточному принципу – убиваем сердце нашей эволюции, то не надо удивляться бесконечным кризисным ситуациям. Поэтому возрождение, облагораживание жизни напрямую связано с возрождением и внимательным отношением к Культуре, основе эволюции человечества, — этот главный вывод был положен в основу Пакта Рериха. Профессор Р.Е. Ровинский, доктор технических наук, консультант Научно-технического центра г. Ашдод, живёт в Израиле, и он прислал во Владивосток своё видеовыступление “Наука в пространстве общечеловеческой культуры”. Здесь отметим важные моменты его доклада, касающиеся выхода человечества из общемирового кризиса, — конкретная подсказка содержится в Учении Живой Этики. Выход может стать трагическим, если не будут приняты неотложные меры для решительного осознания людьми своей духовной сущности как первоосновы бытия, внедрения осознания, что человек является неотъемлемой частью Космоса, который непрерывно эволюционирует согласно единым для всего Мироздания Космическим Законам. И возникает вопрос, сможет ли культура в нынешнем своём состоянии переломить кризисную ситуацию, привести людей к чётко осознанному желанию самосовершенствоваться, утвердить космическое мышление во всех сферах человеческой деятельности? Докладчик рассмотрел важнейшие научные открытия, произошедшие в физической науке за последние десятилетия, — они заставляют нас пересмотреть прежние мировоззренческие представления о Вселенной и роли человека в ней. Теперь физика вступает в такую область исследований, где невозможно результаты проверить экспериментально. Наступило время проникать в сферы зарождения первовещества. Там существует мощнейший источник практически беспредельной энергии. И Реомар Ефимович кратко описал новейшее открытие в квантовой механике, способное преобразовать мир, — это так называемая квантовая запутанность. Такого рода состояния возникают в объектах, взаимодействующих между собой даже в условиях, когда объекты пространственно разделены любыми по дальности расстояниями. Главное здесь в том, что изменение состояния в одной из подсистем мгновенно сопровождается соответствующим изменением характеристик всех других подсистем, и это подтверждено экспериментально. Выходит, пределов для распространения информации не существует во Вселенной. Но как влияют эти новейшие открытия на развитие культуры? Квантовая запутанность – пятый тип фундаментальных физических взаимодействий, отличающийся от известных науке четырёх типов (гравитационное, электромагнитное, сильное и слабое) особым способом взаимосвязи, позволяющим сохранять единство системы даже при пространственном разъединении составляющих её частей, тогда информация в скрытом виде сохраняет свою целостность. Взаимосвязи существуют не только между отдельными объектами внутри Вселенной, но и в виде всеобщей связи всех составных частей Вселенной как единого целого. Это создаёт новый взгляд на Мироздание и на поведение человека, на роль его жизнедеятельности, в частности, качества его мыслетворчества, которое, бесспорно, входит как составная часть в глобальное информационное поле всего Космоса, существующее вне времени и пространства. В завершение докладчик высказал очень важную мысль: “В человеке заложены скрытые особые способности, они могут стать всеобщим достоянием у будущих поколений, если культурное пространство обеспечит перерождение господствующих сегодня форм ментальности, препятствующих расширению сознания и росту духовности”. Следующее сообщение “Современные проблемы культуры и пути их решения” В.А. Шумскова, вице-президента Автономной некоммерческой организации “Клуб гражданских инициатив “Перспектива”, спустило “с небес на землю”. Докладчик сначала дал определение понятиям “культура” и “проблемы культуры”. Культуру можно воспринимать как объект, предмет и как процесс, развивающийся во времени и пространстве. И если её рассматривать как предмет – она составляет всё то, что создано руками и разумом человека, в том числе и общество, в котором человечество живёт. Культура как процесс есть облагораживание, совершенствование всего того, что человек находит, приходя в этот мир, находит стихийно возникшим в природе и в самом себе. Докладчик повёл разговор о тех проблемах культуры, которые носят деятельный, поведенческий характер – этический. Он задался целью через осмысление “современных этических проблем культуры” отыскать пути их решения, приведя примеры различных родов деятельности человека и показав, к чему приводит возрождение или упразднение каких-то из них. Например, с принятием в СССР в конце 80-х годов прошлого века законов “О кооперации” и “Об индивидуальной трудовой деятельности” была фактически разрешена запрещённая прежде коммерческая деятельность. И в сфере экономики мы имеем два главных и прямо противоположных друг другу рода деятельности: государственный (девиз: “Прежде думай о Родине, а потом о себе”) и сфера частного бизнеса (девиз: “Всё продаётся, всё покупается”). Борьба их и порождает в нашем обществе современные проблемы культуры, которые необходимо решить в ближайшие 10-20 лет. Автор сообщения считает, что нынешняя Россия идёт революционно-эволюционным путём, который “насильственно запрещает только те виды деятельности, которые не приведут общество к революции и гражданской войне, допуская эволюционное развитие главных родов деятельности: коммерческой и государственной – они существуют в борьбе. Этот путь, утверждает В.А. Шумсков, требует ответа на вопрос: “Каким образом нам усовершенствовать и облагородить, с одной стороны, государственную, бюрократическо-чиновничью деятельность, а с другой стороны – коммерческо-предпринимательскую?” Иными словами, как нам сегодня гуманизировать, очеловечить работу наших бюрократов и доморощенных олигархов, не запрещая их деятельность и не выдворяя их из страны?” И докладчик подчеркнул важность третьего сектора российской экономики – некоммерческого, негосударственного, в нём два противоположных направления (государственное и коммерческое) синтезируются, превращаясь в проектную деятельность. Была приведена схема проектной деятельности: “Социалистический план + Бизнес-план = Проект” или “Соревнование + Конкуренция = Конкурс”, или “Улучшение благосостояния народа + Получение прибыли = Решение общественно значимых проблем, направленных на улучшение жизни конкретных людей на конкретных территориях за счёт прибыли”. Отсюда прозвучал интересный вывод: сегодня нужно говорить об этических проблемах, которые могут быть решены на пути развития некоммерческого и негосударственного сектора в обществе при помощи проектной деятельности.
Большой интерес вызвал доклад “Рерихи: в потоке культурантропокосмических поисков” В.С. Фунтусова, канд. филос. наук, профессора Дальрыбвтуза, председателя Приморского отделения Российского философского общества. Опираясь на некоторые культурологические аксиомы, докладчик высветил пять глубинных основ русской духовности, которые способствовали возникновению острой потребности переосмыслить прошлое России, а возникший интерес к специфике славянства сопровождался стремлением постичь дух Востока, его идейное наследие. Благодаря этому в мыслительной деятельности русской интеллигенции определились следующие направления: 1. Академическое, университетское, охватившее научную деятельность (Н. Бачурин, В. Бартольд, Ф, Щербатской и др.); 2. Религиозно-духовное, православное святоотеческое (Илларион Лежайский, Осип Дьяконов, архиепископ Нил и др.); 3. Литературно-художественное (Н. Карамзин, Г. Батеньков, А. Пушкин и др.); 4. Социально-антропологическое (А. Афанасьев, Ф. Буслаев, Г. Потанин и др.); 5. Музыкальное Все эти направления русской творческой мысли сводились к поискам ответа на вопросы: “Кто мы?”, “Откуда мы?” И докладчик добавляет: творческая эволюция Н.К. Рериха отвечает динамике развития русского духа – “от обаяния таинственности старины” древней Руси до понимания его всемирности, единства культур России, Востока и Запада, космичности предназначения человека. Человек как посланник Космоса включает в себя все его основные уровни: физический, эфирный, астральный, ментальный, буддхический, огненный и атмический. Следовательно, человеку надо вслушиваться в своё предназначение – быть объединительным началом в социальной жизни. Человек должен ПРО-ЗРЕТЬ узкий горизонт обыденной жизни, сметь обнаружить за ним Беспредельное, быть Со-Работником космической эволюции, её активной светоносной частью. Подлинная культура, овнутряясь в духовный мир человека, превращает его в достойного Со-Творца космического потока Жизни.
Выступление “Древняя Русь в раннем творчестве Н. Рериха – начало индийского пути” Ф.В. Раду, студента Находкинского филиала МГУ им. адм. Г.И. Невельского, гармонично подвело к удивительно мудрому предложению. Нас, общественность, до сих пор волнует: почему так низка культура русского народа? Неужели России грозит, по мнению писателя Валентина Распутина, не старость, не усталость, а “красивая жизнь в пучине безнравственности и отвержения традиций”? И докладчик сам отвечает на этот вопрос: “Сейчас много говорится о национальной идее, которая сплотит русских в единое культурное целое, возродит знаменитую триаду Вера, Власть, Народ. Мне кажется, не стоит изобретать велосипед. Просто нужно обратиться к основным положениям Учения Живой Этики Н. Рериха и составить, опираясь на них, программу культурного возрождения, гуманного образования и воспитания молодёжи как будущего страны. Начать воплощать эту программу в жизнь”. На нынешней конференции не осталось в стороне освещение проблемы единства человечества. Так, в своём докладе “Стереотипы и предрассудки восприятия разных культур” Н.А. Зюзькова, директор Центра международных отношений МГУ им. адм. Невельского, охарактеризовала, какими общечеловеческими бедами оборачивается безобидное, на первый взгляд, незнание тонкостей межкультурного общения – это есть проявление неуважения к другим народам, благотворная почва для развития таких бесчеловечных явлений, как расизм и расовая дискриминация. Миссия Центра МО МГУ им. Невельского – разрушение стереотипов восприятия разных культур через непосредственное общение “face to face contact” представителей разных стран и участие в международных культурных проектах. Каждый человек имеет соответствующие обязанности по отношению к себе подобным, к обществу, в котором он живёт, и к международному сообществу. Следовательно, его долг – способствовать гармонии между народами, борьбе против расизма и расовых предрассудков. Предрассудки и ложные стереотипы подобны “дракону темноты и невежества”, с которым каждый человек сражается в своей душе. На картине Н.К. Рериха “И мы несём свет” на фоне погруженных в предрассветный сумрак могучих стен монастыря – хрупкие фигурки с крошечными огоньками в ладонях. Даже самый маленький лучик в деле межкультурного просвещения – залог всеобщего прекрасного рассвета, — подытожила Наталья Анатольевна. Подхватило идею единения сообщение “Пакт Рериха – планетарное явление, объединяющее человечество Земли” О.В. Авиловой, директора Некоммерческого учреждения “Редакция газеты “Светоград”. В докладе была научно развёрнута мысль самобытного русского философа-космиста Вл. Соловьёва о единении мира с Богом – это главная задача, которую должен осуществить человек. Идея всеединства – так называемая русская идея. Идеал всеединства – мечта о Мире, о соборном единении человечества, о всеобщем братстве людей Земли, скреплённом Божественной любовью. Опираясь на открытия Р.Г. Баранцева, основоположника методологии тринитарного синтеза, профессора Санкт-Петербургского университета, автор доклада приводит матрицу, по которой строятся гармоничные отношения между людьми. Если рассматривать понятие диалога через призму семантической формулы системной триады Баранцева интуицио рацио эмоцио, можно различить следующие аспекты полезного, живого, целесообразного диалога: Взаимный интерес Общая основа Различие мнений То есть различие мнений (конфликты) необходимо, оно заставляет нашу душу трудиться. Но конфликт из негатива переходит в позитив, если его замыкают в целостность взаимный интерес и общее дело спорящих сторон. Интересно ещё отметить характеристику диалога как саморазвивающегося организма . Докладчик также затронула такое открытое наукой явление, как “тонкая подстройка Вселенной”, оно указывает на высочайшую степень организованности всех составляющих частей Вселенной. “Тонкая подстройка” не позволяет Мирозданию выродиться, превратиться в хаос. И уже настал черёд человечеству встроиться в гармоническую целостность Космоса, учась делать из врагов единомышленников, — иными словами, вступить в весьма узкий эволюционный коридор в прекрасное будущее. По образному выражению Р.Г. Баранцева, “рыть” этот коридор предстоит человечеству путём не менее тонкого согласования существующих различий между этносами, нациями, вероисповеданиями. Не очень, видимо, полагаясь на человеческий разум, Господь оставил нам подсказку – Тринитарный символ единения , который неспроста с незапамятных времён широко распространён по Земле и обозначен Н.К. Рерихом на Знамени Культуры в виде трёх алых кругов, составляющих треугольник остриём вверх. Это Знамя Мира было официально принято при подписании Пакта Рериха. Относительно главной идеи Пакта Святослав Рерих подчёркивал: “…Все проявления культуры являются достоянием всех, и именно это есть объединяющее начало. Культура должна объединить человечество”. Но такое объединённое человечество уже будет другим, очищенным от устаревших догм религий и излишней логизированности, механистичности науки, – это откроет путь космическому сознанию, опирающемуся на высокую духовность и истинные представления о Божественной Реальности, которая стремится собрать всё обновлённое человечество не по какому-то религиозному признаку, а под знаменем Красоты, Любви и Знания.
Доклад “Союз и взаимопонимание культур Востока и Запада” Е.А. Костицыной, психолога, руководителя общественной организации “Альтаир” (г. Лесозаводск), заострил внимание на идее духовного подвига русского народа, испытания его отношением к культуре. Отношение это основывается на высочайшей нравственности, духовности и стремлении самосовершенствоваться. Сейчас наше общество в большинстве своём стало перенимать худшие образцы западного стиля жизни, об этом свидетельствуют многочисленные молодёжные течения, отражающие внутреннюю духовную пустоту, несущие идеологию разрушения: “эмо”, “готы” и другие неформалы. И такое состояние общества здесь рассматривается с позиций Востока, приводятся в пример идеологические воззрения жителей Китая, Японии, Монголии, Индии, где определено священное понятие Пути – морального закона Вселенной, очищения души Красотой, как особый кодекс чести и достоинства. “Благородный человек следует Пути. Низкий человек думает прежде о выгоде. Благородный человек ищет причину случившегося в себе, низкий – в других. Низкий человек аморален, как человек массы, он идёт вниз и тянет за собой остальных. Такого мелкого человека отвергает Небо”. И в конце доклада прозвучали мудрые слова философа Л.В. Шапошниковой: “Россия, расположенная на соединении Востока и Запада, в преддверии нового эволюционного витка и формирования в нём нового человечества, принимает в наше время энергетическую эстафету от Индии”. Святослав Николаевич также утверждал: “В России сошлись Восток и Запад. России предназначена великая, по существу, космическая роль на Земле”. Следующее сообщение “Эволюционная роль культуры: от прошлого к будущему” Г.А. Фрейман, гл. библиографа НТИЦ МГУ им. адм. Невельского, продолжило тему России. Докладчик подчеркнула важную мысль: “В наше время сходятся уникальный опыт и мощный потенциал тысячелетней Русской, Российской и Советской цивилизаций, неповторимые культурные, научные и государственные традиции, великий опыт страдания, долготерпения и вместе с тем невиданных свершений, к которым мы готовы и сегодня. Задача – не восстанавливать дореволюционную или советскую Россию, но строить новую Россию на основе её сущности, с учётом её трагической судьбы, её Небесного призвания и земного предназначения. В чём предназначение России? Автор доклада обращается к истории отечественной литературы. Если оглянуться – от блокадных и партизанских летописей до “Тихого Дона”, от “Тихого Дона” до романа “Война и мир”, от него до “Полтавы”, от “Полтавы” до “Сказания о Мамаевом побоище”, от “Сказания…” до “Повести о разорении Рязани Батыем” и дальше до “Слова о полку Игореве” — наша великая литература говорила о мире. Поэтому глубокое понимание культуры и сотрудничество на культурном поприще должны привести народы к миру. Г.А. Фрейман напомнила замечательные слова Н.К. Рериха: “Нужно разоружиться в сердце и духе. Сердце человеческое должно согласиться на разоружение и сотрудничество”. “Нужны герои Культуры!” Затем конференция разделилась на две секции, на одной из которых были заслушаны доклады, присланные (сами авторы приехать не смогли) из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Киева и Днепропетровска, Таллина, Бишкека. Их зачитали сотрудники культурно-просветительского Центра “Орифламма”. Доклад “Путь культуры как способ жизни в ситуации духовных подмен” О.А. Уроженко, канд. филос. наук, доцента Уральского университета им. Горького, председателя Международного Совета Рериховских организаций им. С.Н. Рериха (г. Екатеринбург), начался с констатации неприглядной реальности – мы живём в трудное время манипулирования смыслами и фактами. Оказалось, социальной психологией, опирающейся на пропагандологию, выведен целый ряд законов, действующих абсолютно точно и целенаправленно на сознание человека. Законы эти теряют свою силу, когда они поняты и освоены людьми – такие люди обладают духовным менталитетом и иммунитетом. В противном случае под воздействием умело построенной пропаганды путается сознание, подменяются ценности смысла. Назовём некоторые из этих законов. Закон “приклеивания ярлыков” на человека, событие, идею. Закон так называемого “первого сообщения”, воспринимаемого наиболее остро. И третий закон использует приём доказательств, идущих от привычной словесной аксиомы типа “колесо истории не повернуть вспять”. После того как человек бездумно “съел” заранее приготовленную определёнными силами информационную “пищу”, он заражается ядом лжи и суррогатом знания. В условиях подобных подмен чрезвычайно трудно выжить Культуре, которая строится на тонкости и чуткости восприятия, синтезе мышления. Но как раз Культура есть фундаментальное средство, помогающее разобраться в ситуации изощрённых подмен и выжить. И возникает вопрос: что такое Культура? Н.К. Рерих определил её как “культ Света” — культ почитания света духовности. Культура деятельна, она возделывает, обрабатывает, сеет Семена Эволюции и собирает их плоды. Затем Ольга Алексеевна рассмотрела два явления, двух созидателей новых оплотов Культуры – народ и человека , опираясь на мысли Вл. Соловьёва, который выделяет мотивы подвига, героя. Если пыл дерзания, пыл героический покинул народ – ему не суждено подняться. Далее Соловьёв отмечает: если в народе не живёт любовь, он уже не способен к рождению новых необычных идей, к творчеству. И третий момент, отмеченный философом, — он связан с ролью женщины в обществе как вдохновительницы. Теперь несколько слов о человеке. О человеке, которому предстоит стать человеком, — перед “человеком разумным” лежит огромный путь развития, чтобы стать учеником Вечности. Объединяя сказанное, автор доклада подчеркнула слова Н.К. Рериха: “Нужны герои Культуры”. Каковы их черты? Это культура мысли, логика синтеза, культура поступка, культура чувств и т.д. Люди Культуры близки к идеалу, а идеал – мощнейшая энергетическая сила. И они опасны для невежества. Поэтому против личностей, носителей высокой культуры, будут приниматься попытки оклеветать, устранить их, сделать из них одиозные фигуры. Но вспомним слова Д.С. Лихачёва: “Мы не выживем физически, если погибнем духовно”, поэтому наиважнейшая задача нашего времени – сохранение Культуры как пути жизни. М.Н. Чирятьев, вице-президент Международной Лиги защиты Культуры, советник РАЕН, член-корреспондент Международной академии наук экологии и безопасности человека и природы (г. Санкт-Петербург) в сообщении “Эволюционная роль культуры” сказал следующее. Глубинная сущность человека всегда стремится к самосовершенствованию. И человек соединяет в себе физический и тонкий планы Бытия, так как дух не может проявиться иначе как через материю, но её проявленные, более грубые формы затемняют и искажают чистое видение тонких форм. Поэтому сознание многих людей находится в плену у великой силы иллюзии, окутывающей эту жизнь, — Майи, как её называют в древнеиндийской философии. Развеять наваждение Майи помогает культура. Как писал Н.К. Рерих: “Самым верным, самым простым путём является путь красоты”. Сейчас красота подменяется её искажёнными суррогатами псевдокультуры. Но также возникают и постепенно набирают силу новые одухотворённые движения в педагогике, науке, а в искусстве – поиски прекрасного, жизнеутверждающего. Показательно в своей мудрой проницательности высказывание учёного-космиста В.И. Вернадского: “В мире реально существуют только личности, создающие и высказывающие научную мысль, проявляющие научное творчество – духовную энергию”. Дальше докладчик коснулся понятия психическая энергия. И культура духотворит благодаря этой особой духовной энергии, исходящей преимущественно из сердца и несущей утончённые качества синтеза (рассудок, интеллект силён лишь логикой анализа). Тогда материя, переходящая в энергию, принимая самые утончённые формы, проникает в космическое пространство, сочетаясь с космическими энергиями других миров. Таким образом, человеческая культура становится лестницей для восхождения к более высоким и совершенным состояниям жизни в беспредельной цепи эволюции. Происходящая сейчас на Земле огненная поляризация разделяет людей по качеству сознания. Так, временное могущество денег, оружия, власти завершится поражением, и Н.К. Рерих утверждал, что не богатство создало Красоту и Знание, но создавал их дух человеческий. Ныне разворачивается решительный этап глобального противостояния старого и нового сознаний, затрагивая людей, причастных к разным сферам культуры (науки, искусства, религии). К счастью, — подытожил Михаил Николаевич, — к сужденным срокам открываются возможности овладения новыми энергиями, приближаются люди с незаурядными духовными накоплениями и возникают новые формы культурного строительства жизни, важнейшее из которых – создание Нового Мира через Культуру. Д.А. Кутманалиева, отличник образования Кыргызской республики, руководитель Центра гуманной педагогики (г. Бишкек), в своём докладе “Ветер обнажённых плоскогорий” рассказала о трилогии Л.В. Шапошниковой “Великое путешествие”. В последние десятилетия подобной книги-эпопеи – по мощи таланта, грандиозности замысла и его исполнению – нет. Это бесценный дар Великого Времени нам и многим будущим поколениям. В ней есть та живая “ткань” Культуры, которую надо беречь. И в завершение автор поделилась: “Мы, учителя, работаем над книгами Л.В. Шапошниковой с разными учебными целями на уроках истории, географии, русского языка: читаем, разбираем, пересказываем и принимаем их с любовью, они входят в сердце и остаются там навсегда”. И.Ф. Малов, доктор физ.-мат. наук, гл. научный сотрудник Пущинской радиоастрономической обсерватории Физического института им. П.Н. Лебедева РАН, профессор Пущинского университета, член Правления Международного астрономического общества, предложил в своём докладе “В.И. Вернадский и космоземные связи” обсудить некоторые аспекты космичности жизни на Земле. Во-первых, Земля образовалась и эволюционирует, подчиняясь единым для всего Мироздания Космическим Законам. Во-вторых, все последние данные науки свидетельствуют о том, что жизнь на Земле возникла не случайно, а появилась закономерно под воздействием Космоса и наличия в нём определённой информации – так, ещё древний философ Анаксагор говорил, что “зародыши жизни” переносятся от планеты к планете. Сейчас учёные предполагают, что на Земле может происходить информационный засев, то есть “приход” некоей программы, матрицы, существующей всюду во Вселенной и содержащейся в пронизывающих её излучениях. Эта матрица начинает развёртываться и реализовываться в виде живых существ в формах, соответствующих условиям данной планеты. В-третьих, космическая среда непосредственно влияет на сформировавшееся на планете живое вещество, на человеческую жизнь. В настоящее время представления о влиянии Космоса на земные явления не вызывают сомнения. Известно, что на Земной шар непрерывно воздействуют потоки космических лучей (источником которых служат Солнце, сверхновые звёзды, пульсары, ядро нашей Галактики), электромагнитные волны и метеорное вещество, существуют гравитационные воздействия тел Солнечной системы и более далёких объектов. Игорь Фёдорович рассмотрел несколько перечисленных факторов. Например, при вспышках сверхновых, допускают учёные, вследствие взрыва жёсткое излучение на Землю может увеличиться в десятки и сотни раз, именно с этим обстоятельством они связывают расцвет растительности в каменноугольный период, а также гибель динозавров в конце Мелового периода. Что же касается электромагнитных волн, точнее, рентгеновских и гамма-лучей, то внеатмосферные измерения выявили такое богатство космических объектов, это полностью изменило многие представления астрофизиков о Вселенной. Воздействие жёстких излучений источников гамма-всплесков на биосферу Земли ещё плохо изучено, хотя уже теперь обсуждаются возможные катастрофические последствия наблюдаемых близких гамма-всплесков, которые являются, по мысли учёных, реальной причиной мощных катастроф, очистивших в своё время почти всю планету, в частности, от морских беспозвоночных (Девонская катастрофа). В конце своего сообщения автор доклада коснулся идеи осознания человеком своей космической сущности, своей роли в Иерархии Вселенной. Надо, чтобы биосфера Земли действительно превратилась в Сферу Разума – Ноосферу, поэтому человек должен осознать себя звеном в стройной космической цепи и свою деятельность согласовывать с действием Космических Законов, описанных в Живой Этике. Только при этом условии на Земле возможно процветающее человеческое общество. К.А. Молчанова, председатель Эстонского общества Рерихов, член МСРО им. С.Н. Рериха, в своём докладе “Внутренняя культура человека” отразила очень важный момент: многие воспринимают культуру всего лишь как проведение досуга, как бизнес развлечений, путаясь в понятиях “культура” и “цивилизация”. Поэтому Кира Алексеевна предложила напоминать людям о том, что истинная Культура обитает внутри человека . Главная задача нашего общества – перерождение планеты путём Культуры. Культура из абстрактного понятия должна превратиться в живую ткань нашей повседневной жизни – расширением и утончением сознания, укреплением нравственности, почитанием высших ценностей существования человека. Даже если следовать одному из Космических Законов – нравственность есть основа Бытия – мир придёт к утончённости и благородству духа его граждан. В.А. Воропаева, канд. истор. наук, профессор кафедры истории и культурологии Кыргызско-Российского Славянского университета (г. Бишкек), в сообщении “В поисках идеала единого культурного пространства. “История Средней Азии” Ю.Н. Рериха” коснулась творчества Юрия Рериха, незаурядного учёного-востоковеда, знатока основных европейских, современных и древних восточных языков и наречий. Он участвовал в Центрально-Азиатской экспедиции в Гималаи, на Тибет и оставил богатое научное наследие по истории Азии. Им создан фундаментальный труд — трилогия “История Средней Азии”, где описаны многовековые пласты истории зарождения и подъёма культуры кочевников. Кочевое искусство, “звериный стиль”, скифские обычаи, иранская религия, кочевая империя хуннов, арабское завоевание Трансоксианы, Уйгурское ханство, Тибетское государство и многое другое. Каждый из описанных учёным Ю.Н. Рерихом сюжетов “Истории Средней Азии” вызывает живейший интерес и привлекает не только историков-профессионалов, ибо, как заметил сам Юрий Николаевич, “пространство человеческих знаний непрестанно расширяется, и как по волшебству появляются всё новые горизонты. Беспредельность возможностей манит не знающий покоя человеческий разум, не страшащийся сжечь то, что им уже познано: только такое состояние открывает путь к настоящей научной работе”. И в завершение обзора конференции представим доклад “Педагогика как искусство творить взаимоотношения” Г.В. Анисимовой, ст. преподавателя ДВГУ. Галина Васильевна отразила, в общем, нестандартный взгляд на поведение учителя во взаимодействии с учениками. Она подчеркнула, что объектом воспитания должен стать и сам педагог – он не может считаться мастером своего дела, если не задаётся вопросом “Как я отражаюсь в своём ученике?” Ещё очень важно, отмечает докладчик, чтобы переживания учителя и ученика совпадали во времени, ибо причиной их конфликтов является отчуждённость, разобщённость, которую педагог преодолевает, работая над собой. Так он открывает своё сердце, впускает в него огромную любовь, тем самым помогая ученику также открыть в себе эту любовь, обрести внутреннюю свободу. Человека счастливым может сделать только по-настоящему счастливый человек. И пусть каждый учитель задаст себе вопрос: “Счастлив ли я?” Не все сообщения, прозвучавшие в часы работы конференции, освещены здесь (это немыслимо), — в скором будущем выйдет сборник, который и познакомит со всеми докладами в их полном объёме. Мы обеспокоены По окончании конференции “Эволюционная роль культуры: от прошлого к будущему” участники выработали РЕЗОЛЮЦИЮ, где выразили озабоченность состоянием общества, осознавая, что культура есть основа социального и экономического развития народов, государств и цивилизаций, духовного и нравственного возвышения человека. Конференция постановила: 1. Формировать общественное мнение в пользу осознания культуры, как она определена в “Договоре об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников” (Пакт Рериха) и в “Декларации прав культуры” Дмитрия Лихачева. 2. В сложных условиях современного мира осуществить успешное решение социальных проблем совместными усилиями общественности, науки, руководства регионов и правительства, выдвигая культуру как основу международного диалога и объединения людей. 3. Способствовать осознанию того, что примером высокого осмысления обществом своей роли в деле охранения культуры является создание общественных музеев — этого особенного феномена современной российской культуры. Оказывать всестороннюю поддержку первому общественному музею в России – Международному Центру-музею имени Н.К. Рериха, содействовать развитию всех его начинаний, участвовать в культурных акциях, которые он предлагает; защищать Центр-Музей как уникальное явление культуры, содействовать популяризации наследия семьи Рерихов, воплощать их гуманистические идеи в жизнь. Оказывать всестороннюю помощь музеям, библиотекам, другим общественным и государственным культурным организациям в совместном проведении культурно-просветительной работы, связанной с утверждением культуры и общечеловеческих ценностей в обществе. 4. Выступать в защиту культуры и её носителей – выдающихся деятелей и рядовых работников сферы культуры, укреплять позиции культурной интеллигенции. 5. Обратиться к Правительству РФ, Госдуме РФ и органам власти на местах с предложением как можно шире развивать культурную инфраструктуру: строительство новых Дворцов культуры и клубов, библиотек, музеев, выставочных залов, творческих центров для детей и взрослых. 6. Общественным деятелям и общественным организациям опубликовать в СМИ Открытое письмо в защиту усадьбы Лопухиных за подписью крупнейших деятелей культуры, науки и искусства РФ (“Российская газета” от 11.04.2008 г.). 7. Рекомендовать общественности Приморского края поддержать авторские права МЦР на символику наследия семьи Рерихов. 8. Обратить внимание органов власти всех уровней, Государственной Думы РФ на катастрофическое положение в сфере выполнения действующего законодательства РФ об охране и сохранении недвижимых объектов культурного наследия народов РФ, имеющего в основе идеи Пакта Рериха, ставшего фундаментом развития международного правового пространства в области охраны памятников. Отметить необходимость принятия срочных мер по восстановлению, развитию (принятие подзаконных актов) и выполнению закона об охране и сохранении недвижимых объектов культурного наследия народов РФ. Участники конференции, обеспокоенные состоянием культуры в Приморском крае, считают необходимым: 1. Обратиться к губернатору и Законодательному Собранию Приморского края с предложениями: — восстановить систему повышения квалификации работников культуры и искусства (создать Приморский институт повышения квалификации работников культуры Приморского края на базе ДВГАИ); — создать краевой методический центр по гуманной педагогике (система гуманно-личностного подхода академика РАО Ш.А. Амонашвили) на базе информационно-методического центра по гуманной педагогике МГУ им. адм. Г.И. Невельского. 2. В рамках саммита АТЭС 2012 года: — разработать целевую краевую и городскую программы “Приморье, Владивосток – территория творчества”, которая станет основой культурной политики, нацеленной на развитие города с опорой на культурно-символические ресурсы территории. Аналогичные по концепции программы мирового уровня, такие как “Европейская культурная столица”, российский опыт “Культурная столица Поволжья”, способствуют достижению социальной сплочённости и задают приоритеты для долгосрочного культурного развития города и региона; — создать на острове Русском Международный культурный комплекс, где будут представлены центры национальных культур стран АТР, созданные силами и возможностями этих стран. Реализация данного проекта будет содействовать развитию культурных, научных, экономических, туристических и других связей; — добиваться правительственных решений о специальном финансировании совместных культурных проектов центральных и региональных российских музеев, театров. 3. Сохранить архитектурный облик культурно-исторической части города Владивостока. 4. Ввести на телеканалах, транслируемых в Приморском крае, нравственную цензуру, препятствующую показу сцен бесстыдства и порнографии, программ и фильмов с пропагандой насилия. Запретить громкую видео- и звуковую рекламу агрессивного содержания в открытом пространстве города: на площади Борцам за власть Советов, около кинотеатров “Уссури” и “Океан” и других местах. 5. Выполнять указания Президента РФ Д.А. Медведева о передаче детских и культурных учреждений по назначению и впредь не допускать использование этих учреждений не по назначению. 6. С целью сохранения памятников природы и эковоспитания: — провести работу по выявлению организаций в муниципальных образованиях, обеспечивающих охрану памятников природы на территории Приморского края; — разработать методику определения ценности памятников природы (как естественных объектов экскурсионных маршрутов); — провести работу по определению дополнительных наиболее выдающихся природных объектов на территории Приморского края, которым необходимо придать статус памятников природы. 8. Рекомендовать ректорам вузов, директорам общеобразовательных школ и гимназий использовать в учебном пространстве произведения изобразительного искусства, способствующие развитию чувства прекрасного (уроки Красоты). 9. Для сохранения и развития историко-культурного наследия Владивостока, в частности его жемчужины – Владивостокской крепости, необходимо организации “Россвязьохранкультуры” составить полный перечень объектов крепости, тем самым не допустить их возможной утраты в ходе планируемого строительства. Часть III ПРИБЛИЖАЯ ТОРЖЕСТВО КРАСОТЫ Так конференция, обсуждая, очень заинтересованно, поведение человека, общества, государства, плавно перешла в заседание Круглого стола научной, культурной, педагогической общественности Приморья “Современные проблемы культуры: пути и методы их решения”. Работу Круглого стола открыла слайд-программа, которая во всей ужасающей неприглядности показала истинное отношение современников к культурно-историческому наследию во всём мире, потому что страшное явление вандализма поразило все народы во всех уголках планеты. Поэтому актуальность Пакта Мира (Пакта Рериха – Пакта Культуры), безусловно, не снижается со временем, а, к сожалению, возрастает день ото дня, и культурно-охранительные идеи Николая Рериха настоятельно призывают его сторонников-защитников встать плечо к плечу под Знаменем Мира, охранительным Знаменем Культуры.
На Круглом столе выступила С.П. Синенко, сообщив о том, что Международный Центр Рерихов находится в самом эпицентре злобных нападок и на имя Николая Рериха, и на бесценное наследие всей его семьи с целью забрать у МЦР усадьбу Лопухиных. В ней разместился великолепный Музей им. Н.К. Рериха – подчеркнём, общественный музей, созданный таковым по воле Святослава Николаевича, передавшего туда все картины, рукописи, книги, одним словом, всё духовное богатство, что по крупицам собирали в течение своей жизни он и его знаменитые родители и старший брат. Светлана Петровна, в частности, сказала: “Надо защищать! Защищать Рериха, Пушкина и всех наших великих, имена которых пытаются очернить враждебные силы, — и это из категории действенной защиты. Сейчас мы хорошо понимаем: если не будем защищаться – мы не выстоим, не выживем. И если нас не публикуют – сами издаём целые тома, делаем подборки документов, широко их распространяем, чтобы народ знал правду. Я говорю о четырёхтомнике “Защитим имя и наследие Рерихов”, который в последние годы выпущен Международным Центром Рерихов”.
Об этих книгах сказала Г.И. Кудрина, сотрудник Находкинского культурно-этического центра “Свет”: “Сейчас МЦР выпускает много замечательных высокохудожественных книг – они делятся на три серии: Малая Рериховская библиотека, Большая Рериховская библиотека и Научно-популярная Рериховская библиотека. Также все конференции, организуемые в стенах Международного Центра-Музея им. Николая Рериха, все проходящие там события культуры широко освещаются, чтобы как можно больше людей смогли прикоснуться сердцем к величайшим духовным ценностям, которые были переданы Святославом Николаевичем для русского народа. И нам надо читать труды как самих Рерихов, так и Л.В. Шапошниковой, которая продолжает нести идеи космического сознания на высокопрофессиональном философском уровне как учёный-историк, востоковед, индолог. Так, в четырёх томах сборника “Защитим имя и наследие Рерихов” отражена борьба за сохранение целостности наследия великой семьи на протяжении всего существования МЦР. В этих книгах собраны документы, письма, статьи – раскрывается весь драматизм сложившейся вокруг усадьбы Лопухиных очень непростой ситуации. Наследие Рерихов – бесценное сокровище, которое эти великие люди собирали по крупицам, изучая культуру разных эпох и народов. Сегодня Наследие находится в самом центре России, в Москве. Растащи это сокровище по частям – оно сразу утратит свою силу. И Святослав Николаевич нам завещал защищать МЦР, помогать его сотрудникам и не позволять никому мешать их работе. Конечная битва с тьмой особенно жестока, но свет победить невозможно. И когда читаешь, на скольких судах уже выстояли сотрудники Международного Центра Рерихов, поражаешься их, и в первую очередь Людмилы Васильевны Шапошниковой”, мужеству, стойкости и верности прекрасным идеалам”. Завершила Галина Иосифовна своё выступление, вдохновенно продекламировав стихотворные строчки Михаила Лермонтова “Смерть поэта”: …Но есть и Божий суд, наперсники разврата! Затем Л.И. Корсакова познакомила собравшихся с журналом “Культура и время”, выпускаемым МЦР, с восхищением описав великолепие полиграфии этого издания, идейную глубину содержащихся там материалов, всесторонне рассказывающих о великих сынах и дочерях России, о достижениях современной научной мысли, об удивительных фактах из жизни “детей Индиго” и о многом-многом другом. Все поднимаемые темы пронизаны светом Любви, Красоты и Мудрости. Это не случайно, так как девиз издания – ставшие крылатыми слова Достоевского “Красота спасёт мир”. …Вместе с широкой общественностью В конференц-зале МГУ им. адм. Невельского 17 апреля Круглый стол Рериховских организаций объединил последователей идей семьи Рерихов, приехавших во Владивосток из Находки, Арсеньева, Артёма, Лесозаводска, Фокино; села Анисимовки, а также из других мест Дальнего Востока: Читы, Хабаровска, Ванино. Почётным участником собрания стала С.П. Синенко – она, руководитель Отдела по связям с Рериховскими организациями МЦР, с большим интересом выслушивала сообщения дальневосточников-руководителей о деятельности возглавляемых ими общественных объединений. Возможности современных электронных технологий позволили рассказы-сообщения сделать зрелищными, осязаемо-эмоциональными. К этой встрече все готовились очень тщательно, чтобы всесторонне рассказать, чем живут, приближая светлое будущее. Как правило, все без исключения руководители отметили, что в их первоначально многочисленных рядах остались теперь самые стойкие “бойцы невидимого фронта” — в каждом объединении их можно пересчитать по пальцам одной руки. А кто-то в одиночку продолжает нести Весть Красоты в широкие массы. Действительность показывает, что теперь сама собой выработалась иная тактика. Не только глубже проникать в смысл Учения Живой Этики и жить по его нравственным законам – наступил период активной совместной творческой деятельности с привлечением из окружающего культурного пространства неравнодушных людей, представителей науки, искусства, педагогов, власть предержащих, среди них встречаются чиновники, способные помочь в решении какого-то важного вопроса. Сейчас развиваемые нами, последователями идей Рерихов, программы отражают интересы населения города и края – и в ходе их реализации знакомимся с замечательными людьми, так скажем, “нерериховцами”, которые с готовностью подключаются к организации вечеров классической музыки, российско-индийских программ, конкурсов детского рисунка, встреч с учителями по вопросам гуманно-личностной педагогики, научных семинаров с приглашением светил мировой науки из центра России; мероприятий, проводимых совместно с сотрудниками библиотек, вузов, детских школ искусств, общеобразовательных школ, детских садов и т.д. Таких неравнодушных людей, надо отметить, можно отличить по особо тонкому складу души, и они хорошо понимают, что время уже не ждёт – оно требует незамедлительно приложить все силы, сделать всё возможное и невозможное, чтобы переродить человечество, безумствующее в своём самоуничтожении. Так работа рериховских объединений, где тесное слияние с социумом произошло, выходит “из подполья”, становится заметной и значимой – и уже к ним обращаются за помощью и поддержкой. Вместе мы – сила! Завершилось заседание Круглого стола выступлением С.П. Синенко – её очень внимательно слушали, так как многие вещи звучали для дальневосточников впервые. Светлана Петровна рассказала об этапах становления Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н. Рериха, начиная с самой первой всесоюзной встречи в Москве представителей тогда ещё стихийного Рериховского движения. Собралось огромное количество людей – “море разливанное” — некоторые из них эгоистически понимали (например, желали “общаться с Богом напрямую”) задачи, поставленные Святославом Николаевичем перед последователями светлых идей Николая и Елены Рерих. Тогда и сформировалась инициативная группа в семь человек, давно изучавших Живую Этику. Они поддержали позицию Л.В. Шапошниковой – это были первые члены Международного Совета Рериховских обществ. Светлана Петровна более пяти лет возглавляла Совет, знакомясь с интереснейшими людьми, накапливая большой творческий опыт – опыт трудный – надо было часто приезжать в Москву, выступать перед людьми, посещать государственных чиновников, членов Государственной Думы РФ, участвовать в судебных тяжбах, отстаивая права МЦР. Затем в 2005 году приняли совместное решение юридически зарегистрировать Совет руководителей самых деятельных Рериховских организаций на всей территории не только бывших республик СССР, но и дальнего зарубежья. Когда статус Международного Совета юридически оформили, его старейшие члены выступили учредителями этой организации, включая всеми уважаемых, достойных людей: Киру Алексеевну Молчанову, Ольгу Алексеевну Уроженко, Михаила Николаевича Чирятьева, Владимира Андреевича Козара и саму Светлану Петровну. Они обратились к Л.В. Шапошниковой с просьбой разрешить использовать Знамя Мира и дать почётное право носить их объединению имя Святослава Рериха. Людмила Васильевна ходатайствовала по этому поводу к индийской стороне – из Индии ответили: если сама мадам Шапошникова как доверенное лицо С.Н. Рериха не возражает, они препятствовать не будут. Так, по решению Людмилы Васильевны Шапошниковой, Международный Совет Рериховских организаций стал носить имя младшего сына Николая и Елены Рерихов – члены Совета понимали всю ответственность этого события. За прошедшие годы сделано многое, в деталях разработаны и проводятся в жизнь солидные программы: — “Пакт Рериха в защиту Рерихов” — “Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха – уникальное явление современной культуры” — “По маршруту Центрально-Азиатской экспедиции академика Н.К. Рериха” (посвящается 80-летию пребывания экспедиции в России) — “Как охраним живую ткань Культуры?” — Образовательная программа — Международная акция “SOS Культуры – наследие Рерихов в опасности!” Сейчас председателем Совета выбрана Ольга Алексеевна Уроженко, замечательный человек и талантливый учёный, философ и искусствовед, — и деятельность с её приходом, можно уверенно сказать, обрела второе дыхание. В дни работы во Владивостоке конференции и круглых столов рериховцы Дальнего Востока получили от неё письмо, приведём его полностью: Дорогие друзья! В День Культуры, в день подписания Пакта Рериха, открывается новый раздел сайта “Рериховское движение и международное культурное сотрудничество” http://www.roerichs.com/Cooperation.htm. На его страницах получат отражение события в области культуры, науки, образования и т.д., инициированные, организованные вами или проходившие с вашим активным участием. Н.К. Рерих писал: “Каждое накопление в сокровищах культуры будет истинно благим знаком нашего века. Это будет не блуждание, готовое к предательству. Это будут не случайные часы и дни культуры, это будет вообще время, эра культуры. В стремлении к этой эре соберём наши лучшие мысли, лучшие слова, лучшее дружелюбие”. Ваши материалы, написанные в жанре статьи, заметки, зарисовки, портрета, эссе, хроники, обзора с иллюстрациями и фотографиями ждём по адресу: culture-news@rambler.ru. Будем рады единению в творческом труде. С.П. Синенко особый акцент сделала на проблеме сотрудничества МЦР с Рериховским движением. Создаётся ощущение, что это сотрудничество активно проявляется только в дни работы Международных конференций, которые каждый год проходят в Москве 8-11 октября и приурочены к 9 числу, дню рождения Н.К. Рериха. А в остальное время последователи Рерихов в массе своей, как правило, мало интересуются, что происходит в МЦР, Совете. “Мы не нуждаемся в сочувствии, — подчеркнула Светлана Петровна. – Речь идёт о едином пространстве культуры, которое все мы вместе должны пахтать. И вы можете быть успешными в том случае, если будете держать тесную связь с Отделом по связям с Рериховскими организациями. У нас всегда самая свежая информация, где кого надо поддержать, защитить. Посоветоваться с нами – пожалуйста! И надо всегда направлять информацию о своей деятельности в наш отдел и обязательно в Совет для того, чтобы создалось объёмное, всестороннее представление о том, чем занимается движение”. Ещё один аспект высветила представитель МЦР – надо упрочивать творческие связи с представителями науки, вузами, академиями наук. И особенно следить, чтобы в научных публикациях и диссертациях не печатались ложь и клевета на великие облики. “Мы не руководим вами, — ещё раз повторила Светлана Синенко, — но мы рады поддержке с вашей стороны, ибо выжить Рериховское движение может при тесном сотрудничестве Рериховских организаций с МЦР, бесстрашно и неустанно защищая великие имена и наследие Рерихов. При любой возможности несите чистую, правдивую информацию об этой великой семье, о Живой Этике. Пусть люди знают, что существует иная точка зрения”. Всё в Международном Центре Рерихов есть, чтобы выстоять, — С.Н. Рерих заложил в это место надёжную, сильную и светлую энергетику. И само Наследие является колоссальным магнитом – поэтому такие чудовищные нападки. Святослав Николаевич учит нас: “Помните, что вы работники для будущего. Будем всегда стремиться к Прекрасному”. И пусть каждый “принесёт прекрасную жемчужину в ожерелье Великого Учителя”. Тут же было предложено помечтать, чтобы через два-три года снова провести яркую совместную программу. На такой радостной высокой ноте взаимных благодарностей и предвосхищения планов на будущее торжественно завершилась работа конференции и круглых столов. И, как праздник, как волшебный подарок, прозвучало предложение вместе посетить чжурчжэньское Краснояровское городище под Уссурийском Приморского края. Как лирическая завершающая “точка”… До Краснояровского городища, одного из мест обитания древнего народа чжурчжэней, доехали, слушая очень содержательный и обстоятельный рассказ экскурсовода, предварительно побывав в Уссурийске. В городе нас подвезли к Парку культуры и отдыха, благоухающему свежей, недавно распустившейся зеленью деревьев и кустарников. Местная достопримечательность – высеченная из гранита огромная старинная фигура черепахи с очень милой, приветливой мордочкой. Она раскосыми глазами смотрела на нас, восторженных посетителей, сквозь толщу веков. Мы восхищались мастерством древних скульпторов, сумевших высечь резцом в твёрдой породе цельного камня не только эффектные лапы, панцирь и голову, но и смешной хвостик, который был, что называется, на своём месте. На самом городище нашу сплочённую группу встретил буйный пронизывающий ветер и перепаханное (в прямом и переносном смысле) археологами и любителями, “искателями сокровищ”, бывшее поселение древних людей. Хорошо узнавались заградительные валы… И все “уткнули” носы в землю – а вдруг повезёт, и найдём то, что ещё не успели унести предшественники-туристы. Восьмилетнему Валере повезло – он обнаружил тяжеленное каменное ядро и первое время пытался таскать его за собой под наши радостные комментарии.
Городище довольно большое, можно с непривычки заблудиться, и в одном месте набрели на раскоп, где на поверхности во множестве лежали обломки глиняных черепиц от кровли жилищ чжурчжэней. А кому-то улыбнулось большее счастье – нашли маленькие черепки от кувшинов. Главные экспонаты древней мощной культуры бохайского царства (основано около 698 г. н.э.) и пришедшего со временем ему на смену чжурчжэньского государства (было полностью уничтожено войсками потомков Чингисхана) находятся в Приморском объединённом музее им. В.К. Арсеньева. Мы же держали в руках обломки черепиц с характерными отметинами грубого холста, оставшимися при прессовании и сушке глиняных “брикетов”… Мы пытались представить те далёкие времена – как несметные полчища татар осаждали этот островок ныне мирной приморской земли. Действительно, живая ткань культуры ткётся самими людьми здесь и сейчас. Соприкасаясь вживую с историей, вот так, как мы теперь, проникая мысленно сквозь многовековые напластования времени, учишься понимать бесценность богатства, духовного и вещественного, что оставили нам предшествующие поколения. Осознаёшь каждой клеточкой тела, почему наследие древних и великих надо всеми силами сохранять и защищать от вандалов всех мастей… И почему без прошлого нет будущего!.. Подготовила Ольга АВИЛОВА. |